Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №122»
Согласовано на заседании учебно-методической кафедры иностранных языков (протокол от 27.08.2020 № 1) | Согласовано с Педагогическим советом (протокол от 28.08.2020 № 1) | Утверждено приказом директора МБОУ «Лицей №122» от 28.08.2020 № 205-осн |
Согласовано с методическим советом (протокол от 27.08.2020 № 1) | | |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Развитие личностного потенциала подростков»
5 класс
на 2020/2021 учебный год
| Составитель: Щеглова Юлия Михайловна учитель английского языка |
Барнаул, 2020
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №122»,
3. Плана внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №122», г. Барнаула на 2020-2021 учебный год;
4. Годового календарного график МБОУ «Лицей №122» г. Барнаула на 2020-2021 учебный год;
5. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №122»
6. Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5—7 классы. Базовый
модуль «Я и Ты» : методическое пособие / М. И. Катеева. — 2-е изд., перераб. — 80 с.
Рабочая программа обеспечена учебными пособиями:
Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5—7 классы. Базовый
модуль «Я и Ты» : методическое пособие / М. И. Катеева. — 2-е изд., перераб. — М., 2020 - 80 с. – Российский учебник;
Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др. – М., 2019. – 248 с. – Российский учебник;
Цели:
Создать атмосферу доверия и принятия в коллективе;
Стимулировать участников на самопознание и саморазвитие.
Задачи:
Сформулировать Соглашение о взаимоотношениях;
Способствовать формированию ответственности подростка за собственное
благополучие;
Создать условия для самопознания и самопринятия;
Содействовать свободному выражению мыслей участников;
Развивать навыки системной рефлексии;
Познакомить с некоторыми инструментами саморегуляции;
Создать условия для развития навыков коммуникации;
Содействовать осознанию собственных желаний, устремлений и ценностей.
Количество часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса
Количество часов, отведённое на изучение курса - 35 часов в год при учебной нагрузке 1 час в неделю.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты освоения программы УМК «Развитие личностного потенциала подростков» и входящего в него модуля «Я и Ты» соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в части достижения личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты заключаются в понимании подростком цели своей учебной деятельности, формировании и понимании своей системы ценностей, самоопределении Метапредметные результаты тесно связаны со способностью подростка к самообразованию и саморазвитию, а также способностью к коммуникации и групповой работе.
В контексте теории развития личностного потенциала планируемые результаты модуля «Я и Ты» для младших подростков соотносятся со следующими типами ресурсов подсистем личностного потенциала:
Ресурсы подсистем Ресурсы подсистем личностного потенциала | Планируемые результаты Планируемые результаты |
Мотивационные ресурсы | Проявляет готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Ресурсы устойчивости | Анализирует меру своего влияния на происходящие с ним события |
Демонстрирует ответственное поведение как возможность и необходимость отвечать за себя, своё развитие и за общее дело |
Инструментальные ресурсы | Пытается предугадать вероятность того или иного события, высказывает догадки, почему это возможно или невозможно |
Анализирует проблемы и предлагает варианты решения |
При принятии решения ориентируется на собственные ценности и интересы |
Учится адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны при выборе способа выполнения задачи |
Ресурсы саморегуляции | Учится произвольно регулировать своё поведение |
Прогнозирует своё эмоциональное состояние (в том числе понимает эмоциональную обусловленность поведения) |
Понимает важность как собственных реакций на ситуацию, так и обратной связи от сверстников и взрослых |
Учитывает в поведении обратную связь от сверстников и взрослых |
Анализирует собственные реакции на ситуацию |
Учится слушать и слышать |
Понимает, как его действия отразятся на другом человеке |
Распознаёт эмоции, их причины и последствия; учится адекватно выражать эмоции |
Учится в процессе общения реагировать на реплики собеседника с учётом его эмоционального состояния |
Учится соблюдать границы другого человека и устанавливать свои при взаимодействии |
Замечает в поведении окружающих признаки каких-либо чувств или взглядов; проверяет свои предположения, задавая окружающим вопросы |
Учится видеть возможности в новых и изменившихся обстоятельствах |
Учится уважительно относиться к многообразию людей, понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения |
Связывает ситуацию, идею с более широким контекстом; переносит ее в новый, в том числе непривычный контекст, может выстраивать связи между идеями, явлениями из разных сфер, неожиданные связи |
В ситуации неопределённости проявляет любознательность и стремится собрать информацию для разрешения ситуации |
Ресурсы трансформации | Способен к рефлексии собственных действий |
Анализирует предыдущий опыт, связывает его с текущей задачей, старается поменять стратегию поведения с учётом предыдущих ошибок |
Умеет смотреть на ситуацию под другим углом |
В качестве долгосрочных эффектов программы можно выделить следующие:
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
повышение уровня удовлетворённости различными сферами жизни;
рост субъективного благополучия;
улучшение психологического климата в коллективе;
снижение уровня конфликтности подростков.
