СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и требованиями к рабочей программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № 67 от 31 августа 2018 г.





Рабочая программа

по всеобщей истории

5 класс

(История Древнего мира)







Составитель программы:

Моисеенко Л. И.




г. Гагарин

2018 год



Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа:

Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко -Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. – 2-е изд. Дораб. – М.: Просвещение.

Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:

Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для образовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенстицкая; под ред. А. А. Искендорова.-2-е изд. – М.: Просвещение,2013.

Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа по всеобщей истории для 5 класса рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю).



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:



Личностные результаты освоения основной образовательной программы.

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему). Знание истории, языка, культуры своего народа, основ культурного наследия человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу).


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения).

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы

  • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

  • представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

  • умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

  • уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

  • уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

  • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

  • умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.



Содержание учебного предмета.

История Древнего мира

Понятие и хронология. Древние цивилизации Востока: Месопотамия, Древний Египет, Индия, Китай. Общественное устройство, экономика. Религии, культура. Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Древний Рим. Основные этапы исторического развития, формы политического и общественного устройства. Культура. Античное язычество. Возникновение и распространение христианства. Античное наследие и его значение для современного мира.

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Введение

1



Раздел I. «Жизнь первобытных людей» (6 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3



2

Древнейшие люди.

1



3

Родовые общины охотников и собирателей.

1



4

Возникновение религии и искусства.

1



Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

3


5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1



6

Появление неравенства и знати.

1



7

Повторение.

«Значение первобытной эпохи в истории человечества». Контрольный тест.

1



Тема 3. Счёт лет в истории




8

Счёт лет в истории.

1



Раздел II. «Древний Восток» (20 часов).

Тема 4. Древний Египет.


8



9

Государство на берегах Нила.

1



10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1



11

Жизнь египетского вельможи.

1



12

Военные походы фараонов.

1



13

Религия древних египтян.

1



14

Искусство Древнего Египта.

1



15

Письменность и знания древних египтян.

1



16

Повторение. Достижения древних египтян.

1



Тема 5. Западная Азия в древности.

7


17

Древнее Двуречье.

1



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1



19

Финикийские мореплаватели.

1



20

Библейские сказания.

1



21

Древнееврейское царство.

1



22

Ассирийская держава.

1



23

Персидская держава «царя царей».

1



Тема 6. Индия и Китай в Древности.

5


24

Природа и люди Древней Индии.

1



25

Индийские касты.

1



26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1



27

Первый властелин единого Китая.

1



28

Повторение. «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру». Контрольный тест.

1



Раздел lll. Древняя Греция (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция.


5




29

Греки и критяне.

1



30

Микены и Троя.

1



31

Поэма Гомера «Илиада».

1



32

Поэма Гомера «Одиссея».

1



33

Религия древних греков.

1



Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.


7



34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1



35

Зарождение демократии в Афинах.

1



36

Древняя Спарта.

1



37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1



38

Олимпийские игры в древности.

1



39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1



40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1



Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

5


41

В гаванях афинского порта Пирей.

1



42

В городе богини Афины.

1



43

В афинских школах и гимнасиях.

1



44

В афинском театре.

1



45

Афинская демократия при Перикле.

1




Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.


4



46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1



47

Поход Александра Македонского на Восток.

1



48

В Александрии Египетской.

1



49

Повторение. «Вклад древних эллинов в мировую культуру». Контрольный тест.

1



Раздел IV. «Древний Рим» (19 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

6



50

Древнейший Рим.

1



51

Завоевание Римом Италии.

1



52

Устройство Римской республики.

1



53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1



54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

1



55

Рабство в Древнем Риме.

1



Тема 12. Гражданские войны в Риме.

4


56

Земельный закон братьев Гракхов.

1



57

Восстание Спартака.

1



58

Единовластие Цезаря.

1



59

Установление империи.

1



Тема 13. Римская империя в первые века н.э.

6


60

Соседи Римской империи.

1



61

В Риме при императоре Нероне.

1



62

Первые христиане и их учение.

1



63

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

1



64

Вечный город и его жители.

1



65

Обобщение по теме «Древний Рим»

1



66

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)

1



Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

2


67

Римская империя при Константине.

1



68

Взятие Рима варварами.

1