СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа поо окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 классс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа поо окружающему миру»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Степано – Савченская основная общеобразовательная школа

Милютинского района Ростовской области



Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании на заседании Директор

Методического совета Педагогического совета МБОУ Степано – Савченской ООШ

Протокол от 27.08.2018г. № 1 Протокол от 29.08.2018г. ______________/Т.Н.Буряченко/

Председатель МС________ Приказ от 29.08.2018г.

/О.В. Коношко/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по окружающему миру


для 1 класса


на 2018-2019 учебный год



Составитель: Хандакова Т.Д. учитель начальных классов

1 кв. категории











х. Степано – Савченский

2018 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Окружающий мир» для первого класса составлена на осно­ве Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо­вания, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ на­чального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»). учебно-методического комплекта по окружающему миру, Москва «Просвещение» 2018 г. и основной образовательной программе начального общего образования МБОУ Степано-Савченская ООШ. Программа обеспечена учебниками«Окружающий мир» в 2-х частях для 1 класса автора Плешакова А.А. издательство «Просвещение»2018г., которые включены в действующий федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.

Программа курса «Окружающий мир» для первого класса рассчитана на 66 часов (ЗЗ учебные недели по 2 часа в неделю , программа скорректирована с учетом праздничных и выходных дней в соответствии с Постановлением Правительства

Изучение курса «Окружающий мир» В начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе

единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит В том, что он, имея ярко выраженный

интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально - ­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и

взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую па­нораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предмет­ных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно­научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образо­вания и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще­культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние Рос­сии. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественны­ми и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценност­ную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрас­тающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностно­го восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соот­ветствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, со­блюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспи­тании личности; формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная

основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, техноло­гии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют

новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

З) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Окружающий мир» В первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио­нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об­щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга­ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;

- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци­альной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль­ных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» В первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, ор­ганизации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соот­ветствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность при знавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный кон­троль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо­ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (66 часов)


1. Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и

предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, сне­гопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.


Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для все­го живого на Земле.

Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и куль­турные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

2. Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и куль­турные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаи­моотношения человека с другими людьми.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в

семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о де­тях. престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.

Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности

Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, харак­терные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иуда­изм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край - частица России. Родное село, край, республика: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, про­живающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведе­ния из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

З. Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Фи­зическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физиче­ского и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрест­ностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой



Тематическое планирование



Наименование разделов

Всего часов

1

Задавайте вопросы

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22


ИТОГО

66






Перечень практических работ

№ урока

Тема

Вид работы

77

Что у нас под ногами

Определение образцов камней по фотографиям, ри-

сункам атласа-определителя.

88

Что общего у разных растений?

Нахождение у растений их частей, показ и называние.

99

Что растет на подоконнике?

Определение комнатных растений с помощью атласа- определителя.

110

Что растет на грядке?

Определение растений цветника с помощью атласа- определителя.

111

Что это за листья?

Определение деревьев по листьям.

115

Кто такие птицы?

Исследование строение пера птицы.

223

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку.


Откуда берутся снег и лед?

Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов.

227



228

Как живут растения?

Наблюдение за ростом и развитием растений.

330

Как зимой помочь птицам?

Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма.

332

Откуда в снежках грязь?

Исследование снежков и снеговой воды на наличие

загрязнений.

338

Где живут белые медведи?

Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.

.






Календарно-тематическое планирование по окружающему времени 1 класс


п/п

Дата


Тема

урока

1

5.09

Задавайте

вопросы!


2

7.09

Что такое Родина?


3

12.09

Что мы знаем о народах России?


4

14.09

Что мы знаем о Москве?


5

19.09

Проект «Моя

малая Родина».


6

21.09

Что у нас над

головой?


7

26.09

Что у нас под

ногами?


8

28.09

Что общего у разных растений?


9

3.10

Что растёт на

подоконнике?


10

5.10

Что растёт на клумбе?


11

10.10

Что это за листья?


12

12.10

Что такое

хвоинки?


13

17.10

Кто такие

насекомые?


14

19.10

Кто такие рыбы?


15

24.10

Кто такие птицы?


16

26.10

Кто такие звери?


17

7.11

Что окружает нас дома?


18

9.11

Что умеет

компьютер?


19

14.11

Что вокруг нас может быть

опасным?


20

16.11

На что похожа наша планета?


21

21.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

22

23.11

Как живёт семья? Проект «Моя

семья».


23

28.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


24

30.11

Откуда в наш дом приходит электричество?


25

5.12

Как путешествует письмо?


26

7.12

Куда текут реки?


27

12.12

Откуда берутся снег и лёд?


28

14.12

Как живут

растения?


29

19.12

Как живут

животные?


30

21.12

Как зимой помочь птицам?


31

26.12

Откуда берётся и куда девается

мусор?


32

28.12

Откуда в снежках грязь?


33

11.01

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

34

16.01

Когда учиться

интересно?


35

18..01

Проект «Мой класс и моя

школа».


36

23.01

Когда придёт

суббота?


37

25.01

Когда наступит лето?


38

30.01

Где живут белые медведи?


39

1.02

Где живут слоны?


40

6.02

Где зимуют

птицы?


41

8.02

Когда появилась одежда?


42

20.02

Когда изобрели велосипед?


43

22.02

Когда мы станем взрослыми?


44

27.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

45

1.03

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?


46

6.03

Почему Луна бывает разной?


47

13.03

Почему идёт дождь и дует

ветер?


48

15.03

Почему звенит звонок?


49

20.02

Почему радуга разноцветная?


50

22.02

Почему мы любим кошек и собак?


51

3.04

Проект «Мои

домашние

питомцы».


52

5.04

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?


53

10.04

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?


54

12.04

Зачем мы спим ночью?


55

17.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?


56

19.04

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?


57

24.04

Зачем нам телефон и телевизор?


58

26.04

Зачем нужны

автомобили?


59

8.05

Зачем нужны

поезда?


60

15.05

Зачем строят

корабли?


61

17.05

Зачем строят

самолёты?


62

22.05

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?


63

24.05


Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?


64


Зачем люди осваивают космос?


65


Почему мы часто слышим слово «экология»?


66


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».








График проведения проверочных работ


урока

Вид работы

Тема

21

Проверочная работа

Что и кто?

ЗЗ

Проверочная работа

Как, откуда и куда?

44

Проверочная работа

Где и когда?

66

Проверочная работа

Почему и зачем?


Общее количество

4


























Лист коррекции

Класс/

предмет

Название раздела, темы

Дата проведения

Причина корректировки

Дата проведения по факту
































19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!