СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс»

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»

Тальменского района Алтайского края




ПРИНЯТО

На заседании методического объединения протокол

№ 5 от 04.06.21 г.

Руководитель МО

гуманитарного цикла

___________________

З.В. Марчукова


СОГЛАСОВАНО

ЗУВР

МКОУ «Ларичихинская СОШ»

______________ Петлюк Н.М.

30.08.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

МКОУ «Ларичихинская СОШ»

_________ Т.Е.Бурындина

Пр.№ 141 от

30 августа 2021г.





Рабочая программа учебного предмета

«Всеобщая история»

для учащихся 5 класса

общеобразовательный уровень

на 2021– 2022 учебный год










Составитель

Безносова Марина Викторовна

учитель истории

первой квалификационной категории


Срок реализации программы – 1 год









Ларичиха 2021



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Тематическое и поурочное планирование/ авт.-сост. Ф.А. Михайловский. – М.: Русское слово, 2013.

Цель изучения курса «История Древнего мира» состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формирования гражданского самосознания.

Задачи курса:

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;

- формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

- формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами;

- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

- воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религиям различных народов;

- формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе освоения знаний по курсу истории Древнего мира.

Место курса в учебном плане

На изучение истории Древнего мира в 5 классе Федеральным базисным учебным планом предусматривается 70 учебных часов - из расчета 2 часа в неделю (2 часа резерва).

Программа содержит 56 урочных тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Ведение. А остающиеся 11 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час – на повторение первого раздела, 4 часа на повторение второго раздела (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа на повторение 3 и 4 разделов. При распределении учебных часов между частями курса Программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культурного наследия античного мира.

Особенности организации работы с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательном классе.

В связи с обучением детей с диагнозом ЗПР в общеобразовательном классе изменяются подходы к организации учебного процесса по отношению к таким обучающимся. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Направления коррекционной работы в структуре урока: - выбор индивидуального темпа обучения; - дозирование предъявляемой помощи и внешний контроль; - постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе; - использование достаточного количества иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала; - формирование навыков письма, чтения; - развитие познавательной активности; - коррекция эмоционально-волевой сферы; - обогащение и уточнение словарного запаса; - развитие связной речи; - развитие лексико-грамматического строя речи; - формирование/развитие пространственно- временных представлений; - исключение многоступенчатых инструкций; - включение в социальные формы деятельности при утомляемости; - использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем: обращаться за помощью и принимать помощь. Основные подходы к организации уроков для детей с ЗПР: - подбор заданий, максимально побуждающих активность ребенка, потребность в познавательной деятельности; - приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР; 5 - индивидуальный подход. Специальные методы и приемы: повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций; при запоминании использование приема мнемотехники; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; наблюдение за особенностями развития ребѐнка в динамике, приемы удержания внимания на занятии: частое обращение к ребенку по имени, поручение заданий, предполагающих движение, смену видов деятельности; проявление большого такта со стороны учителя; использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. Измерение качества обучения. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по предмету.


Планируемые результаты

Предметные результаты

- знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;

- усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений и процессов;

- умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;

- применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век – с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;

- умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

- способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.

Метапредметные результаты

- умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;

- умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные результаты

- формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;

- развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охраны.



Содержание курса Всеобщая история

История Древнего мира

5 класс (68 ч)

Введение 1 час

Что изучает история. История Древнего мира как часть всеобщей, или всемирной, истории. Основные разделы истории Древнего мира. Письменные и вещественные исторические источники. Археология и этнография. Вспомогательные научные дисциплины. Историческая карта.

Раздел I

ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

7 часов

Тема I

СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА  (3 часа)

Материал раздела дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.

Опорные понятия и термины: человеческое стадо, «человек разумный», каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Урок 1. Первые люди на земле

Происхождение человека. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Охота и собирательство – способы добывания пищи. Овладение огнем и его роль в развитии человека. Появление «человека разумного»: неандерталец и кроманьонец. Понятие «первобытные люди».

