ОУ «Неверовская школа»
РЕКОМЕНДОВАНО к исполнению МО учителей естественного цикла Протокол № _____от « __ » _____2018 г. ______________ (подпись) руководитель МО А.Н. Лаврович | УТВЕРЖДАЮ приказ № директор ОУ «Неверовская школа» Е.А. Кучма_______ (подпись) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмета «Биология»
на 2018-2019 уч.год
5 КЛАСС
составитель: Лаврович А. Н
учитель высшей
квалификационной категории
с. Неверовка 2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» автора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Описание курса.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного , гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. В программу включен региональный компонент (Омское Прииртышье: программа для общеобразовательных учреждений. О57 1-11 классы/Н.А.Ждан. Т.С. Горбунова и др.; под общ. ред. Н.А. Ждан.- 2-ое изд, испр. и доп. -Омск БОУДПО «ИРООО», 2013. – 84с ISBN5-89982-459-3). Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету, формирование гражданской индентичности.
УМК
В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс.
В. В. Пасечник Рабочая тетрадь Бактерии, грибы, растения.
Место курса в учебном плане.
Данный курс по биологии предназначен для учащихся 5 класса ОУ «Неверовская школа» в количестве 16 человек, из них 7 девочек и 9 мальчиков. Интеллектуальный потенциал в классе хороший.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии
в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по биологии
Познавательные УУД. А) Общеучебные действия сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Б) Знаково-символические В) логические |
Умение характеризовать объекты живой природы, законы генетики, физиологические и популяционные процессы. Умение объяснять биологические понятия и термины Умение классифицировать и систематизировать объекты живой природы Овладевать методами научного познания живого. Овладение методами исследования живой и неживой природы Понимание необходимости здорового образа жизни Осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы. Сознательный выбор будущей профессиональной деятельности Самостоятельное выделение и формулирование цели Поиск и овладения необходимой информации преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта преобразование модели с целью выявления общих законов выбор наиболее эффективных способов решения генетических задач в зависимости от конкретных условий смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации построение логической цепи рассуждений анализ объектов с целью выделения признаков синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения |
Коммуникативные УУД |
Правильное использование биологической терминологии и символики. Исследовательские и проектные действия парные, групповые. Развитие потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии. Развитие способностей открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека |
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
знать правила поведения в природе;
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
испытывать любовь к природе;
признавать право каждого на собственное мнение;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение.
Основное содержание курса.
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
За курс обучения предусмотрено пять контрольных работ.
Два часа отводиться на изучение регионального компонента.
6.Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Виды контроля | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | факт |
1 | Биология – наука о живой природе. Агротех. направление | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Рассказ, проблемная беседа, организация работы с учебником. | индивидуальный устный опрос | Д/з§1 | | |
2 | Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биология. | индивидуальный устный опрос | Д/з §2 | | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные2. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. | индивидуальный устный опрос | Д/з §3 | | |
4 | Среды обитания организмов Лабораторная работа №1 | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. | индивидуальный устный опрос | Д/з §4 | | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы Комбинированный урок. | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | Учебно-познавательная задача проблемного содержания. | Д/з §5 Подготовить вопросы-ответы к семинару | | |
6 | Охрана природы. Агротех. направление | Отрабатывают навыки работы с тренировочными заданиями. Организация дискуссии | Фронтальный опрос | Д/з Тренировочные задания Региональный компонент Красная книга Омской области | | |
7 | Экскурсия «Осенние изменения в природе». | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | Отчет по экскурсии | Д/з Отчет по экскурсии Региональный компонент Экологические группы растений, произрастающих на территории Омской области | | |
8 | Контрольная работа № 1 «Биология – наука о живой природе» . | Выполняют задания по Контрольной работе № 1 | Контрольная работа | Д/з повторить§1-5 | | |
9 | Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №2
