Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия
Рассмотрена на заседании МО Утверждена директором МБОУ
и рекомендована к утверждению Приказ от 31.08.2020 №
протокол от 29.08.2020 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕАТР В ШКОЛЕ»
Год составления: 2021-2022 учебный год
Классы - 10
Количество часов по плану – 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час
Новый Уренгой
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МБОУ Гимназия № 63 от 31.01.2018г.).
В основе рабочей программы – пособие: Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.
Адресность: учащиеся 11 класса, 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого потенциала подростков средствами театрального искусства.
Цель реализуется через ряд задач:
-формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению, познанию и творчеству; - развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами; -формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через проигрывание социальных ролей и ситуаций; -обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре. -приобщать подростков к театральному искусству.
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
- различие основные нравственно-этических понятий;
- соотнесение поступков с моральной нормой;
- оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
-оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- мотивация своих действий;
- готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
- проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, сопереживания, сочувствия, помощи и др.
- положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач;
- применениее правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения;
- уважение мнениея другого человека;
- проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- удерживание цели деятельности до получения ее результата;
- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
- оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»);
- корректировка деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; проектировать способы их устранения;
- анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности;
- оценивание результатов деятельности (чужой, своей);
- оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), нахождение ошибок, устанавление их причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимание и применение полученной информации при выполнении заданий;
- проявление индивидуальных творческих способностей в игре, этюдах, чтении по ролям
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности;
- работа в группе, учет мнения партнёров;
- обращение за помощью;
- формулировка своих затруднений;
- предложение помощи и сотрудничества;
- умение слушать собеседника;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- осуществление взаимного контроля;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;
- уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, импровизировать;
- работать в группе, в коллективе;
- выступать перед публикой, зрителями.
Обучающиеся научатся:
- владеть знаними об актерском мастерстве и применять их на практике;
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- искусству чтения монолога;
- грамотному произнесению некоторых слов;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями;
-импровизировать на сцене;
- уважать свою гражданскую принадлежность, любить и ценить наследие русского театрального искусства;
- сплочению коллектива, уважению между членами коллектива.
Обучающие получат возможность научиться:
- использовать полученные знания в области театрального искусства в различных сферах человеческой деятельности..
- владеть навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами, действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зри телем.
- заинтересованность к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
- равильно ориентироваться в этических вопросах.
- ценить труд коллектива.
-ощущать потребность в творчестве и самовыражении.
3. Содержание тем курса
Раздел | Содержание тем раздела | Формы контроля |
Раздел 1. Общеэстетическое развитие. | Специфика русского театра, знакомство с его истоками, традициями. Знакомство с творчеством отца русского театра – Федором Волковым. Что такое крепостные театры и кто ими занимался. | Собеседование Викторина Тест Игра Конкурс |
Раздел 2. Развитие психофизического аппарата | Моделирование образа в процессе общения: перевод изображения в движение. Танцы с партнером. Диалоги на быстром танце. Импровизации под музыку с партнером. Выполнение упражнений: «Разговор через стекло», «Бадминтон», лепка «Скульптуры», «Танцы рук», «Зеркало в слове и фразе» (повтор интонаций и слов говорящего), «Зеркало в диалоге» (повтор интонации партнера). Сочинение и исполнение диалогов на основе двух слов (фраз), например: «Будет дождь» - «Будет». Диалог с воображаемым обидчиком. Диалог с картиной. Выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу задачи. Этюды-упражнения на пристройку «сверху», «снизу», «на равных». Упражнения на смену приспособлений. Упражнения на организацию действия и движения во времени и пространстве. Знакомство с семиотикой статуй, храмов, обрядовых танцев мира. Сочинение индивидуальных и групповых этюдов в стиле народных традиций стран Востока, Древней Греции и т.д. Сценическая речь: подготовка речевого аппарата к звучанию. Совершенствование техники сценической речи через художественное слово. Избавление от пермского говора. Грим: расовый и национальный грим. | Творческие показы. Конкурсы. Открытые занятия. Участие в спектаклях, концертах, фестивалях и т.д. Собеседование Тест |
