Администрация Ленинского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 69 имени дважды
Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.”
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Познай свой край»
для 9 класса
Саратов,2023
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по курсу «Познай свой край» в
9 классе продолжает реализацию духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в школе.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г;
-Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
- на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897».
Локальных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устава МОУ «СОШ № 69» текущего учебного плана.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю и и составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, А.А.Тимофеева и др Москва, Просвещение, 2010 год (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской Академией по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию). При составлении программы использованы методические разработки курса «Географического краеведения» метапредметного курса автора А.В.Гришечко, методиста кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО».
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Главной целью курса является: сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры, изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края; расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине; выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни; на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно- образного мышления мастеров родного края.
Огромные возможности курса раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей ранее.
Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Содержание тем учебного курса.
Вводное занятие 1 ч.
Что изучает курс "Культура края"?
Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.
I.Архитектура Саратовского края 5 ч.
К числу объектов, предлагаемых к изучению, следует отнести:
1.Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.
2. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.
3.Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы
4.Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни и т.д.
5. Памятники садово-паркового искусства, парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм.
6. Архитектурно- скульптурные комплексы; архитектурные монументы- обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор.
Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы (арх. В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров - церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин - церковь "Утоли моя печали", С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.)
II."Художественная культура края"- 6 ч.
Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.
К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.
А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие Саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.
III."Мир музея" - 5ч.
Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи, мастерские художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными, что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль музея в развитии культуры современного общества.
Художественный музей им. А.Н. Радищева и его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей "Боевой Славы", музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи.
История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950-2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни.
IV."Из истории Саратовских театров" - 4ч.
Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры ("Теремок", ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. "Золотые голоса оперной сцены": Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.
V."Музыкальный Саратов" - 7 ч.
История становления музыкального образования в Саратове.
Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки "Заволжье". Известные коллективы: ансамбль старинной музыки "Трио- соната", фольклорные коллективы "Лель", "Кристалл-балалайка".
VI."Костюмы народов Поволжья"-3.
Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной.
Защита творческих проектов – 3 ч.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель области). Представление о Саратовской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности; деятельности.
Предметные результаты освоения программы :
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Метапредметные результаты освоения программы:
- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)
- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ
- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки
Познавательные:
– формирование и развитие посредством краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формами работы являются заочные экскурсии в музеи, создание презентаций, творческих практических работ.
В перечень объектов художественной культуры включены памятники, предметы, объекты искусства
Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов | Количество часов |
всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
2 | Архитектура Саратовского края | 5 | | 1 |
3 | Художественная культура края | 6 | | 1 |
4 | Мир музея | 5 | | 1 |
5 | Из истории Саратовских театров | 4 | | 1 |
6 | Музыкальный Саратов | 7 | | 1 |
7 | Костюмы народов Поволжья | 3 | | 1 |
8 | Подведение итогов | 3 | | 3 |
| | 34 | | 9 |
7