Урок 3 . Открытия и изобретения древних охотников

Расселение первобытных людей по земле и причины этого. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Совершенствование орудий каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Урок 4. Искусство и религия первобытных людей

Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.

Тема II

У истоков цивилизации (3 часа + 1 час повторение)

Изучение материалов раздела дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.

Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности.

Учебное оборудование: карта полушарий.

Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства

Переход от присваивающего хозяйства к производящему как важнейший поворот в жизни первобытного общества.

Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия —из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.

Урок 6. От первобытности к цивилизации

Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Выделение знати. Старейшины и вожди. Рабство. Переход к цивилизации и ее основные признаки (имущественное расслоение и социальное неравенство, государственность, города, письменность).

Урок 7. Повторение и проверка знаний

Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход к цивилизации. Понятие «Древний Восток».


Урок 8. Счет лет в истории (1 час)

Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.

                   

Раздел II

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

(19 часов)

ТЕМА III

ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН (4 часа+1)

Материалы раздела призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Раздел логически связан с материалом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.

Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. — III век н. э.)», карта «Рост территорий государств в древности».

Урок 9. Египет — дар Нила

Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения.

Преобразование нильской долины в результате трудовой деятельности людей. Возникновение неравенства между людьми. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис – столица единого государства. Папирус. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис — столица единого государства.

Урок 10 Страна двух рек

Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Ирригационное земледелие. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись, Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.

Урок 11 . Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи — важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Значение законов Хаммурапи.

Урок 12. Индия и Китай в древности

Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Недешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ - «река, надрывающая сердце». Первые государства в Китае. Гадательные надписи.

Урок 13. Повторение и проверка знаний (час)

Где и почему возникли первые цивилизации (сравнительная характеристика). Понятие «Древний Восток».

Тема IV

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ  (4 часа+1)

В теме изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего , Среднего и Нового царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.

Опорные понятия и термины; восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Урок 14. Фараоны и пирамиды

Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса, Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон — повелитель Египта, Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники и писцы.

Налоговое обложение.

Урок 15. Жизнь в Древнем Египте

Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.

Урок 16. Завоевания фараонов

Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы — столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.

Урок 17. Культура Древнего Египта

Понятие «культура» как совокупность достижений народа в разных сферах деятельности. Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины.

Урок 18 Повторение и проверка знаний (1 час)

Обобщенная характеристика древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Достижения древних египтян (орошаемое земледелие, каменное строительство, изобразительное искусство, письменность и научные знания). Особенности и историческое значение древнеегипетской цивилизации.

Тема V

ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ВЕК ЖЕЛЕЗА. (4 часа+1)

В теме дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.

Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Урок 19. Финикийские мореплаватели

Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение.

Урок 20. Древняя Палестина

Местоположение и природные условия Палестины. Переселение в страну филистимлян и еврейских племен. Переход к единобожию. Борьба евреев с филистимлянами. Древнееврейское царство и его первые правители: Саул, Давид и Соломон. Иеруслимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.

Урок 21. Ассирийская военная держава

Местоположение страны и природные условия. Освоение и начало обработки железа. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.

Урок 22. Победители Ассирии

Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Образование Нововавилонского царства. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране. Мидийское царство в правление Киаксара и Астиага.

Урок 23. Повторение (1 час)

К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.

ТЕМА VI

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (3 часа+1)

В теме показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века великих держав. Раздел завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Раздел завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.

Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н.э. — III век н. э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».

Урок 24 . Образование державы Маурьев в Индии

Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.

Урок 25. Единое государство в Китае

Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Раздробленность страны. Учение Конфуция. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев.

Урок 26. Великая Персидская держава

Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Приход к власти Дария 1. Персидская держава при Дарий 1. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Урок 27. Повторение и проверка знаний (1 час)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.

РАЗДЕЛ III

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 часов)

Тема VII

ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ (3 часа)

В теме учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.

Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».

Урок 28. Греция и остров Крит в эпоху бронзы

Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите, в Греции и в Малой Азии. Троянская война. Вторжение дорийцев.

Урок 29. Поэмы Гомера

«Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.

Урок 30. Боги и герои Эллады

Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.

ТЕМА VIII

РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА (3 часа+1)

Тема имеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают предстаапение о двух периодах в истории Греции: гомеровском и архаическом (термины не употребляются), узнают о возникновении античной (полисной) цивилизациии, об Афинах и Спарте как двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития греческих полисов, дает представление о многообразии мира полисов, обо всем ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал темы дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока.

Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII - VI веках до н.э.».

Урок 31. Греческие полисы и Великая греческая колонизация

Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия ее возникновения («греческого чуда»). Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации. Скифы в Северном причерноморье.

Урок 32. Афинский полис

Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии . реформы Клисфена. Совет пятисот. Победа демократии в Афинах.

Урок 33. Древняя Спарта

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». .Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь.

Урок 34. Повторение и проверка знаний (1 час)

Древняя Греция и Древний Восток к V в. до н. э.: образование мира полисов и Персидской державы.

ТЕМА IX

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ    (2 часа)

В теме изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал раздела имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. При ознакомлении учащихся с историей греко-персидских войн подчеркивается их справедливый характер со стороны греков защищавших свою родину, и захватнический характер войн со стороны персов стремившихся к захвату чужих земель

Опорные понятия и термины: причины и характер войны, гоплит, фаланга.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. э.».

Урок 35. Герои Марафонской битвы.

Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.

Урок 36. Персидское вторжение в Грецию

Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 г. до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков.

ТЕМА X

МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН (3 часа)

В теме рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии,   ее   всемирно-историческое  значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.

Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.

Учебное оборудование; карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Урок 37. Расцвет демократии в Афинах

Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.

Урок 38. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э.

Рост рабства в Греции. Источники рабства. Работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Чернофигугные и краснофигурные стили вазописи. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей — главные морские ворота Афин, центр международной торговли.

Урок 39. Пелопоннесская война

Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир, Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад — стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны.

ТАЕМА XI

ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 часа+1)

В теме углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из раздела о причинах расцвета древнегреческой культуры, одной из которых являлась победа демократии, об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.

Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гим-насий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.

Учебное оборудование: диапозитивы, диафильмы, альбомы по истории культуры.

Урок 40. Граждане, ученые и атлеты Греции

Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.

Урок 41Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.

Урок 42 Повторение и проверка знаний (1 час)

Вклад древних греков в развитие мировой культуры.

Тема XII

МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ (3 часа+1 на повторение)

В теме учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей

завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал раздела позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Раздел завершает изучение истории Древней Греции.

Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.

Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.».

Урок 43. Возвышение Македонии

Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа П. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.

Урок 44. Завоевания Александра Македонского

Начало Восточного похода. Битва на Гранике. Захват Малой Азии. Битва при Иссе. Осада Тира. Занятие Египта и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Возвращение в Вавилон. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.

Урок 45. Греческий Восток

Смерть Александра и распад его державы. Борьба за власть между соратниками Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамента.

Урок 46.Повторение и проверка знаний (1 час)

Повторение и обобщение учебного материала раздела. Основные периоды и условия исторического развития Древней Греции. Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.

РАЗДЕЛ IV

 ДРЕВНИЙ РИМ  (22 час2)

ТЕМА XIII

ОБРАЗОВАНИЕ  РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (3 часа)

Из материалов темы учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III в. до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие «государство".

Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.

Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

Урок 47. Рим под властью царей

Местоположение Рима и Италии. Латинские племена. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.

Урок 48. Республика римских граждан

Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Жрецы римских богов: понтифики, авгуры, фециалы. Пантеон римских богов.

Урок 49. Завоевание Римом Италии.