Раздел 3. Творчество | Работа над ролью и создание образа героя: Навык интенсивной внутренней жизни на сцене. Сценическая пауза. Углубленный психологический анализ материала (поиск внутренних психологических взаимоотношений образов между собой; конфликт внутренний и внешний; подтекст). Включенность в образ не только на сцене, но и в кулисах. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене. Жизненность и правдивость образов. Проигрывание пьесы за столом с минимальным использованием движений. Работа над спектаклем: поиск метафоры в решении образа; тема, сверхзадача, сквозное действие, вскрытие главного конфликта спектакля. Генеральная репетиция спектакля целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Показ спектакля. | Творческие показы. Конкурсы. Открытые занятия. Участие в спектаклях, концертах, фестивалях и т.д. |
4. Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата план. | Дата факт. |
Раздел 1. Общеэстетическое развитие. |
Тема 1.1. Русский театр. |
1 | Знакомство с истоками русского театра. | 5.09 | 5.09 |
2 | Традиции русского театра. | 12.09 | 12.09 |
3 | Люди, создавшие театр: Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, Ф. Волков, А. П. Чехов, Г. Товстоногов, В. Мейерхольд, К. Станиславский и др. | 19.09 | 19.09 |
4 | «Актерами не становятся, их выращивают!». Краткий экскурс в теорию. | 26.09 | 26.09 |
Раздел 2. Развитие психофизического аппарата |
Элементы внутренней техники актера Тема 2.1. Моделирование образа в процессе общения. |
5 | Основные правила сценического движения по Мейерхольду: отказ, посыл, тормоз | 3.10 | 3.10 |
6 | Урок коммуникация: Танцы с партнером. Диалоги на быстром танце. | 10.10 | 10.10 |
7 | Импровизации под музыку с партнером. | 17.10 | 17.10 |
8 | Уро- тренинг: выполнение упражнений: «Разговор через стекло», «Бадминтон», лепка «Скульптуры», «Танцы рук» | 24.10 | 24.10 |
9 | Выполнение упражнений: «Зеркало в слове и фразе» (повтор интонаций и слов говорящего), «Зеркало в диалоге» (повтор интонации партнера). | 7.11 | 7.11 |
10 | Сочинение и исполнение диалогов на основе двух слов (фраз), например: «Будет дождь» - «Будет». | 14.11 | 14.11 |
11 | Диалог с воображаемым обидчиком. Диалог с картиной. | 21.11 | 21.11 |
Тема 2.2. Развитие умения действовать от своего собственного лица (освоение позиции «Я – в предлагаемых обстоятельствах» ). |
12 | Упражнения на раскрепощение, владение телом | 28.11 | 28.11 |
13 | Упражнения на развитие фантазии и воображения | 5.12 | 5.12 |
14 | Урок коммуникация: Упражнения на смену приспособлений. | 12.12 | 12.12 |
15 | Упражнения на организацию действия и движения во времени и пространстве. | 19.12 | 19.12 |
Тема 2.3. Развитие навыка непрерывного внутреннего действия |
16 | Упражнение на выполнение физических задач с чередованием движения и оправданием остановок по заранее разработанной схеме. | 26.12 | 26.12 |
17 | Упражнение на выполнение физических задач с прекращением движения по хлопку преподавателя и последующим оправданием остановки. | 16.01 | 16.01 |
18 | Исполнение парных этюдов с произнесением внутренних монологов вслух. Исполнение парных этюдов с произнесением внутренних монологов «двойниками» действующих партнеров. | 23.01 | 23.01 |
19 | Посещение театра «Северная сцена», либо просмотр спектакля в актовом зале с последующим анализом | 30.01 | 30.01 |
Элементы внешней техники актера. Тема 2.4. Развитие двигательной культуры. |
20 | Знакомство с семиотикой статуй, храмов, обрядовых танцев мира. | 6.02 | 6.02 |
21 | Урок коммуникация: Сочинение индивидуальных и групповых этюдов в стиле народных традиций стран Востока, Древней Греции и т.д. | 13.02 | 13.02 |
Тема 2.5. Сценическая речь |
22 | Подготовка речевого аппарата к звучанию. | 20.02 | 20.02 |
23 | Подготовка речевого аппарата к звучанию. | 27.02 | 27.02 |
24 | Совершенствование техники сценической речи через художественное слово. | 6.03 | 6.03 |
Тема 2.6. Грим |
25 | Расовый и национальный грим. | 13.03 | 13.03 |
Раздел 3. Творчество |
Тема 3.1. Работа над ролью и создание образа героя |
26 | Навык интенсивной внутренней жизни на сцене. Сценическая пауза. Углубленный психологический анализ материала (поиск внутренних психологических взаимоотношений образов между собой; конфликт внутренний и внешний; подтекст). | 20.03 | 20.03 |
27 | Включенность в образ не только на сцене, но и в кулисах. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене. Жизненность и правдивость образов. | 3.04 | |
28 | Проигрывание пьесы за столом с минимальным использованием движений. | 10.04 | |
29 | Урок коммуникация: Закрепление навыка игры в сценическом ансамбле. | 17.04 | |
30 | Посещение театра «Северная сцена» | 24.04 | |
Тема 3.2. Работа над пьесой |
31 | Работа над спектаклем: поиск метафоры в решении образа; тема, сверхзадача, сквозное действие, вскрытие главного конфликта спектакля | 1.05 | 3.04 |
32 | Работа над спектаклем: работа над отдельными эпизодами; работа с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. | 8.05 | |
33 | Генеральная репетиция спектакля целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. | 15.05 | 10.04 |
34 | Показ спектакля. | 22.05 | 17.04 |
5. Список литературы и интернет-источников
Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.
П. Брук, «Пустое пространство». М. «Искусство» 2003 год.
Петров В.А. «Развитие творческого потенциала личности средствами студийной работы в театральной самодеятельности» Челябинск.1987г.
Портал «Культура РФ» [Электронный ресурс] //. URL:https://www.culture.ru/theaters (дата обращения: 16.07.2020).
Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 г.
Э.П.Гааз, Л.К.Маслова, С.В.Клубков «Я вхожу в мир искусств» №6 2001 год.
Электронная библиотека классической литературы «Крассика.Ру» [Электронный ресурс] //. URL: http://www.klassika.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).
Электронный журнал «Театр» [ Электронный ресурс] //. URL: http://oteatre.info/(дата обращения: 21.08.2020).