Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 31 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ директора школы _______________ Тюрина Г.Н. Приказ № 67 от 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
по всеобщей истории
5 класс
(История Древнего мира)
Составитель программы:
Моисеенко Л. И.
г. Гагарин
2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа:
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко -Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. – 2-е изд. Дораб. – М.: Просвещение.
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для образовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенстицкая; под ред. А. А. Искендорова.-2-е изд. – М.: Просвещение,2013.
Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа по всеобщей истории для 5 класса рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему). Знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета.
История Древнего мира
Понятие и хронология. Древние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное устройство, экономика. Религии, культура. Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Древний Рим. Основные этапы исторического развития, формы политического и общественного устройства. Культура. Античное язычество. Возникновение и распространение христианства. Античное наследие и его значение для современного мира.
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
5А | 5Б |
1 | Введение | 1 | | |
Раздел I. «Жизнь первобытных людей» (6 часов) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 | | |
2 | Древнейшие люди. | 1 | | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | | |
4 | Возникновение религии и искусства. | 1 | | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 3 | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | | |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | | |
7 | Повторение. «Значение первобытной эпохи в истории человечества». Контрольный тест. | 1 | | |
Тема 3. Счёт лет в истории | | | |
8 | Счёт лет в истории. | 1 | | |
Раздел II. «Древний Восток» (20 часов). Тема 4. Древний Египет. | 8 | | |
9 | Государство на берегах Нила. | 1 | | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 | | |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 | | |
12 | Военные походы фараонов. | 1 | | |
13 | Религия древних египтян. | 1 | | |
14 | Искусство Древнего Египта. | 1 | | |
15 | Письменность и знания древних египтян. | 1 | | |
16 | Повторение. Достижения древних египтян. | 1 | | |
Тема 5. Западная Азия в древности. | 7 | |
17 | Древнее Двуречье. | 1 | | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | | |
19 | Финикийские мореплаватели. | 1 | | |
20 | Библейские сказания. | 1 | | |
21 | Древнееврейское царство. | 1 | | |
22 | Ассирийская держава. | 1 | | |
23 | Персидская держава «царя царей». | 1 | | |
Тема 6. Индия и Китай в Древности. | 5 | |
24 | Природа и люди Древней Индии. | 1 | | |
25 | Индийские касты. | 1 | | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | | |
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | | |
28 | Повторение. «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру». Контрольный тест. | 1 | | |
Раздел lll. Древняя Греция (21 час) Тема 7. Древнейшая Греция. | 5 | | |
29 | Греки и критяне. | 1 | | |
30 | Микены и Троя. | 1 | | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | | |
33 | Религия древних греков. | 1 | | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | | |
36 | Древняя Спарта. | 1 | | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | | |
38 | Олимпийские игры в древности. | 1 | | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | | |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. | 5 | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | | |
42 | В городе богини Афины. | 1 | | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | | |
44 | В афинском театре. | 1 | | |
45 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | | |
48 | В Александрии Египетской. | 1 | | |
49 | Повторение. «Вклад древних эллинов в мировую культуру». Контрольный тест. | 1 | | |
Раздел IV. «Древний Рим» (19 часов) Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | 6 | | |
50 | Древнейший Рим. | 1 | | |
51 | Завоевание Римом Италии. | 1 | | |
52 | Устройство Римской республики. | 1 | | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | | |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | 1 | | |
55 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | | |
Тема 12. Гражданские войны в Риме. | 4 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | | |
57 | Восстание Спартака. | 1 | | |
58 | Единовластие Цезаря. | 1 | | |
59 | Установление империи. | 1 | | |
Тема 13. Римская империя в первые века н.э. | 6 | |
60 | Соседи Римской империи. | 1 | | |
61 | В Риме при императоре Нероне. | 1 | | |
62 | Первые христиане и их учение. | 1 | | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | | |
64 | Вечный город и его жители. | 1 | | |
65 | Обобщение по теме «Древний Рим» | 1 | | |
66 | Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 | | |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | 2 | |
67 | Римская империя при Константине. | 1 | | |
68 | Взятие Рима варварами. | 1 | | |