ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Родной язык (русский)» составлена на основе основной образовательной программы ООО в соответствии с учебным планом МОУ Салмановской СШ на 2018-19 учебный год.
Программа учебного предмета «Родной язык ( русский) » 7 класс разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Программа рассчитана в 7 классе на 0,5 часа в неделю в первом полугодии, что составляет 16 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной язык (русский)»
Предметные результаты изучения:
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
- осознание роли русского родного языка в жизни человека;
- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
-понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
- понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
- понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
- знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
Метапредметные результаты изучения:
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- самостоятельно определять цели учебной задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста;
- строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные результаты изучения:
- формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека;
- формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию;
-формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня.
Содержание учебного предмета
« РОДНОЙ язык ( РУССКИЙ) »
Раздел 1. Язык и культура (7 ч)
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов.
Раздел 2. Культура речи (20 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Типичные грамматические ошибки в речи.
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности .
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) 7 класс
№ | Темы уроков | Часы | Дата |
план | факт |
Язык и культура | 7 | |
1. | Значение языка в жизни человека и общества | 1 | | |
2. | Слово и словесность | 1 | | |
3. | Крылатые слова и выражения | 1 | | |
4. | Русские пословицы, поговорки и загадки | 1 | | |
5 | Русские имена | 1 | | |
6 | Лексические заимствования | 1 | | |
7 | Специфика русской фразеологии | 1 | | |
Культура речи | 5 |
8 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | 1 | | |
9 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 1 | | |
10 | Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. | 1 | | |
11 | Типичные грамматические ошибки в речи. | 1 | | |
12 | Национальные особенности речевого этикета | 1 | | |
Речь. Речевая деятельность. Текст. | 4 |
13 | Язык и речь | 1 | | |
14 | Виды речевой деятельности | 1 | | |
15 | Текст как единица языка и речи. | 1 | | |
16 | Функциональные разновидности языка | 1 | | |