СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Развитие личностного потенциала подростков" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5—7 классы. Базовый модуль «Я и Ты» : методическое пособие

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие личностного потенциала подростков" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №122»


Согласовано

на заседании учебно-методической кафедры иностранных языков

(протокол от 27.08.2020 № 1)

Согласовано

с Педагогическим советом

(протокол от 28.08.2020 № 1)

Утверждено

приказом директора

МБОУ «Лицей №122»

от 28.08.2020 № 205-осн

Согласовано

с методическим советом

(протокол от 27.08.2020 № 1)









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Развитие личностного потенциала подростков»

5 класс

на 2020/2021 учебный год











Составитель:

Щеглова Юлия Михайловна

учитель английского языка










Барнаул, 2020




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №122»,

3. Плана внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №122», г. Барнаула на 2020-2021 учебный год;

4. Годового календарного график МБОУ «Лицей №122» г. Барнаула на 2020-2021 учебный год;

5. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №122»

6. Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5—7 классы. Базовый
модуль «Я и Ты» : методическое пособие / М. И. Катеева. — 2-е изд., перераб. — 80 с.

Рабочая программа обеспечена учебными пособиями:

  • Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5—7 классы. Базовый
    модуль «Я и Ты» : методическое пособие / М. И. Катеева. — 2-е изд., перераб. — М., 2020 - 80 с. – Российский учебник;

  • Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др. – М., 2019. – 248 с. – Российский учебник;

Цели:

  • Создать атмосферу доверия и принятия в коллективе;

  • Стимулировать участников на самопознание и саморазвитие.

Задачи:

  • Сформулировать Соглашение о взаимоотношениях;

  • Способствовать формированию ответственности подростка за собственное
    благополучие;

  • Создать условия для самопознания и самопринятия;

  • Содействовать свободному выражению мыслей участников;

  • Развивать навыки системной рефлексии;

  • Познакомить с некоторыми инструментами саморегуляции;

  • Создать условия для развития навыков коммуникации;

  • Содействовать осознанию собственных желаний, устремлений и ценностей.


Количество часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса

Количество часов, отведённое на изучение курса - 35 часов в год при учебной нагрузке 1 час в неделю.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Планируемые результаты освоения программы УМК «Развитие личностного потенциала подростков» и входящего в него модуля «Я и Ты» соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в части достижения личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты заключаются в понимании подростком цели своей учебной деятельности, формировании и понимании своей системы ценностей, самоопределении Метапредметные результаты тесно связаны со способностью подростка к самообразованию и саморазвитию, а также способностью к коммуникации и групповой работе.
В контексте теории развития личностного потенциала планируемые результаты модуля «Я и Ты» для младших подростков соотносятся со следующими типами ресурсов подсистем личностного потенциала:

Ресурсы подсистем

Ресурсы подсистем
личностного потенциала

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Мотивационные ресурсы

Проявляет готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Ресурсы устойчивости

Анализирует меру своего влияния на происходящие с ним события

Демонстрирует ответственное поведение как возможность и необходимость отвечать за себя, своё развитие и за общее дело

Инструментальные ресурсы

Пытается предугадать вероятность того или иного события, высказывает догадки, почему это возможно или невозможно

Анализирует проблемы и предлагает варианты решения

При принятии решения ориентируется на собственные ценности и интересы

Учится адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны при выборе способа выполнения задачи

Ресурсы саморегуляции

Учится произвольно регулировать своё поведение

Прогнозирует своё эмоциональное состояние (в том числе понимает эмоциональную обусловленность поведения)

Понимает важность как собственных реакций на ситуацию, так и обратной связи
от сверстников и взрослых

Учитывает в поведении обратную связь от сверстников и взрослых

Анализирует собственные реакции на ситуацию

Учится слушать и слышать

Понимает, как его действия отразятся на другом человеке

Распознаёт эмоции, их причины и последствия; учится адекватно выражать эмоции

Учится в процессе общения реагировать на реплики собеседника с учётом его эмоционального состояния

Учится соблюдать границы другого человека и устанавливать свои при взаимодействии

Замечает в поведении окружающих признаки каких-либо чувств или взглядов; проверяет свои предположения, задавая окружающим вопросы

Учится видеть возможности в новых и изменившихся обстоятельствах

Учится уважительно относиться к многообразию людей, понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения

Связывает ситуацию, идею с более широким контекстом; переносит ее в новый, в том числе непривычный контекст, может выстраивать связи между идеями, явлениями из разных сфер, неожиданные связи

В ситуации неопределённости проявляет любознательность и стремится собрать информацию для разрешения ситуации

Ресурсы трансформации

Способен к рефлексии собственных действий

Анализирует предыдущий опыт, связывает его с текущей задачей, старается поменять стратегию поведения с учётом предыдущих ошибок

Умеет смотреть на ситуацию под другим углом



В качестве долгосрочных эффектов программы можно выделить следующие:


  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

  • повышение уровня удовлетворённости различными сферами жизни;

  • рост субъективного благополучия;

  • улучшение психологического климата в коллективе;

  • снижение уровня конфликтности подростков.

Промежуточная аттестация будет проводиться в форме учета текущих достижений учащегося.

Учет результатов освоения результатов курса внеурочной деятельности «Развитие личностного потенциала подростков» имеет уровневый характер. Фиксация результатов производится в конце года.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СУКАЗАНИЕМ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тема /раздел

Контрольные работы

Лабораторные работы(Л.Р.)


Практические работы (П./Р.)


