ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 05. Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
2018г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Организация-разработчик: ГБПОУ ПСХТ
Разработчики:
Мангушева И.Н. , преподаватель ГБПОУ ПСХТ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПорт рабочей ПРОГРАММы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 05. Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (заочная форма обучения) в части освоения основного вида деятельности (ВД): Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 5.1. Диагностировать сельскохозяйственные машины и оборудование, их агрегаты и системы
ПК 5.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 5.3. Разбирать, собирать узлы агрегаты сельскохозяйственных машин и оборудования и устранять неисправности
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
-выполнения ремонта деталей сельскохозяйственных машин и узлов оборудования;
-снятия и установки агрегатов и узлов сельскохозяйственных машин и оборудования;
-использования диагностических приборов и технического оборудования;
-выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования;
уметь:
- применять диагностические приборы и оборудование;
- определять неправильности и объем работ по их устранению и ремонту.
- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
- использовать специальный инструмент, приборы, оборудование.
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы сельскохозяйственных машин и оборудования;
- определять способы и средства ремонта.
знать:
-средства метрологии, стандартизации и сертификации;
-основные методы обработки деталей сельскохозяйственных машин и оборудования;
-устройство и конструктивные особенности обслуживаемых сельскохозяйственных машин и оборудования;
-назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых сельскохозяйственных машин и оборудования;
-технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
-виды и методы ремонта;
-способы восстановления деталей.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Всего – 290 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 218 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа,
самостоятельной работы обучающегося – 184 часа;
учебной и производственной практики – 108 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности (ВД) Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1. | Диагностировать сельскохозяйственные машины и оборудование, их агрегаты и системы |
ПК 5.2. | Выполнять работы по различным видам технического обслуживания. |
ПК 5.3. | Разбирать, собирать узлы агрегаты сельскохозяйственных машин и оборудования и устранять неисправности |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля.
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практика) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 5.1-5.3 | Раздел 1 Слесарное дело и технические измерения | 218 | 34 | 20 | - | 184 | - |
| Учебная практика | 72 | | | | | |
| Производственная практика, (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 36 | | | | | |
Всего: | 326 | 34 | 20 | - | 184 | - |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ.05)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ 05. Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования | | | |
МДК. 05. 01. Теоретическая подготовка слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования | | 326 |
4 курс |
Раздел 1 Слесарное дело и технические измерения Тема 1.1 Рабочее место слесаря | Содержание | 34 | |
1 | Организация рабочего места слесаря. Устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков Заточка инструмента. Техника безопасности при выполнении слесарных работ. Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Безопасные условия труда. Пожарная безопасность. Требования к качеству обработки деталей. | 2 | 2 |
Тема 1.2 Слесарное дело | 2 | Виды слесарных работ Виды слесарных работ, плоскостная разметка. Правка и гибка металла. Рубка металла. Резка металла. Инструменты для опиливания металлов. Опиливание металла. Распиливание и припасовка. Шабрение. Притирка доводка. Сверление, зенкерование поверхностей. Обработка резьбовых соединений. Выполнение неразъемных соединений. Клепка. Пайка, лужение. Сварка. | 6 | 2 |
Тема 1. 3 Основы стандартизации Допуски и взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов. | 3 | Основы стандартизации Основные цели и задачи стандартизации. Государственная система стандартизации. Допуски и взаимозаменяемость деталей, узлов и механизмов. Основные понятия о взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов. Понятие о погрешности и точности размера. Предельные размеры, предельные отклонения, допуски и посадки. Единые принципы построения системы допусков и посадок. Взаимозаменяемость деталей по форме и взаимному расположению поверхностей. | 2 | 2 |
Тема 1.4Технические измерения | 4 | Технические измерения Основные понятия по метрологии. Средства измерения и контроля линейных и угловых величин. Метрологические характеристики средств измерения и контроля. Штангенинструмент. Средства измерения с механическим преобразованием. Микрометрический инструмент. Средства измерения с оптическим и оптико-механическим преобразованием. Автоматические средства контроля. Средства измерения и контроля волнистости и шероховатости. Выбор средств измерения и контроля. Условия измерения и контроля | 2 | 2 |
Лабораторные работы | 20 | |
1 | Разметка плоских поверхностей | 2 |
2 | Рубка металла | 2 |
3 | Правка металла | 2 |
4 | Гибка металла | 2 |
5 | Резка металла | 2 |
6 | Опиливание металла | 2 |
7 | Нарезание резьбы | 2 |
8 | Клёпка | 2 |
9 | Измерение штангенциркулями ШЦ-1 и ШЦ- 2 | 2 |
10 | Измерение микрометрами | 2 |
| 5 | Дифференцированный зачет | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков Заточка инструмента. Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. Безопасные условия труда. Пожарная безопасность. Требования к качеству обработки деталей. Виды слесарных работ, плоскостная разметка. Правка и гибка металла. Рубка металла. Резка металла. Инструменты для опиливания металлов. Опиливание металла. Распиливание и припасовка. Шабрение. Притирка доводка. Сверление, зенкерование поверхностей. Обработка резьбовых соединений. Выполнение неразъемных соединений. Клепка. Пайка, лужение. Сварка. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Основные цели и задачи стандартизации. Государственная система стандартизации. Основные понятия о взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов. Понятие о погрешности и точности размера. Предельные размеры, предельные отклонения, допуски и посадки. Единые принципы построения системы допусков и посадок. Взаимозаменяемость деталей по форме и взаимному расположению поверхностей. Основные понятия по метрологии. Средства измерения и контроля линейных и угловых величин. Метрологические характеристики средств измерения и контроля. Штангенинструмент. Средства измерения с механическим преобразованием. Микрометрический инструмент. Средства измерения с оптическим и оптико-механическим преобразованием. Автоматические средства контроля. Средства измерения и контроля волнистости и шероховатости. Выбор средств измерения и контроля. Условия измерения и контроля Подготовка к дифференцированному зачету | 184 | |
Учебная практика: Виды работ: Ознакомление с производством. Требования безопасности труда и противопожарные мероприятия при работе с сельскохозяйственными машинами и оборудованием Плоскостная разметка Рубка металла Гибка, правка Резка металла Опиливание металла Сверление, развертывание и зенкование сквозных отверстий по разметке Нарезание резьбы Клепка Сварка Дефектация блока цилиндров Микрометрический инструмент | 72 | |
Производственная практика Виды работ: Выполнение слесарных работ при ремонте сельскохозяйственных машин и оборудования | 36 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие кабинета материаловедения, лаборатории метрологии, стандартизации и подтверждения качества и слесарной мастерской.
Оборудование кабинета Материаловедения:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории Метрологии, стандартизации и подтверждения качества:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- штангенциркули ШЦ-1
- штангенциркули ШЦ-2
-микрометры гладкие
Оборудование и рабочие места Слесарной мастерской:
рабочие места по количеству обучающихся: верстаки слесарные одноместные с подъемными тисками;
тиски слесарные параллельные;
набор слесарных инструментов;
набор измерительных инструментов;
наковальня;
заготовки для выполнения слесарных работ;
верстак и приспособления по жестяному делу
Реализация программы профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику в объеме 36 часа. Предприятие-работодатель предполагает для обучающихся использования всех видов работ производственной практики.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. В.Л. Лихачев «Основы слесарного дела»(электронный ресурс) :М. СОЛОН-ПРЕСС, 2016- 608с.
2. Голубев И.Г. «Технологические процессы ремонтного производства. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования: М. Издательский центр «Академия», 2017.-304с.