Промежуточная аттестация будет проводиться в форме учета текущих достижений учащегося.
Учет результатов освоения результатов курса внеурочной деятельности «Развитие личностного потенциала подростков» имеет уровневый характер. Фиксация результатов производится в конце года.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СУКАЗАНИЕМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема /раздел | Контрольные работы | Лабораторные работы(Л.Р.) | Практические работы (П./Р.) | Экскурсии | Проекты | Демонстрации | ИНОЕ | Всего часов |
Введение в тему | | | | | | | 1 | 1 |
Соглашение о взаимоотношениях | | | | | | | 2 | 2 |
Мы разные, мы вместе | | | | | | | 3 | 3 |
Чего я о тебе не знаю | | | | | | | 3 | 3 |
Образ Я | | | | | | | 3 | 3 |
Что я думаю о себе | | | | | | | 3 | 3 |
Что я думаю о других | | | | | | | 3 | 3 |
Я и мы | | | | | | | 3 | 3 |
Диалог | | | | | | | 3 | 3 |
Давай с тобой поговорим | | | | | | | 4 | 4 |
Сотрудничество | | | | | | | 4 | 4 |
Шаг в будущее | | | | | | | 3 | 3 |
Итого: | | | | | | | 35 | 35 |
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия базового модуля "Я и Ты" предваряет встреча с родителями, на которой педагог знакомит родителей с содержанием курса и обсуждает варианты взаимодействия. В целом задания и упражнения модуля направлены на самопознание, самопринятие, развитие навыков общения участников.
Особое внимание уделено выработке классного Соглашения — свода договорённостей о принципах взаимодействия в классе, правилах общения. Одной из задач Соглашения является создание атмосферы принятия и доверия, сплочение класса при условии, что подростки сами берут на себя ответственность за его создание и исполнение. Результат всей программы во многом зависит от проработки Соглашения. Поэтому рекомендуется обращаться к нему не только на занятиях модуля, но и за его пределами.
На первой теме подростки знакомятся с содержанием всей программы и фиксируют свою стартовую точку в ней, отвечая на предложенные вопросы о себе.
Вторая тема посвящена созданию классноготСоглашения. Подростки рассуждают о смысле и необходимости правил, о том, что правила дают обществу, и формулируют свои первые договорённости, отталкиваясь от тех чувств, которые им хотелось бы испытывать в школе.
На третьей теме организуется рефлексия опыта использования Соглашения: что получилось и что не получилось в первую неделю. При необходимости в него вносятся изменения. Обращается внимание: для того чтобы возникло взаимопонимание, недостаточно составить Соглашение. Встреча посвящена тому, как различается восприятие людей и как превратить это из препятствия в ресурс для познания себя и мира. Начиная с этой темы, подростки исследуют причины разногласий и секреты понимания.
На четвёртой теме участники продолжают знакомиться друг с другом ближе. Они учатся осознавать свои истинные ценности и делятся ими. Затрагивается тема чужой тайны как естественного следствия близких отношений.
