СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа подготовительных занятий "Развитие речи. Подготовка руки к письму"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для работы с дошкольниками используются индивидуальные"Рабочие листы", которые накапливаются и образуют "Альбом личных достижений".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа подготовительных занятий "Развитие речи. Подготовка руки к письму"»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



подготовительных занятий для будущих первоклассников



«Развитие речи.

Подготовка руки к письму»







Составила учитель начальных классов Горбачева Наталья Александровна








2016-2017

Пояснительная записка.

Рабочая программа по дошкольной подготовке разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ДОО, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами дошкольного образования

Ни для кого не секрет, что успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний и вся его дальнейшая “школьная карьера” во многом зависят от дошкольной подготовки. Почему один ребенок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается с серьёзными проблемами? Причину надо искать в развитии, которое получает ребенок в 6—7 лет своей жизни.

Как помочь ребенку, который не получил необходимого развития в домашних условиях? Как подготовить его к обучению в школе? Такую помощь могут оказать школьные образовательные учреждения, в которых организована дошкольная подготовка в различных её формах. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен.

В современных условиях подготовки детей к школе необходимо учитывать основные компоненты школьной готовности. На сегодняшний момент ребенку не достаточно дать определенный запас знаний и представлений (научить считать, писать, читать). На первый план выходит психологическая и физическая готовность к школе.

Цели и задачи курса

Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы, но и на развитие высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “Альбом личных достижений”.

Целью подготовительного курса является: всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учетом возрастных и психических особенностей.


Содержание данного курса занятий и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  1. Развитие коммуникативных способностей детей.

  2. Знакомство с буквами русского языка ( понятие гласных-согласных, звонких - глухих, парных - непарных, твердых - мягких согласных).

  3. Введение основной смысловой единицы речи – фонемы.

  4. Знакомство с понятиями звук, слог, слово, предложение, текст.

  5. Обучение слоговому чтению, письму по слогам, пересказу, составлению слова из заданных слогов, предложения из заданных слов.

  6. Психологическая подготовка к школе: развитие познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы


Общая характеристика курса

Детям предлагаются следующие учебные занятия:


1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

2. Подготовка руки к письму.


Важными условиями эффективной работы с детьми являются:

    • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

    • создать условия для развития у детей разнообразных способностей;

    • обеспечить всестороннюю подготовку детей к школе без лишнего давления и перегрузки;

    • наладить сотрудничество школы и родителей (законных представителей).


Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

    • учет индивидуальных особенностей и способностей детей;

    • интегрированный подход к построению педагогического процесса;

    • разнообразие форм и методов развития детей, разумное сочетание классических и инновационных направлений работы, учет специфики содержания работы систематичность и последовательность занятий.

Рабочая программа по развитию речи  для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Для реализации программного содержания используются:

• Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2012.

• Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

 •  Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2012


Содержание программы.

Умственное воспитание ребенка — важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из задач умственного воспитания — ознакомление детей с фактами явлениями окружающего мира. Знакомить ними надо таким образом, чтобы, обогащая представления детей, стимулировать любознательность и познавательные интересы, которые не развиваются сами по себе.

.

  1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку — одна их главных. Эта общая задача включает частные такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все достижения ребенка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Связная монологическая речь, способность к словесному формированию и формированию мысли рождаются в диалоге — наиболее свойственной форме речевого общения нескольких людей. В результате бытовой ситуативный разговор постепенно перерастает в произвольную контекстную речь, богатую и разнообразную.

Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

  1. Подготовка руки к письму.

Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. К ряду факторов, влияющих на его формирование, относятся следующие: физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти), органов зрения к моменту обучения письму; время начала обучения, отношения к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении; отношение ученика к качеству своего письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии; развитие у ребенка чувств ритма; качество орудий письма и др.


Требования к результатам обучения

.

1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

В результате обучения ребенок должен уметь:

    • участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;

    • быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса;

    • различать понятия “звук” и “буква”;

    • определять место звука в слове;

    • составлять по образцу небольшие рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

    • последовательность слова в предложении;

    • выразительные средства языка;

    • буквы русского алфавита.

2. Подготовка руки к письму.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

    • ориентироваться на странице тетради;

    • осознавать способы выполнения действий;

    • распределять усилия при начертании линий.

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:

    • знать направление и последовательность движений.

Учебно-тематическое планирование:

Учитель Горбачева Наталья Александровна

Количество часов: всего 34 часа, 1 час в неделю

Планирование составлено на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам начального общего образования, включённых в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.


УМК:

1.Информационные материалы

  1. 1000 упражнений для подготовки к школе. Учебное пособие для подготовки детей к школе./Авторы—составители О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.— М.: Астрель, 2015.—415 с .

  2. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации /Составитель Т.С. Комарова.— М.: Мозаика – Синтез, 2008.—224 с.