| Определяют понятия:»клетка», «лупа», «тубус». «окуляр», «объектив», «штатив». Работают вс лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. Рассказ, организация и проведение Л/р «Устройство микроскопа», организация работы с рабочей тетрадью, с учебником. Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе | Отчет по лабораторной работе | Д/з §6 | | |
10 | Строение клетки Лабораторная работа №3 | Учатся готовить микропрепараты Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают. Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение клеток растений», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Отчет по лабораторной работе | №3 | | |
11 | Химический состав клетки Лабораторная работа №4 Д/з §8 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперементы по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудыванием. Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение химического состава клеток», работы с рабочей тетрадью, с учебником | Отчет по лабораторной работе | | | |
12 | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост Лабораторная работа №5 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §9 | | |
13 | Ткани. Лабораторная работа №6 | Определяют понятие: «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатыавют умение работать с микроскопом и определяют различные растительные ткани на микропрепоратах. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §10 | | |
14 | Обобщение и повторение. | Работа с учебником и дидактическим и материалами. Заполняют таблицы. | Фронтальный опрос | Д/з Тренировочные задания | | |
15 | Контрольная работа № 2 «Клеточное строение организмов» | Выполняют задания по Контрольной работе № 2 | Контрольная работа | Д/з повторить§6-10 | | |
16 | Строение и жизнедеятельность бактерий Лабораторная работа №7 | Выделяют существенные признаки бактерий. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §11 | | |
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. | Фронтальный опрос | Д/з §12 | | |
18 | Контрольная работа № 3 «Царство Бактерии». | Выполняют задания по Контрольной работе № 3 | Контрольная работа | Д/з повторить§11-12 | | |
19 | Общая характеристика грибов | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. | Фронтальный опрос | Д/з §13 Региональный компонент Многообразие грибов Омской области | | |
20 | Шляпочные грибы Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №8 | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают прие мы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Готовят микропрепарат и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §14, 15 Региональный компонент Съедобные и ядовитые грибы Омской области. | | |
21 | Грибы-паразиты | Определяют понятие «грибы – паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. | индивидуальный устный опрос | Д/з §16 | | |
22 | Обобщение и повторение. | Работа с учебником и дидактическим и материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщении «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы». | Фронтальный опрос | Д/з Тренировочные задания | | |
23 | Контрольная работа № 4 «Царство Грибы». | Выполняют задания по Контрольной работе № 4 | Контрольная работа | Д/з повторить§14-16 | | |
24 | Разнообразие, распространение, значение, классификация растений | Определяют понятие «Низшие растения», «Высшие растения», «таллом», «слоевище». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. | Фронтальный опрос | Д/з §17 | | |
25 | Водоросли Лабораторная работа №9 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §18 | | |
26 | Лишайники Лабораторная работа №10 | Определяют понятие: «кустистые лишайники», «листовые лишайники», «накипные лишайники» Находят лишайники в природе. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §19 | | |
27 | Мхи Лабораторная работа №11 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §20 | | |
28 | Плауны. Хвощи. Папоротники Лабораторная работа №12 | Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §21 | | |
29 | Голосеменные Лабораторная работа №13 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §22 | | |
30 | Покрытосеменные или Цветковые Лабораторная работа №14 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. | Отчет по лабораторной работе | Д/з §23 Региональный компонент Роль семенных растений в природе родного края. | | |
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира. | Фронтальный опрос | Д/з §24 | | |
32 | Обобщение и повторение. Агротех. направление | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую. | Фронтальный опрос | Д/з Тренировочные задания | | |
33 | Итоговая контрольная работа | Выполняют задания по итоговой контрольной работе | Контрольной работа | Д/з повторить§20-24 | | |
34 | Природные сообщества. Агротех. направление | Определяют понятия: «природные сообщества» «фитоценозы», «растительность». Сравнивают типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса. Взаимосвязи растений в сообществе. Причины смены растительных сообществ *Ярусность в растительном сообществе: надземная и подземная. Знакомятся с Красной книгой Омской области. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. | Фронтальный опрос | Д/з реферат «Животные Омской области» Региональный компонент Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. | | |