Уважение к другому человеку, безусловно, связано с самопринятием, которому посвящена пятая тема. Самопринятию способствует понимание того, что все люди разные, и именно эта уникальность делает их интересными друг другу. В занятие включены рефлексивные практики и возможность получить поддерживающую обратную связь от одноклассников.
Следующий шаг — осознание ответственности за свои мысли и поступки. Для этого необходимо видеть связь между эмоциями, мыслями и действиями, о чём подростки узнают на шестой теме, решая практические кейсы.
Как складывается наше мнение о других людях? Что влияет на него? Как избежать предвзятости? Об этом седьмая тема.
На восьмой теме участники рассуждают о том, как чувствовать личные границы, находясь в обществе, коллективе, как быть вместе и не растворяться. Они пробуют прочувствовать и обозначить свои границы, вносят дополнения и, если необходимо, изменения в классное Соглашение.
Девятая тема посвящена ненасильственному общению (ННО). Подростки учатся выражать себя с помощью слов. Формулируя свои потребности и просьбы, они лучше начинают понимать собственные мотивы и ценности, осознавать собственную меру ответственности за своё благополучие.
На десятой теме участники продолжают исследовать процесс коммуникации и себя в нём, начинают понимать, что результат общения во многом зависит от них самих. Рефлексивная практика позволяет посмотреть со стороны на себя и, возможно, изменить стратегию поведения, манеру общения.
Наконец группа переходит к более тесному взаимодействию — сотрудничеству. Чем оно отличается от простого общения, какие личностные качества позволяют человеку сотрудничать — на эти вопросы подростки ответят на одиннадцатой теме.
На последней, двенадцатой теме участники подводят итоги курса, обозначают свои ближайшие задачи, находят личностные ресурсы для их решения, оказывают и получают поддержку. Подростки вновь обращаются к Соглашению: является ли оно ресурсом для достижения цели? Цикл занятий по модулю завершается дополнительным мероприятием для подростков, направленным на сплочение коллектива в совместной деятельности
5. ПОУРОЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов |
| Введение в тему | 1 |
1 | Введение в тему | 1 |
| Соглашение о взаимоотношениях | 4 |
2 | Соглашение о взаимоотношениях | 1 |
3 | Соглашение о взаимоотношениях | 1 |
| Мы разные, мы вместе | 3 |
4 | Мы разные, мы вместе | 1 |
5 | Мы разные, мы вместе | 1 |
6 | Мы разные, мы вместе | 1 |
| Чего я о тебе не знаю | 3 |
7 | Чего я о тебе не знаю | 1 |
8 | Чего я о тебе не знаю | 1 |
9 | Чего я о тебе не знаю | 1 |
| Образ Я | 3 |
10 | Образ Я | 1 |
11 | Образ Я | 1 |
12 | Образ Я | 1 |
| Что я думаю о себе | 3 |
13 | Что я думаю о себе | 1 |
14 | Что я думаю о себе | 1 |
15 | Что я думаю о себе | 1 |
| Что я думаю о других | 3 |
16 | Что я думаю о других | 1 |
17 | Что я думаю о других | 1 |
18 | Что я думаю о других | 1 |
| Я и мы | 3 |
19 | Я и мы | 1 |
20 | Я и мы | 1 |
21 | Я и мы | 1 |
| Диалог | 3 |
22 | Диалог | 1 |
23 | Диалог | 1 |
24 | Диалог | 1 |
| Давай с тобой поговорим | 4 |
25 | Давай с тобой поговорим | 1 |
26 | Давай с тобой поговорим | 1 |
27 | Давай с тобой поговорим | 1 |
28 | Давай с тобой поговорим | 1 |
| Сотрудничество | 4 |
29 | Сотрудничество | 1 |
30 | Сотрудничество | 1 |
31 | Сотрудничество | 1 |
32 | Сотрудничество | 1 |
| Шаг в будущее | 3 |
33 | Шаг в будущее | 4 |
34 | Шаг в будущее | 1 |
35 | Шаг в будущее | 1 |
6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Тема по КП | Дата по КП | Дата проведения по факту | Пути корректировки (сжатие, совмещение.) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |