СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Всеобщей истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Всеобще истории разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Трудармейская СОШ» (далее ОУ) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Всеобщей истории»

Приложение к

разделу 2.1 ООП ООО


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевский муниципальный район







Рассмотрено на заседании МО

Протокол №___ от _________

__________________________

Согласовано МС

Протокол №___ от _________


Программа рекомендована

к работе Педагогическим советом

Протокол №___ от _________

Утверждено приказом директора

№___________от _______20__







Рабочая программа по Всеобщей истории

основного общего образования

5-9 классы

2017-2022 годы

освоения программы








Составитель: Станцель Марина Николаевна.

учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория








2017

Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Трудармейская СОШ» (далее ОУ) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Всеобщая история»

в 5 – 9 классах

Личностные

Выпускник научится

Когнитивный компонент

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностный и эмоциональный компонент

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент

  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность научиться

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты изучения Всеобщей истории:

Регулятивные

Выпускник научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временной перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию своих действий и действий партнера;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметными результатами изучения предмета Всеобщей истории являются:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


История Древнего мира (5 класс)

Выпускник научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

История Средних веков (6 класс)

Выпускник научится:

  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

История Нового времени (7 – 9 классы)

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

  • анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.



Содержание учебного предмета «Всеобщая история» в 5-9 классах

История Древнего мира. 5 класс

Тема 1. Первобытное общество

Древнейшие люди. Мифы, легенды, наука. Основные этапы развития человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и
скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Тема 2. Древний Восток

Возникновение первых государств в Древнем Междуречье. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Письменность и научные знания Шумера. Боги.
Образование Древнеегипетского государства. Страна среди песков. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Общество Древнего Египта. Жрецы. Земледельцы и ремесленники. Рабы. Расцвет Древнеегипетского государства. Хозяйство. Войско.

Внешняя политика. Тутмос III и Рамсес II. Религия Древнего Египта. Боги. Храмы. Фараон-реформатор Эхнатон. В царстве Осириса. Наука и искусство в Древнем Египте.

Письменность. Научные знания. Школы. Искусство. Пирамиды. Вавилонское царство. Образование Вавилонского царства. Царь Хаммурапи и его законы. Финикия. Природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.

Древняя Палестина. Природные условия. Занятия населения. Израильское царство. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Давид. Соломон. Ассирийская держава. Природные условия и хозяйство. Завоевательные походы. Тиглатпаласар  III. Крушение Ассирийской державы. Сокровища библиотеки.

Нововавилонское и Персидское царства. Новое возвышение Вавилона. Навуходоносор II. Возникновение Персидского царства. Кир Великий. Дарий I.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань.
Религия и культура Древней Индии и Китая. Индуизм. Буддизм. Наука и культура Древней Индии. Письменность и научные знания Древнего Китая. Религия Древнего Китая. Конфуцианство.

Тема 3. Древняя Греция

Крит и Микены. Государство на Крите. Акрополь. Критское царство при царе Миносе. Гибель Критской державы. Микенское царство.

Религия древних греков. Мир богов. Боги – покровители хозяйства. Древнегреческие герои. Геракл. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Величайший поэт Древней Греции. Причины Троянской войны. Поэма «Илиада». Открытие Генриха Шлимана. Хитроумный Одиссей. Поэма «Одиссея». Возвращение Одиссея домой. Конец «темных веков» и появление полисов. Новый подъем ремесла и торговли. Возникновение полисов и их устройство.

Граждане полиса. Великая греческая колонизация. Причины колонизации. Жизнь в заморских колониях. Греки в Северном Причерноморье. Единство греческого мира.
Древняя Спарта. Образование государства и его устройство. Хозяйство. Войско. Воспитание юных спартанцев. Древние Афины. Природные условия Аттики. Основные занятия населения. Государственное устройство. Положение афинских земледельцев.

Утверждение демократии в Афинах. Реформы Солона. Разделение на разряды. Возрастание роли демоса в управлении Афинами. Афинская демократия.
Греко-персидские войны. Вторжение персов в Грецию. Победа греков при Марафоне. Подготовка к новой войне. Фемистокл. Фермопильское сражение. Царь Леонид. Битва при Саламине. Окончание греко-персидских войн. Длинные стены.

Расцвет Афинского государства. Возвышение Афин. Развитие демократии. Перикл – первейший среди афинян. Война между Афинами и Спартой. Афины – центр культуры, ремесла и торговли. Жемчужина Греции. Путешествие по Афинскому акрополю. Фидий. Калликрат. На агоре и в мастерской. Пиррей – морские ворота Афин.

Повседневная жизнь древних греков. Дом афинянина. Частная жизнь. Семья.
Наука и образование. Представления греков об окружающем мире. Греческие историки. Наука. Воспитание и обучение. Гимнасии – школы для взрослых. Искусство и театр. Архитектура. Скульптура. Живопись. Эллада – родина театра. Трагедия. Комедия. Значение театра в жизни эллинов. Олимпийские игры. Общегреческие праздники. Время священного перемирия. Олимпийские состязания.

Возвышение Македонии. Ослабление Эллады. Македония при Филиппе II. Усиление Македонии. Демосфен. Подчинение Греции Македонией. Походы Александра Македонского. Завоевание Малой Азии. Завоевание Восточного Средиземноморья. Падение Персидской державы. Завершение восточного похода и образование державы Александра Македонского.

Культура эллинистических государств. Возникновение эллинистических государств. Развитие техники в эпоху эллинизма. В Александрии Египетской. Искусство эллинистических государств.

Тема 4. Древний Рим

Начало римской истории. Природа Италии. Население. Этруски. Семь римских царей. Легенда о Ромуле и Реме. Похищение сабинянок. Ромул. Царский период в истории Рима.
Установление республики. Борьба патрициев и плебеев. Гражданская община. Ранняя республика. Нравы, обычаи, религия. Римская семья. Патроны и клиенты. Религия.

Завоевание Римом Италии. Римская армия. «Горе побежденным». Самнитские войны. Войны с Пирром. Пунические войны. Первая Пуническая война. Вторая Пуническая война. Ганнибал. Битва при Каннах. Публий Корнелий Сципион. Третья Пуническая война. Завоевание Восточного Средиземноморья. Завоевание Македонии и Греции. Сирийская война. Римские провинции.

Гражданские войны. Тиберий Гракх. Гай Гракх. Легионы штурмуют столицу.
Рабство в Риме. Источники рабства. Вольноотпущенники. Гладиаторские бои. Самый известный из гладиаторов. Красс и Помпей против Спартака.

