СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «театр и мы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Театр и мы» для 7 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. и  на основе авторской программы И.Л. Генераловой; «Театр». (Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа 2100. Книга 1, - М.: Баласс, 2012.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «театр и мы»»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано:

На заседании методического

Совета ОУ

Протокол №1

от «25» августа 2017г.



Утверждаю:

Директор НРМОБУ

«Куть-Яхская СОШ»

__________ Е.В. Бабушкина

Приказ № 481-0 от 29.08.2017г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТЕАТР И МЫ»



ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ



7А КЛАСС















Автор-составитель программы

учитель русского языка и литературы

Клекта Лариса Николаевна

I кв. категория











Куть-Ях

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Театр и мы» для 7 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г. и на основе авторской программы И.Л. Генераловой; «Театр». (Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа 2100. Книга 1, - М.: Баласс, 2012.)

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

  • поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

  • совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

  • развитие речевой культуры;

  • развитие эстетического вкуса.

  • воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

На изучение курса в 7 классе отводится 70 часов в год (35 учебных недель по 2 часа в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


К концу обучения ученик научится:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно включаться в творческую деятельность

  • осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • оценивать театральное искусство;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • ориентироваться в пространстве;

  • уметь запоминать ролевые слова;

  • находить нужные позы и действия;

  • уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;

  • уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;

  • уметь строить диалог с партнёром.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Содержание программы (70 часов)

Т е м а 1 . История театра. Зарождение театрального искусства. Театр в России.

Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Мой первый театральный этюд. (4 часа).

Т е м а 2 . Работа над спектаклем «Ночь перед Рождеством». Выбор пьесы. Читка.

Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

Распределение ролей. Выбор актерского состава. Выбор оформителей декораций,

костюмеров. (8 часов).

Т е м а 3 . Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки

без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях.

Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Проговаривание рифмовок, скороговорок,

стихов. (7 часов).

Т е м а 4 . Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые

игры. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры,

этюды как сценические действия. (4 часа).

Т е м а 5 . Изготовление костюмов и декораций. Выбор костюмов, декораций и

музыкального сопровождения. Музыкальные занятия. Разучивание песен и танцев. (4 часа).

Т е м а 6. Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные

репетиции сцен. Окончание работ по материальной части спектакля. (3 часа).

Т е м а 7 . Работа над спектаклем «А зори здесь тихие». Выбор пьесы. Читка.

Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

Распределение ролей. Выбор актерского состава. Выбор оформителей декораций,

костюмеров. (8 часов).

Т е м а 8 . Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки

без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях.

Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Проговаривание рифмовок, скороговорок,

стихов. (6 часов).

Т е м а 9 . Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые

игры. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры,

этюды как сценические действия. (4 часа).

Т е м а 10 . Изготовление костюмов и декораций. Выбор костюмов, декораций и

музыкального сопровождения. Музыкальные занятия. Разучивание песен и танцев. (6 часов).

Т е м а 11 . Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля

«А зори здесь тихие». Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия.

Отработка мизансцен. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Завершение

работы по изготовлению костюмов. Изготовление декораций и реквизита. Завершение

работы по изготовлению декораций и реквизита. (7 часов).

Т е м а 12. Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные

репетиции сцен. Окончание работ по материальной части спектакля. (5 часов).

Т е м а 13 . Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками

кружка работы над спектаклем. Отработка неудавшихся кусков, картин. Общие замечания

об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (4 часа).


Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, сценического образа, поведения на сцене.

Основными формами проведения занятий являются:

  • конкурсы,

  • беседы,

  • экскурсии в библиотеки и музеи,

  • спектакли

  • праздники.

Постановка эпизодов из литературных произведений, которые способствуют приобщению детей к чтению и театральному мастерству.


Основные формы:

- лекции, беседы;

- практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

- поисково-исследовательская деятельность.


Формы контроля. 


Занятие-конкурс (контроль фонетический, в том числе монологические высказывания); (контроль правильности интонаций).

  • Контроль итоговый – генеральная репетиция, показ спектакля, отзывы.

  • Занятие-отчет (обсуждение техники и художественного мастерства выступления, комментарий фонетического исполнения; видеосъемка).



























Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1.

История театра.

4


Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем;

  • планировать свою работу над произведением в соответствии с этапом;

  • производить самоконтроль, и оценку результатов своей деятельности; исправлять и корректировать свою работу;

  • анализировать причины своего успеха или неудачи, уметь давать себе позитивную установку.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • анализировать произведения и их героев при чтении или просмотре видеозаписей;

  • использовать необходимую информацию при выполнении заданий;

  • проявлять свои творческие способности при инсценировании произведений, составлении рассказов, сказок, стихов, чтении по ролям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • вести диалог, коллективное обсуждение, проявлять активность и инициативу.

