Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Пятилетская средняя общеобразовательная школа имени Дударева Ивана Константиновича
ПРИНЯТО на заседании ШМО общественно-гуманитарного цикла Протокол № 1 от «__»____________2021г. руководитель ШМО: _____________/Драничников Н.Н. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора школы по УВР ______________/Еремчук Л.В. «__» ______________2021г. |
Рабочая программа предмета «Второй иностранный язык (английский)» (5-9кл.) основного общего образования
Составитель: Чистотина Г.В., учитель английского языка
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета « Второй иностранный язык (английский)» (5-9 кл.) основного общего образования составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- Рабочей программы по второму иностранному языку (английскому) для основной школы (О.В.Афанасьева И.В. Михеева Второй иностранный язык (английский) Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией О.В.Афанасьева И.В. Михеева Дрофа 2017);
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Пятилетской СОШ имени Дударева И.К.
- Учебного плана ООП ООО МКОУ Пятилетской СОШ имени Дударева И.К., на изучение предмета «Второй иностранный язык (английский)»
в 5 классе отводится 35часов, в 6 классе – 35 часов, в 7 классе – 35 часов,
в 8 классе – 35 часов, в 9 классе – 34 часа.
В современной школе учебный предмет «Иностранный язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран, способом более глубокого осмысления родного языка, предопределяет цель обучения английскому языку как одному из языков международного общения. В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи).
Языковая компетенция— готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические,лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым посравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная компетенция— готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция — готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.
Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку в данном УМК реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.
Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации дают возможность воспитывать гражданина, патриота своей страны, развивать национальное самосознание, а также способствуют взаимопониманию между представителями различных сообществ.
Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их развитию как личностей.
Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями. Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, в конечном счете ведет к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, а на этой основе к более глубокому осмыслению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа, ее носителя, его самобытности и места собственной личности в жизни социума. Таким образом, главные цели курса соответствуют тому, что зафиксировано в этом плане в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку, а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и Примерным программам по английскому языку для основного общего образования.
Для реализации воспитательного потенциала урока предполагается использовать следующие методы и приемы:
Основные направления | Методы и приемы |
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками | Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя. Использования на уроке примеров из личного опыта учителя и ученика. |
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения | Обсуждение правил общения со старшими (учителями, родителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Проведение кратких инструктажей перед началом работы. |
Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений | Организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. Постановка проблемных вопросов, использование на уроках элементов разных технологий. |
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета | Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения задач, для решения проблемных ситуаций для обсуждения в классе, а также через изучение биографии великих ученых, писателей, художников, героев Великой Отечественной войны, спортсменов и др. |
Применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся | Интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную мотивацию школьников; дискуссии, групповая работа или работа в парах, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации. |
Мотивация эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками | Наставничество, взаимопомощь. |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников | Реализация ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
Коррекционный блок
Данная рабочая программа имеет коррекционный блок в связи с наличием в данном классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно заключению и рекомендациям ТПМПК.
У обучающихся психофизический и речевой уровень развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе.
Коррекционно-развивающая цель ориентирована на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами при сохранении общего цензового объема содержания обучения.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
повысить уровень их умственного развития;
нормализовать учебную деятельность;
корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития.
Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов.
Содержание рабочей программы направлено не только на восполнение пробелов знаний и подготовку к изучению трудных тем, но и на формирование школьно-значимых функций:
- пространственное восприятие и анализ, пространственных представлений;
- зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез;
- координированные движения пальцев и кисти руки;
- фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Для достижения поставленных целей используются различные приёмы и коррекционно-развивающие технологии с учетом психофизиологических особенностей ребенка:
- индивидуальная помощь в случаях затруднения;
- дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
- более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек;
- дифференцированный подбор заданий;
- практическая направленность;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии, направленные на развитие внимания, памяти, речи;
- создание ситуаций успеха на уроке;
- элементы адаптивных технологий.
Вариативные коррекционные приемы и методы обучения и воспитания, используемые при проведении занятий:
планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);
альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный);
поэлементная инструкция;
речевой образец;
демонстрация действий;
визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности);
опора на ощущения разных модальностей;
подбор по аналогии;
подбор по противопоставлению;
пиктограмма;
чередование легких и трудных заданий (вопросов);
совместные действия;
имитационные действия;
начало действия;
описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег);
создание проблемных ситуаций;
самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания;
обращение к товарищу с вопросами;
работа со словарями на время;
сравнение (чем похожи и чем отличаются);
наблюдение и анализ (что изменилось и почему?);
найди ошибку;
шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий);
группировка по общности признаков;
исключение лишнего;
кроссворды и ребусы;
повтор инструкции.
Так как учащиеся с ОВЗ обучаются в классах инклюзивно, коррекционная работа в календарно-тематическом планировании отдельно не отражена. Выбор методов, приемов и технологий прописывается в поурочном планировании с учетом подготовки, возможностей и психофизиологического состояния детей. Результатом работы с обучающимися с ОВЗ является выведение их на уровень основного общего образования в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к выпускникам основной школы.