Римское государство в I в. до н. э. Первый триумвират. Возвышение Цезаря. Диктатура Цезаря. Октавиан Август. Борьба за власть. Установление новой власти. Принципат. Век «золотой латыни». Династии римских императоров. Император Нерон. Веспасиан. «Золотой век» империи. Траян. Марк Аврелий.

Возникновение христианства. Новый взгляд на мир. Жизнь и учение Иисуса Христа. Христианские общины.

Культура. Вечный город. Новшества в строительстве. Акведуки. Виадуки. Арки. Литература. Римское право. Юристы.

Быт и досуг римлян. Дом римлянина. Инсула. Домус. Досуг римлянина. Термы. Одежда и еда римлян. Школы в Риме.

Поздняя империя. Колоны и магнаты. Император Диоклетиан. Доминат. Императорская власть и церковь. Император Константин. Вторжение варваров. Аларих и Аттила. Падение Западной Римской империи.


История Средних веков. 6 класс

Введение.
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье

Римляне и варвары. Гибель Западной Римской империи. Великое переселение народов. Королевства германцев в Британии. Королевства германцев в Италии. Теодорих Великий. Арианство. Рождение Франкского королевства. Общественное
устройство франков. Законы франков; «Салическая правда».

Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Военные походы Карла Великого. Империя Карла Великого. Герцоги, графы, маркграфы. Распад империи Карла Великого, образование на этих землях новых государств – Франции, Германии, Италии. Новая волна завоеваний в Европе. Норманны – варяги – викинги. Географические открытия норманнов. Завоевания норманнов. Альфред Великий. Кнуд  II Великий.
Вильгельм Завоеватель. Нашествие венгров. Германский король Генрих I. Венгерское королевство. Христианство и культура раннего Средневековья. Западноевропейская культура и античное наследие. Христианская культура в раннее Средневековье. Вселенский собор 325 г. Символ веры. Писатели Иероним и Августин. Григорий Богослов. Иоанн Златоуст. Монастыри.

Картина мира средневекового человека. Соединение христианского учения с языческими суевериями и обрядами. Святые. Грехи. Страшный суд. Образование и наука в раннее Средневековье. Семь свободных искусств. Боэций. Академия. Алкуин.

Тема 2. Восточно-христианский и мусульманский миры в IV – XI вв.

Византийская империя и ее соседи в раннее Средневековье. Византия – империя на востоке Европы: территория, хозяйство, управление. Императорская власть и церковь в Византии. Патриарх – глава Византийской церкви. Византия при императоре Юстиниане. Кодекс Юстиниана. Внешняя политика: Византия и славяне, Византия и Иран. Культура восточно-христианского мира. Особенности византийской культуры. Образование и наука. Лев Математик. Прокопий Кесарийский. Архитектура и живопись. Крестовокупольные храмы. Собор Святой Софии в Константинополе. Мозаики, фрески, иконы. Византийская культура и страны Юго-Восточной Европы. Кирилл и Мефодий. Славянская азбука кириллица.

Арабы. Возникновение ислама и государства мусульман. Природа, население, занятия. Мухаммад – основатель новой религии. Кааба. Мекка. Возникновение и распространение ислама. Мусульмане. Основы новой религии. Коран – священная книга мусульман. Создание Арабского халифата и его судьба. Мусульманская культура. «Праведные халифы».

Завоевание арабами Ирана. Войны с Византией. Последствия первых завоеваний. Сунниты и шииты. Халифат при Омейядах и Аббасидах. Джихад. Визирь –
помощник халифа, первый министр. Эмиры. Мусульманская культура. Мечеть «Купол скалы». Арабески. Сборник сказок «Тысяча и одна ночь». Ибн Сина (Авиценна). Арабские цифры.

Тема 3. Западная Европа в XI – XIV вв.: хозяйство и общество

Средневековое европейское общество: три сословия – «молящиеся», «воюющие», «работающие». Феод. Феодал. Феодализм. Зависимые крестьяне. Феодальные повинности: барщина, оброк. Натуральное хозяйство и феодальная раздробленность.

Упадок феодализма. Трехполье. Новшества в сельском хозяйстве. Возможность замены барщины и оброка выплатой денег. Эпидемия чумы в 1347 – 1350  гг. Обострение социальных противоречий. Восстания во Франции и Англии. Католическая церковь.

Раскол христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную). Церковная иерархия. Привилегии духовенства. Церковная десятина. Средневековые монахи. Монашеские ордены. Триумф римского папы. Отлучение от церкви. Папа Григорий VII, папа Иннокентий III. Католическая церковь и еретики. Ереси: причины возникновения и распространения. Альбигойцы. Франциск Ассизский. Доменик де Гусмана. Инквизиция.

Средневековое рыцарство. От пажа до рыцаря. Феодальная лестница. Сеньоры и вассалы. Образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести. Турниры. Гербы. В рыцарском замке. Донжон. Третье сословие: крестьяне и горожане. Жизнь средневековой деревни. Города и сеньоры. Образ жизни и занятия горожан. Цехи. Устав. Купеческие гильдии. Ярмарки. Банкиры. Финансовая деятельность. Облик деревни и города.

Тема 4. Западная Европа в XI – XV вв.: от расцвета к закату Средневековья

Крестовые походы. Причины и цели движения крестоносцев. Призыв папы Урбана II освободить Святую землю. Первый крестовый поход, его цели. Крестоносцы на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Тамплиеры. Тевтонский орден. Второй, Третий и Четвертый крестовые походы. Ричард I Львиное Сердце. Падение Византии. Последние Крестовые походы. Результаты Крестовых походов.

Англия и Франция в XI – ХIII вв. Последствия нормандского завоевания Англии. Генрих  II Плантагенет. Великая хартия вольностей и рождение парламента. Оформление в Англии сословно-представительной монархии. Усиление королевской
власти во Франции. Гуго Капет. Междоусобные войны крупных феодалов. Стремление основного населения к централизации власти. Филипп II Август. Людовик IX. Усиление королевской власти при Филиппе II Красивом. Генеральные штаты. Оформление сословно-представительной монархии во Франции.

Столетняя война и торжество королевской власти в Англии и Франции. Причины и повод к войне. Претензии на французский престол английского короля Эдуарда. Начало военных действий. Мирный договор 1360  г. Начало военных действий
французской армии. Жанна д’Арк спасает Францию. Сражение за Орлеан. Завершение Столетней войны. Королевская власть в Англии и Франции после Столетней войны. Война английских баронов за королевский престол, известная как Война Алой и
Белой розы. Французские короли Людовик XI и Карл Смелый.
Объединение Франции.