  • работать в паре, группе, учитывать мнения одноклассников;

  • обращаться за помощью;

  • оказывать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении обязанностей и ролей, приходить к общему совместному решению;

  • высказывать своё мнение и позицию;

  • адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;

  • проводить взаимный контроль.

2.

Работа над спектаклем «Ночь перед Рождеством»

8

3.

Культура речи.

7


4.


Сценические действия и театральные игры.

4

5.

Изготовление костюмов и декораций.

4

6.

Подготовка к выступлению.

3

7.

Работа над спектаклем «А зори здесь тихие».

8

8.

Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог.

6

9.

Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые

игры.

4

10.

Изготовление костюмов и декораций.

6

11.

Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля

«А зори здесь тихие».

7

12.

Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей.

5

13.

Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля.

4


Итого

70














Календарно-тематическое планирование курса «Театр и мы»»


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

История театра 4 часа

1

Зарождение театрального искусства.

1


2

Театр в России. Театральное здание.

1


3

Зрительный зал. Мир кулис.

1


4

Мой первый театральный этюд.

1


Работа над спектаклем «Ночь перед Рождеством» 8 часов

5

Выбор пьесы. Читка.

1


6

Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

1


7

Распределение ролей.

1


8

Выбор актерского состава.

1


9

Выбор оформителей декораций, костюмеров.

1


10

Работа по картинам.

1


11-12

Игра актеров.

2


Культура речи 7 часов

13

Виды говорения: диалог и монолог.

1


14

Мимика и жесты.

1


15

Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать.

1


16

Речевой этикет в различных ситуациях.

1


17

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

1


18-19

Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.

2


Сценические действия и театральные игры 4 часа

20

Групповые сюжетно-ролевые игры.

1


21

Сценическое воображение.

1


22

Действия в условных ситуациях.

1


23

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

1


Изготовление костюмов и декораций 4 часа

24

Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения.

1


25

Музыкальные занятия.

1


26-27

Разучивание песен и танцев.

2


Подготовка к выступлению 3 часа

28

Отработка отдельных сцен и ролей.

1


29

Прогонные репетиции сцен.

1


30

Окончание работ по материальной части спектакля.

1


Работа над спектаклем «А зори здесь тихие» 8 часов

31-32

Выбор пьесы. Читка.

2


33

Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты.

1


34-35

Распределение ролей. Выбор актерского состава.

2


36

Выбор оформителей декораций, костюмеров.

1


37-38

Отработка отдельных сцен и ролей.

2


Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог 6 часов

39

Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты.

1


40

Сценки без слов.

1


41

Понятие «общение», говорить и слушать.

1


42

Речевой этикет в различных ситуациях.

1


43

Игры на дыхание и правильную артикуляцию.

1


44

Проговаривание рифмовок, скороговорок,

стихов.

1


Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые

игры 4 часа

45

Групповые сюжетно-ролевые игры.

1


46

Сценическое воображение.

1


47

Действия в условных ситуациях.

1


48

Упражнения, игры, этюды как сценические действия.

1


Изготовление костюмов и декораций 6 часов

49

Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения.

1


50-51

Музыкальные занятия.

2


52-53

Разучивание песен и танцев.

2


54

Репетиция.

1


Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля

«А зори здесь тихие» 7 часов

55

Работа актера - движения, текст.

1


56

Музыкальные занятия.

1


57

Отработка мизансцен.

1


58

Занятия по технике речи, по оформлению спектакля.

1


59

Завершение работы по изготовлению костюмов.

1


60-61

Изготовление декораций и реквизита. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита.

2


Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей 5 часов

62

Отработка отдельных сцен и ролей.

1


63-64

Прогонные репетиции сцен.

2


65-66

Окончание работ по материальной части спектакля.

2


Генеральная репетиция. Прогон всего спектакля 4 часа

67

Прогон всего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем.

1


68

Отработка неудавшихся кусков, картин.

1


69

Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение.

1


70

Спектакль «А зори здесь тихие»

1




Рекомендуемая литература для педагога:


  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

  2. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми – С-П., 2001.

  3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  4. Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001

  5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  6. Генералова И.Л.; «Театр». (Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа 2100. Книга 1, - М.: Баласс, 2012.)

  7. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование» под ред. В. А. Горского - М.: Просвещение, 2011

  8. Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

  9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

  11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

  12. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

  13. Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.


Ресурсное обеспечение:

  1. Телевизор.

  2. Компьютер.

  3. DVD проектор.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Диски с детскими песнями.

  2. Презентации с текстами речевых разминок.

  3. Интернет ресурсы.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!