СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Биология» 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета "Биология" составлена  по программе основного общего образования по биологии для 5 класса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" автора В.В. Пасечника.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Биология» 5 класс»





ОУ «Неверовская школа»


РЕКОМЕНДОВАНО

к исполнению

МО учителей естественного цикла

Протокол № _____от « __ » _____2018 г.

______________

(подпись)

руководитель МО А.Н. Лаврович

УТВЕРЖДАЮ

приказ №

директор ОУ «Неверовская школа»


Е.А. Кучма_______

(подпись)









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмета «Биология»

на 2018-2019 уч.год

5 КЛАСС

составитель: Лаврович А. Н

учитель высшей

квалификационной категории




с. Неверовка 2018



  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 5 класса «Биология. Бактерии Грибы Растения» автора В.В.Пасечника, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнения­ми, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.

Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.



  1. Описание курса.


Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного , гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. В программу включен региональный компонент (Омское Прииртышье: программа для общеобразовательных учреждений. О57 1-11 классы/Н.А.Ждан. Т.С. Горбунова и др.; под общ. ред. Н.А. Ждан.- 2-ое изд, испр. и доп. -Омск БОУДПО «ИРООО», 2013. – 84с ISBN5-89982-459-3). Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету, формирование гражданской индентичности.

УМК

В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс.

В. В. Пасечник Рабочая тетрадь Бактерии, грибы, растения.

  1. Место курса в учебном плане.

Данный курс по биологии предназначен для учащихся 5 класса ОУ «Неверовская школа» в количестве 16 человек, из них 7 девочек и 9 мальчиков. Интеллектуальный потенциал в классе хороший.


Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение биологии

в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.







  1. Планируемые результаты.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы по биологии


Познавательные УУД.

А) Общеучебные действия

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Б) Знаково-символические

В) логические

  • Умение характеризовать объекты живой природы, законы генетики, физиологические и популяционные процессы.

  • Умение объяснять биологические понятия и термины

  • Умение классифицировать и систематизировать объекты живой природы

  • Овладевать методами научного познания живого.

  • Овладение методами исследования живой и неживой природы

  • Понимание необходимости здорового образа жизни

  • Осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы.

  • Сознательный выбор будущей профессиональной деятельности


  • Самостоятельное выделение и формулирование цели

  • Поиск и овладения необходимой информации

  • преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта

  • преобразование модели с целью выявления общих законов

  • выбор наиболее эффективных способов решения генетических задач в зависимости от конкретных условий

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

  • постро­ение логической цепи рассуждений

  • анализ объектов с целью выделения признаков

  • синтез как со­ставление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения



Коммуникативные УУД

  • Правильное использование биологической терминологии и символики.

  • Исследовательские и проектные действия парные, групповые.

  • Развитие потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии.

  • Развитие способностей открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • Формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека



В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.



  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

  • испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

  • знать правила поведения в природе;

  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

  • испытывать любовь к природе;

  • признавать право каждого на собственное мнение;

  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • уметь отстаивать свою точку зрения;

  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

  • уметь слушать и слышать другое мнение.


  1. Основное содержание курса.


Введение (6 часов)


Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)


Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.



Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)


Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).


Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.


Раздел 3. Царство Растения (9 часов)


Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.


Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).


За курс обучения предусмотрено пять контрольных работ.

Два часа отводиться на изучение регионального компонента.



























6.Тематическое планирование.


урока

        Тема урока  

Виды деятельности

учащихся

  Виды контроля 


Домашнее задание

Дата

проведения урока

план

факт

1


Биология – наука о живой природе.

Агротех. направление

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Рассказ, проблемная беседа, организация работы с учебником.


индивидуальный устный опрос

Д/з§1




2


Методы исследования в биологии. Техника безопасности на уроках биологии


Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биология.

индивидуальный устный опрос

Д/з §2




3


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого


Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные2. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.

индивидуальный устный опрос

Д/з §3




4


Среды обитания организмов

Лабораторная работа №1


Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

индивидуальный устный опрос

Д/з §4




5


Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Комбинированный урок.


Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

Учебно-познавательная задача проблемного содержания.

Д/з §5

Подготовить вопросы-ответы к семинару



6


Охрана природы.

Агротех. направление

Отрабатывают навыки работы с тренировочными заданиями.

Организация дискуссии

Фронтальный опрос

Д/з Тренировочные задания

Региональный компонент

Красная книга Омской области





7

Экскурсия «Осенние изменения в природе».


Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Отчет по экскурсии

Д/з

Отчет по экскурсии

Региональный компонент

Экологические группы растений, произрастающих на территории Омской области



8

Контрольная работа № 1 «Биология – наука о живой природе» .


Выполняют задания по Контрольной работе

№ 1


Контрольная работа

Д/з повторить§1-5




9

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа

№2

Определяют понятия:»клетка», «лупа», «тубус». «окуляр», «объектив», «штатив». Работают вс лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.

Рассказ, организация и проведение

Л/р «Устройство микроскопа», организация работы с рабочей тетрадью, с учебником.

Организация создания рефератов и проектов изучаемой главе

Отчет по лабораторной работе


Д/з §6




10

Строение клетки

Лабораторная работа №3


Учатся готовить микропрепараты Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают.

Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение клеток растений», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Отчет по лабораторной работе


№3




11


Химический состав клетки

Лабораторная работа

№4

Д/з §8


Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперементы по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудыванием.

Беседа, организация и проведение Л/р «Изучение химического состава клеток», работы с рабочей тетрадью, с учебником

Отчет по лабораторной работе





12


Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

Лабораторная работа

№5


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §9




13


Ткани.

Лабораторная работа

№6


Определяют понятие: «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатыавют умение работать с микроскопом и определяют различные растительные ткани на микропрепоратах.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §10




14


Обобщение и повторение.


Работа с учебником и дидактическим и материалами. Заполняют таблицы.

Фронтальный опрос

Д/з Тренировочные задания



15


Контрольная работа № 2 «Клеточное строение организмов»


Выполняют задания по Контрольной работе

№ 2

Контрольная работа

Д/з повторить§6-10



16


Строение и жизнедеятельность бактерий

Лабораторная работа

№7



Выделяют существенные признаки бактерий.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §11




17


Роль бактерий в природе и жизни человека



Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

Д/з §12




18


Контрольная работа № 3 «Царство Бактерии».


Выполняют задания по Контрольной работе

№ 3

Контрольная работа

Д/з повторить§11-12



19


Общая характеристика грибов


Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос

Д/з §13

Региональный компонент

Многообразие грибов Омской области



20


Шляпочные грибы

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа

№8


Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают прие

мы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Готовят микропрепарат и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §14, 15

Региональный компонент

Съедобные и ядовитые грибы Омской области.



21


Грибы-паразиты


Определяют понятие «грибы – паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

индивидуальный устный опрос

Д/з §16




22


Обобщение и повторение.


Работа с учебником и дидактическим и материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщении «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы».

Фронтальный опрос

Д/з Тренировочные задания



23


Контрольная работа № 4 «Царство Грибы».


Выполняют задания по Контрольной работе

№ 4

Контрольная работа

Д/з повторить§14-16



24


Разнообразие, распространение, значение, классификация растений


Определяют понятие «Низшие растения»,
«Высшие растения», «таллом», «слоевище».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

Фронтальный опрос

Д/з §17




25


Водоросли

Лабораторная работа

№9


Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §18




26


Лишайники

Лабораторная работа

№10


Определяют понятие: «кустистые лишайники», «листовые лишайники», «накипные лишайники» Находят лишайники в природе.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §19




27


Мхи

Лабораторная работа

№11


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §20




28


Плауны. Хвощи. Папоротники

Лабораторная работа

№12


Выполняют лабораторную работу.

Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §21




29


Голосеменные

Лабораторная работа

№13


Выполняют лабораторную работу.

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §22




30


Покрытосеменные или Цветковые

Лабораторная работа

№14


Выполняют лабораторную работу.

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Отчет по лабораторной работе


Д/з §23

Региональный компонент

Роль семенных растений в природе родного края.



31


Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

Фронтальный опрос

Д/з §24




32


Обобщение и повторение.

Агротех. направление

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

Фронтальный опрос

Д/з Тренировочные задания



33


Итоговая контрольная работа



Выполняют задания по

итоговой контрольной работе

Контрольной работа

Д/з повторить§20-24



34


Природные сообщества.

Агротех. направление

Определяют понятия: «природные сообщества»

«фитоценозы»,
«растительность».
Сравнивают типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса. 
Взаимосвязи растений в сообществе.
Причины смены растительных сообществ
*Ярусность в растительном сообществе: надземная и подземная.

Знакомятся с Красной книгой Омской области.

Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира.


Фронтальный опрос

Д/з реферат «Животные Омской области»

Региональный компонент

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!