Планируемые результаты
Личностные результаты
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
—формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
—осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
—формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
—стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
—готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
—развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
—развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
—развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
—развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
—осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
—формирование проектных умений:
_ генерировать идеи;
_ находить не одно, а несколько вариантов решения;
_ выбирать наиболее рациональное решение;
_ прогнозировать последствия того или иного решения;
_ видеть новую проблему;
_ готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
_ работать с различными источниками информации;
_ планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
_ собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
_ оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
_ сделать электронную презентацию
Предметные результаты
Ожидается, что выпускники основной школы должны демонстрировать следующие результаты освоения иностранного языка.
Речевая компетенция
Говорение
_ начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
_ расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
_ рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
_ делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
_ использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;
Аудирование
_ воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
_ понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
_ понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
_ использовать переспрос, просьбу повторить;
Чтение
_ ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
_ читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
_ читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов;
оценивать полученную информацию, выражать свое сомнение;
_ читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
Письмо и письменная речь
_ заполнять анкеты и формуляры;
_ писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной работы.
В плане языковой компетенции от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения английского языка в 5—9 классах в соответствии с Государственным стандартом основного общего образования ученик научится понимать:
_ основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); явления многозначности лексических единиц английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
_ особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
_ признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов и их эквивалентов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
_ основные различия систем английского и русского языков.
Кроме того, школьники получат возможность научиться:
_ применять правила написания слов, изученных в основной школе;
_ адекватно произносить и различать на слух звуки английского языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
_ соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурной компетенции от выпускников требуется:
_ иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка;
_ владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения;
_ иметь представление о распространенных образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
_ понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.
В плане развития компенсаторной компетенции результатом обучения иностранному языку в 5—9 классах должно стать умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении информации из звучащего или письменного текста за счет использования языковой и контекстуальной догадки и игнорирования языковых трудностей, переспроса, а также при передаче информации с помощью словарных замен, жестов и мимики.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений.
Общеучебные умения выпускников основной школы предполагают следующее:
_ научиться действовать по образцу или аналогии при выполнении отдельных заданий и составлении высказываний на изучаемом языке;
_ научиться работать с информацией (сокращать, расширять, заполнять таблицы); извлекать основную информацию из текста (прослушанного или прочитанного), а также запрашиваемую или нужную информацию; полную и точную информацию;
_ научиться выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы учащихся;
_ научиться пользоваться справочным материалом: двуязычными и толковыми словарями, грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, мультимедийными средствами, ресурсами Интернета;
_ овладеть необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения английского языка способами и приемами.
Специальные учебные умения включают в себя способность:
_ сравнивать явления русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
_ освоить приемы работы с текстом, пользоваться определенными стратегиями чтения или аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
_ пользоваться ключевыми словами;
_ вычленять культурные реалии при работе с текстом, сопоставлять их с реалиями родной культуры, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
_ догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;
_ узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
_ при необходимости использовать перевод.
В ценностно-ориентационной сфере:
_ представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
_ достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
_ представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
_ приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
_ владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
_ стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
_ развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
_ умение рационально планировать свой учебный труд;
_ умение работать в соответствии с намеченным планом;
_ стремление вести здоровый образ жизни.
Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музыка и др.). Виды отдыха, путеше ствия. Транспорт. Покупки.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к
ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, вы- дающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного со- держания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зри- тельную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключе- вые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9 класс). Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения,
объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоцио- нальную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения
– до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими .
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи.
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц.
Грамматическая сторона речи.
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видовременных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и уменияУмение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, по- лученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернетресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
сематизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж и метапредметного характера.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
Тематическое планирование по второму иностранному языку (английскому) для 5-9 классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
Целевым приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
1) к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2) к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3) к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
4) к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5) к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6) к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7) к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8) к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9) к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
10) к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Второй иностранный язык (английский)
5 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
| Знакомство | 3 ч. |
| Мир вокруг нас | 5 ч. |
| Семья | 3ч. |
| Города и страны. | 5 ч. |
| Время.Часы. Минуты. | 3 ч. |
| Цвет вокруг нас. Качественные характеристики предметов | 3 ч. |
| Празднование дня рождения. Описание внешности. Дни недели. | 5 ч. |
| Профессии, занятия людей. Мой день. Человек и его дом. | 2 ч. |
| Повторение материала | 6 ч. |
| Итого | 35 ч |
6 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
| Меня зовут Джон. | 4 ч. |
| Познакомьтесь с моей семьей. | 5 ч. |
| Мой день | 5 ч. |
| Дома | 4 ч. |
| Я иду в школу | 4 ч. |
| Я люблю есть | 4 ч. |
| В выходные | 4 ч. |
| Каникулы и путешествия | 5 ч. |
| Итого | 35 ч |
7 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
| Путешествуя в России и за границей. | 7 |
| Посещая Великобританию. | 5 |
| Биография | 5 |
| Традиции, праздники, фестивали. | 5 |
| Этот прекрасный мир. | 4 |
| Как мы выглядим | 3 |
| В школу, из школы. | 6 |
| Итого | 35 ч |
8 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
| Соединенные штаты Америки | 8 |
| Изучение иностранных языков | 7 |
| Природа | 5 |
| Экологические проблемы | 6 |
| Спорт 4 | 4 4 |
| Наше свободное время | 5 |
| Итого | 35 ч |
9 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
| Средства массовой информации». Телевидение | 8 |
| Средства массовой информации: книги, журналы, газеты» | 7 |
| Технический прогресс» | 5 |
| Проблемы молодежи | 6 |
| Проблема выбора профессий | 8 |
| Итого | 34 ч |