Германия, Италия и Священная Римская империя. Рождение Священной Римской империи. Оттон  I. Усиление германских правителей. Папы против императоров. Григорий  VII и Генрих IV. Вормский договор. Фридрих I Барбаросса и Фридрих II.
Попытки завоевания Италии. Германия и Италия в XIII – XV вв. Золотая булла Карла IV – утверждение феодальной раздробленности в Германии. Развитие итальянских городов-государств.

Страны и народы Центральной и Восточной Европы. Западные славяне. Великоморавская держава. Венгры. Образование новых западнославянских государств – Чехии и Польши. «Натиск на восток» – завоевание феодалами Священной Римской
империи земель западных славян и народов Прибалтики. Орден меченосцев. Разгром рыцарей Тевтонского ордена князем Александром Невским на Чудском озере. Польша и Литва в X – XV  вв. Польские князья Мешко  I, Болеслав  I Храбрый. Литовский князь Ягайло. Уния. Грюнвальдская битва. Чешское государство при князе Вацлаве. Расцвет Чехии при Карле  IV.

Гуситское движение в Чехии. Ян Жижка. Западноевропейская культура в XI – XV вв. Романский и готический стили в архитектуре и искусстве. Витражи. Духовная
и рыцарская литература. Трубадуры. Средневековый эпос. Народное творчество. Ваганты. Средневековые школы и университеты. Развитие науки. Фома Аквинский, Роджер Бэкон. Марко Поло. Научные открытия и изобретения. Иоганн Гутенберг. Гуманизм и Раннее Возрождение. Данте Алигьери. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. Джотто, Мазаччо, Боттичели, Донателло. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Тема 5. Взаимодействие западно-христианского, восточно-христианского и мусульманского миров в Средние века

Арабское завоевание Испании и его последствия. Мавры. Кордовский халифат и его влияние на Европу. Начало Реконкисты – священной войны, объявленной католической церковью. Борьба с маврами. Распад Кордовского халифата на мелкие государства. Объединение сил правителей христианских государств Пиренейского полуострова. Разгром войск мавров. Завершение Реконкисты. Сословно-представительная монархия в Кастилии и Арагоне. Кортесы. Образование единого государства – Испанского королевства. Усиление власти испанских королей. Костры инквизиции. «Чистота веры». Томас Торквемада. Аутодафе. Балканы и Малая Азия в XIII – XIV  вв. Поздняя Византия.
Никейская империя. Латинская империя. Михаил  VIII Палеолог. Окружение Византии. Болгария и Сербия в XIII – XV  вв.

Второе Болгарское царство. Иван Асень II. Вторжение кочевников монголов. Ослабление Болгарии и распад на враждовавшие между собой государства. Стефан Душан. Возникновение Османского государства. Осман I Гази. Сипахи. Янычары. Расширение владений османов в Малой Азии. Покорение турками-османами
славянских государств. Сражения на Косовом поле и у Никополя, их итоги. Результат завоевательной политики османов.

Падение Византии и образование Османской империи. Византия в последние десятилетия своего существования. Опасность захвата Константинополя турками. Уступки католическому Западу. Флорентийская уния. Неудачи Крестовых походов против турок-османов. Падение Византии и его последствия.

Мехмед II Завоеватель. Падение Константинополя. Подчинение Оманской империей всех православных стран, кроме России. Власть и подданные в Османской империи. Положение христианского населения в Османской империи. Гайдуки. Султан, Великий визирь, Великий диван, главный муфтий.

Тема 6. Страны и народы Евразии, Африки и Америки в Средние века

Народы и государства Великой степи. Образ жизни и занятия кочевников. «Кочевые империи». Каган. Аварский каганат и Великий тюркский каганат. Создание единого монгольского государства. Провозглашение Темуджина Чингисханом. Завоевания Чингисхана. Его мощная, дисциплинированная и хорошо вооруженная армия.

Монгольская держава после Чингисхана. Угедей. Поход хана Батыя на Запад. Вторжение кочевников в Центральную Европу. Захват русских земель и создание государства Золотая Орда. Дальнейшие завоевания потомков Чингисхана.

Китай и Япония в Средние века. Занятия жителей средневекового Китая. Государство и общество средневекового Китая. Соседи Китая. Династия Тан. Вторжение в Китай чжурчженей, а позднее – монголов. Правление монгольской династии Юань. Изгнание монголов из страны. Правление династии Мин. Государство и общество средневековой Японии. Отсутствие реальной власти у императора. Самураи – профессиональные воины, служившие представителям японской знати, которые управляли областями страны. Сёгуны Японии. Отражение монгольских завоевателей. Культура средневекового Китая и Японии. Научные открытия и изобретения китайцев. Национальная религия (синто) японцев.

Индия: государство и общество. Природа и занятия жителей. Индийское общество. Варны. Махараджи, раджи, брахманы. Касты. Индия в борьбе с врагами. Междоусобные войны. Создание тюрками в Северной Индии Делийского султаната. Религия и культура Индии. Буддизм и ислам. Индийские мудрецы.

Государства Африки и доколумбовой Америки. Природа Африки и занятия ее населения. Государства Африки в Средние века. Аксумское царство. Эфиопское царство. Гана. Империя Мали. Природа и хозяйство доколумбовой Америки. Индейцы:
расселение и занятия. Государства Центральной Америки. Ольмеки. Города-государства индейцев майя. Государство племени ацтеков. Ицкоатль. Держава инков. Тупак Юпанки.


История Нового времени. Конец XV – XVII век. 7 класс

Введение.
Тема 1. Европа и мир: Великие географические открытия и их последствия

Европа встречается с миром. Что сделало возможным плавания через океаны? Что заставляло европейцев рисковать жизнью в опасных экспедициях? Почему первой в океанской гонке стала Португалия? Генрих Мореплаватель. Почему португальцам пришлось делить мир с испанцами? Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская. Христофор Колумб. Как европейцы в поисках пути в Индию открыли мир? Васко да Гама. Фердинанд Магеллан. Ричард Ченслер в России. Конкиста и конкистадоры: завоевание Нового Света. Как европейцам удалось завоевать Центральную и Южную Америку?
Эрнан Кортес. Франсиско Писарро. Почему конкистадорам удалось завоевать Центральную и Южную Америку? Какие последствия имела конкиста? Бартоломе де Лас Касас.

Европейцы в Азии и Африке: в погоне за богатством. Как и почему португальцы стали главными в Индийском океане? Фактории. Попытки турок вытеснить португальцев. Как португальцы продвинулись дальше на восток? Малакка – «ворота на Восток». Продвижение в Китай и Японию. Какие последствия имели Великие географические открытия для Тропической Африки? Работорговля как самое выгодное занятие. Создание голландцами Капской области на юге Африки.

Последствия Великих географических открытий: победители и проигравшие. Как начиналась мировая торговля? Периферия. Что такое «революция цен» и какие последствия она имела? Как испанцы проели свое богатство? Карл  I Габсбург, Филипп  II. Образование государства – Республика Соединенных провинций. Фрэнсис Дрейк. Гибель «Непобедимой армады» под ударами англичан. Неразумная политика испанских королей.

Как создавалось богатство Голландии и Англии? Антверпен – крупнейший в Европе и мире торговый и финансовый центр. Закат традиционного общества и рождение капитализма. Жизнь в деревне и в городе. Урбанизация. Экономическое и
социальное развитие европейских стран. Цехи и мануфактуры. Развитие товарного производства. Почему дворянство стало утрачивать свои позиции? Военная революция.

Тема 2. Возрождение и Реформация

Высокое Возрождение: время творцов и злодеев. Чему учили гуманисты эпохи Возрождения? Ренессанс. Что такое Высокое Возрождение? Леонардо да Винчи. Микеланджело Буонарроти. Рафаэль Санти. Никколо Макиавелли. Что такое Северное Возрождение? Эразм Роттердамский. Томас Мор. Франсуа Рабле.

Начало Реформации: Лютер против папы. Что возмутило Мартина Лютера? Индульгенции. Чему учил Лютер? «Оправдание верой». Секуляризация. Как и почему идеи Лютера распространились в Германии и Европе? Протестантизм: проповедники и ученики. Почему некоторые последователи Лютера затем стали его врагами? Анабаптисты.

Реформация и Крестьянская война в Германии. Томас Мюнцер. Протестант – сторонник Реформации. Чему учил Жан Кальвин? Идея предопределения. Распространение протестантизма в Европе. Почему король Англии из противников Реформации стал ее сторонником? Генрих  VIII Тюдор. Англиканская церковь. Католики и пуритане.

Религиозные войны: расколотая Европа. Что такое Контрреформация? Игнатий Лойола. Орден иезуитов. Тридентский собор. Как и почему Франция осталась католической страной? Католики и гугеноты. Генрих  IV Наваррский. Варфоломеевская ночь. Как и почему на севере Нидерландов победу одержали кальвинисты? Иконоборческое движение. Герцог Альба. Борьба гёзов против испанцев. Вильгельм I Оранский. Генеральные штаты – высший орган власти в Республике Соединенных провинций.

Развитие капитализма – строя, основанного на частной собственности и вольном труде. Чем закончились религиозные войны? Елизавета I Тюдор. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.

Страны Центральной Европы: щит Запада против Османской империи. Что представляли собой страны Центральной Европы в начале XVI в.? Королевская власть, крупные магнаты, мелкие дворяне, зависимые крестьяне. Города. Как повлияла на развитие региона османская угроза? Сулейман I Великолепный. Фердинанд  I Габсбург. Военная Краина. Почему имя императора Рудольфа II окружено легендами? Как турки были побеждены? Хотинская битва. Поражение турок под Веной. Карловицкий
мир. Польско-Литовское государство: короли и шляхта. Какими особенностями отличалась польская шляхта? Как короли в  Польше теряли власть? Пресечение династии Ягеллонов.

Liberum veto. Период «золотой вольности». В чем были сила и слабость Речи Посполитой? Ливонская война. Единое государство Речь Посполитая. Стефан Баторий. Сигизмунд  III. Греко-католическая (униатская) церковь. Гетман Богдан Хмельницкий. Русскопольская война. Андрусовское перемирие.

Тема 3. Англия и Франция в XVII в.: два пути политического развития

Англия: парламент и монархия. Как развивалось хозяйство Англии? Джентри. Огораживания. Развитие производства. Рост торговли. Крупные купеческие компании. Политика протекционизма. Монополии. Какую политику проводили английские
короли из династии Стюартов и почему она вызывала недовольство? Яков I. Карл I.

Почему пуритане жестоко преследовались правительством? Требования пуритан независимой церкви. Как началась Английская революция? Восстание в Шотландии. Роспуск королем парламента. Долгий парламент. «Великая ремонстрация». Объявление королем войны парламенту.

Англия: за и против короля. Почему гражданская война началась с поражения парламента, но закончилась его победой? Пресвитериане и индепенденты. Оливер Кромвель. Успехи «железнобоких». Казнь Карла I. Провозглашение республики. Почему республику сменила диктатура? Джон Лилльберн. Джерард Уинстенли. Разгон Долгого парламента и Государственного совета. Установление диктатуры Кромвеля. Почему была
восстановлена монархия? Лордпротектор. Навигационный акт. Оппозиция Кромвеля. Восстановление монархии. Карл II.

Англия: парламентская монархия. Почему правление «веселого короля» было невеселым для многих подданных? Закон «Хабеас корпус акт». Почему падение режима Реставрации назвали Славной революцией? Яков  II. Вильгельм  III Оранский. Билль о правах. Акт о престолонаследии. Славная революция. Почему мы так подробно изучаем историю Англии XVII  в.? «Фабрика мира». Томас Гоббс. Джон Локк.

Франция в XVII в.: блеск и нищета абсолютизма. Как кардинал Ришелье укрепил французский абсолютизм? Укрепление монархии и наступление на привилегии знати. Почему Людовика XIV называли «король солнце»? Кардинал Мазарини. Фронда. На кого опиралась абсолютная монархия во Франции? Дворянство и духовенство. Жан Батист Кольбер. Интенданты провинций. Почему Франция сначала побеждала в войнах, но затем
начала их проигрывать? Расширение владений Франции. Нарушение европейского равновесия. Создание Аугсбургской лиги.

Тема 4. Европейская культура XVI – XVIII вв.: художники и ученые

Художественная культура: от Возрождения к барокко. Почему поздний гуманизм называют трагическим? Уильям Шекспир. Мигель де Сервантес. Что такое барокко? Джованни Лоренцо Бернини. Питер Пауль Рубенс. Диего Веласкес. Какие направления существовали в европейском искусстве помимо барокко? Голландская живопись: Рембрандт, Франс Халс и др. Классицизм. Становление театра. Пьер Корнель, Жан Расин,
Мольер.

Первая научная революция: от Коперника до Ньютона. Как ученые начали изучать мир? Николай Коперник. Джордано Бруно. Галилео Галилей. Рене Декарт. Исаак Ньютон. Как философы по-новому осмыслили мир? Фрэнсис Бэкон. Эмпиризм.
Рационализм.

