Ремонтненский район пос. Краснопартизанский
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОПАРТИЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического совета МБОУ Краснопартизанской СШ Протокол № 2 от 31.08.2022 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР _________ Е.Н. Ларина 31.08.2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Краснопартизанской СШ Приказ от 01.09.2022 г. №88 __________ С.И.Порохня |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
часы общения «Разговоры о важном»
Уровень общего образования: основное общее образование, 6 класс
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов за год
Учитель: Шурганова Надежда Сергеевна
п. Краснопартизанский, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы МБОУ Краснопартизанская средняя школа.
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ Краснопартизанская средняя школа: учебный курс предназначен для обучающихся 5–7-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/35 часов в год в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Мы – Россия. Возможности – будущее.
Что мы Родиной зовем?
Невозможное сегодня станет возможным завтра.
Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим.
Если бы я был учителем…
Отчество – от слова «отец»
Что мы музыкой зовем?
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома
Мы – одна страна!
Языки и культура народов России: единство в разнообразии
Шапку надень!...
Гордо реет над Россией флаг её судьбы
Жить – значит действовать.
В жизни всегда есть место подвигу?
Настоящая ответственность бывает только личной
Светлый праздник Рождества
Зачем мечтать?
Как не попасть в цифровые ловушки?
Ленинградский ломтик хлеба…
С чего начинается театр?
Хроника научных открытий, которые перевернули мир
Россия в мире
За что мне могут сказать «спасибо» (к 23 февраля)
Включайся!
Мамина карьера
Гимн России
Путешествие по Крыму
Как построить диалог с искусством?
Трудно ли быть великим?
Пока жива история, жива память…
«Зеленые» привычки – сохраним природу вместе
Как проявить себя и свои способности?
Подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть…
Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?
Что человеку нужно для счастья?
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма | Месяц | Дата |
1 | Мы – Россия. Возможности – будущее. | Интеллектуальный марафон | Сентябрь 2022 | 05.09 |
2 | Что мы Родиной зовем? | Работа с интерактивной картой | | 12.09 |
3 | Невозможное сегодня станет возможным завтра. | Ин терактивная звездная карта | | 19.09 |
4 | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим. | Музыкальны й конкурс талантов | | 26.09 |
5 | Если бы я был учителем… | Социальная реклама | Октябрь 2022 | 03.10 |
6 | Отчество – от слова «отец» | Мини-сочинение | | 10.10 |
7 | Что мы музыкой зовем? | Фотоистории | | 17.10 |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | Групповая дискуссия | | 24.10 |
9 | Мы – одна страна! | Работа с интерактивной картой | Ноябрь 2022 | 08.11 |
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | Работа с интерактивной картой | | 14.11 |
11 | Шапку надень!... | Конкурс стихов, конкурс рисунков | | 21.11 |
12 | Гордо реет над Россией флаг её судьбы | Просмотр истории флага | | 28.11 |
13 | Жить – значит действовать. | Проблемная дискуссия | Декабрь 2022 | 05.12 |
14 | В жизни всегда есть место подвигу? | встреча с героями нашего времени | | 12.12 |
15 | Настоящая ответственность бывает только личной | Эвристическая беседа | | 09.12 |
16 | Светлый праздник Рождества | Групповое обсуждение | | 26.12 |
17 | Зачем мечтать? | Музыкальная гостиная | Январь 2023 | 16.01 |
18 | Как не попасть в цифровые ловушки? | Работа с интернет-ресурсами | | 23.01 |
19 | Ленинградский ломтик хлеба… | Чтение по ролям | | 30.01 |
20 | С чего начинается театр? | Интеллектуальный марафон | Февраль 2023 | 06.02 |
21 | Хроника научных открытий, которые перевернули мир | Работа с интерактивной картой | | 13.02 |
22 | Россия в мире | Литературная гостиная: рассказы о войне | | 20.02 |
23 | За что мне могут сказать «спасибо» (к 23 февраля) | Конкурс стихов о женщинах | Март 2023 | 06.03 |
24 | Включайся! | Работа с газетными и интернет- публикациями | | 13.03 |
25 | Мамина карьера | Виртуальная экскурсия | | 20.03 |
26 | Гимн России | Творческая лаборатория | | 27.03 |
27 | Путешествие по Крыму | Работа с биографией | Апрель 2023 | 03.04 |
28 | Как построить диалог с искусством? | Проблемная дискуссия | | 10.04 |
29 | Трудно ли быть великим? | Фестиваль идей | | 17.04 |
30 | Пока жива история, жива память… | Встреча с людьми разных профессий | | 24.04 |
31 | «Зеленые» привычки – сохраним природу вместе | литературная гостиная | Май 2023 | 15.05 |
32 | Как проявить себя и свои способности? | Работа с видео материалами | | 22.05 |
33 | Подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть… | Творческий флэшмоб | | 29.05 |
34 | Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году? | | | |
35 | Что человеку нужно для счастья? | | | |
Источник: https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm