СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета "Окружающий мир" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета "Окружающий мир" 1 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир 1-4 кл» (Сборник программ «Школа России» М.:Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России»:

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 кл. М.: Просвещение 2018.

2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

3. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. М.:Просвещение, 2018

4. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 кл. М.:Просвещение, 20116

Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 1 класса. Настоящая рабочая программа составлена для 1 класса МБОУ Бородинская ОШ в соответствии с учебным планом данного учебного заведения.

Уровень подготовки позволя­ет начать освоение программы и не требу­ет корректировки её содержания.

Цели и задачи курса


Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

Программа рассчитана на 270 ч:

1 класс — 66ч (33 учебные недели),

2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).


Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1-м классе является формирование следующих умений:

Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

Формировать умение работать в группах и парах.

Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе.

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

• правила сохранения и укрепления здоровья.


Тематический план 1 класс (64+2 ч)

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

экскурсии

практические работы

1

Введение

1

2


2

Что и кто?

20

4

6

3

Как, откуда и куда?

12


3

4

Где и когда?

11



5

Почему и зачем?

21


1

6

Заключение

1




Итого

66

6

10

Содержание рабочей программы

1 класс (64+2 ч резервных)

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Лиственные и хвойные растения нашего леса. Кто такие насекомые?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (21 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.


Литература:

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 кл. М.: Просвещение 2011.

2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

3. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. М.:Просвещение, 2017

4. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 кл. М.:Просвещение, 2012

5. Сборник рабочих программ «Школа России»- М.:Просвещение, 2011.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (66 ч)


п/п


Тема

Дата

Кор.

дата

1.

Задавайте вопросы!



2.

Что такое Родина? Целевая прогулка на свежем воздухе



3.

Что мы знаем о народах России?



4.

Экскурсия «Наша школа»



5.

Что мы знаем о Москве?



6..

Что мы знаем о Москве?



7.

Проект «Моя малая Родина».



8.

Что у нас над головой? Целевая прогулка.



9.

Что у нас под ногами? Практическая работа: определять образцы камней



10.

Что общего у разных растений?

Прогулка-наблюдение



11.

Что растёт на подоконнике?

Практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя



12.

Что растёт на клумбе? Экскурсия.

Практическая работа: определять растения цветника.



13.

Что это за листья?

Практическая работа: определять деревья по листьям



14.

Что такое хвоинки? Экскурсия.

Практическая работа: определять хвойные деревья по хвоинкам.



15.

Кто такие насекомые?



16.

Кто такие рыбы? Урок-наблюдение



17.

Кто такие птицы? Целевая прогулка

Практическая работа: исследовать строение пера птицы



18.

Кто такие звери?

Практическая работа: исследовать строение шерсти зверей.



19.

Что окружает нас дома?



20.

Что умеет компьютер?



21.

Что вокруг нас может быть опасным?



22.

На что похожа наша планета?



23.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Презентация проекта «Моя малая Родина»



24.

Как живёт семья? Проект «Моя семья».



25.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку



26.

Откуда в наш дом приходит электричество?



27.

Как путешествует письмо?



28.

Куда текут реки?

Практическая работа: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды.



29.

Откуда берутся снег и лёд?

Практическая работа: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов



30.

Как живут растения?

Практическая работа: ухаживать за комнатными растениями



31.

Как живут животные?



32.

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм



31.

Откуда берётся и куда девается мусор?



33.

Откуда в снежках грязь?

Практическая работа: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений



34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья».



35.

Когда учиться интересно?

Проект «Мой класс и моя школа».



36.

Когда придёт суббота?



37

Когда наступит лето?



38.

Где живут белые медведи?

Практическая работа: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду,



39.

Где живут слоны? Практическая работа: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их,



40.

Где зимуют птицы?



41.

Когда появилась одежда?



42.

Когда изобрели велосипед?



43.

Когда мы станем взрослыми?



44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»



45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?



46.

Почему Луна бывает разной?



47.

Почему идёт дождь и дует ветер?



48.

Почему звенит звонок?



49.

Почему радуга разноцветная?



50.

Почему мы любим кошек и собак?



51.

Проект «Мои домашние питомцы»



52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?



53.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?



54.

Зачем мы спим ночью?



55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?



56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?



57.

Зачем нам телефон и телевизор?



58.

Зачем нужны автомобили?



59.

Зачем нужны поезда?



60.

Зачем строят корабли?



61.

Зачем строят самолёты?



62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?



63.

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?



64.

Зачем люди осваивают космос?



65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?



66.

Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проекта «Мои домашние питомцы»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!