СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 8 кл."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 8 кл."»

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 8 класс»

Содержание программы

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематическое планирование

  3. Требования к уровню подготовки учащихся

  4. Литература и средства обучения 5.Календарно-тематический план


Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Цели и задачи, решаемые при реализации программы

Элективный курс русского языка « Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 35 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 35 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.

Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.

  1. Нормативные правовые документы на основании которых разработана рабочая программа, с указаниием УМК

Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич / под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2022

Учебный план МКОУ «Новобатуринская СОШ» на 2022-2023 уч.год

  1. Обоснование выбора программы

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в

VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда

снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

  1. Информация о внесённых изменениях в примерную программу

Особое внимание уделено работе по развитию речи: написание сжатого изложения, т.к. это один из видов заданий на ОГЭ по русскому

языку в 9 классе. При обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

  1. Определение места и роли учебного курса

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих

способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

  1. Информация о количестве часов, на которое рассчитана программа

По школьному базисному плану на изучение русского языка в 8 классе отводится 1час в неделю, т.е. 35 часов в год.

  1. Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.

  2. Технологии обучения: Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем- начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материал, тема дается на каждом уроке малыми дозами, тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

  1. Технологии уровневой дифференциации:

А) обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого) Б) обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении – работа по образцу, инструктаж и т. д.

    1. Технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта , взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности.

    2. Здоровьесберегающие – учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма.

    3. Проблемное обучение - создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей проблемное обучение, ИКТ

      1. Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ОГЭ.

      1. Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.

  1. диктант ( с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный)

  2. мини- сочинение, развёрнутое сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта) 3.изложение (выборочное, подробное)

4.тестирование 5.комплексный анализ текста

6 составление презентаций при изучении новых тем. проблемное обучение, ИКТ


Раздел 2.Учебно-тематическое планирование


Содержание программы

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:
  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:
  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения.

Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.


Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение


Первая часть работы ГИА в 9 классе (1) – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Эти задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников . В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.


Раздел 3. Требования к уровню подготовки обучающихся

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.


Раздел 4 . Литература и средства обучения


  1. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. Учебное пособие: Русский язык: 9 класс: Итоговая аттестация: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задани 2-е изд.– Челябинск: Взгляд, 2016-234с.

  2. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под. ред. И.П.Цыбулько. – М. : Изд-во «Национальное образование», 2023

2)Русский язык. 9 класс. ОГЭ -2023.9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, С.В.Гармаш / под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2022.-496с. – (ОГЭ).

    1. Учебный план МКОУ «Новобатуринская СОШ» на 2022-2023 уч.год.

  1. ФИПИ http://www.fipi.ru/

Раздел 5. Календарно-тематический план элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»





Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Виды деятельности

Примечание

1



Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.


2



Особенности заполнения бланков экзаменационной

работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2019 (проект).

Работа с бланками ответов,

демонстрационным вариантом ГИА.



Часть 1


3



Задание 1. Что такое микротема. Микротемы исходного

текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы

микротем исходного текста.


4



Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями

сжатого изложения.


5



Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами

компрессии исходного текста.


6



Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии

исходного текста.


7



Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии

исходного текста.


8



Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии

исходного текста.


9



Задание С1. Практическая работа. Выбор приемов

Создание собственного текста






компрессии исходного текста.

изложения, оценивание работы.




Часть 2


10



Структура сочинения-рассуждения. Задание №9 ГИА.



11



Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями

оценки выполнения заданий.


12-

13-

14-

15



Задание 9.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.


16



Задание 9.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическая работа.

Написание сочинения на лингвистическую тему.

Практическое занятие.


17



Контрольная работа по теме «Сочинение-рассуждение

9.1.»

Написание сочинения-

рассуждения по тексту


18



Редактирование сочинений.



19-

20



Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.2.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения- рассуждения по тексту. Знакомство с критериями

оценки выполнения заданий.


21-

22-

23-

24



Задание 9.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.


25



Задание 9.2. Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическая работа.

Написание сочинения-

рассуждения по тексту.


26



Контрольная работа по теме «Сочинение-рассуждение

9.2.»

Написание сочинения-

рассуждения по тексту.


27



Редактирование сочинений.




28-

29



Задание 9.3. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.3.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения- рассуждения по тексту. Знакомство с критериями

оценки выполнения заданий.


30-

31-

32



Задание 9.3. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по

тексту.


33



Задание 9.2. Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическая работа.

Написание сочинения-

рассуждения по тексту.


34



Контрольная работа по теме «Сочинение-рассуждение

9.3.»

Написание сочинения-

рассуждения по тексту.


35



Редактирование сочинений.



Итого 35 часов

МКОУ «Новобатуринская СОШ»

Еткульского муниципального района Челябинской области




Рабочая программа элективного курса

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 8 класс»


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!