РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« Правовые основы профессиональной деятельности »
(предметная область «Общественно-научные предметы»)
Базовый уровень
10 класс
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с ФГОС ООО школьники должны овладеть: личностными, метапредметными и предметными результатами учебного предмета «Правовые основы профессиональной деятельност».
1.1. К важнейшим личностным результатам освоения учебного предмета «Правовые основы профессиональной деятельност» на уровне среднего общего образования относятся;
1.1.1.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
1.1.2.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
1.1.3.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
1.1.4Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
1.1.5.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
1.1.6.Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
1.1.7.Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
1.2.Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1.2.1.Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
1.2.2.Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
1.2.3.Коммуникативные УУД:
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
1.3.Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
1.сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2. владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3. владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4. сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5.сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6.сформированность основ правового мышления;
7. сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8. понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9.сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10. сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по праву должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности
11.Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.
12.При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
13.Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
14.Определять и объяснять свои оценки явлений, событий.
Толерантно определять свое отношение к иным позициям
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и/или социальный проект;
использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Правовые основы профессиональной деятельности» 10 КЛАСС
(базовый уровень)
.Раздел I. Формы и структура права
Право в системе социальных регуляторов. Понятие нормы. Виды социальных норм. Право и другие социальные нормы. Право и мораль.
Нормы права. Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура правовой нормы. Основные виды юридических норм: регулятивные и правоохранительные. Управомочивающая норма. Запрещающая норма. Обязывающая норма.
Источники права. Понятие источника права. Основные виды источников права. Международный договор и международный обычай как традиционно сложившиеся источники международного права.
Система права. Понятие системы права. Основные структурные элементы системы права: нормы права, правовые институты, отрасли права. Современная классификация отраслей российского права. Три основные группы отраслей: базовые (конституционное право; материальные и процессуальные отрасли); специальные; комплексные отрасли права. Частное и публичное право.
Раздел II. Система трудового права. Правовое урегулирование занятости и трудоустройства.(14 часов
Трудовые правоотношения. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Время отдыха. Виды времени отдыха. Заработная плата.
Дисциплина труда и правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Способы защиты прав работников. Охрана труда. Защита трудовых прав и интересов работников профессиональными союзами. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и разрешения.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Понятие и виды трудового стажа
Раздел III. Формы собственности в РФ
Виды гражданско-правовых отношений. Понятие гражданского правоотношения.
Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Содержание гражданского правоотношения
Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Предпринимательская деятельность и её регламентация. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовые средства государственного
регулирования предпринимательства Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности.
Раздел IV. « Обязательственное право»
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Гражданское право как частное право. Понятие гражданского права. Источники гражданского права. Гражданское законодательство. Предмет и метод гражданского права. Цели и принципы гражданского права.
Сделки в гражданском праве. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция.
Гражданско-правовой договор. Понятие и значение договора. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Исполнение договора. Обеспечение исполнения договоров. Отдельные виды договоров
Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Убытки и вред в гражданском праве. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.
Раздел V. Социальное обеспечение в РФ .Право и личность
Особенности социального государства. Необходимость социального государства. Гуманистический смысл социального государства. Концепции социального качества. Становление социального государства в России.
Международная защита прав человека. Устав ООН и Международный билль о правах человека. Контроль за соблюдением международных договоров по правам человека. Главные и вспомогательные органы ООН в области прав человека. Региональные организации в области прав человека.
Раздел VI. Административные правонарушения и административная ответственность»
Административные правоотношения. Органы исполнительной власти. Государственные служащие
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан как элементы административно-правового статуса. Юридические гарантии прав граждан.
Признаки и виды административного правонарушения. Признаки административных правонарушений.
Административная ответственность и административные наказания. Виды
административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРАВУ «Право» 10 класс.
№№ | Тематический раздел | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Форма и структура права | 4 | знать/понимать систему и структуру права, общие правила применения права; уметь характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права;; объяснять: механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; |
2. | Система трудового права. Правовое урегулирование занятости и трудоустройства.(14 часов | 14 | знать/понимать общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; уметь характеризовать: механизм реализации и защиты;; объяснять: механизм правового регулирования; приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; Знать понятие и источники трудового права, трудовые правоотношения, права и обязанности работника и работодателя. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать понятие трудового договора, его виды, стороны и порядок заключения трудового договора. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать системы оплаты труда. Знать понятие охраны труда, особенности охраны труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать индивидуальные и коллективные трудовые споры. Знать понятие дисциплины труда, дисциплинарную и материальную ответственность работников |
3. | Формы собственности в РФ | 5 | Характеризовать особенности предпринимательской деятельности, знать виды предприятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Знать нематериальные блага, пути их защиты, понятие морального вреда. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
4. | Обязательственное право | 4 | Знать понятие, источники, субъекты гражданского права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал; Характеризовать обязательственное право. Знать понятие сделки, договора. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал; Знать понятие собственности, виды собственности, правомочия собственника. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал; Знать понятия гражданской правоспособности и дееспособности. Эмансипация. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал; . |
5. | Социальное обеспечение в РФ. Право и личность | 3 | Знать понятия: социальное обеспечение, виды социальной поодержки |
6. | Административные правонарушения и административная ответственность» | 3 | . Знать понятие и источники административного права, виды административных правонарушений. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. Знать виды административной ответственности, характеризовать Кодекс РФ об административных правонарушениях. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. |
| Итого: | 1 | |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРАВУ 10 КЛАСС. 34 ЧАСА (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ).
№ п/п | Наименование разделов, тема урока | Кол час. |
| Раздел I. Форма и структура права | 4 |
1 | Право в системе социальных регуляторов. | 1 |
2 | Нормы права - структура правовой нормы и способы ее закрепления | 1 |
3 | Источники права: сущность и виды Система права: отрасли права. Правотворчество - сущность понятия. | 1 |
4 | «Правовой диктант» по темам «Право и государство» и «Форма и структура права». | 1 |
| Раздел II. Система трудового права. Правовое урегулирование занятости и трудоустройства | 5 |
5 | Правовое урегулирование занятости и трудоустройства | 1 |
6 | Система трудового права. Источники трудового права | 1 |
7 | Трудовые правоотношения. Трудовая дееспособность | 1 |
8 | Трудоустойство и занятость. Понятие и виды занятости. | 1 |
9 | Дисциплина труда. Трудовой договор | 1 |
10 | Защита трудовых прав работников | 14 |
11 | Федеральная служба по труду и занятости. Порядок признания гражданина безработным. | 1 |
12 | Правовой статус безработного. Пособие по безработице | 1 |
13 | Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан | 1 |
14 | Особенности правового регулирования трудового статуса несовершеннолетних | 1 |
15 | Заработная плата. МРОТ. Система оплаты труда Порядок и условия выплаты заработной платы | 1 |
16 | Понятия и виды дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования и снятия дисциплинарного взыскания. | 1 |
17 | Понятия и виды материальной ответственности работника и работодателя. | 1 |
18 | Контрольный урок по теме: «Правовое урегулирование занятости и трудоустройства» | 1 |
| Раздел III. Формы собственности в РФ | 1 |
19 | Виды и формы собственности в РФ | 1 |
20 | Понятия и структура предпринимательских отношений | 1 |
21 | Понятие и признаки юридического лица | 1 |
22 | Образование, реорганизация и прекращение деятельности юридического лица. | 1 |
23 | Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц» на основе работы с ГК | 1 |
| Раздел IV. « Обязательственное право» | 4 |
24 | Общие положения о договорах и обязательствах» | 1 |
25 | Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. | 1 |
26 | Виды договоров. Формы защиты гражданских прав | 1 |
27 | Последствия несоблюдения требований государственной регистрации отдельных видов договоров | 1 |
| Раздел V. Социальное обеспечение в РФ | 3 |
28 | Конституционные права граждан | 1 |
29 | Социальное обеспечение РФ | 1 |
30 | Виды социальной помощи | 1 |
Глава 6. Административные правонарушения и административная ответственность» | 3 |
31 | Административно-правовые отношения: понятия и структура | 1 |
32 | Административно-правовой статус гражданина | 1 |
33 | Административные правонарушения. Административная ответственность. | 1 |
34 | Контрольный урок. Проектная работа по теме | 1 |
| Итого: | 34 |