СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «химия» 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «химия» 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ Д.В.БОНДАРЕНКО



Принята Утверждаю

педагогическим советом Директор МБОУ СОШ № 4

протокол №____ от_____2021г. имени Д.В.Бондаренко

Ю.В.Скоробогатько

приказ № 97-ОД от 19.08. 2021г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

8 « б» КЛАСС



Количество часов по программе: 2 часа в неделю (всего 70 часов)

Уровень основного общего образования 8 класс

Учитель Шемчук Ирина Викторовна

Педагогический стаж 11 лет

Категория первая










г.Зверево

2021-2022

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Цели и задачи курса химии в 8 классе

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важ-

нейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный вшколе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Главные цели основного общего образования:

1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных

знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образователь-

ной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит

изучение химии, которое призвано обеспечить решение следующих целей:

1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и

экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

4) формирование умения безопасного обращения с веществами, используемыми в повсе-

дневной жизни.

Основные задачи изучения химии в школе:

формировать у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, зна-

чимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;

формировать представления о химической составляющей естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого химические знания;

овладевать методами научного познания для объяснения химических явлений и

свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного обще-

ства, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применять полученные знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способ-

ности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный

научно-технический прогресс;

формировать важнейшие логических операций мышления (анализ, синтез, обоб-

щение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших поня-

тий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;

овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информацион-

ными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).__

1.2. Реализация программы «Химия» на базе «Точки роста».

На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Феде­рального оператора учебного предмета «Химия».

Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые подходы, струк­туру и содержание при организации обучения химии в 8―9 классах, выстроенном на ба­зе любого из доступных учебно-методических комплексов (УМК).

Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной ОП позволяет создать условия:

  1. для расширения содержания школьного химического образования;

  2. для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

  3. для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  4. для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных об­ластях образовательной, творческой деятельности.

Современные экспериментальные исследования по химии уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов.В Феде­ральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».

Учебный эксперимент по химии, проводимый на традиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не может позволить в полной мере решить все за­дачи в современной школе.Это связано с рядом причин:

  1. традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических возможно­стей не позволяет проводить многие количественные исследования;

  2. длительность проведения химических исследований не всегда согласуется с дли­тельностью учебных занятий;

  3. возможность проведения многих исследований ограничивается требованиями тех­ники безопасности и др.


Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание эксперименталь­ной деятельности и решает вышеперечисленные проблемы.Широкий спектр датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами химического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне.Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствие экспериментатора, а частота их измерений неподвластна человеческому восприятию.

В процессе формирования экспериментальных умений ученик обучается представ­лять информацию об исследовании в четырёх видах:

  1. в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии;

  2. в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);

графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность пе­рехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между вели­чинами, наглядность и многомерность); в виде математических уравнений: давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение.




1.3. Нормативные документы для реализации программы.


Рабочая программа по химии для МБОУ СОШ № 4 составлена на основе следующих

нормативных документов

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм.и доп., вступ.в силу с 01.09.2020).— URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

(дата обращения: 28.09.2020)

2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв.президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).— URL:

https://login.consultant.ru link ?req=doc&base=LAW&n=319308&demo=1 (дата обра­щения: 10.03.2021)

3.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (ут­верждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред.от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие обра­зования».— URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d938 7d7364e34f26f87ec138f

(дата обращения: 10.03.2021)

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошколь­ном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» (ред.от 16.06.2019 г.) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г.№ 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25 декабря 2014 г.№ 1115н и от 5 августа 2016 г.№ 422н).— URL: // http://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 10.03.2021)

5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г.№ 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»).— URL: //https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php? ELEMENT_ID=48583

(дата обращения: 10.03.2021)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего об­разования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 17 декабря 2010 г.№ 1897) (ред.21.12.2020).— URL: https://fgos.ru

(дата обращения: 10.03.2021)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего обра­зования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 17 мая 2012 г.№ 413) (ред.11.12.2020).— URL: https://fgos.ru

(дата обращения: 10.03.2021)

8. Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопар­ков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утверждены распоряже­нием Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-4).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695

(дата обращения: 10.03.2021)

9. Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрово­го образования «IT-куб» (утверждены распоряжением Министерства просвещения Рос­сийской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-5).— URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_374572

(дата обращения: 10.03.2021)

10. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразова­тельных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.№ Р-6).— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_374694/

(дата обращения: 10.03.2021)

А так же :

 Закона «Об образовании в Российской Федерации» ;

 Фундаментального ядра содержания общего образования ;

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо-

вания;

 Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного

общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном

стандарте общего образования второго поколения;

 Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения

 Примерной программы по химии ;

 Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного

общего образования.

В основу данной рабочей программы положена авторская программа О.С. Габриеляна,

А.В. Купцовой – «Программа основного общего образования по химии, 8-9 классы»

(Москва, Дрофа, 2016


1. 3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой

частью образования школьников. Школьный курс химии включает объем химических зна-

ний, необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира.

Химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых пред-

ставлений о роли химии в решении экологических, сырьевых, энергетических, продоволь-

ственных, медицинских проблем человечества. Кроме того, определенный объем химиче-

ских знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех обла-

стях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно.

Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего

мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Поэтому каждый человек, живущий в мире веществ, должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе

веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности,

которую они могут представлять.

Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мыш-

ления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук - экспериментальном и теоретическом.

Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные ли-

нии:

 вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химиче-

ских свойствах, биологическом действии;

 химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства ьвеществ, способах управления химическими процессами;

 применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промыш-

ленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

 язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описыва-

ются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиаль-

ные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с есте-

ственного языка на язык химии и обратно.

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно перепле-

тены, в программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».

Курс химии 8 класса изучается в два этапа.

 Первый этап — химия в статике, на котором рассматриваются состав и строение атома

и вещества. Его основу составляют сведения о химическом элементе и формах его су-

ществования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах , основаниях и солях),

строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).

 Второй этап — химия в динамике, на котором учащиеся знакомятся с химическими ре-

акциями как функцией состава и строения участвующих в химических превращениях

веществ и их классификации. Свойства кислот, оснований и солей сразу рассматриваются в свете теории электролитической диссоциации. Кроме этого, свойства кис-

лот и солей характеризуются также в свете окислительно-восстановительных процессов.

В курсе 9 класса вначале обобщаются знания учащихся по курсу 8 класса, апофеозом

которого является Периодический закон и Периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева. Кроме того, обобщаются сведения о химических реакциях и их клас

сификации — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ,

и способах управления химическими процессами. Затем рассматриваются общие свой-

ства металлов и неметаллов. Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных ме-

таллов и галогенов (простых веществ и соединений), как наиболее ярких представителей

этих классов элементов, и их сравнительная характеристика. В курсе подробно рассматри-

ваются состав, строение, свойства, получение и применение отдельных, важных в хозяй-

ственном отношении веществ, образованных элементами 2—3-го периодов.


1.4 МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в ба-

зисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду есте-

ственнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не

только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.

Рабочая программа курса химии для основной школы разработана с учетом первоначаль-

ных представлений о мире веществ, полученных учащимися в начальной школе при изучении окружающего мира, и межпредметных связей с курсами физики (7 класс), биологии (5-7 классы), географии (6 класс) и математики.

В соответствии с базисным учебным планом на изучение химии в 8 и 9 классе отводится по 2 часа в неделю, 70 часов в год, при нормативной продолжительности учебного года в 35 учебные недели (34 недели в 9 классе). Таким образом, время, выделяемое рабочей программой на изучение химии в 8-9 классах, составляет 138 часов, из них 5 часов резервные (в 8 классе – 1 час, и в 9 классе – 4 часа).

Содержание изучаемого по программе материала состоит из двух частей:

 первая – инвариантная часть, которая полностью включает в себя содержание при-

мерной программе по химии (102 часа),

 вторая часть – вариативная, она использована для увеличения числа часов на изуче-

ние инвариантной части (34 часа): рабочая программа более чем в два раза увеличивает

время, отведенное примерной программой на изучение раздела «Многообразие в е-

ществ» (курс химии 9 класса). Это объясняется необходимостью основательно отрабо-

тать важнейшие теоретические положения курса химии основной школы на богатом

фактологическом материале химии элементов и образованных ими веществ.

1.5 Описание материально-технической базы центра «Точка роста», используемого для реализации образовательных программ в рамках преподавания химии

Материально-техническая база центра «Точка роста» включает в себя современные и классические приборы.Последние прошли многолетнюю апробацию в школе и получили признание у учителей химии.К ним относятся: прибор для демонстрации зависимости скорости реакции от различных факторов, аппарат для проведения химических реакций, прибор для опытов с электрическим током, прибор для изучения состава воздуха и мно­гие другие.Учитывая практический опыт применения данного оборудования на уроках химии, мы дадим лишь краткое описание приборов.Основной акцент сделаем на описа­нии цифровых лабораторий и их возможностях.

Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный ком­плекс, датчиковая система — комплект учебного оборудования, включающий из­мерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персо­нальным компьютером, и набор датчиков1, регистрирующих значения различных физических величин.

Датчик температуры платиновый – простой и надёжный датчик, предна­значен для измерения температуры в водных растворах и в газовых средах.Имеет различный диапазон измерений от –40 до +180 ◦С.Тех­нические характеристики датчика указаны в инструкции по эксплуатации.

Датчик температуры термопарный предназначен для измерения температур до 900 ◦С.Используется при выполнении работ, связанных с измерением температур пламени, плавления и разложения веществ.

Датчик оптической плотности (колориметр) – предназначен для измерения оптической плотности окрашенных растворов (рис. 1).Используется при изуче­нии тем «Растворы», «Скорость химических реакций», определении концентрации окрашенных ионов или соединений.

В комплект входят датчики с различной длиной волн по­лупроводниковых источников света: 465 и 525 нм.Объ­ём кюветы составляет 4 мл, длина оптического пути — 10 мм.

Датчик рН предназначен для измерения водородного показателя (рН).В настоя­щее время в школу поступают комбинированные датчики, совмещающие в себе стеклянный электрод с электродом сравнения, что делает работу по измерению водородного показателя более комфортной.Диапазон измерений рН от 0―14.Используется для измерения водородного показателя водных растворов в различ­ных исследованиях объектов окружающей среды.


Датчик электропроводности предназначен для измерения удельной электро­проводности жидкостей, в том числе и водных растворов веществ.Применяется при изучении теории электролитической диссоциации, характеристик водных растворов.


Датчик нитрат-ионов предназначен для количественного определения нитратов в раз­личных объектах окружающей среды: воде, овощах, фруктах, колбасных изделиях и т.д.

Микроскоп цифровой предназначен для из­учения формы кристаллов и наблюдения за ростом кристаллов.

Аппарат для проведения химических ре­акций (АПХР) предназначен для получения и демонстрации свойств токсичных паров и газов.Эти вещества получаются в колбе- реакторе, и при нагревании (или без нагрева­ния) газообразные вещества проходят через поглотительные ёмкости (насадки) с раство­рами реагентов, вступают с ними в реакцию (рис. 3).Избыток газа поглощается жидкими и твёрдыми реагентами, а также активиро­ванным углём.Аппарат чаще всего использу­ют для получения и демонстрации свойств хлора, сероводорода.

Прибор для демонстрации зависимости скоро­сти химических реакций от различных факторов используют при изучении темы «Скорость химической реакции» и теплового эффекта химических реакций.Прибор даёт возможность экспериментально исследо­вать влияние на скорость химических реакций следую­щих факторов: природы реагирующих веществ, кон­центрации реагирующих веществ, площади границы раздела фаз в гетерогенных системах (поверхности со­прикосновения между реагирующими веществами), температуры, катализатора, ингибитора.

Датчик хлорид-ионов используется для количественного определения содер­жания ионов хлора в водных растворах, почве, продуктах питания.К датчику под­ключается ионоселективный электрод (ИСЭ) (рабочий электрод), потенциал кото­рого зависит от концентрации определяемого иона, в данном случае от концентра­ции анионов Cl–.Потенциал ИСЭ определяют относительно электрода сравнения, как правило, хлорсеребряного.



Прибор для демонстрации зависимости скоро­сти химических реакций от различных факторов используют при изучении темы «Скорость химической реакции» и теплового эффекта химических реакций.Прибор даёт возможность экспериментально исследо­вать влияние на скорость химических реакций следую­щих факторов: природы реагирующих веществ, кон­центрации реагирующих веществ, площади границы раздела фаз в гетерогенных системах (поверхности со­прикосновения между реагирующими веществами), температуры, катализатора, ингибитора.


Пипетка-дозатор — приспособление, исполь­зуемое в лаборатории для отмеривания опреде­лённого объёма жидкости.Пипетки выпускаются переменного и постоянного объёма.В комплек­ты оборудования для медицинских классов вхо­дят удобные пипетки-дозаторы одноканальные, позволяющие настроить необходимый объём от­бираемой жидкости в трёх различных диапазо­нах (рис. 6).Использование современных техно­логий и цветовой кодировки диапазона дозиро­вания даёт возможность качественно, точно, безопасно выполнять пипетирование.Пипетки имеют сменные пластиковые наконечники.