Тема 5. За пределами Европы: четыре империи

Османская империя: «великолепный век» и начало заката. Как турки-османы создали державу в трех частях света? Селим I Грозный. Сулейман I Великолепный. Как было устроено Османское государство и общество? Диван. Великий везир. Сипахи и янычары. Ислам – господствующая религия. Миллеты.

Какие исламские государства успешно соперничали с Османской империей? Исмаил I, Аббас I Великий – шахи Ирана. Как на смену успехам Османской империи пришли поражения? Уничтожение османского флота при Лепанто. Индия: моголы, индусы и европейцы. Как расцвела империя Великих Моголов? Завоеватель Бабур. Падишах Акбар Великий. Как европейцы изучали сильные и слабые стороны индийский государств? Карма. Касты. Как и почему начала слабеть империя Великих Моголов? Шах Аурангзеб. Сикхизм.

Китай: китайцы и маньчжуры. Как маньчжуры стали править в Китае? Чжу Ди –император династии Мин. Завоевание Китая маньчжурами. Как маньчжуры управляли Китаем?

Правление маньчжурских правителей династии Цин. Почему правители Китая считали своими данниками весь мир? Политика «закрытия» Китая. Япония: сёгуны и императоры. Почему началось объединение Японии? Князья и воины-самураи. Раздробленность страны. Прибытие в Японию первых европейцев. Кто и как объединил Японию? Ода Нобунага. Тоётоми Хидэёси. Сёгун Токугава Иэясу. Объединение Японии. Как управлялась Япония при Токугаве? Образование централизованного государства.


История Нового времени. XVIII век. 8 класс

Введение.

Тема 1. Индустриальная революция: люди и машины

Промышленный переворот: машинный марш. Какой политический строй был в Англии в XVIII  в.? Английская королева Анна. Акт об унии. Король Георг III. Палата лордов и палата общин. Виги и тори. Почему успешно развивалась английская
экономика? Торговля и предпринимательство – почетные занятия даже для дворян.

Строительство предприятий. Захват колоний. Интерес к техническим новинкам. Джон Кей. Как произошел переход от мануфактуры к фабрике? Джеймс Харгривс – изобретатель механической прялки. Использование водяного колеса в работе первых фабрик. Джеймс Уатт. Применение паровых машин.

Изменения в обществе: на заре индустриального мира. Какие изменения в экономике и обществе Великобритании произошли в результате промышленного переворота? Индустриализация – процесс создания крупной промышленности. Модернизация общества. Стремительный рост городского населения –
урбанизация. Буржуазия и пролетариат. Чем были довольны и недовольны промышленники? Движение за радикальную реформу избирательного законодательства.

Джон Уикс. Чем были недовольны рабочие? Тяжелые условия труда на предприятиях.
Формы протеста и борьбы рабочих. Новое течение в протестантизме – методизм. Луддизм.

Рождение экономической науки: «зато читал Адама Смита…» Как экономика стала наукой? Распространение идей меркантилизма и протекционизма. Кто такие физиократы? Франсуа Кенэ. Анн Робер Тюрго. Чему учил Адам Смит? Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Распространение идей А. Смита. Политическая экономия.

Тема 2. Век Просвещения: короли и философы

Что такое Просвещение? Иммануил Кант. Размышления об идеальных воспитателях и воспитанниках. Идеи о всесилии разума. Чему учили французские просветители, что их объединяло и разъединяло? Шарль Луи Монтескьё. Вольтер. Жан Жак Руссо и его идеи об общественном договоре и народном суверенитете. Дени Дидро и Д’Аламбер. Как развивалось Просвещение за пределами Франции? Итальянский философ Чезаре
Беккария и его трактат «О преступлениях и наказаниях». Немецкий мыслитель Иммануил Кант и его рассуждения о правовом государстве. Иоганн Готфрид Гердер.

Общество Просвещения: салоны и ложи. Деятельность просветителей. Масонские общества (ложи). К каким последствиям привело распространение Просвещения? Формирование общественного мнения. Просветители – «властители душ». Политика «просвещенного абсолютизма». Как идеи Просвещения влияли на жизнь людей? Секуляризация (обмирщение) сознания. Индивидуализм как одна из главных черт европейского общества. Томас Мальтус. Перемены в семейных отношениях. Изменения в быту.

Политика Просвещения: «просвещенный абсолютизм». В каких странах просвещенный абсолютизм» добился наибольших успехов? Король Пруссии Фридрих II Великий. Реформы Марии Терезии и ее сына Иосифа  II в империи Габсбургов. Как в Швеции «эпоха свободы» сменилась «просвещенным абсолютизмом»? Поражение Швеции в Северной войне. Шведские короли Карл XII и Густав III. Какие реформы в духе «просвещенного абсолютизма» были проведены в других европейских странах? Реформы испанского короля Карла  III. Деятельность первого министра правительства Португалии маркиза де Помбала. Успехи правителя Тосканы Леопольда I. «Просвещенный абсолютизм» российской императрицы Екатерины II.

Войны эпохи Просвещения: борьба за первенство. Как делили испанское наследство? Гегемония Франции в Европе. Борьба за испанское наследство. Итоги Северной войны России со Швецией. Усиление Великобритании. Как делили австрийское наследство? Прагматическая санкция. Семилетняя война. Как делили польские земли? Войны за польское наследство. Первый раздел Польши. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. Последний раздел Польши и его результаты.

Культура Просвещения: от барокко к классицизму. Что такое классицизм? Интерес к Античности. Как отразился классицизм в различных видах искусства? Поэт Никола Буало. Драматург Мольер. Художник Никола Пуссен. Композиторы Кристоф Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен. Сентиментализм.

Тема 3. Новый Свет в XVIII в.: путь к независимости

Северная Америка: колонисты и метрополия. Как появились и развивались английские колонии в Северной Америке? Организация европейских колоний на землях Нового Света. Население и порядки в колониях. Почему в колониях стало расти недовольство властью монополии? Запрет на колонизацию новых земель. Усиление налогового давления метрополии на колонии. Гербовый сбор. Причины недовольства населения колоний политикой метрополии. Американский просветитель Бенджамин
Франклин. Как началась борьба колоний за независимость? Континентальный конгресс представителей колоний. Первое сражение колонистов с английскими войсками.

Война за независимость: поражения и победы. Кем и как была разработана и принята Декларация независимости? Формирование регулярной армии. Джордж Вашингтон. Томас Пейн. Томас Джефферсон. Второй Континентальный конгресс и его итоги. Почему в ходе войны колонисты стали терпеть поражения? Повстанческая армия – отсутствие боевого опыта, дисциплины, хорошего вооружения и обмундирования. Лоялисты. Почему на смену поражениям пришли победы? Обещание войскам повстанческой армии будущих наград в виде земельных участков. Поддержка местного населения. Военные действия 1777 – 1778 гг. Парижский (Версальский) мир и его итоги.