Экскурсии

Проекты

Демонстрации

ИНОЕ

Всего часов


Введение в тему







1

1

Соглашение о взаимоотношениях







2

2

Мы разные, мы вместе







3

3

Чего я о тебе не знаю







3

3

Образ Я







3

3

Что я думаю о себе







3

3

Что я думаю о других







3

3

Я и мы







3

3

Диалог







3

3

Давай с тобой поговорим







4

4

Сотрудничество







4

4

Шаг в будущее







3

3

Итого:







35

35


4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятия базового модуля "Я и Ты" предваряет встреча с родителями, на которой педагог знакомит родителей с содержанием курса и обсуждает варианты взаимодействия. В целом задания и упражнения модуля направлены на самопознание, самопринятие, развитие навыков общения участников.

Особое внимание уделено выработке классного Соглашения — свода договорённостей о принципах взаимодействия в классе, правилах общения. Одной из задач Соглашения является создание атмосферы принятия и доверия, сплочение класса при условии, что подростки сами берут на себя ответственность за его создание и исполнение. Результат всей программы во многом зависит от проработки Соглашения. Поэтому рекомендуется обращаться к нему не только на занятиях модуля, но и за его пределами.

На первой теме подростки знакомятся с содержанием всей программы и фиксируют свою стартовую точку в ней, отвечая на предложенные вопросы о себе.

Вторая тема посвящена созданию классноготСоглашения. Подростки рассуждают о смысле и необходимости правил, о том, что правила дают обществу, и формулируют свои первые договорённости, отталкиваясь от тех чувств, которые им хотелось бы испытывать в школе.

На третьей теме организуется рефлексия опыта использования Соглашения: что получилось и что не получилось в первую неделю. При необходимости в него вносятся изменения. Обращается внимание: для того чтобы возникло взаимопонимание, недостаточно составить Соглашение. Встреча посвящена тому, как различается восприятие людей и как превратить это из препятствия в ресурс для познания себя и мира. Начиная с этой темы, подростки исследуют причины разногласий и секреты понимания.

На четвёртой теме участники продолжают знакомиться друг с другом ближе. Они учатся осознавать свои истинные ценности и делятся ими. Затрагивается тема чужой тайны как естественного следствия близких отношений.

Уважение к другому человеку, безусловно, связано с самопринятием, которому посвящена пятая тема. Самопринятию способствует понимание того, что все люди разные, и именно эта уникальность делает их интересными друг другу. В занятие включены рефлексивные практики и возможность получить поддерживающую обратную связь от одноклассников.

Следующий шаг — осознание ответственности за свои мысли и поступки. Для этого необходимо видеть связь между эмоциями, мыслями и действиями, о чём подростки узнают на шестой теме, решая практические кейсы.

Как складывается наше мнение о других людях? Что влияет на него? Как избежать предвзятости? Об этом седьмая тема.

На восьмой теме участники рассуждают о том, как чувствовать личные границы, находясь в обществе, коллективе, как быть вместе и не растворяться. Они пробуют прочувствовать и обозначить свои границы, вносят дополнения и, если необходимо, изменения в классное Соглашение.

Девятая тема посвящена ненасильственному общению (ННО). Подростки учатся выражать себя с помощью слов. Формулируя свои потребности и просьбы, они лучше начинают понимать собственные мотивы и ценности, осознавать собственную меру ответственности за своё благополучие.

На десятой теме участники продолжают исследовать процесс коммуникации и себя в нём, начинают понимать, что результат общения во многом зависит от них самих. Рефлексивная практика позволяет посмотреть со стороны на себя и, возможно, изменить стратегию поведения, манеру общения.

Наконец группа переходит к более тесному взаимодействию — сотрудничеству. Чем оно отличается от простого общения, какие личностные качества позволяют человеку сотрудничать — на эти вопросы подростки ответят на одиннадцатой теме.

На последней, двенадцатой теме участники подводят итоги курса, обозначают свои ближайшие задачи, находят личностные ресурсы для их решения, оказывают и получают поддержку. Подростки вновь обращаются к Соглашению: является ли оно ресурсом для достижения цели? Цикл занятий по модулю завершается дополнительным мероприятием для подростков, направленным на сплочение коллектива в совместной деятельности

5. ПОУРОЧНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов


Введение в тему

1

1

Введение в тему

1


Соглашение о взаимоотношениях

4

2

Соглашение о взаимоотношениях

1

3

Соглашение о взаимоотношениях

1


Мы разные, мы вместе

3

4

Мы разные, мы вместе

1

5

Мы разные, мы вместе

1

6

Мы разные, мы вместе

1


Чего я о тебе не знаю

3

7

Чего я о тебе не знаю

1

8

Чего я о тебе не знаю

1

9

Чего я о тебе не знаю

1


Образ Я

3

10

Образ Я

1

11

Образ Я

1

12

Образ Я

1


Что я думаю о себе

3

13

Что я думаю о себе

1

14

Что я думаю о себе

1

15

Что я думаю о себе

1


Что я думаю о других

3

16

Что я думаю о других

1

17

Что я думаю о других

1

18

Что я думаю о других

1


Я и мы

3

19

Я и мы

1

20

Я и мы

1

21

Я и мы

1


Диалог

3

22

Диалог

1

23

Диалог

1

24

Диалог

1


Давай с тобой поговорим

4

25

Давай с тобой поговорим

1

26

Давай с тобой поговорим

1

27

Давай с тобой поговорим

1

28

Давай с тобой поговорим

1


Сотрудничество

4

29

Сотрудничество

1

30

Сотрудничество

1

31

Сотрудничество

1

32

Сотрудничество

1


Шаг в будущее

3

33

Шаг в будущее

4

34

Шаг в будущее

1

35

Шаг в будущее

1

6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Тема по КП

Дата по КП

Дата проведения по факту

Пути корректировки

(сжатие, совмещение.)








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!