  3. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет: конспекты занятий, информационно-методические материалы / автор—составитель И.П. Посашкова.— Волгоград: Учитель, 2009.—222 с.

  4. Программа подготовительного курса в субботней школе развития для детей 6-7-летнего возраста/ Автор- составитель С. И. Сайкова.— Ирбит: МОУ “Школа— интернат № 5”, 2013.

  5. Интернет. Программа курса “Подготовка детей к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала”.— Санкт– Петербург,2004 г.

  6. В.Г. Горецкий Н.А. Федосова От слова к букве Ч-1,2 М. «Просвещение», 1999г., 2000г, 2003г. «Страна Знаний» издатель и учредитель ООО «Россия»

  7. В.Г. Горецкий Н.А. Федосова От слова к букве Ч-1,2 М. «Просвещение», 1999г., 2000г, 2003г. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение» 1991 г.



2.Интернет ресурсы:

  1. http:www.Nachalka.com

  2. http:www.viku.rdf.ru

  3. http:www.rusedu.ru

  4. http://school-collection.edu.ru/




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ план

п/п

Тема

Количество

часов




1

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

- Развитие устной  речи.

- Звуки и буквы.

- Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

- Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.


3

4

6

14

27

2

Подготовка руки к письму.

7

Итого:

34


Календарно-тематическое планирование.

Занятия по подготовке детей к обучению в школе предусматривают формирование и развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в перовом классе, а также они должны способствовать возникновению положительного отношения к учебной деятельности.


Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) Ф –фронтальный опрос

КУ – комбинированный урок К – урок контроля, оценки и коррекции знании ПР – практическая Э – -экскурсия, И – индивидуальный опрос

ПС! – проверь себя.




1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. (27 часов)

1

КУ

И

Развитие устной  речи. 3 ч.


Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. Для чего мы говорим? Игра “Полслова за вами”

Познавательные: овладение приемами понимания прослушанного произведения, составление несложных монологических высказываний о героях, событиях произведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно, составлять план и выстраивать последовательность действий; принимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

1


2

КУ

Ф

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

1


3

ОНЗ

Ф

Устная речь. Предложение. Слово.

1


4

ОНЗ

И

Звуки и буквы. 4 ч.


Звук.  Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1


5

ОНЗ

Ф

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

1


6

КУ

Ф

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».

1


7

Р

Ф

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

1


8

ОНЗ

Ф

Гласные звуки и буквы. 6ч.


Звуки [а], [ о ]. Схема предложения.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Личностные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

мнение собеседника

1


9

ОНЗ

Ф

Звуки [ ы ], [ у ],и Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

1






1


10

КУ

И

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1


11

ОНЗ

Ф

Звук [ я ].  Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1


12

КУ

Ф

Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.

1


13

КУ

Ф

Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

1


14

ОНЗ

И

Согласные звуки и буквы. 14ч.

Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

1


15


Ф

Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

1


16

ОНЗ

Ф

Звук [ н –н']. Драматизация сказки «Теремок».

1


17

КУ

Ф

Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья».

1


18

ОНЗ

И

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

1


19

КУ

Ф

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Гласные и согласные звуки.

1


20

КУ

Ф

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

1


21

ОНЗ

Ф

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Бб, Пп. Составление рассказа-описания.

1


22

КУ

И

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

1


23

КУ

И

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг, Кк. Составление рассказа-описания.

1


24

ОНЗ

Ф

Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх, Цц.

1


25



Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ, Чч, Йй. Рассказы о весне.

1


26

ОНЗ

И

. Драматизация сказки «Колобок».

1


27

КУ

И

Повторение  по теме: «Алфавит»

1



3. Подготовка руки к письму. (7 часов)

1

ОНЗ

Ф

Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму. Подготовительные упражнения для развития глазомера.

Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в прописи; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Познавательные: осуществление поиска существенной информации (из материала прописи, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта, из рассказов учителя и одноклассников), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о культуре общения, целях общения, и ее осмысление.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания, адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе, идентифицируют себя с образом школьника

1



2

КУ

Ф

Ориентация на странице тетради. Выполнение рисунков.

1


3

ОНЗ

И

Обводка и штриховка контуров. Работа с образцами. Письмо горизонтальных и наклонных линий. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу.

1


4

КУ

И

Знакомство с основным алгоритмом письма. Написание и соединение крючка и наклонной линии. Письмо удлиненной петли вверху и внизу.

1


5

ОНЗ

Ф

Знакомство с основным алгоритмом письма. Нахождение основных мест соединения основных элементов букв. Письмо правых и левых полуовалов.

1


6

ОНЗ

Ф

Знакомство с основным алгоритмом письма. Письмо овалов

1


7

КУ

И

Работа с образцами. Письмо основных элементов букв. Тестирование.

1