СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа подготовки обучающихся 9 класса к Государственной Итоговой Аттестации по учебному предмету «Русский язык» в форме ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа подготовки обучающихся 9 класса к Государственной Итоговой Аттестации по учебному предмету «Русский язык» в форме ОГЭ»

Приложение №3.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа имени Д.В. Агафонова


Рассмотрено на заседании МО

30 августа 2023 г.

Протокол №1.

Согласовано______________

Замееститель директора по

УВР

Асташкин В.А.

8 сентября 2023 г.

Утверждено ________________

Директор МОАУ СОШ имени Д,В. Агафонова

Юхновская И.Л.

10 сентября 2023 г.




Рабочая программа

подготовки обучающихся 9 класса

к Государственной Итоговой Аттестации

по учебному предмету «Русский язык»

в форме ОГЭ

Составила : Шакирова Лилия Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

МОАУ СОШ имени Д.В. Агафонова


Дальневосточный Федеральный округ

Амурская область

Серышевский район

С. Сосновка


2023 год.



Пояснительная записка







Обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Цель :

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Теоретическая часть – 30 часов, практических работ – 4 часа. Данный курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в 9 классе (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Подготовительно-тренировочный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.







Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА



Личностные :

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

  • Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Мета-предметные :

  • Владение всеми видами речевой деятельности.

  • Применение приобретенных знаний , умений и навыков в повседневной жизни, способствовать использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам, применение полученных знаний , умений и навыков , анализа языковых явлений на мета-предметном уровне.

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные :

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

  • Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

  • Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

  • Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Модуль 1 Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

  • умение вычленять главное в информации;

  • умение сокращать текст разными способами;

  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микро тем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение . При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это обще-учебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Модуль 2 Учимся выполнять тестовые задания

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с ответом (2-8).

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Тематическое планирование курса






Тематика курса, количество часов

Виды деятельности

1.

Модуль 1 Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение (19 часов)

Введение 2 ч.

1.1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий (1ч.)

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

1.2.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.(1ч)

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.

2.

Часть 1-я 7ч.

2.1.

Задание 1. Что такое микро-тема. Микро-темы исходного текста. Абзацное членение текста.(1 ч)

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

2.2.

Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения.(1ч.)

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

2.3.

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста (1ч)

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

2.4.

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.(1ч)

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

2.5.

Задание 1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.(1ч)

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

2.6.

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.(1ч)

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

2.7.

Задание 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.(1ч)

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

3.

Часть 2-я 10ч.

3.1.

Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 9.1.(1ч)

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

3.2.

Задание 9.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.(1ч)

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

3.3.

Задание 9.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.(1ч)

Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

3.4.

Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 9.2.(1ч)

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

3.5.

Задание 9.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.(1ч)

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

3.6.

Задание 9.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.(1ч)

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

3.7.

Задание 9.3. Структура сочинения-рассуждения. Критерии оценки задания 9.3.(1ч)

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

3.8.

Задание 9.3. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении(1ч)

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

3.9.

Задание 9.3. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.(1ч)

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

3.10.

Практическое занятие «Написание сочинения» (1ч)

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

4.

Часть 3-я

4.1.

Задание №2. Понимание текста. Синтаксический анализ простого и сложного предложений (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.2.

Задание №3. Пунктуационный анализ предложения (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.3.

Задание №3. Знаки препинания в предложении с вводными словами, в сложных предложениях (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.4.

Задание №4. Синтаксический анализ .

Виды подчинительной связи в словосочетании (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.5.

Задание № 4 Виды подчинительной связи словосочетаний (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.6.

Задание №5. Орфографический анализ слова (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.7.

Задание №6. Анализ содержания текста (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.8.

Задание №7. Анализ средств выразительности. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие) (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.9.

Задание №8. Лексический анализ слова (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.10.

Промежуточная аттестация.(1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.11.

Практическое занятие (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.12.

Тренировочная работа в формате ОГЭ (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.13.

Тренировочная работа в формате ОГЭ (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.14.

Тренировочная работа в формате ОГЭ (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

4.15.

Тренировочная работа в формате ОГЭ (1ч)

Работа с тестом, заполнение бланков

5.

Общее количество часов

34 часа



Список использованной литературы:

  • Егораева Г.Т. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ОГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2022

  • Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2020

  • Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый форме. – Санкт-Петербург: Сага, 2021

  • Сенина Н.А. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Подготовка к государственной итоговой аттестации. Типовые тестовые задания. 9 класс. – Ростов-на - Дону: Легион , 2022

  • Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2021

  • Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 клас

  • Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2023г.



Интернет-ресурсы:

  • http://4oge.ru/

  • ФИПИ http://www.fipi.ru/

  • http://fipi.ru/oge-i-gve-9/normativno-pravovye-dokumenty (Обязательное знание нормативной и правовой документации по сдаче OГЭ)

  • http://www.oge.edu.ru/ru/classes-9/egerus/ (тестовый режим подготовки)

  • https://rus-oge.sdamgia.ru/

  • http://russkiy-na-5.ru/

  • https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332

  • http://www.oge.edu.ru

  • http://reshuoge.ru/

  • http://www.yaklass.ru

  • Игровое приложение к игре «Castle Quiz – OГЭ битва» https://clevver.meil

http://www.prosa.ru










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!