Рождение США: свобода и Конституция. Почему после победы наступил кризис? Тяжелое положение молодого государства. Восстание Даниэла Шейса. Осознание необходимости создания сильной центральной власти. Как была принята Конституция и чем она замечательна? «Механизм сдержек и противовесов». Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также на центральную (федеральную) власть и власть штатов. Установление порядка внесения в Конституцию поправок. Как страна училась жить по Конституции? Принятие Конгрессом первых 10 поправок к Конституции страны.

Латинская Америка: под властью европейцев? Как европейцы управляли колониями в Латинской Америке? Повинности населения. Создание системы принудительного труда. Роль католической церкви. Кто населял латиноамериканские колонии? Индейцы. Креолы. Метисы. Мулаты. Сопротивление местного населения европейцам. Проведение реформ в заморских колониях. Восстание Тупак Амару II и его итоги.

Тема 4. Азия и Африка в XVIII в.: европейцы усиливают натиск

Османская империя и Персия: время упадка. Сложное положение Османской империи. Ваххабизм. К чему привела «эпоха тюльпанов»? Реформы Ахмеда  III. Как Персия соперничала с Османской империей? Деятельность полководца Надира. Кто
и почему продолжил реформы в Османской империи? Восточный вопрос в политике европейских государств. Султан Сулейман III и его низамиджедид.

Индия: как лев победил тигра. Как Великие Моголы правили Индией в XVIII в.? Правление Мухаммадшаха. Почему империя Великих Моголов потерпела крах? Как англичане победили всех конкурентов в борьбе за Индию? Деятельность английской
ОстИндской компании. Утрата Францией влияния в Индии. Роберт Клайв. Первые плоды английского господства в Индии.

Дальний Восток: в изоляции от мира. Как маньчжурам удалось укрепить свою власть в Китае? «Эпоха Канси». Укрепление центральной власти при императоре Юнчжене. Можно ли царствование императора Цяньлуна считать временем расцвета Китая? Как сёгуны правили Японией в XVIII  в.? Положение страны при сёгунах из рода Токугава. Политика «самоизоляции». Заимствование китайцами достижений европейцев.

Африка. Австралия и Океания: путешественники и туземцы. Как развивались разные части Африки в XVIII  в.? Африка – источник поставки рабов на невольничьи рынки Америки. Деятельность голландской Ост-Индской компании в Южной Африке. Капская колония. Буры. Какие события происходили в Тропической Африке в XVIII в.? Мунго Парк. Британские филантропы. Как европейцы начали осваивать Австралию? Открытия в Океании. Джеймс Кук. Отношения европейцев с аборигенами.

Тема 5. Французская революция XVIII в.: свобода, равенство, братство… и террор

Монархия и общество: накануне потрясений. Как развивалась Франция во второй половине XVIII в.? Третье сословие. Бурное развитие промышленности. Политика королей из династии Бурбонов. Влияние идей Просвещения на французское общество.
Какие реформы пытался проводить Людовик  XVI? «После нас хоть потоп». Деятельность А.  Тюрго. Почему были созданы Генеральные штаты? Выборы в Генеральные штаты. Провозглашение депутатами третьего сословия Генеральных штатов Национальным собранием. Провозглашение Национального собрания Учредительным, намерение принять конституцию.

Революция на подъеме: от монархии к республике. Как началась Французская революция? Штурм Бастилии. Ограничение королевской власти. Как во Франции был уничтожен Старый порядок? Создание Национальной гвардии. Принятие Декларации прав человека и гражданина. Усиление во Франции республиканских настроений. Как была принята первая Конституция Франции?

Разделение политических сил страны. Якобинский клуб. Максимилиан Робеспьер. Жорж Дантон. Жан Поль Марат. Клуб фельянов. Образование двух политических групп – жирондисты и монтаньяры. Вопрос о войне. Первая антифранцузская коалиция и начало эпохи революционных войн. К чему привели революционные войны? Санкюлоты. Борьба жирондистов с монтаньярами в Конвенте. Казнь короля. Якобинская диктатура: война и гильотина. Как якобинцы пришли к власти? Создание Комитета общественного спасения. жирондистов с монтаньярами в Конвенте. Казнь короля.

Создание Комитета общественного спасения. «Бешеные». Депутаты «болота». Установление якобинской диктатуры. Как якобинцы управляли Францией? Принятие новой Конституции. Террор как способ борьбы якобинцев с политическими противниками. Внешняя политика якобинцев. Чем закончилась якобинская диктатура? Разногласия среди якобинцев. Эбертисты и дантонисты. Принятие Конвентом закона
о смертной казни для «врагов народа». 9 термидора 1794 г. Закат революции: Директория и консульство. Как была установлена власть Директории? Деятельность Конвента. Недовольство населения. Переход власти к Директории. Как Директория управляла Францией? «Политика золотой середины».

Гракх Бабёф. Внешняя политика Директории. Почему на смену Директории пришло консульство? Политическая борьба за власть. Назначение генерала Бонапарта пожизненным консулом. Когда и чем закончилась Французская революция? Ликвидация Старого порядка. Влияние Французской революции на другие государства.


История Нового времени. XIX – начало XX века. 9 класс.

Введение.

Тема 1. Эхо Французской революции: Наполеоновская империя и мир

Возвышение Наполеона I: от республики к империи. От консульства к империи. Политика Наполеона. Установление всеобщей воинской повинности. Наполеон – император французов. Первая империя. Знаменитые документы. Гражданский, Уголовный и другие кодексы Наполеона. Смена лозунга «Свобода, равенство и братство!» на лозунг «Свобода, равенство и собственность!». Наполеоновские войны. Захватническая политика. Формирование антифранцузской коалиции. Континентальная блокада. Военное могущество Франции.

Империя Наполеона I: от расцвета до гибели. Вторжение Наполеона в Россию. Отечественная война 1812 г. в России. Сражение у деревни Бородино. Разгром Великой армии Наполеона.

Заграничный поход русской армии. Битва народов. Вступление союзных войск в Париж. Отречение Наполеона. Парижский мир. Восстановление династии Бурбонов. Венский конгресс. Движение войск Наполеона на Париж. Сражение при Ватерлоо.
Повторное отречение Наполеона. Венская система международных отношений. Заключение Россией, Австрией и Пруссией Священного союза. Провозглашение принципа легитимизма – права наследственных монархов вершить дела своих народов.