3. Тараторкин В.М. «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов» Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования: М. Издательский центр «Академия», 2017.-384с.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
1. Справочник конструктора: Учебно-практическое пособие: В 2 книгах Книга 2. Машины и механизмы (Электронный ресурс) / Фещенко В.Н., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Инфра-Инженерия, 2017
Иные информационные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
- Электронная библиотека znanium.com
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Преподавание профессионального модуля ПМ. 05 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования имеет практическую направленность. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются лабораторные работы, которые проводятся после изучения соответствующих тем. Для развития творческой активности в программе предусмотрено выполнение самостоятельных работ. Учебные дисциплины: «Электротехника и электроника», «Материаловедение», «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Техническая механика», «Инженерная графика» предшествовали освоению данного профессионального модуля.
В процессе изучения ПМ.05 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования преподаватели и мастера производственного обучения используют активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Учебная практика и практика по профилю специальности реализуются студентом самостоятельно с представлением и последующей защитой отчета в форме собеседования. Формой итоговой аттестации по ПМ. 05 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования является проведение экзамена (квалификационного). В рамках ПМ.05 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования присваивается квалификация слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 3 разряда.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю ПМ.05 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин имеющие высшее профессиональное образование, обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Мастера: наличие разряда на 1-2 выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников, обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля (вида деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 5.1. Диагностировать сельскохозяйственные машины и оборудование, их агрегаты и системы | ---изложение правил диагностирования сельскохозяйственных машин и оборудования, его агрегатов и систем; обоснованный выбор диагностического оборудования для определения технического состояния сельскохозяйственных машин и оборудования, их агрегатов и систем; правильность выбора диагностических параметров для определения технического состояния сельскохозяйственных машин и оборудования, их агрегатов и систем; правильность принятия решения по результатам определения технического состояния сельскохозяйственных машин и оборудования, их агрегатов и систем; демонстрация навыков диагностики сельскохозяйственных машин и оборудования, их агрегатов и систем и устранение простейших неполадок и сбоев в работе. | Текущий контроль в форме. Устный опрос, экспертная оценка выполнения задания на лабораторных занятиях Рубежный контроль в форме: -Дифференцированного зачёта по МДК. 05.01 , -Комплексного дифференцированного зачёта по учебной и производственной практике. Итоговый контроль: в форме экзамена (квалификационного) |
ПК 5.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания. | - соблюдение техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля его агрегатов и систем; - правильность выполнения планово предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей; - демонстрация навыков технического обслуживания и ремонта автомобиля, его агрегатов и систем. - планирование действий при проведении технического обслуживания автомобилей. | Текущий контроль в форме. Устный опрос, экспертная оценка выполнения задания на лабораторных занятиях Рубежный контроль в форме: -Дифференцированного зачёта по МДК. 05.01 , -Комплексного дифференцированного зачёта по учебной и производственной практике. Итоговый контроль: в форме экзамена (квалификационного) |
ПК 5.3. Разбирать, собирать узлы агрегаты сельскохозяйственных машин и оборудования и устранять неисправности | Выполнение последовательности порядка разборки и сборки деталей и узлов Решение ситуационных задач при разборке и сборке деталей и узлов. Определение выработанных поверхностей и изношенных узлов и механизмов. -правильность установки и порядка установки деталей при сборке. | Текущий контроль в форме. Устный опрос, экспертная оценка выполнения задания на лабораторных занятиях Рубежный контроль в форме: -Дифференцированного зачёта по МДК. 05.01 , -Комплексного дифференцированного зачёта по учебной и производственной практике. Итоговый контроль: в форме экзамена (квалификационного) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только формирование профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - обосновывает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, - проявляет устойчивый интерес к изучению профессионального цикла. | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном) |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном)) |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в сфере выполнения работ по профессиям рабочих водитель автомобиля категории «В», тракторист-машинист сельскохозяйственного производства | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном) |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном) |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном) |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - проявляет толерантность по отношению к иному мнению, в том числе критике; - демонстрирует лояльное отношение к руководителю (педагогу), в том числе четкое исполнение инструкций, приказов; | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном) |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном) |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном) |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | анализ инноваций в сфере подготовки машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц; | Экспертное наблюдение и оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля и выполнения работ на лабораторных работах, экзамене (квалификационном) |
*
3