Баня комбинированная предназначена для нагрева стеклянных и фарфоровых сосудов, когда требуется создать вокруг нагреваемого сосуда равномерное темпера­турное поле, избежать использования открытого пламени и раскалённой электриче­ской спирали (рис. 7).Корпус комбинированной бани сделан из алюминия.Жид­костная часть комбинированной бани закрывается кольцами различного диаметра

Прибор для получения газов используется для получения небольших количеств газов: водорода, кислорода (из пероксида водорода), углекислого газа.





2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ


При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, ме-

тапредметных и предметных результатов.

Личностные:

1. В ценностно-ориентационной сфере:

воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма, позитивного отношения к труду, целеустремленности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и по-

ступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и

благополучия людей на Земле.

2. В трудовой сфере:

воспитание готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.

3. В познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью;

развитие собственного целостного мировоззрения, потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню

экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексив-

но-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и

применять их на практике;

использование различных источников для получения химической информации.

Предметные:

1. В познавательной сфере:

знание определений изученных понятий: умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты, используя для этого родной язык и язык химии;

умение различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные

вещества, химические реакции, описывать их;

умение классифицировать изученные объекты и явления;

способность делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

умение структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

умение моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

формирование навыков проводить химический эксперимент;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

умение различать опасные и безопасные вещества;

умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Химия», в содержании которого главными компонентами являются

научные знания и научные методы познания, позволяет пробуждать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. В результате учебного процесса создаются условия для формирования системы ценностей. Познавательная функция учебного предмета «Химия» заключается в способности его содержания развивать ценностные качества у учащихся.

Познавательные ценности:

отношение к:

химическим знаниям как одному из компонентов культуры человека наряду с другими естественнонаучными знаниями;

окружающему миру как миру веществ и происходящих с ними явлений;

познавательной деятельности (как теоретической, так и экспериментальной) как источнику знаний;

понимание:

объективности и достоверности знаний о веществах и происходящих с ними явлениях;

сложности и бесконечности процесса познания (на примере истории химических открытий);

действия законов природы и необходимости их учета во всех сферах деятельности человека;

значения химических знаний для решения глобальных проблем человечества (энергетической, сырьевой, продовольственной, здоровья и долголетия человека, технологических аварий, глобальной экологии и др.).

Ценности труда и быта:

отношение к трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности, труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике;

сохранение и поддержание собственного здоровья и здоровья окружающих, в том числе организация питания с учетом состава и энергетической ценности пищи;

соблюдение правил безопасного использования веществ (лекарственных препаратов, средств бытовой химии, пестицидов, горюче-смазочных материалов и др.) в повседневной жизни;

осознание достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки химии и химического производства для развития современного общества.

Нравственные ценности:

отношение к себе (осознание собственного достоинства, чувство общественного долга, дисциплинированность, честность и правдивость, простота и скромность, нетерпимость к несправедливости, признание необходимости самосовершенствования);

отношение к другим людям (гуманизм, взаимное уважение между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, забота о других людях);

отношение к природе (бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению гидросферы, атмосферы, почвы, биосферы, человеческого организма; оценка действия вопреки законам природы, приводящего к возникновению глобальных проблем);

понимание необходимости уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских ученых-химиков (патриотические чувства).

Коммуникативные ценности:

отношение к нормам языка (естественного и химического) в различных источниках информации (литература, СМИ, Интернет и др.);

понимание необходимости принятия различных средств и приемов коммуникации;

понимание необходимости получения информации из различных источников, еѐ критической оценки, полного или краткого (в зависимости от цели) изложения;

понимание важности ведения диалога для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражения личных оценок и суждений; принятия вывода, который формируется в процессе коммуникации.

Эстетические ценности:

позитивное чувственно-ценностное отношение к: к окружающему миру (красота, совершенство и гармония окружающей природы и космоса в целом); природному миру веществ и их превращений); выполнению учебных задач как к процессу, доставляющему эстетическое удовольствие (красивое, изящное решение или доказательство, простота, в основе которой лежит гармония);

понимание необходимости изображения истины, научных знаний в чувственной форме (например, в произведениях искусства, посвященных научным открытиям, ученым, веществам и их превращениям).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основной формой организации учебного процесса является урок в рамках классно-

урочной системы. В качестве дополнительных форм используется система консультацион-

ной поддержки, дополнительных индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий, внеурочная деятельность по предмету.

Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллектив-

ная, фронтальная, которые реализуются на уроке, в проектно-исследовательской работе, на семинарах, конференциях, экскурсиях, при проведении лабораторных опытов и практических работ, на занятиях элективных и спецкурсов и т.д.

Типы уроков: уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии;

уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на учебных занятиях:

урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок -защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей, учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование

современных образовательных технологий или элементов этих технологий:

технологии проблемного обучения;

технология обучения на примере конкретных ситуаций;

технология развивающего обучения;

технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо);

технология проектной и исследовательской деятельности учащихся;

ИКТ-технологии;

ДМТ-технология (дидактическая многомерная технология);

педагогика сотрудничества;

технологии дискуссий и диалоговые технологии;

технология развивающих исследовательских задач (ТРИЗ);

здоровьесберегающие технологии;

технологии индивидуального обучения;

технология группового обучения;

технологии интегрированного обучения;

технология разноуровневого обучения;

технология игрового обучения

традиционные образовательные технологии

и другие, которые педагог считает целесообразным применять в своей работе.


МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Универсальные учебные действия формируются в рамках учебных предметов, в том

числе и предмета ХИМИЯ. Механизмы их формирования заложены в четырех метапредмет-

ных программах, включенных в программу образовательного учреждения:

1. Программа «Формирование универсальных учебных действий»;

2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;

3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;

4. Программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Условия и средства формирования УУД: педагогическое общение, учебное сотрудни-

чество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность

как форма сотрудничества, дискуссии, тренинги, общий прием доказательства, рефлексия.

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ

В целом содержание данной рабочей программы соответствует авторской программе.

Основное отличие еѐ от авторской состоит в следующем: в программе О.С. Габриеля-

на практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые проводятся после изучения нескольких разделов, а в рабочей программе эти же практические работы даются после изучения теоретического материала по данной теме. Это изменение позволяет:

лучше закрепить теоретический материал на практике;

отработать практические умения и навыки в непосредственной связи с теорией по теме;

экономить время на исключении дополнительного повторения теории перед практиче-

ской работой.

Данное изменение не затронуло количество и содержание практических работ, дан-

ных в авторской программе, но привело к изменению числа тем и часов, отводимых на изучение соответствующих тем,

Содержание учебного курса «Химия»


Тема 1. Первоначальные химические понятия (16 ч)

Вещество. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование,

отстаивание, выпаривание, перегонка).

Атомно-молекулярное учение. Значение работ М.В. Ломоносова и Джона Дальтона

для формирования атомистического мировоззрения.

Химический элемент как вид атомов. Символы элементов. Распространенность

элементов на Земле и в космосе.

Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими

свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства

состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы.

Масса атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной

массе.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и

неорганические вещества.

Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические

реакции. Признаки химических реакций. Химические процессы в окружающем нас мире.

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции. Основные типы

химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмен. Вычисление

относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли

элемента в химическом соединении.

Лабораторные опыты

1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

2. Разделение смесей.

3. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с

кислотой, разложение сахара при нагревании).

4. Разложение малахита.

Практические работы

1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в

химической лаборатории.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Демонстрации

1.Образцы индивидуальных веществ (металлы, неметаллы, сложные вещества) и

смесей (растворы, гранит). 2. Горение магния. 3. Кипячение спирта. Горение спирта.

4. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. 5. Образование

аммиака при растворении смеси гашеной извести с хлоридом аммония. 6. Опыты,

демонстрирующие появление окраски при смешении двух растворов (танина и

сульфата железа (II), сульфата меди (II) и аммиака, желтой кровяной соли и хлорида

железа (III), нитрат свинца (II) и иодида калия, фенолфталеина и щелочи). 7.

Разделение смеси медного купороса и серы растворением.

Тема 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы (26ч)

Кислород – распространенность в природе, физические и химические свойства,

получение в лаборатории и применение.

Оксиды металлов и неметаллов.

Валентность. Составление формул по валентности.

Воздух – смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие о благородных

газах.

Горение сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура

воспламенения. Тушение пожаров. Медленное окисление. Понятие об аллотропии. Озон

– аллотропная модификация кислорода.

Водород – распространенность в природе, физические и химические свойства,

получение в лаборатории и применение.

Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту.

Вода. Физические свойства. Получение дистиллированной воды. Круговорот воды

в природе.

Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от

температуры и давления. Массовая доля растворенного вещества. Кристаллогидраты.

Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов

неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с

водой активных металлов или их оксидов. Представление о кислотно-основных

индикаторах.

Лабораторные опыты

1. Получение кислорода при разложении кислородсодержащих соединений.

2. Получение водорода и изучение его свойств.

3. Дегидратация медного купороса.

4. Растворение твердых веществ в воде и ее зависимость от температуры.

5. Распознавание растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.

Практические работы

1. Получение кислорода разложением перманганата калия и изучение свойств

кислорода.

2. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации

1.Горение угля, серы, фосфора и железа в кислороде. 2. Приемы тушения пламени.

3. Получение водорода в аппарате Киппа, горение водорода на воздухе. 4.

Восстановление оксида металла водородом. 5. Взрыв гремучего газа. 6. Взаимодействия

оксида фосфора (V) с водой. 7. Перегонка воды. 8. Увеличение объема воды при

замерзании. 9. Зависимость растворимости соли от температуры. Выпадение кристаллов

при охлаждении насыщенного раствора (нитрата калия, алюмокалиевых квасцов, иодида

свинца). 10. Взаимодействие натрия с водой. 11. Взаимодействие водяного пара с

железом. 12. Гашение извести. 13. Разложение воды электрическим током.


Тема 3. Основные классы неорганических соединений (5ч)


Оксиды. Классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами.

Взаимодействие между кислотными и основными оксидами.

Кислоты – классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами,

основаниями и солями. Понятие о ряде напряжений металлов.

Основания – классификация, взаимодействие щелочей с кислотными оксидами,

кислотами и солями. Разложение оснований, нерастворимых в воде, при нагревании.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы.

Соли – реакции с кислотами, щелочами и другими солями. Понятие о кислых и

основных солях.

Условия, при которых реакция обмена протекает до конца.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Лабораторные опыты

1. Химические свойства основных и кислотных оксидов.

2. Условия необратимого протекания реакций обмена.

3. Химические свойства кислот и оснований.

4. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

5. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.

6. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина.

Практическая работа

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

(выполнение цепочки химических превращений).

Демонстрации

1. Знакомство с образцами оксидов. 2. Химические свойства растворов кислот,

солей и щелочей. Реакция нейтрализации. 3. Взаимодействие оксида меди с

серной кислотой. 4. Взаимодействие карбоната магния с серной кислотой. 5.

Осаждение и растворение осадков солей и нерастворимых гидроксидов.


Тема 4. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома.

Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном

состояниях 21(ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Группа элементов со

сходными свойствами. Амфотерные оксиды и гидроксиды на примере бериллия и цинка.

Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Структура

Периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и

подгруппы.

Научный подвиг Д.И. Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых

элементов.

Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы.



Порядковый номер химического элемента – заряд ядра его атома. Современная

формулировка Периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях

атомов химических элементов 1-3-го периодов. Характеристика химических элементов

№ 1 – 20 на основании их положения в Периодической системе и строения атомов.

Металлы и неметаллы в Периодической системе. Электроотрицательность.

Ковалентная связь. Механизм образования. Полярная и неполярная связь.

Направленность и насыщенность ковалентной связи. Свойства ковалентных соединений.

Ионная связь. Координационное число. Представление о водородной связи на

примере воды.

Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные и

молекулярные кристаллы. Ионные кристаллы.


Лабораторные опыты

1. Знакомство с образцами металлов и неметаллов.

2. Знакомство со свойствами ковалентных и ионных соединений.

3. Амфотерные свойства гидроксида цинка.

Демонстрации

1.Показ образцов щелочных металлов и галогенов. 2. Получение оксидов некоторых

элементов 3-го периода из простых веществ, растворение их в воде и испытание

растворов индикаторами. 3. Возгонка иода. 4. Образцы ионных и ковалентных

соединений. 5. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Средства контроля



Контрольные и самостоятельные работы учащиеся выполняют по контрольным и

проверочным работам к учебнику В.В.Ерёмина «Химия. 8класс» - М: Дрофа 2021г.

Контрольные работы разработаны автором для 4 вариантов.

Контрольная работа №1 «Первоначальные химические понятия»

Контрольная работа №2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических соединений»

Контрольная работа №4 «Периодический закон и Периодическая система

химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение

веществ в жидком, твёрдом и газообразном состояниях»

Контрольная работа №5 «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»





Календарно-тематическое планирование по химии для 8 Б класса.

№ п.п

Название темы урока

Дата план

Дата факт

Колво-часов


Тема 1. Первоначальные химические понятия




1

Вещества



1

2

Агрегатные состояния вещества



1

3

Работа в химической лаборатории. Пр.р.№ 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в

химической лаборатории.



1

4

Индивидуальные вещества и смеси



1

5

Разделение смесей ПР.р.№ 2 Очистка загрязненной поваренной соли.



1

6

Физические и химические явления Лабораторная работа № 1 «Физические и химические явления» и химические реакции.»



1

7

Атомы. Химические элементы



1

8

Молекулы. Атомно-молекулярная теория.



1

9

Закон постоянства состава веществ молекулярного строения.



1

10

Классификация веществ. Простые и сложные вещества.



1

11

Относительная атомная и молекулярная массы. Качественный и количественный состав вещества



1

12

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций



1

13

Типы химических реакций «Реакции соединения и разложения» Лабораторная работа 2 « Типы химических реакций»



1

14

Типы химических реакций. «Реакции замещения.Реакции обмена» Лабораторная работа 2« Типы химических реакций»



1

15

Обобщение темы « Первоначальные химические понятия.»



1

16

Контрольная работа № 1 по теме « Первоначальные химические понятия.»

01.11


1


Тема 2. Кислород.Оксиды.Валентность.




17

Кислород



1

18

ПР.р.№ 3 Получение кислорода в лаборатории



1

19

Химические свойства кислорода



1

20

Валентность. Составление формул оксидов



1

21

Воздух



1

22

Горение веществ на воздухе



1

23

Получение кислорода в промышленности и его применение



1

24

Обобщение.Проверочная работа по теме «Кислород.Оксиды.Валентность»



1


Тема 3. Водород. Кислоты. Соли



1

25

Водород




1

26

Получение водорода в лаборатории



1

27

Химические свойства водорода. Лабораторная работа 3 «Химические свойства водорода»



1

28

Применение водорода.Получение водорода в промышленности



1

29

Кислоты



1

30

Соли



1

31

Кислотные оксиды



1

32

Урок-игра «Кислоты,соли,оксиды»



1

33

Проверочная работа по теме «Водород.Кислоты.Соли.»



1


Тема 3 Вода. Растворы. Основания




34

Вода



1

35

Растворы. Растворимость твердых веществ в воде



1

36

Растворимость газов и жидкостей в воде



1

37

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества.



1

38

Приготовление растворов




1

39

Пр.р.№ 4 Решение задач по теме «Растворы»



1

40

Химические свойства воды



1

41

Основания



1

42

Проверочная работа по теме «Растворы»



1


Тема 5 Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений



1

43

Общая характеристика осидов



1

44

Взаимодействие веществ,обладающих кислотными и основными свойствами.Лабораторная работа.№ 4



1

45

Реакции обмена в водных растворах



1

46

Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений.



1

47

Контрольная работа по теме « Основные классы неорганических соединений»

11.02


1


Тема 6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева



1

48

Первые попытки классификации химических элементов Д.И.Менделеева



1

49

Амфотерные оксиды и гидроксиды



1

50

Периодический закон. Периоды.



1

51

Периодическая система химических элементов Д,И,Менделеева.Группы



1

52

Характеристика химического элемента по его положению в ПС.



1

53

Проверочная работа по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»



1


Строение атома. Современная формулировка периодического закона




54

Ядро атома



1

55

Порядковый номер элемента. Изотопы.



1

56

Электроны в атоме. Орбитали.



1

57

Строение электронных оболочек атомов



1

58

Изменение свойств элементов в периодах и главных подгруппах.Электроотрицательность



1

59

Обобщение. Проверочная работа по теме « Строение атома»



1


Тема 8. Химическая связь




60

Химическая связь и энергия



1

61

Ковалентная связь



1

62

Полярная неполярная связь.Свойства ковалентной связи.



1

63

Ионная связь



1

64

Металлическая связь



1

65

Валентность и степень окисления



1

66

Твердые вещества



1

67

Проверочная работа по теме «химическая связь»



1

68

Обобщение знаний за курс 8 класса



1

69

Итоговая контрольная работа

27.05


1

70

Резерв



1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!