ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«ЧЕРНОГОРСКИЙ ГОРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО преподавателей Руководитель МО _______________ Некрасова Н.А. (протокол № ____ от 28 июня 2023 г.) | УТВЕРЖДА Зам. директора по УР _______ Л. Л. Мартынович «28» июня 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ПП.02 «Выполнение работ санитара ветеринарного»
П.ОО Профессионального учебного цикла
по профессии:
18111 САНИТАР ВЕТЕРИНАРНЫЙ
(код и наименование дисциплины)
с. Бея, 2024г.
Рабочая программа ПП.02 «Выполнение работ санитара ветеринарного» разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО (утв. от 5 августа 2013 № 661, зарегистрированного Министерством юстиции (от 20 августа 2013 №29749).
Образовательной программы по специальности (профессии) СПО
18111 «сАНИТАР ВЕТЕРИНАРНЫЙ»
Организация разработчик Филиал ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик: Любященко Елена Викторовна
Мастер производственной практики
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ………………………………… 5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ …………….. 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ………... 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ …………….. 11
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ……………………………………………………………………………….. 12
Пояснительная записка
При разработке программы учтены:
- особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- неоднородность состава группы детей с ограниченными возможностями здоровья; - диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ в различных условиях обучения.
Содержание программы учебной практики адаптировано с учетом возможностей лиц рассматриваемой категории. Значительно снижены объем и глубина изучаемого материала, упрощена структура изучаемого материала.
Обучающимся с нарушениями интеллектуального развития дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у них профессиональные знания, умения и навыки должны быть вполне достаточными для того, чтобы подготовить их к труду по получаемой профессии. В обучении подростков с нарушениями интеллектуального развития мастерами производственного обучения используются специфические методы и приемы, облегчающие им усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно. При изучении сложных понятий осуществляется опора на практическую деятельность, широко используется наглядность. А также используются технологические карты для закрепления у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития последовательности выполнения трудовых действий.
Организация-разработчик: Филиал ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
Разработчик: Любященко Елена Викторовна, мастер производственного обучения.
Рассмотрена и рекомендована к использованию на Методическом объединении мастеров производственного обучения Филиал ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ПП.02. «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ САНИТАРА ВЕТЕРИНАРНОГО»
1.1. Область применения рабочей программы
Адаптированная рабочая программа профессионального учебного цикла в соответствии с:
- Профессиональным стандартом Индустрии питания по профессии 18111 «Санитар ветеринарный» для лиц с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости).
-ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ»
-ФЗ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-ГП РФ "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297.
Рабочая программа практической подготовки ПП.02 «Выполнение работ санитара ветеринарного» разработана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся, является обязательной частью профессионального учебного цикла в соответствии с ФГОС по адаптированным образовательным программам профессионального обучения по профессии рабочих 18111 «Санитар ветеринарный»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Практическая подготовка ПП.02 «Выполнение работ санитара ветеринарного» относится к профессиональному учебному циклу дисциплин, связана с освоением профессиональных компетенций по профессиональным модулям, входящим в профессиональном учебном цикл.
1.3. Цели и задачи планируемые результаты освоения практической подготовки ПП.02 «Выполнение работ санитара ветеринарного»:
Целью овладения учебной практики - получение практических навыков, участия в выполнении зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятиях, выполнения лечебных манипуляций, участия в лечебно - диагностических мероприятиях под руководством ветеринарного врача. Закрепление теоретических и практических знаний, полученных обучающимися при изучении дисциплины «Выполнение работ санитара ветеринарного».
1.4. Задачи учебной практики:
- овладеть знаниями о взаимосвязи организма животных с окружающей средой для повышения эффективности животноводства;
- уметь разрабатывать средства и способы повышения продуктивности сельскохозяйственных животных и качества продукции;
- изучать и внедрять эффективные способы и системы содержания животных, а также
нормативы проектирования животноводческих объектов.
1.5. Формы проведения учебной практики
Практическая подготовка ПП.02 «Выполнение работ санитара ветеринарного» - 420 часов практической подготовки, .проводится по 4 - 7 часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. В результате прохождения данной практической подготовки обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Приобретаемые навыки:
-техники безопасности, личной гигиены и производственной санитарии;
Уметь:
- готовить дезинфицирующие препараты;
- проводить санитарную обработку помещений;
- проводить ветеринарную обработку животных;
- стерилизовать ветеринарные инструменты для проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно - санитарных мероприятий;
- проводить массовую обработку животных;
- фиксировать животных разных видов;
- определять клиническое состояние животных;
- вводить животным лекарственные средства основными способами;
- готовить ветеринарные инструменты для обследования и лечения животных, перевязочный и шовный материал для проведения хирургических операций;
- проводить подрезку копыт, удаление и подрезку рогов и клюва у цыплят.
