СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по воспитательной работе «Разноцветный мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по воспитательной работе «Разноцветный мир»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский районтел/факс8(30136)53-3-02

с. НоваяБряньул. Школьная, 5 эл.адрес: [email protected]



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол№________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________













Рабочая программа по

воспитательной работе

«Разноцветный мир»





Группа: «Светлячки»

Воспитатель: Жирнова Анна Николаевна

Квалификационная категория: нет





















с.Новая Брянь



Пояснительная записка

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся с нарушением интеллектуального развития, воспитание у них интереса к художественному творчеству, уважительного отношения к труду. Данная учебная программа составлена для обучения ребенка с ограниченными возможностями обучения в связи с тяжелым заболеванием на основании Конституции РФ, ФЗ «Об образовании».

Актуальность

Приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравственную позицию, развивает эстетическое восприятие деятельности.

Занятие по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы школьного воспитания, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Занятия дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья свободно выражать свой замысел, вызывают положительное эмоциональное отношение к работам, побуждает к творческим поискам и решениям.

Изобразительное искусство привлекает наивностью образов, открытостью чувств детей младшего и среднего школьного возраста. Замыслы от среднего до старшего школьного возраста становятся более устойчивыми. У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета. Движения рук приобретают уверенность, это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования, лепки, аппликации. Возросшая инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять индивидуальные и коллективные композиции, художественно оформлять быт.

Программа «Разноцветный мир» предусматривает развитие у детей с нарушением интеллекта наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, отражать предметы и явления в различных видах изобразительной деятельности.

Цель программы

Раскрытие и развитие художественных способностей воспитанников с ОВЗ.

Задачи

  • Формирование у воспитанников представлений о видах изобразительного искусства, средствах художественной выразительности.

  • Развитие изобразительных способностей в рисовании, лепке, аппликации.

  • Способствование креативному развитию и созданию оригинальных композиций из природных и искусственных материалов.

  • Коррекция логического мышления, мелкой моторики.



Реализация программы

Программа рассчитана на два года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 124 учебных часов практических и теоретических занятий. В первый год обучения- 62 часа, во второй год обучения - 62 часа.

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Все практические работы строятся по принципу: от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении воспитанники изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого воспитанника в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы.

Реализация программы будет проходить через взаимодействие с детской библиотекой с. Новая Брянь, участие в конкурсах, выставках.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

  • беседа;

  • практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием;

  • выставка.

Занятия проводятся два раза в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

  • теоретическая подготовка воспитанников по основным разделам программы.

  • практические умения и навыки.

  • личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • названия необходимых инструментов и их назначение;

  • свойства материалов;

  • правила подготовки материала к работе;

  • правила техники безопасности;

  • основные и производные цвета.

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • использовать основные и производные цвета в работе;

  • под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы по лепке и аппликации;

  • изготавливать объемные изображения людей и животных, передавая их простейшие движения;

  • составлять узоры;

  • рисовать животных и людей;

  • передавать конструкцию сложных предметов, состоящих их двух частей;

  • передавать величину предметов в рисовании;

  • правильно работать с различными инструментами и материалами.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • разные виды искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура);

  • отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации;

  • цвета и их оттенки;

  • разнообразные приемы рисования (карандаш, краски, мелок);

  • симметричное и силуэтное вырезание.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно применять различные техники в рисовании, лепке, аппликации;

  • использовать основные и производные цвета;

  • рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции;

  • под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

  • дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

  • выбирать и использовать различные инструменты;

  • изображать предметы по памяти;

  • поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • использовать знания и умения, полученные на других занятиях.

Педагогическая диагностика по выявлению знаний, умений, навыков и способностей проводится два раза (в начале и конце учебного года). Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.

Для оценки результативности работы используется следующие показатели и

критерии:



п/п

Показатель

Критерии

Баллы

Метод наблюдения

1

Творческая активность


Ребенок активен, проявляет повышенный интерес к творческой деятельности, задает вопросы, в процессе работы вносит собственные предложения и дополнения в композицию, использует различные оттенки для передачи настроения

5


Ребенок активен, проявляет интерес к творческой деятельности, выполняет работу с небольшой помощью взрослого, проявляет фантазию, но дополнения вносит только под руководством педагога

4


Ребенок проявляет интерес к творческой деятельности, но не готов к самостоятельному выполнению работы, нуждается в помощи взрослого, делает четко по образцу

3


Ребенок не активен, не проявляет интерес к творческой деятельности, выполняет работу без особого желания и только с помощью педагога

2


2

Самостоятельность

Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца. Без напоминания приводит рабочее место в порядок

5


Требует незначительная помощь в реализации замысла и планировании работы, доводит начатое дело до конца. Без напоминания приводит рабочее место в порядок

4


Нуждается в помощи педагога при выборе темы и замысла, выразительных средств. Нуждается в готовом решении. Не всегда доводит начатое дело до конца, рабочее место приводит в порядок по напоминанию.

3


Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция во всех направлениях работы

2


3

Овладения

техническими

навыками


Ребенок знаком со всеми основными приемами работы с материалом, осознанно выбирает и называет и показывает прием, с помощью которого выполняет работу, может рассказать и описать свои действия

5


Ребенок знаком со всеми основными приемами работы с материалом, с небольшой помощью может назвать и показать прием, с помощью которого выполняет работу, может рассказать и описать свои действия

4

Ребенок называет и показывает только один прием работы с материалом, выбирает и называет прием, с помощью которого будет выполнять работу только с помощью взрослого. Не может описать последовательность выполнения работы

3


Ребенок не знаком с приемами, не может их показать.

2


4

Общая ручная умелость

Ребенок способен самостоятельно приготовить материал для работы. Работа выполняется аккуратно.

5


Ручная умелость развита, но наблюдается неравномерность при работе с материалом, требуется небольшая помощь взрослого

4


Слабо развита моторика рук, требуется помощь взрослого при подготовке и работе с материалом.

3

Моторика рук не развита. Ребенок не способен подготовить материал для работы

2


Анализ детских работ

5

Развитие сенсорных

представлений

Форма предмета передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения

5

Есть незначительные искажения формы предмета, и цвета, выразительность изображения

4

Форма предмета передана с искажением, в цветопередаче присутствует искажения или неестественность

3

Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность

2

6

Композиция

Ребенок выстраивает композицию, соблюдается пропорциональность между предметами

5

Ребенок выстраивает композицию, но пропорциональность между предметами соблюдается не всегда

4

Композиция выстроена на полосе листа с незначительными элементами

3

Не продуманно, носит случайный характер

2



Мониторинг проводится по двухступенчатой системе на основе методики Верещагиной Н.В.

1. Параметры среднего значения по всем показателям выше 3,8 – свидетельствуют о полном усвоении программы.

2. Параметры среднего значения по всем показателям в пределах от 2,3 до 3,7 –

свидетельствуют о частичном усвоении программы.

3. Параметры среднего значения по всем показателям менее 2,2 – свидетельствуют о том, что дети не справляются с задачами, Программа не усвоена, навыки и умения ребенка не сформированы.





























Тематический план 1 год обучения.




Темы

Количество

часов

1

Здравствуй, осень (дары природы)

11

2

Мы любим игрушки

7

3

Узор в круге

1

4

Дома на нашей улице

6

5

Моя любимая сказка

5

6

Блюдо

3

7

Вот и зимушка - зима, в гости к нам она пришла

8

8

Новогодние праздники

8

9

Любимые животные

5

10

ДПИ

2

11

Природа

6

Итого:

62

Учебный тематический план 2 год обучения.




Темы

Количество

часов

1

Золотая осень

9

2

Фигура человека

4

3

Рисование с натуры

1

4

Фауна

3

5

ДПИ

6

6

В гости к нам пришла зима

8

7

ДПИ

4

8

Наша армия

4

9

Конек - горбунок

2

10

Мир, в котором мы живем

5

11

8 Марта

2

12

Мир сказок

8

13

Композиция

1

14

Ферма

1

15

Здравствуй, Май!

3

16

Любимый край

1

ИТОГО:


62





Содержание тематического плана первый год обучения



Дата

Разделы

Темы

Кол-во час

Здравствуй, осень. Природные дары.



Лепка

Грибная поляна

1


Рисование

Картинка про лето

1


Рисование

Знакомство с акварелью

1


Лепка

Овощи (морковь, свекла)

1


Рисование

В саду созрели яблоки (фрукты)

1


Аппликация

Огурцы и помидоры

1


Лепка

По замыслу

1


Аппликация

Осенний ковер

1


Лепка.

Фрукты

1


Аппликация.

Блюдо с фруктами

1


Декоративное рисование

Тарелочка

1

Мы любим игрушки


Рисование

Чебурашка

1


Лепка

Мишутка

1


Аппликация

Наш любимый мишка

1


Рисование

По замыслу

1


Декоративное рисование

Роспись по бумажной игрушке

1


Лепка

Любимая игрушка

1


Аппликация

По замыслу

1

Узор в круге







Декоративное рисование

"Узор на круге"

