ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир 1-4 кл» (Сборник программ «Школа России» М.:Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»:
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 кл. М.: Просвещение 2018.
2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
3. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. М.:Просвещение, 2018
4. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 кл. М.:Просвещение, 20116
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 1 класса. Настоящая рабочая программа составлена для 1 класса МБОУ Бородинская ОШ в соответствии с учебным планом данного учебного заведения.
Уровень подготовки позволяет начать освоение программы и не требует корректировки её содержания.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 ч:
1 класс — 66ч (33 учебные недели),
2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:
Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к родителям.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
Формировать умение работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России: флаг, герб, гимн;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• вести наблюдения в природе.
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
• различать овощи и фрукты;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
• правила сохранения и укрепления здоровья.
Тематический план 1 класс (64+2 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: |
экскурсии | практические работы |
1 | Введение | 1 | 2 | |
2 | Что и кто? | 20 | 4 | 6 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | | 3 |
4 | Где и когда? | 11 | | |
5 | Почему и зачем? | 21 | | 1 |
6 | Заключение | 1 | | |
| Итого | 66 | 6 | 10 |
Содержание рабочей программы
1 класс (64+2 ч резервных)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Лиственные и хвойные растения нашего леса. Кто такие насекомые?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (21 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение (1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Литература:
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 кл. М.: Просвещение 2011.
2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
3. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. М.:Просвещение, 2017
4. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 кл. М.:Просвещение, 2012
5. Сборник рабочих программ «Школа России»- М.:Просвещение, 2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (66 ч)
№ п/п | Тема | Дата | Кор. дата |
1. | Задавайте вопросы! | | |
2. | Что такое Родина? Целевая прогулка на свежем воздухе | | |
3. | Что мы знаем о народах России? | | |
4. | Экскурсия «Наша школа» | | |
5. | Что мы знаем о Москве? | | |
6.. | Что мы знаем о Москве? | | |
7. | Проект «Моя малая Родина». | | |
8. | Что у нас над головой? Целевая прогулка. | | |
9. | Что у нас под ногами? Практическая работа: определять образцы камней | | |
10. | Что общего у разных растений? Прогулка-наблюдение | | |
11. | Что растёт на подоконнике? Практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя | | |
12. | Что растёт на клумбе? Экскурсия. Практическая работа: определять растения цветника. | | |
13. | Что это за листья? Практическая работа: определять деревья по листьям | | |
14. | Что такое хвоинки? Экскурсия. Практическая работа: определять хвойные деревья по хвоинкам. | | |
15. | Кто такие насекомые? | | |
16. | Кто такие рыбы? Урок-наблюдение | | |
17. | Кто такие птицы? Целевая прогулка Практическая работа: исследовать строение пера птицы | | |
18. | Кто такие звери? Практическая работа: исследовать строение шерсти зверей. | | |
19. | Что окружает нас дома? | | |
20. | Что умеет компьютер? | | |
21. | Что вокруг нас может быть опасным? | | |
22. | На что похожа наша планета? | | |
23. | Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проекта «Моя малая Родина» | | |
24. | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | | |
25. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку | | |
26. | Откуда в наш дом приходит электричество? | | |
27. | Как путешествует письмо? | | |
28. | Куда текут реки? Практическая работа: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды. | | |
29. | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов | | |
30. | Как живут растения? Практическая работа: ухаживать за комнатными растениями | | |
31. | Как живут животные? | | |
32. | Как зимой помочь птицам? Практическая работа: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм | | |
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? | | |
33. | Откуда в снежках грязь? Практическая работа: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений | | |
34. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | | |
35. | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». | | |
36. | Когда придёт суббота? | | |
37 | Когда наступит лето? | | |
38. | Где живут белые медведи? Практическая работа: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, | | |
39. | Где живут слоны? Практическая работа: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, | | |
40. | Где зимуют птицы? | | |
41. | Когда появилась одежда? | | |
42. | Когда изобрели велосипед? | | |
43. | Когда мы станем взрослыми? | | |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | | |
45. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | | |
46. | Почему Луна бывает разной? | | |
47. | Почему идёт дождь и дует ветер? | | |
48. | Почему звенит звонок? | | |
49. | Почему радуга разноцветная? | | |
50. | Почему мы любим кошек и собак? | | |
51. | Проект «Мои домашние питомцы» | | |
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | | |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | | |
54. | Зачем мы спим ночью? | | |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | | |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | | |
58. | Зачем нужны автомобили? | | |
59. | Зачем нужны поезда? | | |
60. | Зачем строят корабли? | | |
61. | Зачем строят самолёты? | | |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | | |
63. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | | |
64. | Зачем люди осваивают космос? | | |
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | | |