СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПРАВО

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «ПРАВО» общеобразовательного цикла  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по дисциплине Право, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 года № 2/16-з) по программе  подготовки квалифицированных рабочих и служащих социально-экономического профиля по профессии: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПРАВО»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК Зам. директора по УМР

___________Г.В. Монастырева ___________Н.В. Шараева

«____» _____________ 2017 г. «____» __________ 2017 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПРАВО


по профессии: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир



социально-экономический профиль















с. Кожевниково, 2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «ПРАВО» общеобразовательного цикла разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по дисциплине Право, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 года № 2/16-з) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих социально-экономического профиля по профессии: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.









Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» ОГБПОУ «КТАБ»


Разработчик: Морозова Любовь Владимировна, преподаватель










Рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии

протокол №____________ от «____»__________20__ г.

Председатель ПЦК _________________Монастырева Г.В.
















Содержание


Пояснительная записка 4

Общая характеристика учебной дисциплины «Право» 5

Место учебной дисциплины в учебном плане 7

Результаты освоения учебной дисциплины 8

Содержание учебной дисциплины 10

Тематическое планирование 17

Тематический план 18

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 19

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Право» .23

Рекомендуемая литература ……………………………………………………24

Пояснительная записка


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» предназначена для изучения права в профессиональных образовательных организациях СПО, реализую­щих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служа­щих.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарт и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259), Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание программы «Право» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой ак­тивности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные за­коном права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, де­мократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институ­тах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-­правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;

  • овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и собы­тий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования(ППКРС).

Общая характеристика учебной дисциплины «Право»


В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь­ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Право» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выража­ется в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практиче­ских занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессии СПО социально-экономического профиля профессионального образования право изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисци­плина, учитывающая специфику осваиваемой профессии.

Приоритетным направлением содержания обучения является формирование правовой компетентности студентов, предполагающей не только правовую грамотность, но и право­вую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установ­ки, навыки правового поведения обучающихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Содержание учебной дисциплины предусматривает развитие у обучающихся учеб­ных умений и навыков, универсальных способов деятельности, акцентирует внимание на формировании опыта самостоятельной работы с правовой информацией, источ­никами права, в том числе с нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.

Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основе следующих прин­ципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общеграж­данских ролей.

Отличительными особенностями обучения являются:

  • практико-ориентированный подход к изложению и применению правовой ин­формации в реальной жизни;

  • усиление акцента на формировании правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;

  • создание условий адаптации к социальной действительности и будущей про­фессиональной деятельности;

  • акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контек­сте ее интеграции в международное сообщество;

  • формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с це­лью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;

  • обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.

При изучении практико-ориентированных вопросов по трудовому, гражданскому, уголовному, административному и иным отраслям права, обеспечивающим правовую компетентность в дальнейшей профессиональной деятельности, рекомендуются такие формы деятельности обучающихся:

  • как работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов сети Интернет;

  • подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;

  • исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, до­клада с презентацией на мини-конференции;

  • работа с текстами учебника, дополнительной литературой;

  • работа с таблицами, графиками, схемами, визуальными терминологическими

моделями юридических конструкций;

  • решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;

  • участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариант­ных формах интерактивной деятельности;

  • участие в дискуссиях, брейн-рингах;

  • решение задач;

  • работа с документами.

Организация занятий осуществляется в форме семинаров, практических занятий, конференций, коллоквиумов, презентаций.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь­ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Право» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).

Место учебной дисциплины в учебном плане


Учебная дисциплина «Право» является учебным предметом по выбору из обяза­тельной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образо­вания.

В профессиональных образовательных организациях СПО учебная дисциплина «Право» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Право» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обя­зательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО социально-экономического профиля профессионального образования.