Подчинение Италии Римом. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Войны римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией. Положение итальянских союзников Рима. Колонии римских граждан.

Тема XIV

РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ  (3 часа+ 1 час на повторение)

Тема включает в себя материал о превращении Римской республики в III — II вв. до н, э. в сильнейшую державу Средиземноморья, характеризуется как захватническая внешняя политика Рима, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати. Продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.

Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.

Учебное оборудование: карта «Римская республика III — I вв. до н.э.».

Урок 50. Первая война с Карфагеном

Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Захват римлянами Сицилии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Урок 51. Война с Ганнибалом

Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Фабий. Битва при Каннах. Высадка войск Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Итоги войны. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Урок 52 Рим — завоеватель Средиземноморья

Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Урок 53повторение.

Рост Римского государства. Основные этапы римских завоеваний. Причины побед Рима. Исторические последствия римских завоеваний.

ТЕМА XV

ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ  (5 часов+1 на повторение)

В теме изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.

Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.

Учебное оборудование: карта «Римская республика в 111 - I вв. до н.э.».

Урок 54. Народные трибуны - братья Гракхи

Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Обогащение знати. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Урок 55. Сулла - первый военный диктатор Рима

Война с нумидийским царем Югуртой. Военная реформа Гая Мария и превращение римской армии в профессиональную. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Гражданская война и захват Рима армией Луция Корнелия Суллы. Военная диктатура Суллы. Проскрипции. Реформа государственной власти. Наделение землей солдат.

Урок 56. Восстание Спартака

Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Красе во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.

Урок 57. Цезарь — повелитель Рима

Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Помпея, Красса и

Цезаря. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Борьба Цезаря и Помпея. Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря. Заговор Брута и Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.

Урок 58. Падение республики

Положение в Риме после убийства Цезаря. Союз наследников Цезаря: Марка Антония и Октавиана. Подчинение ими Рима и западных провинций. Проскрипции и гибель Цицерона. Подчинение Брутом и Кассием восточных провинций. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Войны с Египтом. Падение республики.

Урок 59 Повторение и проверка знаний (1 час)

Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы.

Тема XVI

РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ  (3 часа)

В теме изучается период ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики — начала империи, характеризуются достижения римской культуры.

Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в 1—111 вв. н.э.», диафильмы, диапозитивы, альбомы по истории культуры Древнего Рима.

Урок 60. Император Октавиан Август

«Восстановление республики» Октавианом Августом. Власть императора и власть сената. Преторианская гвардия. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Предоставление «хлаба и зрелищ» населению Рима. Завоевание новых территорий. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида».

Урок 61 . Цезари Рима

Укрепление императорской власти преемников Августа и ее характер. Правление Нерона. Личность императора и его преступления. Актер на троне. Пожар Рима. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Наивысшее могущество римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит.

Урок 62-63. Жизнь в Римской империи

Рим — столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах.

В провинциях империи. Строительство дорог. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Римский колонат.

ТЕМА XVII

ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ  (4 часа+2 часа на повторение)

В теме изучается период заката античной цивилизации и переходный к Средневековью период поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; г) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.

Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV — V вв. Падение Западной Римской империи».

Урок 64. Кризис Римской империи в III веке

Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Положение на восточных рубежах. Внутреннее ослабление империи. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан — «восстановитель империи". Нерешенные проблемы. Натурализация хозяйства. Кризис религии.

Урок 65. Христианство

Исторические условия возникновения христианства. Иудейский мессианизм. Жизнь и учение Христа. Новые моральные нормы. Распространение христианства. Евангелия. Первые христианские общины и их социальный состав. Становление и развитие христианской церкви. Епископат. Христианство и Римское государство. Гонения на христиан..

Урок 66. Императоры Диоклетиан и Константин

Приход к власти Диоклетиана. Личность императора. Реформа императорской власти. Тетрархия. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Прикрепление колонов к земле. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»). Строительство и украшение новой столицы.