Знать:
- биопрепараты, применяемые в ветеринарной практике;
- лекарственные вещества, действующие на функции различных органов и систем организма животных;
- технику разведения лекарственных средств;
- правила стерилизации хирургических инструментов и материалов;
- методы профилактики незаразных болезней;
- методы профилактики инфекционных болезней;
- способы введения лекарственных веществ животным;
- правила личной безопасности при работе с животными, при использовании инструментов и оборудования.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Профессия 18111 «Санитар ветеринарный», срок обучения 1 год 10 месяцев.
3.1. Структура практической подготовки
Наименование темы | Кол-во часов |
Проведение санитарной обработки помещений | 179 |
Выполнения контроля воды, корма и помещений | 35 |
Участие в лечебно-диагностических мероприятиях | 206 |
Итого | 420 |
3.2. Содержания практической подготовки
ПП.02 «Выполнение работ санитара ветеринарного»
№ темы | Наименование разделов и краткое содержание | Объем часов |
Раздел 1. Проведение санитарной обработки помещений | 179 |
Тема 1.1. Инструктаж и применение техники безопасности | Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ санитара ветеринарного | 7 |
Тема 1.2. Приготовление растворов для дезинфекции помещений, оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории в соответствии с планом дезинфекции | Приготовление растворов для дезинфекции помещений, оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории в соответствии с планом дезинфекции Проведение дезинфекции помещений и оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории для уничтожения патогенной и условно-патогенной микрофлоры | 18 |
Тема 1.3. Проведение дезинфекции помещений и оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории для уничтожения патогенной и условно-патогенной микрофлоры | Организация и техника проведения дезинфекции различных объектов Механическая очистка помещений. Дезинфекция помещений. Дезинфекция спецодежды и предметов ухода за животными. Дезинфекция почвы, навоза, помета. Приготовление дезинфицирующих препаратов. | 18 |
Тема 1.4. Выполнение дезинсекции. | Инструктаж по ТБ при работе дезинфекции. Виды дезинфекции. Средства и методы дезинфекции. Способы применения дезинфицирующих веществ. Меры предосторожности при дезинфекции. Препараты, применяемые для дезинфекции. Расчет и приготовление рабочих растворов для дезинфекции. Составление акта о дезинфекции. Уборка и уничтожение трупов. Устройство биотермических ям. | 18 |
Тема 1.5. Выполнение дератизация. | Инструктаж по ТБ при работе дератизации. Профилактические и истребительные меры против грызунов. Методы уничтожения грызунов в помещениях. Уборка и уничтожение трупов. | 18 |
Тема 1.6. Выполнение дезакаризация. | Инструктаж по ТБ при работе дезакаризации –борьба с этими членистоногими усложнена их способностью к выживанию. Тело животных покрыто хитином, а иногда и твёрдыми щитками или панцирем. Такой покров защищает хелицеровых от проникновения отравляющих веществ. | 14 |
Тема 1.7. Проведение ежедневной влажной уборки для поддержания чистоты в помещениях ветеринарной клиники, пункта, лаборатории | Проведение ежедневной влажной уборки для поддержания чистоты в помещениях ветеринарной клиники, пункта, лаборатории Обеззараживание спецодежды после ее использования при осуществлении ветеринарной деятельности | 14 |
Тема 1.8. Производить сухую очистку помещений и оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории для подготовки поверхностей к дезинфекции | Проведение очистки и дезинфекции хозяйственного инвентаря и специального оборудования после его использования в процессе уборки ветеринарной клиники, пункта, лаборатории | 14 |
Тема 1.9. Обрабатывать поверхности пола, стен, потолка и оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории дезинфицирующими средствами вручную и с использованием специального оборудования | Стерилизация инструментов и материалов различными методами для обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности ветеринарной деятельности Размещение на хранение инструментов и материалов после стерилизации, исключающее нарушение их стерильности Упаковка стерильных инструментов и материалов, предназначенных для использования в полевых условиях, для сохранения стерильности в процессе транспортировки. Размещение на хранение лекарственных средств для ветеринарного применения | 20 |
Тема 1.10. Стерилизация инструментов и материалов различными методами для обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности ветеринарной деятельности | Стерилизации инструментов автоклавированием, кипячением, обжиганием (фламбированием), сухим жаром, антисептическими растворами утюжением и др. Хранение инструментов и уход за ними. Стерилизация ветеринарных инструментов для проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно - санитарных мероприятий. Применение техника стерилизации шелка, льняных ниток, кетгута, синтетических нитей. Приготовление спирта определенной концентрации. Подготовка операционного поля и рук хирурга. | 24 |
Тема 1.11. Размещение на хранение лекарственных средств для ветеринарного применения | Размещение на хранение лекарственных средств для ветеринарного применения предназначенных для этих целей стеллажей, шкафов, полок, поддонах. | 14 |
Раздел 2. Выполнения контроля воды, корма и помещений | 35 |
Тема 2.1. Выполнение соблюдений микроклимата в помещения | Выполнение требований к микроклимату для различных видов и производственных групп животных. Параметры микроклимата для содержания крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, лошадей, птицы, пушных зверей. | 7 |
Тема 2.2. Определение движения и охлаждающей силы воздуха. Определение освещенности в помещении. | Определение движения окружающей воздушной среды. Влияние на организм высокой и низкой температур. Меры борьбы с высокой и низкой влажностью воздуха в помещениях. Мероприятия по профилактике простудных заболеваний Газовый состав воздуха помещений для с/х животных и источники его загрязнения. Методы контроля. Влияние микроклимата на здоровье животных. | 7 |
Тема 2.3. Выполнения контроля воды | Проверка системы водоснабжения. Потребность животных в питьевой воде. Санитарно-гигиенические исследования качества воды. Применение методов санитарно-гигиенического контроля качества воды и спосоов очистки питьевой воды. | 7 |
Тема 2.4. Изучение санитарно-гигиенической оценки почвы и ее значения для животноводства. | Изучение требований к почве и охрана ее от загрязнения. Механические, физические, биологические и химические качества почвы, ее воздействие на микроклимат, качество кормов, резистентность животных. Самоочищение почвы и санитарно-гигиеническое значение этого процесса. Применения методы оздоровления почвы. | 14 |
Раздел 3. Участие в лечебно-диагностических мероприятиях | 206 |
Тема 3.1. Фиксация животных перед проведением массовых ветеринарных обработок для обеспечения безопасных условий работы | Выполнение фиксации лошадей, крупного рогатого скота, мелких животных, свиней. Применение различных способы фиксации животных в стоячем и лежачем положении. Инструменты для фиксации животных. Техника безопасности при обращении с животными | 24 |
Тема 3.2. Проведение диспансерного обследования (осмотр животных) | Проведением базового набора исследований; предоперационной – для определения готовности животного к операции и общей анестезии с исследованием крови, дыхательной и сердечнососудистой систем; специальной – в случае обнаружения заболевания, для лечения которого может потребоваться более пристальное внимание врача или дополнительные анализы. | 24 |
Тема 3.3 Участие в противоэпизоотических мероприятиях (плановые весенние ветеринарно-профилактические обработки скота) | Отбор проб биоматериала (крови) с последующими исследованиями в лаборатории, входящей в систему Государственной ветеринарной службы РФ, для своевременного выявления и ликвидации бруцеллеза, лейкоза, сапа, инфекционной анемии лошадей и случной болезни. С целью недопущения заражения животных и человека туберкулезом, аллергическим методом исследуется крупный и мелкий рогатый скот (туберкулинизация). | 24 |
Тема 3.4. Применение различных методов терапии | Выполнение различных методов терапии под наблюдением ветеринарного врача и по его рекомендациям. | 14 |
Тема 3.5. Применение диагностики, лечения и профилактики при различных инфекционных и не заразных болезней | Выявление возбудителя гнойно-воспалительных заболеваний. Сбор мазков для микроскопических исследований (бактериоскопия). | 14 |
Тема 3.6 Проведение массовой вакцинации животных | Проведение профилактических мероприятий, направленное на формирование у питомца стойкого иммунитета к вирусам и бактериям – возбудителям опасных заболеваний (бешенство, чума, кальцивирусная инфекция и других). Профилактическая вакцинация | 28 |
Тема 3.7. Проведение массовой дегельминтизации животных | Проведение профилактики и лечение паразитов у животных. Правильно рассчитать вес животного, чтобы не вызвать отравление и передозировку. | 14 |
Тема 3.8. Проведение термометрии при массовых исследованиях животных | Применение техники безопасности при термометрии животных. Проведение термометрии при массовых исследованиях животных | 14 |
Тема 3.9. Выполнять отбор крови, кала, мочи у животных под руководством ветеринарного специалиста | Выполнять отбор крови, кала, мочи у животных под руководством ветеринарного специалиста. Доставки в лабораторию. | 14 |
Тема 3.10. Подготовка животных к проведению диагностических и терапевтических манипуляций | Подготовка животных к проведению диагностических и терапевтических манипуляций. Проведение терапии животных Оценка эффективности индивидуальной и групповой терапии у животных Оформление результатов выполнения диагностических и терапевтических манипуляций. | 14 |
Тема 3.11. Осуществлять контроль за состоянием здоровья новорожденных животных | Осуществлять контроль за состоянием здоровья новорожденных животных. Проверка частоты дыхания и сердечные сокращения, состояние кожных покровов, шерсти и слизистых оболочек, скорость проявления врожденных рефлексов. | 8 |
Тема 3.12. Осуществлять контроль за состоянием больных животных в стационаре, изоляторе | Осуществление профилактических противоэпизоотических мероприятий и контроль за их выполнением. Обслуживание животных, находящихся на стационарном лечении или на карантине в отдельном изоляторе. | 14 |
Итог: | 420 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
4.1. Технические средства обучения и оборудование лаборатории в соответствии с Ветеринарной службой.
Для прохождения практикой подготовки обучающихся, использует следующие учебно-методические материалы:
- литература по соответствующей тематике,
- формы и бланки самостоятельно заполненных документов,
- фонд оценочных средств по профессиональному модулю,
- дневник практики, оформленный на основе ежедневных наблюдений, - характеристика-отзыв руководителя практики.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы профессионального модуля
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
4.3. Печатные издания
Основная учебная литература
1. А.Е. Интизарова, Е.В. Казарина Саратов: Профобразование 2017 г. -101 с. Основы профилактики заболеваний и падежа животных: Учебное пособие для СПО
2. Кочиш И.И., Калюжный Н.С., Волчкова Л.А., Нестеров В.В. Зоогигиена: Учебник / Под ред. И.И. Кочиша. - 2 изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. - 464 с.
Дополнительная учебная литература
1. Костамахин Н. М. Воспроизводство стада и выращивание ремонтного молодняка в скотоводстве. - М.: Колосс, 2009. 348 с. Для студентов средних специальных дисциплин.
2. Лысов В. Ф., Максимов В. И. Основы физиологии и этологии - М.: Колосс, 2010. 318 с.
3. Никитин И. Н. Организация государственного ветеринарного надзора. - М.: Колосс, 2010.420 с.
4. Газета «Ветеринарная жизнь» Е - mail: vetlife @yandex.ru
5. Ветеринария: научно-производственный журнал учрежденный МСХ РФ тел: (fax.(495) 607-38- 12)
6. Журнал «Ветеринария» тел.(fax: (495) 607 - 38 -12)
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕНННОЙ ПРАКТИКИ
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений, обучающихся предусмотрены:
- входной контроль
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация (итоговый контроль по элементам программы);
- итоговая аттестация.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются колледжем с учетом ограничений здоровья.
Входной контроль предназначен для определения способностей и особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Задания для входного контроля подбираются с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
Формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются колледжем самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для проведения текущего контроля используются различные формы и методы в зависимости от целей, содержания и индивидуальных особенностей обучающихся (устный ответ, тестовое задание и т.д.)
Для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам и профессиональным модулям разработаны фонды адаптированных оценочных средств. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма ответа для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого используется рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Для проведения промежуточной аттестации привлекаются педагоги-психологи, которые ведут психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации детей с ОВЗ, и проводят диагностику и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений. Освоение дисциплин учебных циклов и практики завершается дифференцированным зачётом.
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся успешно освоившие содержание всей программы (на основании данных промежуточного контроля). Итоговая аттестация включает сдачу квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку необходимых знаний в пределах требований, указанных в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте «Санитар ветеринарный». Содержание практической квалификационной работы должно соответствовать уровню квалификации, определенной обобщенной трудовой функцией и возможным наименованием должностей.
Программа итоговой аттестации, разрабатывается аттестационной комиссией, утверждается директором техникума и доводится до сведения обучающихся.
Специальные условия для проведения итоговой аттестации. В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы предоставления инструкции по порядку проведения государственной итоговой аттестации, формы предоставления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере) использование специальных технических средств, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др.
Оценка качества освоения адаптированной программы профессионального обучения осуществляется аттестационной комиссией, в состав которой входят представители работодателей, по результатам квалификационного экзамена, промежуточных аттестационных испытаний и на основании документов, подтверждающих освоение обучающимся обобщенных трудовых функций. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, аттестационной комиссией выдаются документы установленного образца и присваивается квалификация, санитара ветеринарного.