Результаты освоения учебной дисциплины


Освоение содержания учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

  • воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, ува­жение государственных символов (герба, флага, гимна);

  • формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гумани­стические и демократические ценности;

  • сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствую­щего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;

  • готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;

  • готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотруд­ничать для достижения поставленных целей;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;

  • метапредметных:

  • выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных ме­тодов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стра­тегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осозна­ния совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

  • предметных:

  • сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

  • владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законно­сти, правоотношениях;

  • владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

  • сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

  • сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

  • сформированность основ правового мышления;

  • сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

  • понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основ­ных юридических профессий;

  • сформированность умений применять правовые знания для оценивания кон­кретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

  • сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях1.

Содержание учебной дисциплины


  1. Юриспруденция как важная общественная наука

Роль права в жизни человека и общества

Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. За­кономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм право­вого регулирования.

Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая инфор­мация. Информация индивидуально-правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юриди­ческие фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.

Практические занятия

Организация работы с правовыми информационными системами.

Работа с источниками права, нормами права по определению их вида, структуры, способа изложения в источниках права.


  1. Правовое регулирование общественных отношений.

Теоретические основы права как системы

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классифи­кация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.

Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкова­ния права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Инсти­тут права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законода­тельная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учет. Применение права. Акт применения права. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права.

Практические занятия

Организация и порядок составления договоров.

Способы разрешения юридических коллизий.

Законодательная деятельность в России.


  1. Правоотношения, правовая культура и

правовое поведение личности

Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоот­ношений.

Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Осно­вания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура.

Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англо­саксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.

Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъ­ект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонаруше­ния. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка. Правовые ценности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Право­вой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости.

Практические занятия

Актуальные проблемы реализации юридической ответственности. Организация работы по повышению правовой культуры граждан. Деятельность в области различных правовых систем.


  1. Государство и право.

Основы конституционного права Российской Федерации

Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства древних герман­цев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как фор­ма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государ­ства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства.

Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Кон­ституции РФ. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «граждан­ство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

Понятия. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Произ­водственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет (госу­дарственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Уни­тарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. На­лог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.

Практические занятия

Организация работы с Конституцией РФ.

Изучение практического опыта реализации законодательной, исполнительной и су­дебной власти в РФ.


  1. Правосудие и правоохранительные органы

Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Рос­сийской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятель­ности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы.

Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апел­ляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность.

Практические занятия

Порядок обращения в правоохранительные органы.

Составление исковых заявлений в суды различной юрисдикции.


  1. Гражданское право

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверен­ность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной соб­ственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные, неимуще­ственные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско- правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.

Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государ­ственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предприни­мательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регу­лирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на ока­зание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.

Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Физи­ческое лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная право­способность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск. До­бросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответствен­ность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное това­рищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акцио­нерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование. Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства.

Практические занятия

Порядок защиты права собственности.

Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране?


  1. Защита прав потребителей

Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей.

Понятия. Потребитель. Права потребителя. Защита прав потребителя. Практическое занятие Порядок защиты прав потребителя.


  1. Правовое регулирование образовательной деятельности

Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучаю­щихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования.

Понятия. Образовательное право. Федеральный закон «Об образовании в Россий­ской Федерации». Виды образовательных организаций. Права и обязанности участ­ников образовательного процесса.

Практическое занятие

Реализация права на образование в России и за рубежом.


  1. Семейное право и наследственное право

Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.

Понятия. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Семья. Брачный договор. Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Практические занятия

Взаимоотношения супругов.

Права и обязанности родителей и детей.


  1. Трудовое право

Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторже­ние трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные тру­довым законодательством для несовершеннолетних.

Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. При­нудительный труд. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккреди­тация. Иждивенцы.

Практические занятия

Порядок оформления на работу.

Разрешение трудовых споров.

Правовое регулирование трудовой деятельности лиц, не достигших возраста 18 лет.

  1. Административное право и административный процесс

Административное право и административные правоотношения. Особенности адми­нистративного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного нака­зания. Производство по делам об административных правонарушениях.

Понятия. Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоотношения. Компетенция. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставле­ние. Административное задержание. Доказательства.

Практическое занятие

Реализация административной ответственности.


  1. Уголовное право и уголовный процесс

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного за­кона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответствен­ность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопро­изводство.

Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект преступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступле­ния. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное со­общество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное осво­бождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод.

Практические занятия

Реализация уголовной ответственности.

Права и обязанности участников уголовного процесса.


  1. Международное право как основа взаимоотношений государств мира

Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.

Понятия. Ратификация. Международное право. Международное публичное право. Международное частное право. Принципы международного права. Международная ор­ганизация. Межправительственная организация. Неправительственная организация. Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Репрессалии. Реторсии. Капитуляция. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Некомбатанты.

Практическое занятие

Проблемы международно-правовой защиты прав человека.


Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  • Роль правовой информации в познании права.

  • Право и мораль: общее и особенное.

  • Пределы действия законов.

  • Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции.

  • Права молодежи в РФ и способы их защиты.

  • Социально-экономические права граждан.

  • Политические права граждан.

  • Личные права граждан.

  • Юридическая ответственность в экономической сфере.

  • Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.

  • Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.

  • Организованная преступность.

  • Презумпция невиновности и юридическая практика.

  • Правовые основы деятельности адвокатов.

  • Правоохранительные органы РФ.

  • Судебная система РФ.

  • Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики.

  • Организация деятельности полиции в РФ.

  • Основы конституционного строя в РФ.

  • Избирательная система в РФ.

  • Защита права собственности в РФ.

  • Договор возмездного оказания услуг.

  • Право на образование в РФ.

  • Право на труд в РФ.

  • Правовое регулирование трудоустройства в РФ.

  • Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения.

  • Материальная ответственность работников и работодателей.

  • Правовое регулирование заработной платы в РФ.

  • Наследование по закону и по завещанию.

  • Правовое регулирование семейных отношений.

  • Социальная защита в РФ.

  • Административная ответственность в РФ

Тематическое планирование



При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Право» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получени­ем среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

по профессии СПО социально-экономического профиля – 150 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические заня­тия, – 100 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 50 часов.

Тематический план

№ п/п

Вид учебной работы

Количество часов

1

Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества

4

2

Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы

4

3

Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности

6

4

Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации

10

5

Правосудие и правоохранительные органы

8

6

Гражданское право. Организация предпринимательства в России

12

7

Защита прав потребителей

4

8

Правовое регулирование образовательной деятельности

4

9

Семейное право и наследственное право

10

10

Трудовое право

12

11

Административное право и административный процесс

10

12

Уголовное право и уголовный процесс

12

13

Международное право как основа взаимоотношений государств мира

4

ИТОГО

100

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, сообщения, доклады с использованием информационных технологий

50

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

ВСЕГО

150



Характеристика основных видов учебной деятельности студентов


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества

Понимание значения правовых знаний и умений для человека.

Уважительное отношение к праву и иным социальным регуляторам поведения; выбор необходимой модели правомерного поведения в конкретной ситуации.

Умение характеризовать систему юридических наук.

Умение давать определения праву и характеризовать основные теории его понимания, уметь отстаивать собственную точку зрения о поведении личности.

Умение вычленять структуру нормы права, понимание механизма правового регулирования

Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы

Умение давать определение системе права и понимать взаи­мосвязь его структурных компонентов.

Умение анализировать правовые нормы с позиции их клас­сификации, различать институты права, отрасли права. Умение определять методы правового регулирования кон­кретных отношений.

Владение знаниями особенностей законодательного процес­са в России.

Обладание навыками социально-активного правомерного поведения.

Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на правовые знания.

Понимание сущности действия норм права во времени, про­странстве и по кругу лиц.

Владение информацией о систематизации нормативных правовых актов

Правоотношения, правовая культура и правовое поведе­ние личности

Умение определять структуру правоотношения, характери­зовать его элементы.

Умение решать правовые задачи по определению объема прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительное отношение к правам и обязанностям участ­ников правоотношений.

Владение навыками правомерного поведения в обществе, наличие высокого уровня правовой информированности, уважительное отношение к праву и мотивация на правомер­ное поведение в любых жизненных ситуациях.

Понимание основных принципов юридической ответствен­ности.

Распознавание функций юридической ответственности, ис­пользование принципов юридической ответственности в ре­шении правовых вопросов.

Знание обстоятельств, исключающих преступность деяния

Государство и право. Осно­вы конституционного права Российской Федерации

Умение характеризовать сущность государства, определять его функции.

Умение характеризовать форму государства и ее элементы. Умение различать монархию и республику как формы правления.

Умение определять государственное устройство и политиче­ский режим.

Владение информацией о главе государства, умение харак­теризовать законодательную, исполнительную и судебную власть.

Знание принципов местного самоуправления.

Умение использовать в повседневной жизни основные кон­ституционные нормы, уважительно относиться к Основно­му Закону государства и знать порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, в том

числе умение защищать свои личные права, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. Умение исполнять обязанности гражданина.

Знание правил участия в референдуме, выборах Президента Российской Федерации

Правосудие и правоохрани­тельные органы

Знание особенностей функционирования судов Российской Федерации, умение обращаться за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости в суды различных инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные за­явления, оказывать элементарную консультационную под­держку лицам, нуждающимся в правовой защите.

Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с пред­ставителями правоохранительных органов страны, уваже­ние и поддержка правопорядка, соблюдение законов, не­терпимость к антиобщественным поступкам, нарушающим законность и незыблемые основы конституционного строя государства; уважение прав и законных интересов всех лиц,

проживающих на территории страны

Гражданское право

Умение отличать гражданские правоотношения от иных от­ношений, характеризовать источники гражданского права. Умение характеризовать физическое лицо как субъект права; отличать юридические лица как субъекты права: хозяйствен­ные товарищества, хозяйственные общества, производ­ственный кооператив (артель), унитарное предприятие. Умение заключать договор, владея знаниями о порядке его заключения, изменения и расторжения.

Умение характеризовать отдельные виды обязательств.

Умение использовать в реальной жизни право собственности. Умение защищать интеллектуальную собственность и автор­ское право.

Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой репутации

Защита прав потребителей

Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продав­цов, изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные услуги.

Умение формулировать права и обязанности потребителей, защищать права потребителей

Правовое регулирование образовательной деятель­ности

Умение выстраивать успешную образовательную траекто­рию в жизни с опорой на склонности, желания и интересы. Умение разбираться в видовом разнообразии образователь­ных организаций, уровнях получения образования в выс­шей школе.

Знание и соблюдение прав и обязанностей участников об­разовательного процесса, умение реализовать и защищать свои права в сфере образования

Семейное право и наслед­ственное право

Знание порядка заключения и расторжения брака. Понимание важности института семьи для жизни челове­ка, уважительное отношение к близким людям, оказание всемерной поддержки и помощи при решении различных жизненных ситуаций.

Умение защищать имущественные и личные неимуще­ственные права супругов.

Умение объяснять договорный режим имущества супругов, оказывать помощь в составлении брачных контрактов. Умение предотвратить, а при необходимости решить кон­фликты родителей и детей; знание порядка выплаты али­ментов в семейных отношениях.

Умение защищать интересы детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Умение составлять завещание с соблюдением правил на­следственного права, разбираться в различиях наследова­ния по закону и наследования по завещанию

Трудовое право

Умение излагать актуальные проблемы занятости и безра­ботицы в стране.

Умение излагать актуальные проблемы правового регули­рования своей будущей профессиональной деятельности, обладание компетентностью при поиске работы, трудо­устройстве.

Умение соблюдать порядок взаимоотношений работников и работодателей.

Умение защищать свои трудовые права, знание порядка и условий расторжения трудового договора.

Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для

молодежи

Административное право и административный процесс

Умение отличить административные отношения от иных правоотношений.

Знание сущности административной ответственности и мер административного наказания. Знакомство с правилами по­рядка производства по делам об административных право­нарушениях

Уголовное право и уголов­ный процесс

Знание принципов уголовного права и действия уголовного

закона.

Умение квалифицировать преступления, знание мер уго­ловной ответственности и наказания.

Умение участвовать в уголовном процессе со стороны защи­ты и со стороны обвинения.

Умение характеризовать особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.