Урок 67 Падение Западной Римской империи

Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосии I- «друг готов». Христианство – государственная религия Римской империи. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.

Урок 68 Повторение и проверка знаний (1 час)

Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру. Итоговое повторение по всему курсу.









Перечень тем учебного курса

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

6

3

Раздел 2. Древний Восток

17

4

Раздел 3 Древняя Греция

20

5

Раздел 4. Древний Рим

22

6

Резерв

2









Тематический поурочный план учебного предмета

№ урока

Тема

неделя

Введение

1

Вводный урок. Что изучает история

1

2

Счет лет в истории.


Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)

3

1.1

Появление людей на земле.

2

4

1.2

Жизнь древних охотников


5

1.3

Искусство и религия первобытных людей

3

6

1.4

Древние земледельцы и скотоводы


7

1.5

От первобытности к цивилизации.

4

8

1.6

Повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»


Раздел 2 Древний Восток (17 часов)

9


2.1

Возникновение государства в Древнем Египте

5

10

2.2

Жизнь Древних египтян.


11

2.3

Могущество и упадок державы

фараонов

6

12

2.4

Религия древних египтян


13

2.5

Культура Древнего Египта

7

14


2.6

Древнее Междуречье


15

2.7

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

8

16

2.8

Финикийские мореплаватели


17

2.9

Древняя Палестина

9

18

2.10

Ассирийская держава


19

2.11

Нововавилонское царство

10

20

2.12

Персидская держава


21

2.13

Государства Древней Индии

11

22

2.14

Общество и культура Древней Индии


23

2.15

Государства Древнего Китая

12

24

2.16

Культура Древнего Китая


25

2.17

Повторительно- обобщающий урок по теме

«Древний Восток»

13

Раздел 3. Древняя Греция (20 часов)

26

3.1

Зарождение греческой цивилизации


27

3.2

Ахейская Греция

14

28

3.3

Поэмы Гомера


29

3.4

Боги и герои Древней Греции

15

30

3.5

Возникновение полисов


31

3.6

Великая греческая колонизация

16

32

3.7

Возникновение демократии в Афинах


33

3.8

Древняя Спарта

17

34

3.9

Греко- персидские войны


35

3.10

Греко- персидские войны

18

36

3.11

Расцвет Афинского государства


37

3.12

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

19

38

3.13

Упадок Эллады


39

3.14

Образование и наука Древней Греции.

20

40

3.15

Древне- греческое искусство


41

3.16

Олимпийские игры

21

42

3.17

Возвышение Македонии


43

3.18

Завоевания Александра Македонского

22

44

3.19

Греческие государства на Востоке


45

3.20

Повторительно- обобщающий урок по теме «Древняя Греция»

23

Раздел 4 Древний рим (21 час)

46

4.1

Начало римской истории


47

4.2

Республика римских граждан

24

48

4.3

Завоевание Римом Италии


49

4.4

Первая война с Карфагеном

25

50

4.5

Война с Ганнибалом


51

4.6

Рим — завоеватель Средиземноморья

26

52

4.7

Народные трибуны — братья Гракхи


53

4.8

Сулла — первый военный диктатор Рима

27

54

4.9

Восстание Спартака


55

4.10

Цезарь — повелитель Рима

28

56

4.11

Падение республики


57

4.12

Император Октавиан Август

29

58

4.13

Цезари Рима


59

4.15

Жизнь в Римской империи

30

60

4.16

Жизнь в Римской империи


61

4.17

Кризис Римской империи в III веке

31

62

4.18

Христианство


63

4.19

Императоры Диоклетиан и Константин

32

64

4.20

Падение Западной Римской империи


65

4.21

Повторительно- обобщающий урок по теме «Древний Рим»

33

66

4.22

Повторительно- обобщающий урок по курсу


67


Резерв

34

68


Резерв


69


Резерв

35

70


Резерв





Описание материально- технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы


1. Учебно-методическое обеспечение для учащихся

Михайловский, Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А. Михайловский; под ред Г.М. Бонгард-Левина – 2-е изд. М.: Русское слово, 2013.

