Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о.директора Центра: ________________ /О.В. Панасенкова / | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________ /О.В. Панасенкова / | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО профильных дисциплин Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ /О.А. Бурченкова / |
Рабочая программа по учебному предмету
«Профильный труд» предметная область «Технология»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант II)
8 «А» класса
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила:
Бурченкова Ольга Александровна
учитель профильного труда
высшей квалификационной категории
Смоленск 2024
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель программы: подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями, домашними животными и т.д.
Программа адресована обучающимся 8 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, используется наглядный материал. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.
Продолжительность обучения составляет пять лет, с шестого по двенадцатый класс.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» в соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» рассчитана на 34 учебных недели (136 часов по 4 часа в неделю).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта - учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва «Просвещение» 2012 г.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределения внимания.
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция произвольного внимания.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного материала
в 8 «А» классе.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Возможные личностные результаты:
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Формирование уважительного отношения к окружающим;
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся мире;
Освоение доступных социальных ролей;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общественных правилах;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Понимание и сопереживания чувством других людей;
Развитие мотивов учебной деятельности;
Формирование личностного смысла учения;
Бережное отношение к материальным ценностям.
К концу 8 класса обучающийся получит возможность научиться:
Предметные результаты:
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями и животными, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Программа формирования БУД
Личностные:
Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
радоваться вместе с детьми;
подражать действиям, выполняемыми педагогом;
последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
умение выполнять инструкции педагога;
умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
использование по назначению учебных материалов;
формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
последовательное выполнение нескольких заданий;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
развивать умение слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
сообщение учителю об окончании задания;
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
следить за объяснением учителя;
поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Содержание программного материала
Вводное занятие
Анализ результатов обучения за 7 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда.
Уборка картофеля
Теоретические сведения. Сроки уборки картофеля. Правила выкопки клубней без повреждений.
Практические работы. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение в тару.
Почва и ее обработка
Теоретические сведения. Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вскапывание почвы лопатой. Требования к качеству вскапывания. Умение. Работа лопатой.
Практические работы. Выбор лопаты.
Подготовка почвы под посадку чеснока
Теоретические сведения. Требования к обработке почвы под чеснок.
Практические работы. Разметка участка или гряд под чеснок. Вскапывание участка. Рыхление и выравнивание участка граблями.
Осенний уход за ягодными кустарниками
Теоретические сведения. Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания.
Посадка чеснока
Теоретические сведения. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки, глубина заделки чеснока.
Практические работы. Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Посадка чеснока в рядки.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка овощей и картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря.
Домашняя птица
Теоретические сведения. Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица, преимущественно разводимая в местных условиях. Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Наглядное пособие. Изображения домашних птиц разных пород.
Содержание домашней птицы Теоретические сведения. Помещение для содержания птицы в школьном или фермерском хозяйстве. Оборудование птичника в зависимости от вида птицы. Уход за птичником. Содержание птицы с вольным и ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы.
Органические удобрения Теоретические сведения. Общее представление об удобрениях. Виды органических удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений.
Заготовка навоза Теоретические сведения. Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. Компосты из птичьего помета. Устройство навозохранилища.
Практическое повторение Виды работы. Уборка крольчатника и птичника. Заготовка навоза и компоста.
Овцы и козы
Теоретические сведения. Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец и коз. Козы, разводимые для получения молока, и козы, разводимые для получения пуха. Разница между ними.
Содержание овец и коз зимой Теоретические сведения. Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Обязательное наличие выгульного двора. Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Удаление соломистого навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее содержание. Устройство кормушек на выгульном дворе.
Корм для овец и коз Теоретические сведения. Сено из степных трав и разнотравья как наиболее предпочтительный корм для овец и коз. Зерновые корма для овец и коз. Сочные корма для овец и коз (тыква, кабачки, свекла, морковь). Нормы кормления взрослых овец, и коз, и ягнят, и козлят.
Овощные культуры Теоретические сведения. Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур (корнеплоды, капустные и луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные овощные культуры). Необходимость потребления разнообразных овощей.
Основные полевые культуры Теоретические сведения. Культуры, относящиеся к полевым (пшеница и другие зерновые, подсолнечник, сахарная свекла). Продукция из полевых культур, ее значение. Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях. Подробное ознакомление с основными полевыми культурами, распространенными в местных условиях: строение растений, особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в местных условиях.
Столовые корнеплоды Теоретические сведения. Морковь и свекла — столовые корнеплоды. Морковь и свекла — двулетние растения. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни. Строение их корнеплодов. Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы.
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов Теоретические сведения. Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке. Выбор места для семенного участка. Подращивание корнеплодов моркови и свеклы в теплице или в комнатных условиях (при необходимости). Подготовка почвы. Уход за высадками корнеплодов и лука.
Практические работы. Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки. Подготовка горшков больших размеров, насыпка в них почвы, смешанной с перегноем. Посадка в горшки корнеплодов и установка их на светлое и теплое место. Вскапывание почвы на семенном участке, удобрение перегноем. Выкопка лунок, внесение в них перегноя. Высадка в лунки подращенных корнеплодов, когда наступит устойчивая теплая погода. Посадка лука на семена. Полив растений и рыхление почвы.
Выращивание столовых корнеплодов Теоретические сведения. Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева. Уход за растениями (прополка, прореживание, рыхление междурядий).
Практические работы. Подготовка почвы с помощью ручных орудий труда. Разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки. Заделка семян. Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прореживание растений.
Выращивание репчатого лука и лука-севка Теоретические сведения. Особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Условия хранения лука-севка для получения качественного урожая. Лук однолетний. Получение репчатого лука с помощью рассады. Подготовка лука-севка к посадке. Способы посадки лука-севка. Способы посева лука-чернушки. Уход за посадкой и посевом лука.
Практические работы. Подготовка почвы и разметка гряд для посадки и посева лука. Замачивание лука-севка. Посадка лука-севка в гряды по разметке. Посев лука-чернушки. Прополка в рядках и междурядиях. Полив (по необходимости).
Практическое повторение
Виды работы. Посадка картофеля. Посев гороха. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников.
Самостоятельная работа. Разметка рядков под посев столовой моркови и свеклы, посев семян.
Тематическое планирование
8 «А» класс
№ п/п | Наименование разделов/тем программы | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Уборка картофеля | 4 |
3 | Почва и её обработка | 12 |
4 | Чеснок | 4 |
5 | Осенний уход за ягодными кустарниками | 6 |
6 | Домашняя птица | 16 |
7 | Удобрения | 16 |
8 | Овцы и козы | 26 |
9 | Полевые культуры | 8 |
10 | Овощные культуры | 36 |
11 | Цветочные растения | 4 |
12 | Итоговая аттестация | 2 |
| Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование
по профильному труду на 2024/2025 учебный год
8 «А» класс
Учитель: Бурченкова О.А. 4 ч в неделю; 136 ч за год
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
Всего 64 ч., в неделю 4 ч. Всего 72 ч., в неделю 4 ч.
Планирование составлено на основе Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой и др., допущенной Министерством образования РФ, 2014 год
Учебник: Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва «Просвещение» 2012 г.
Дополнительная литература: Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. - Москва: Просвещение.1985
Основы сельскохозяйственных знаний под редакцией Е.В.Колесникова, Москва: Просвещение. 1986
№ | Содержание тем | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
I четверть - 36 ч. |
1 2 | Вводное занятие. ТБ. Знакомство с пришкольным участком. | 2 | 02.09 02.09 | |
Уборка картофеля – 4 ч. |
3 4 | Сроки и способы уборки картофеля | 2 | 03.09 03.09 | |
5 6 | Хранение картофеля | 2 | 09.09 09.09 | |
Почва и её обработка – 12 ч. |
7 8 | Почва | 2 | 10.09 10.09 | |
9 10 | Состав почвы | 2 | 16.09 16.09 | |
11 12 | Песчаная и глинистая почвы | 2 | 17.09 17.09 | |
13 14 | Обработка почвы | 2 | 23.09 23.09 | |
15 16 | Обработка почвы вручную | 2 | 24.09 24.09 | |
17 18 | Повторение: «Почва и ее обработка» | | 30.09 30.09 | |
Чеснок – 4 ч. |
19 20 | Строение и особенности растения чеснока | 2 | 01.10 01.10 | |
21 22 | Подготовка почвы и посадка чеснока | 2 | 07.10 07.10 | |
Осенний уход за ягодными кустарниками – 6 ч. |
23 24 | Ягодные кустарники | 2 | 08.10 08.10 | |
25 26 | Уход за ягодными кустарниками | 2 | 14.10 14.10 | |
27 28 | Повторение: «Чеснок», «Осенний уход за ягодными кустарниками» | 2 | 15.10 15.10 | |
Домашняя птица – 16 ч. |
29 30 | Значение и особенности домашней птицы | 2 | 21.10 21.10 | |
31 32 | Куры | 2 | 22.10 22.10 | |
33 34 | Гуси и утки | 2 | 28.10 28.10 | |
35 36 | Индейки | 2 | 29.10 29.10 | |
II четверть – 28 ч. |
37 38 | Содержание домашней птицы | 2 | 11.11 11.11 | |
39 40 | Содержание домашней птицы в домашних условиях | 2 | 12.11 12.11 | |
41 42 | Оборудование птичника и ручной инвентарь для уборки | 2 | 18.11 18.11 | |
43 44 | Повторение: «Домашняя птица» | 2 | 19.11 19.11 | |
Удобрения – 16 ч. |
45 46 | Виды удобрений | 2 | 25.11 25.11 | |
47 48 | Органические удобрения | 2 | 26.11 26.11 | |
49 50 | Навоз | 2 | 02.12 02.12 | |
51 52 | Торф | 2 | 03.12 03.12 | |
53 54 | Птичий помёт | 2 | 09.12 09.12 | |
55 56 | Компост | 2 | 10.12 1012 | |
57 58 | Заготовка органических удобрений | 2 | 16.12 16.12 | |
59 60 | Повторение: «Удобрения» | 2 | 17.12 17.12 | |
Овцы и козы – 26 ч |
61 62 | Значение и особенности овец и коз | 2 | 23.12 23.12 | |
63 64 | Овцы | 2 | 24.12 24.12 | |
III четверть - 40 ч. |
65 66 | Породы овец | 2 | 13.01 13.01 | |
67 68 | Козы | 2 | 14.01 14.01 | |
69 70 | Содержание овец и коз | 2 | 20.01 20.01 | |
71 72 | Оборудование помещения для овец и коз | 2 | 21.01 21.01 | |
73 74 | Уход за овцами и козами в зимнее время | 2 | 27.01 27.01 | |
75 76 | Содержание молочных коз | 2 | 28.01 28.01 | |
77 78 | Корма для овец и коз | 2 | 03.02 03.02 | |
79 80 | Кормление овец и коз | 2 | 04.02 04.02 | |
81 82 | Стрижка овец | 2 | 10.02 10.02 | |
83 84 | Чёска коз | 2 | 11.02 11.02 | |
85 86 | Повторение: «Овцы и козы» | 2 | 24.02 24.02 | |
Полевые культуры – 8 ч. |
87 88 | Группы полевых культур | 2 | 25.02 25.02 | |
89 90 | Зерновые культуры | 2 | 03.03 03.03 | |
91 92 | Кормовые культуры | 2 | 04.03 04.03 | |
93 94 | Технические культуры | 2 | 10.03 10.03 | |
Овощные культуры – 36 ч. |
95 96 | Группы овощных культур | 2 | 11.03 11.03 | |
97 98 | Капустные овощные растения | 2 | 17.03 17.03 | |
99 100 | Плодовые овощные растения | 2 | 18.03 18.03 | |
101 102 | Зелёные овощи | 2 | 24.03 24.03 | |
103 104 | Столовые корнеплоды | 2 | 25.03 25.03 | |
IV четверть – 32 ч. |
105 106 | Столовая морковь | 2 | 07.04 07.04 | |
107 108 | Подготовка почвы и посев семян столовой моркови | 2 | 08.04 08.04 | |
109 110 | Уход за посевами столовой моркови | 2 | 14.04 14.04 | |
111 112 | Столовая свекла | 2 | 15.04 15.04 | |
113 114 | Подготовка почвы и посев семян столовой свёклы | 2 | 21.04 21.04 | |
115 116 | Уход за посевами столовой свёклы | 2 | 22.04 22.04 | |
117 118 | Выращивание семян столовых корнеплодов | 2 | 28.04 28.04 | |
119 120 | Луковичные овощные растения | 2 | 29.04 29.04 | |
121 122 | Лук репчатый | 2 | 05.05 05.05 | |
123 124 | Выращивание лука-севка | 2 | 06.05 06.05 | |
125 126 | Выращивание лука-репки | 2 | 12.05 12.05 | |
127 128 | Выращивание семян лука репчатого | 2 | 13.05 13.05 | |
129 130 | Повторение: «Овощные культуры» | 2 | 19.05 19.05 | |
Цветочные растения – 4 ч. |
131 132 | Многолетние цветочные растения. Зимующие многолетники | 2 | 20.05 20.05 | |
133 134 | Выращивание зимующих многолетников | 2 | 26.06 26.05 | |
135 136 | Итоговая аттестация | 2 | 27.05 27.05 | |
Планирование составила _____________/О.А. Бурченкова/