Обладание навыками защиты от преступления.

Умение реализовать права обвиняемого, потерпевшего, сви­детеля

Международное право как основа взаимоотношений

государств мира

Умение характеризовать международную защиту прав человека в условиях мирного и военного времени.

Умение разбираться в деятельности правозащитных орга­низаций, обращаться в Европейский суд по правам человека.

Знание принципов и особенностей международной защиты прав детей.

Осознание международно-правовой ответственности, ува­жительное отношение к правам людей всего мира.

Знание основных правил международного гуманитарного права и прав человека


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Право»


Освоение программы учебной дисциплины «Право» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио­логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализирован­ной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требо­ваний к уровню подготовки обучающихся2.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм­мы учебной дисциплины «Право» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю­щихся ученых и др.);

  • информационно-коммуникативные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Право», рекомендованные или до­пущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, на­учной и научно-популярной литературой и другими пособиями по вопросам юрис­пруденции.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Право» студенты должны иметь возможность доступа:

  • к электронным учебным материалам по праву, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам);

  • сайтам государственных, муниципальных органов власти и управления;

  • любой правовой информации (законам, подзаконным актам и иным норматив­ным документам, а также их проектам), в том числе через правовые информа­ционные системы «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

Рекомендуемая литература


Для студентов

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2017.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (базовый и профильный уровни). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (базовый и профильный уровни). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.

Певцова Е.А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве. — М., 2014.


Для преподавателей

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж­дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г № 2/16-з).

Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 24.07.2002 № 95-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3012.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.2001 № 146-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 14.11.2002 № 138-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.

Жилищный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2011. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 14.

Земельный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст.1.

Семейный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

Трудовой кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 3.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 08.01.1997 № 1-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1997. — № 2. — Ст. 198.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 18.12.2001 № 174-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 4921.

Уголовный кодекс РФ (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. 2014 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24.04.2008) «О ре­ферендуме» // СЗ РФ. — 2004. — № 27. — Ст. 2710.

Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2005. — № 21. — Ст. 1919.

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 171.

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. 2014 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 22. — Ст. 2031


Интернет-ресурсы

www. pravo. gov.ru (Официальный интернет-портал правовой информации).

www. consultant. ru (Правовая система Консультант Плюс).

www. constitution. ru (Конституция РФ).

www. law. edu. ru (Юридическая Россия: федеральный правовой портал).

www. uznay-prezidenta. ru (Президент России гражданам школьного возраста).

www. council. gov.ru (Совет Федерации Федерального Собрания РФ).

www. duma. gov. ru (Государственная Дума Федерального Собрания РФ).

www. ksrf. ru (Конституционный суд РФ).

www.vsrf.ru (Верховный суд РФ).

www. arbitr. ru (Высший Арбитражный суд РФ).

www. genproc. gov. ru (Генеральная прокуратура РФ).

www.sledcom. ru (Следственный комитет РФ).

www.pfrf.ru (Пенсионный фонд РФ).

www. cbr. ru (Центральный банк РФ).

www. notariat. ru (Федеральная нотариальная палата).

www. rfdeti.ru (Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка).

www. ombudsmanrf. org (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).

www. mnr. gov. ru (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).

www. rostrud. ru (Федеральная служба по труду и занятости РФ).

www. rosregistr. ru (Федеральная служба государственной регистрации, картографии и

кадастра).

www.potrebitel. net (Союз потребителей Российской Федерации).

www. rospotrebnadzor.ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потреби-

телей и благополучия человека).

www. рспп. рф (Российский союз промышленников и предпринимателей).

www. acadprava. ru (Открытая академия правовой культуры детей и молодежи).

www. un. org/ru (Организация Объединенных Наций).

www. unesco. org/new/ru (Организация Объединенных Наций по вопросам образования,

науки, культуры — ЮНЕСКО).



www. coe. int (Информационный офис Совета Европы в России).

1 Предметные результаты освоения учебной дисциплины «Право» уточняются в рабочих программах на основе Примерной основной образовательной программой среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии ППКРС.

2 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще­образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!