2. Учебно-методическое обеспечение для учителя

1) История Древнего мира / мультимедийное приложение к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» ООО «Русское слово»

2) Программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Тематическое и поурочное планирование/авт.-сост. Ф.А. Михайловский. – М.: Русское слово, 2013.

3) Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / С.А.Жукова – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

4). Короткова, М.В. Дидактические материалы по истории Древнего мира к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира».М.: ООО «Русское слово», 2010.

5) Агафонов, С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 класс.М.: ООО «Русское слово», 2012.

6) Михайловский, Ф.А. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс», М.: Русское слово, 2013.


3.Интернет – ресурсы

1. Ресурсы сайта fcior.ru

2. Ресурсы сайта school-collection.edu.ru


4. Материально – техническое обеспечение

Технические средства обучения.

1. Ноутбук Асеr.

2. Интерактивная доска Star board.

3. Проектор Асеr.


УМК

    1. История Древнего мира / мультимедийное приложение к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» ООО «Русское слово»

    2. Программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Тематическое и поурочное планирование/авт.сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

    3. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / С.А.Жукова – 3-е изд. – М.: ООО «Руссское слово – учебник», 2012.

    4. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А. Михайловский; под ред Г.М. Бонгард-Левина – 2-е изд. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.









- оборудование и приборы

1) АРМ – учителя.

2) телевизор.

3) ДВД-плеер.

- Интернет-ресурсы

1) http://his.1september.ru/urok/index.php - Я иду на урок истории.

2) ancienthistory.spb.ru - "История древнего мира" Электронный учебник для 5-го класса под редакцией Уколовой В.И., Маринович Л.П. Иллюстрации, карты.

3)  ancient.gerodot.ru - сайт "Древний Мир".  Древний мир - история далеких веков, забытых цивилизаций и стран. Войны и восстания, правители и завоеватели, легенды и мифы, история и вымысел, философия и религия, гипотезы и свежие новости из мира археологии.

- Подборки материалов по Древней истории и культуре  по странам и племенам: Египет, Индия, Греция, Ассирия, Персия, Китай, Рим, Ацтеки и др. (всего 40).

- Другие большие разделы: Военное искусство; Личности (по странам); Статьи; Хронология (Общая по периодам - от 35000 до н.э до 27 до н.э.; по странам -10; Карты и схемы (более 30 стран и народов); Новости истории; Хрестоматия (исторические документы: древние хроники, записи, рассказы) и др.

 4)  ostu.ru  "Геосинхрония" - Атлас всемирной истории. Карты и схемы по всеобщей истории. Схемы образования и карты древних государств. Таблицы династий и правителей

5)history.rin.ru - "История" на RIN.ru (Российская Информационная Сеть). Разделы: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшая история (по каждому разделу - страницы, карты, даты и события). Общие разделы (Загадки истории, Исторические личности и др.)

 - литература, рекомендованная для учащихся:

  • Атлас всемирной истории.  Под ред. Джереми Блэка. (2007, 324с.)

  • Войны и сражения Древнего мира. 3000 год до н.э. - 500 год н.э. Энглим С. и др.      

  • Великие сражения Древнего мира. 1285 до н. э. - 451 н. э.  Келли Девриз и др.    

  • Древний мир. Средневековье. Большая серия знаний. Цирульников А.М. (2005, 128с.) 

  • Египет - сын тысячелетий.  Н. Петровский, В. Матвеев   

  • История Древнего мира.  Нефедов С.А.

  • История с древнейших времен до XV века. Серия "Эрудит" (2006, 192с.) 

  • Как рассказывают историю детям в разных странах мира. Ферро М. (1992, 351с.)

  • Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история. Сост. Елманова Н.С., Савичева Е.М. (1994, 448с.)

  • Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.   

  • Энциклопедия для детей. Том 31. Древние цивилизации.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!