СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр в школе"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена  на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Положением о порядке  разработки  и утверждения   рабочих программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МБОУ Гимназия № 63 от 31.01.2018г.).

В основе рабочей программы – пособие: Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.

Адресность: учащиеся 11 класса, 34 часа (1 час в неделю).

Цель программы:  создание условий для реализации и развития творческого потенциала подростков средствами театрального искусства.

Цель реализуется через ряд задач:

-формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению, познанию и творчеству; - развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами; -формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через проигрывание социальных ролей и ситуаций; -обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре. -приобщать подростков к театральному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр в школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия




Рассмотрена на заседании МО Утверждена директором МБОУ

и рекомендована к утверждению Приказ от 31.08.2020 №

протокол от 29.08.2020 № 1










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТЕАТР В ШКОЛЕ»





Год составления: 2021-2022 учебный год

Классы - 10

Количество часов по плану – 34 часа

Количество часов в неделю – 1 час


















Новый Уренгой


2020


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МБОУ Гимназия № 63 от 31.01.2018г.).

В основе рабочей программы – пособие: Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.

Адресность: учащиеся 11 класса, 34 часа (1 час в неделю).

Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого потенциала подростков средствами театрального искусства.

Цель реализуется через ряд задач:

-формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению, познанию и творчеству; - развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами; -формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через проигрывание социальных ролей и ситуаций; -обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре. -приобщать подростков к театральному искусству.

2. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;

- различие основные нравственно-этических понятий;

- соотнесение поступков с моральной нормой;

- оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

-оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- мотивация своих действий;

- готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

- проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, сопереживания, сочувствия, помощи и др.

- положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач;

- применениее правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения;

- уважение мнениея другого человека;

- проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Метапредметные результаты

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- удерживание цели деятельности до получения ее результата;

- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

- оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»);

- корректировка деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; проектировать способы их устранения;

- анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности;

- оценивание результатов деятельности (чужой, своей);

- оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), нахождение ошибок, устанавление их причины.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимание и применение полученной информации при выполнении заданий;

- проявление индивидуальных творческих способностей в игре, этюдах, чтении по ролям

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности;

- работа в группе, учет мнения партнёров;

- обращение за помощью;

- формулировка своих затруднений;

- предложение помощи и сотрудничества;

- умение слушать собеседника;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- осуществление взаимного контроля;

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

- составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;

- уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, импровизировать;

- работать в группе, в коллективе;

- выступать перед публикой, зрителями.

Обучающиеся научатся:

- владеть знаними об актерском мастерстве и применять их на практике;

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- искусству чтения монолога;

- грамотному произнесению некоторых слов;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями;

-импровизировать на сцене;

- уважать свою гражданскую принадлежность, любить и ценить наследие русского театрального искусства;

- сплочению коллектива, уважению между членами коллектива.

Обучающие получат возможность научиться:

- использовать полученные знания в области театрального искусства в различных сферах человеческой деятельности..

- владеть навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами, действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зри  телем.

- заинтересованность к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

- равильно ориентироваться в этических вопросах.

- ценить труд коллектива.

-ощущать потребность в творчестве и самовыражении.

3. Содержание тем курса


Раздел

Содержание тем раздела

Формы контроля

Раздел 1. Общеэстетическое развитие.

Специфика русского театра, знакомство с его истоками, традициями. Знакомство с творчеством отца русского театра – Федором Волковым. Что такое крепостные театры и кто ими занимался.

Собеседование

Викторина

Тест

Игра

Конкурс


Раздел 2. Развитие психофизического аппарата

Моделирование образа в процессе общения: перевод изображения в движение.  Танцы с партнером. Диалоги на быстром танце. Импровизации под музыку с партнером. Выполнение упражнений: «Разговор через стекло», «Бадминтон», лепка «Скульптуры», «Танцы рук», «Зеркало в слове и фразе» (повтор интонаций и слов говорящего), «Зеркало в диалоге» (повтор интонации партнера). Сочинение и исполнение диалогов на основе двух слов (фраз), например: «Будет дождь» - «Будет». Диалог с воображаемым обидчиком. Диалог с картиной. Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу задачи. Этюды-упражнения на пристройку «сверху», «снизу», «на равных». Упражнения на смену приспособлений. Упражнения на организацию действия и движения во времени и пространстве. Знакомство с семиотикой статуй, храмов, обрядовых танцев мира. Сочинение индивидуальных и групповых этюдов в стиле народных традиций стран Востока, Древней Греции и т.д.

Сценическая речь: подготовка речевого аппарата к звучанию. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово. Избавление от пермского говора.

Грим: расовый и национальный грим.

Творческие показы.

Конкурсы.

Открытые занятия.

Участие в спектаклях, концертах,  фестивалях и т.д.

Собеседование

Тест


Раздел 3. Творчество

Работа над ролью и создание образа героя: Навык интенсивной внутренней жизни на сцене. Сценическая пауза. Углубленный психологический анализ материала (поиск внутренних психологических взаимоотношений образов между собой; конфликт внутренний и внешний; подтекст). Включенность в образ не только на сцене, но и в кулисах. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене. Жизненность и правдивость образов. Проигрывание пьесы за столом с минимальным использованием движений.

Работа над спектаклем: поиск метафоры в решении образа; тема, сверхзадача, сквозное действие, вскрытие главного конфликта спектакля.

Генеральная репетиция спектакля целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля.

Показ спектакля.

Творческие показы.

Конкурсы.

Открытые занятия.

Участие в спектаклях, концертах,  фестивалях и т.д.


4. Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Дата план.

Дата факт.

Раздел 1. Общеэстетическое развитие.

Тема 1.1. Русский театр.

1

Знакомство с истоками русского театра.

5.09

5.09

2

Традиции русского театра.

12.09

12.09

3

Люди, создавшие театр: Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, Ф. Волков, А. П. Чехов, Г. Товстоногов, В. Мейерхольд, К. Станиславский и др.

19.09

19.09

4

«Актерами не становятся, их выращивают!». Краткий экскурс в теорию.

26.09

26.09

Раздел 2. Развитие психофизического аппарата

Элементы внутренней техники актера

Тема 2.1. Моделирование образа в процессе общения.

5

Основные правила сценического движения по Мейерхольду: отказ, посыл, тормоз

3.10

3.10

6

Урок коммуникация: Танцы с партнером. Диалоги на быстром танце.

10.10

10.10

7

Импровизации под музыку с партнером.

17.10

17.10

8

Уро- тренинг: выполнение упражнений: «Разговор через стекло», «Бадминтон», лепка «Скульптуры», «Танцы рук»

24.10

24.10

9

Выполнение упражнений: «Зеркало в слове и фразе» (повтор интонаций и слов говорящего), «Зеркало в диалоге» (повтор интонации партнера).

7.11

7.11

10

Сочинение и исполнение диалогов на основе двух слов (фраз), например: «Будет дождь» - «Будет».

14.11

14.11

11

Диалог с воображаемым обидчиком. Диалог с картиной.

21.11

21.11

Тема 2.2. Развитие умения действовать от своего собственного лица (освоение позиции «Я – в предлагаемых обстоятельствах» ).

12

Упражнения на раскрепощение, владение телом

28.11

28.11

13

Упражнения на развитие фантазии и воображения

5.12

5.12

14

Урок коммуникация: Упражнения на смену приспособлений.

12.12

12.12

15

Упражнения на организацию действия и движения во времени и пространстве.

19.12

19.12

Тема 2.3. Развитие навыка непрерывного внутреннего действия

16

Упражнение на выполнение физических задач с чередованием движения и оправданием остановок по заранее разработанной схеме.

26.12

26.12

17

Упражнение на выполнение физических задач с прекращением движения по хлопку преподавателя и последующим оправданием остановки.

16.01

16.01

18

Исполнение парных этюдов с произнесением внутренних монологов вслух. Исполнение парных этюдов с произнесением внутренних монологов «двойниками» действующих партнеров.

23.01

23.01

19

Посещение театра «Северная сцена», либо просмотр спектакля в актовом зале с последующим анализом

30.01

30.01

Элементы внешней техники актера.

Тема 2.4. Развитие двигательной культуры.

20

Знакомство с семиотикой статуй, храмов, обрядовых танцев мира.

6.02

6.02

21

Урок коммуникация: Сочинение индивидуальных и групповых этюдов в стиле народных традиций стран Востока, Древней Греции и т.д.

13.02

13.02

Тема 2.5. Сценическая речь

22

Подготовка речевого аппарата к звучанию.

20.02

20.02

23

Подготовка речевого аппарата к звучанию.

27.02

27.02

24

Совершенствование техники сценической речи через художественное слово.

6.03

6.03

Тема 2.6. Грим

25

Расовый и национальный грим.

13.03

13.03

Раздел 3. Творчество

Тема 3.1. Работа над ролью и создание образа героя

26

Навык интенсивной внутренней жизни на сцене. Сценическая пауза. Углубленный психологический анализ материала (поиск внутренних психологических взаимоотношений образов между собой; конфликт внутренний и внешний; подтекст).

20.03

20.03

27

Включенность в образ не только на сцене, но и в кулисах. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене. Жизненность и правдивость образов.

3.04


28

Проигрывание пьесы за столом с минимальным использованием движений.

10.04


29

Урок коммуникация: Закрепление навыка игры в сценическом ансамбле.

17.04


30

Посещение театра «Северная сцена»

24.04


Тема 3.2. Работа над пьесой

31

Работа над спектаклем: поиск метафоры в решении образа; тема, сверхзадача, сквозное действие, вскрытие главного конфликта спектакля

1.05

3.04

32

Работа над спектаклем: работа над отдельными эпизодами; работа с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле.

8.05


33

Генеральная репетиция спектакля целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля.

15.05

10.04

34

Показ спектакля.

22.05

17.04


5. Список литературы и интернет-источников


  1. Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.

  2. П. Брук, «Пустое пространство». М. «Искусство» 2003 год.

  3. Петров В.А. «Развитие творческого потенциала личности средствами студийной работы в театральной самодеятельности» Челябинск.1987г.

  4. Портал «Культура РФ» [Электронный ресурс] //. URL:https://www.culture.ru/theaters (дата обращения: 16.07.2020).

  5. Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 г.

  6. Э.П.Гааз, Л.К.Маслова, С.В.Клубков «Я вхожу в мир искусств» №6 2001 год.

  7. Электронная библиотека классической литературы «Крассика.Ру» [Электронный ресурс] //. URL: http://www.klassika.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).

  8. Электронный журнал «Театр» [ Электронный ресурс] //. URL: http://oteatre.info/(дата обращения: 21.08.2020).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!