1

Дома на нашей улице





Рисование

Идет дождь

1


Лепка

По замыслу

1


Аппликация

Дома на нашей улице

1


Рисование

Дом, украшенный к празднику

1


Аппликация

Машина

1


Рисование

Машины нашего города

1

Моя любимая сказка


Рисование

Моя любимая сказка

1


Лепка

По замыслу

1


Рисование

По замыслу

1


Аппликация

По замыслу

1


Лепка

Колобок

1

Блюдо


Аппликация

Украшение блюда

1


Лепка

Блюдо

1


Декоративное рисование

Роспись блюда

1

Вот и зимушка - зима, в гости к нам она пришла


Рисование

Зима

1


Рисование

Зимний лес

1


Аппликация

Птицы на ветках

1


Лепка

Котенок

1


Аппликация

Снеговик

1


Рисование

По замыслу

1


Рисование

Зимние прогулки

1


Аппликация

Красивые цветы

1


Новогодние праздники


Лепка

По замыслу

1


Декоративное рисование

Снежинка

1


Аппликация

Новогодняя поздравительная открытка

1


Рисование

Наша нарядная елка

1


Лепка

Снегурочка

1


Рисование

Праздник Новый год

1


Аппликация

Петрушка на елке

1


Лепка

Зайчик

1

Любимые животные


Аппликация

По замыслу

1


Рисование

Домашние животные

1


Лепка

Индюк

1


Рисование

Любимые животные

1


Лепка

Щенок

1

ДПИ


Декоративное рисование

По мотивам городецкой росписи

1


Декоративное рисование

По мотивам городецкой росписи

1

Природа


Аппликация

Ваза с ветками

1


Рисование

Сказочные птицы

1


Рисование

1 Мая

1


Лепка

По замыслу

1


Рисование

Цветут сады

1


Аппликация

По замыслу

1

ИТОГО:


62



Содержание тематического плана второй год обучения



Дата

Разделы

Темы

Кол-во час

Золотая осень




Рисование

Лето

1





Лепка

Фрукты

1





Аппликация

Осенние листочки

1





Лепка

Корзинка с грибами

1



Рисование

По замыслу

1





Аппликация

Природный материал

1





Рисование

Золотая осень

1





Лепка

По замыслу

1





Рисование

Поздняя осень

1


Фигура человека




Лепка

Фигура человека в движении

1





Рисование

Фигура человека

1





Аппликация

Праздничный хоровод

2


Рисование с натуры




Рисование

Комнатные растения

1



Фауна





Аппликация

Рыбки в аквариуме

1





Рисование

По замыслу

1





Аппликация

Уточки плавают в пруду

1


ДПИ




Лепка

По замыслу

1





Декоративное рисование.

По мотивам городецкой росписи

2





Лепка

Дымковские барышни

1





Аппликация

По замыслу

2


В гости к нам пришла зима




Рисование

Зимний пейзаж

1





Лепка

Дед Мороз

1





Рисование

По замыслу

1





Лепка

Фигурка животного

1





Лепка

Лыжник

1





Лепка

Как мы играем зимой

1





Рисование

Иней покрыл деревья

1



Аппликация

По замыслу

1


ДПИ




Рисование

По мотивам местного этноса

1





Лепка

Петух и индюк

1


1





Декоративное рисование

Завиток




Лепка

Декоративная пластина

1


Наша армия




Рисование

Наша армия родная

1





Аппликация

23 Февраля

2





Лепка

Пограничник с собакой

1


Конек-горбунок


Лепка

Конек-горбунок

1





Рисование

Конек-горбунок

1


Мир, в котором мы живем


Лепка

Человек с животным

1


Аппликация

Мой дом

1




Рисование

Кем ты хочешь быть?

1





Лепка

По замыслу

1





Рисование

Мир, в котором я живу

1


8 Марта




Аппликация

Поздравительная открытка для мамы

1





Рисование

Ваза с ветками

1


Мир сказок




Лепка

Персонаж любимой сказки

1





Рисование

Мой любимый сказочный герой

1





Лепка

По щучьему веленью

1





Рисование

Обложка для книги сказок

1





Аппликация

Радужный хоровод

1





Рисование

По замыслу

1





Лепка

Фантастические животные

1





Аппликация

Полет на луну

1


Композиция




Рисование

Композиция с цветами и птицами

1


Ферма




Лепка


Ферма


1


Здравствуй, Май!




Рисование

Первомайский праздник

1





Аппликация

День ПОБЕДЫ!

1





Лепка

По замыслу

1


Любимый край




Рисование

По замыслу "Люблю свой край!"

1


ИТОГО:

72


62



























































Список использованной литературы





Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство и методика
преподавания в начальной школе.- М .: 1999г.



Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение/ авт. – сост. Р. П. Карлина. –Изд.2 – е.- Волгоград: Учитель, 2013. – 311 с.





Соломенникова О. А. Радость творчества (развитие художественного творчества детей 5-7 лет) под руководством доктора педагогических наук профессора Т. С. Комаровой.// М.: Издательский центр «Академия», 2001г – 96с.



Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!