СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Решение задач по физике» (факультативный курс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Решение задач по физике» (факультативный курс)

10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Решение задач по физике» (факультативный курс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА

(МБОУ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК Г.ВОЛГОДОНСКА)



ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол №1

30. 08. 2016 г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей «Политэк» «Политэ г. Волгодонска

Приказ от 30.08.2016 №137

___________Т.А.Самсонюк





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Решение задач по физике»

(факультативный курс)



Предмет ФИЗИКА

Уровень среднее общее образование

(начальное общее, основное общее, среднее обшее образование)

Учитель: Брыковская И.Р.







г. Волгодонск

2016 год

Рабочая программа «Решение задач по физике» (факультативный курс) составлена на основе ФК ГОС, БУП-2004 среднего общего образования. Примерной образовательной программы среднего общего образования. Примерной образовательной программы основного общего образования: «Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-11 классы, сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2008. – 334с.), авторских программ: «Физика. 10-11 кл», Г.Я. Мякишев, - М.: Дрофа, 2010. – 334с.



  1. Планируемые результаты освоения факультативного курса «Физика»

  • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейших задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;

  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

- владеть методами самоконтроля и самооценки

2. Содержание учебного факультативного курса «Физика»


Физическая задача. Классификация задач

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Механика

Основные законы и понятия кинематики. Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. Математическая запись уравнения движения. График движения. График скорости. Решение задач на равноускоренное движение. Движение по окружности. Решение задач. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием. Экскурсии с целью отбора данных для составления задач. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

Основы МКТ и термодинамики

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

Электрическое и магнитное поля

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика». Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

Электромагнитные колебания и волны

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси­фикация задач по СТО и примеры их решения. Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

Квантовая физика

Задачи различных видов на законы квантовой физики. Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейча­тых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Волны де-Бройля для клас­сической и релятивистской частиц. Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных пре­вращениях.



  1. Календарно – тематическое планирование

10 класс

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Физика» в 10 классе соответственно отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часа. С учетом выходных и праздничных дней, на основании Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2016 году» от 24.09.2015 г. № 1017, Постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2017 году» от ______ № ____ программа будет реализована полностью в количестве 34 часа.

Дата


Тема занятия

Введение (4 часа)

01.09

Физическая задача.
Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.

08.09

Примеры задач всех видов.

15.09

Правила и приёмы решения физических задач

22.09

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

Кинематика (8 часов)

29.09

Основные законы и понятия кинематики.

06.10

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

13.10

Графические задачи

20.10

Решение задач на равноускоренное движение.

27.10

Движение по окружности. Решение задач.

Динамика и статика (16 часов)

10.11

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
17.11 Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

24.11

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

01.12

Решение задач на условие равновесия.

08.12

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

15.12

Тест по теме: Движение материальной точки.

Законы сохранения (16 часов)

22.12

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

12.01

Решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения

19.01

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

26.01

Задачи на определение работы и мощности.

02.02

Решение задач с помощью законов сохранения

09.02

Решение задач с помощью законов сохранения

16.02

Механические колебания. Превращение энергии при колебаниях.

02.03

Колебательные системы.

09.03

Тест по теме: Законы сохранения.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (12 часов)

16.03

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ)

30.03

Задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

06.04

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

13.04

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния.

20.04

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

27.04

Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

04.05

Задачи на инструментальные, абсолютные и относительные погрешности.

Основы термодинамики (10 часов)

11.05

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

18.05

Графические задачи

25.05

Комбинированные задачи части


СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения

учителей математики, физики, информатики

МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска


Руководитель МО Брыковская И.Р

Протокол от 29.08.2016 №1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Н.М.Шевченко
















Календарно – тематическое планирование

11 класс

дата

Тема занятия

Постоянный электрический ток в различных средах – 10 часов


Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.


Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.


Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

Магнитное поле (10 часов)


Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.


Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца.

Электромагнитные колебания и волны (20 часов)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.


Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.


Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.


Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.


Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. Задачи В и С


Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. Задачи В и С


Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Задачи части А


Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.


Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы


Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы


Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.


Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.


Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.


Классификация задач по СТО и примеры их решения.


Самостоятельная работа по теме Электромагнитные колебания и волны. Тест.

Кванты и атомы – 10 часов


Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза Планка.


Явление фотоэффекта.


Явление фотоэффекта.


Практическое занятие по определению постоянной Планка.


Явление фотоэффекта.


Строение атома. Опыт Резерфорда. Постулаты Бора.


Постулаты Бора.

Атомное ядро и элементарные частицы – 10 часов


Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции.


Радиоактивные превращения атомных ядер. Ядерные реакции.


Закон радиоактивного распада.


Закон радиоактивного распада.


Энергия связи. Энергетический выход ядерных реакций.


Законы сохранения импульса и энергии в ядерных реакциях.


Законы сохранения импульса и энергии в ядерных реакциях.


9