Европа и Ближний Восток: между реакцией и революцией. Революции в Южной Европе: в Испании и итальянских государствах. Общество карбонариев. Почему греческое восстание вызвало разногласия в Священном союзе? Под османским владычеством. Сражение в бухте Наварин. Восстание декабристов в России. Почему во Франции произошла новая революция и  какие она имела последствия? Июльская революция в Париже и ее влияние на революционное движение в Европе. Как события в Европе
повлияли на Азию? Перемены в Египте, Османской империи, Индии. Политика самоизоляции Китая и стран Дальнего Востока.

Латинская Америка: путь к независимости. Латинская Америка в XIX в. Колониальное латиноамериканское общество; занятие его представителей. Где и как произошло единственное в  истории успешное восстание рабов? Французская колония
Гаити. Франсуа Туссен Лувертюр. Гаити – первое независимое государство в Латинской Америке. Как получили независимость испанские колонии в Латинской Америке? Война за независимость испанских колоний в Америке. Франсиско де Мирандо. Симон Боливар. Хосе де Сан Мартин. Аугустин Итурбиде. Итоги Войны за независимость в Латинской Америке. Изменение облика латиноамериканского общества. Молодые
государства. Каудильизм. Доктрина Монро.

Тема 2. Общественное движение в Европе: идеологи и практики

Индустриальный мир. Какие перемены произошли в металлургии и машиностроении? Новый способ выплавки стали. Изобретение прокатного стана. Создание электрогенераторов, новой модели водяного двигателя, гидротурбины. Какие изменения произошли в транспорте? Р. Фултон – создатель первого парохода. Паровозы Д. Стефенсона. Аэростаты и модели воздушных шаров. Как люди научились быстро передавать информацию? Изобретение телеграфа. Аппарат С.  Морзе. Создание американцем А.  Г.  Беллом телеграфа, способного передавать речь. Начало фотографии. Какие изобретения изменили военное дело? Усовершенствование нарезного оружия (винтовки). Изобретение динамита. А. Нобель.

Классы и классовая борьба: рабочие против буржуазии. Классы старые и новые. Буржуазия и пролетариат: положение и отношения. Кризисы хозяйства. «Классовая борьба». Чартизм. Движение тредюнионов (профсоюзов). Потребительские кооперативы.
Борьба за умы: либерализм, консерватизм, социализм. Великобритания и Франция как страны – главные носители либеральной традиции. Ценности либерализма. Оформление двух направлений либерализма – классического и социального. Консерватизм и его ценности – религия, монархия, семья. Социализм – учение о необходимости переустройства общества на основе ограничения или уничтожения частной собственности и замены ее общественной. Коммунизм. Идеи Шарля Фурье и Пьера Жозефа Прудона. Анархизм. Развитие идеи государственного социализма. Бланкизм. Марксизм: путь к пролетарской революции. Учение Карла Маркса. Общественно-экономические формации. История как борьба классов. Научное обоснование идеи социализма и коммунизма. Практика. Первый интернационал.


Тема 3. Европа и США в 1848 – 1871 гг.: время революций

Революции 1848 – 1849 гг.: «Весна народов». Накануне. Причины роста численности стихийных народных выступлений. Распространение национализма. Нации. Революция 1848 г. во Франции. Провозглашение Второй республики. Принятие Конституции 1848  г. Переворот, произведенный Наполеоном III, и  установление во Франции Второй империи.

Европейские революции 1848 – 1849  гг. Мартовская революция в Германии.
Джузеппе Мадзини. Рисорджименто итальянцев. Восстание в столице Австрийской империи. Избрание рейхстага. Подъем национально-освободительного движения в Чехии и Венгрии. Итоги революций.

Германия и Италия: рождение национальных государств. Пьемонт во главе объединения Италии. Политика правителя Сардинского королевства (Пьемонта) ВиктораЭммануила и его министра графа Камилло Кавура. Войны Пьемонта. Деятельность Джузеппе Гарибальди. Возникновение единого итальянского государства.

Образование Германской империи. Мечты немцев о создании единого государства. Канцлер Отто фон Бисмарк. Провозглашение прусского короля германским императором (кайзером).

Конституция 1871 г. США в первой половине XIX  в.: «дом, расколотый надвое». Гражданское общество и демократия. Укрепление демократических порядков при президентах Томасе Джефферсоне и Эндрю Джексоне. Север и Юг – три разные силы: плантаторы Юга, фермеры и промышленники Севера. Аболиционизм. Расширение территории США. Создание новых штатов. Джон Браун. Образование Республиканской партии, ее лидер Авраам Линкольн.

Гражданская война в США: Север против Юга. Начало войны. Выход южных штатов из состава США и создание нового государства – Конфедерации Штатов Америки. Поражения и  успехи воюющих сторон. Законы и прокламации. Закон о гомстедах. Прокламация Линкольна об освобождении рабов. Победа Севера. Принятие Конгрессом 13й поправки к Конституции, запрещавшей рабство на всей территории США. Убийство президента Линкольна. Реконструкция Юга – восстановление государственных институтов. Уравнение в правах белых и черных. Создание бывшими конфедератами организации Куклусклан. Республиканская и Демократическая партии. Сегрегация – политика принудительного разделения.

Тема 4. Страны Запада в конце XIX – начале XX в.: «прекрасная эпоха»

Вторая промышленная революция. Как развивались металлургия и машиностроение? Создание газового двигателя. Изобретение бензинового двигателя. Появление тракторов, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, ускорило выполнение сельскохозяйственных работ. Внедрение Г. Фордом конвейера. Поточное производство автомобилей. Строительство первой линии электропередачи. Открытие электричеству пути в промышленность. Какие перемены произошли в транспорте? Распространение автомобилей. Изобретение Р.  Дизеля. Аэроплан братьев О.  и У.  Райт. Какие изобретения позволили записывать изображения и звук? Эксперименты русского исследователя А.  С.  Попова и итальянского инженера Г.  Маркони. Появление первого в мире радиотелеграфа. Новое устройство – граммофон. Рождение кинематографа. Киноаппарат и кинопроектор братьев Люмьер. Какие виды оружия появились на рубеже XIX – XX вв.? Автоматический пулемет «максим». Торпеды И. Ф. Александровского.

Экономическое развитие Европы и США: лидеры и отстающие. Новые лидеры: США – взрыв изобретательности, вкладывание денег в научно-технические разработки, освоение новых территорий, богатых сырьевыми ресурсами, дешевая рабочая сила, ориентация на такие ценности, как трудолюбие и бережливость, в итоге – первое место в мире по темпам экономического роста.

Германия – объединение страны обусловило образование большого внутреннего рынка, ликвидацию таможенных пошлин, установление единых валюты и системы мер и
весов, огромная контрибуция и присоединение новых территорий в результате победы во франко-прусской войне, внедрение новейших достижений науки и техники, грюндерство, трудолюбие, дисциплинированность, бережливость как черты немецкого характера.

Старые лидеры: Англия – падение темпов развития, истощение месторождений угля и руды, вкладывание средств не в предприятия страны, а в колонии, отсутствие
интересов наследников фирм продолжать дело их основателей, политика фритредерства. Франция – нехватка собственного сырья, узость внутреннего рынка, преобладание крестьян в общей массе населения, наличие крупных банков, активно вывозивших капитал в колонии и в форме займов другим странам, господство идей реваншизма, в итоге – невысокие темпы развития.

Новые явления – концентрация производства и капитала, создание монополистических объединений (картелей, синдикатов, трестов, концернов), возможность законно (лоббизм) или незаконно (коррупция) «продавливать» свои интересы в органах государственной власти, разорение мелких производите
лей, движение протеста.

Социально-политическое развитие стран Запада: успешная эволюция. Время реформ. Законы О.  Бисмарка в социальной сфере. Реформы Д. Ллойд-Джорджа в Великобритании. Совершенствование рабочего законодательства в ведущих европейских странах. Реформы Б. Дизраэли и У. Гладстона в политической сфере. Третья республика во Франции, принятия закона об отделении церкви от государства и школы от церкви. Антимонопольное законодательство США. Распространение социализма. Возникновение социал-демократических партий и создание для координации их действия международной организации Второй интернационал. Врастание социалистов во власть. Лейбористская партия в Великобритании.

Наука: от простого к сложному. Какие успехи были достигнуты в естествознании? Ч.  Дарвин, Д.  И.  Менделеев, Г.  И.  Мендель, М.  Фарадей, П. и М.  Кюри, Э.  Резерфорд, А.  Эйнштейн и др. Как развивались гуманитарные науки? О. Конт – основоположник позитивизма и социологии. Экспедиции Ж.Ф. Шампольона, Г. Шлимана, Э. Дюбуа. Теория психоанализа З. Фрейда. Какими особенностями обладала художественная культура XIX – начала XX в.? Новые направления в литературе – романтизм, сменивший его позднее реализм и натурализм. Господство эклектики и модерна в архитектуре. Возникновение импрессионизма. Развитие оперной музыки.

Тема 5. Мир на рубеже веков: противоречия и конфликты

Раздел мира: гонка с преследованием. Англо-китайская («опиумная») война и ее итоги. Ликвидация американцами политики самоизоляции Японии. Сопротивление африканских государств и племен европейцам. С. Родс. Англо-бурская война.
Установление Англией протектората над Афганистаном. Захваты европейцами территорий в Азии, Австралии и Океании. Результат раздела мира – возникновение колониальных империй. Причины колониализма. Империализм. Вред и польза. Статус доминиона.

Борьба за свободу: восстания в колониях. Восстание сипаев в Индии. Восстание тайпинов и ихэтуаней в Китае. Борьба Мексики за независимость. Бенито Хуарес и Порфирио Диас.

Страны Востока: реформы и революции. Фантастические перемены в Японии. Император Муцухито: эпоха Мэйдзи – «просвещенного правления». Один из лозунгов эпохи – «японский дух, западные знания». Попытки реформ в Китае, Османской империи, Индии. Революции в Китае, Османской империи, Мексике. Движения «свадеши» и «сварадж» в Индии.

Международные конфликты: путь к мировой войне. Противоречия в Европе. Союз трех императоров. Деятельность А. М. Горчакова. Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Сближение России с Францией. Раздел и передел мира. Политика «блестящей изоляции» Англии. Разгром американцами Испании и захват ее колоний. Сближение Японии с Англией. Заключение англо-французского союза (Антанта). Тройственное согласие. Боснийский кризис. Балканские войны. Европейское общество накануне войны. Перспектива войны: пугавшая и вдохновлявшая. Национальный подъем. Позиция социалистического движения. Убийство французского социалиста Ж. Жореса и убийство наследника австро-венгерского престола в Сараево.













Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


5 класс. История Древнего мира

п/п

Наименование темы

Количество часов по программе

I.

Введение

1

II.

Первобытное общество

6

III.

Древний Восток

17

IV.

Древняя Греция

22

V.

Древний Рим

20

VI.

Итоговое повторение

2


Итого

68


6 класс. История Средних веков

п/п

Наименование темы

Количество часов по программе

I.

Введение

1

II.

Западная Европа в Раннее Средневековье

5

III.

Восточно-христианский и мусульманский миры в IV – XI вв.

5

IV.

Западная Европа в XI – XIV вв.: общество и хозяйство

4

V.

Взаимодействие западно-христианского, восточно-христианского и мусульманского миров в Средние века

5

VI.

Западная Европа в XI – XV вв.: от расцвета к закату Средневековья

8

VII.

Страны и народы Евразии, Африки и Америки в Средние века

4

VIII.

Итоговое повторение

2


Итого

34


7 класс. История Нового времени. Конец XV – XVII век

п/п

Наименование темы

Количество часов по программе

I.

Введение. Новое время: понятие и хронологические рамки

1

II.

Европа и мир: Великие географические открытия и их последствия

8

III.

Возрождение и Реформация

10

IV.

Англия и Франция в XVII в.: два пути политического развития

6

V.

Европейская культура XVI – XVII вв.: художники и ученые

4

VI.

За пределами Европы: четыре империи

4

VII.

Итоговое повторение

1


Итого

34








8 класс. История Нового времени. XVIII век

п/п

Наименование

темы

Количество часов по программе

I.

Введение. Новое время: понятие и хронологические рамки

1

II.

Индустриальная революция: люди и машины

5

III.

Век Просвещения: короли и философы

8

IV.

Новый Свет в XVIII в.: путь к независимости

7

V.

Азия и Африка в XVIII в.: европейцы усиливают натиск

6

VI.

Французская революция XVIII в.: свобода, равенство, братство… и террор

6

VII.

Итоговое повторение

1


Итого

34


9 класс. История Нового времени XIX – начало XX века

п/п

Наименование темы

Количество часов по программе

I.

Введение. Новое время: понятие и хронологические рамки

1

II.

Эхо Французской революции: Наполеоновская империя и мир

6

III.

Общественное движение в Европе: идеологи и практики

6

IV.

Европа и США в 1848 – 1871 гг.: время революций

6

V.

Страны Запада в конце XIX – начале XX в.:
«прекрасная эпоха»

6

VI.

Мир на рубеже веков: противоречия и конфликты

7

VII.

Обобщающие занятия. Историческое и культурное наследие Нового времени

2


Итого

34



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!