СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Робототехника"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Робототехника"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЧАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА










СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР Директор

_________________Уханёва И.А. ________________Женгульдинова И.А.

Протокол №_________________ Приказ №

от «______»____________2023 г. от «______»_____________2023 г.






Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Робототехника»

Уровень основного общего образования.

Срок освоения: 1 год (8-9 классы) Направление: общеинтеллектуальное











Составила:

Савчиц Алина Владимировна,

учитель математики














с. Новочановское, 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа «Робототехника» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности и реализуется в форме кружковой деятельности в 8-9 классах основной школы.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Робототехника» состоит в том, что она предназначена для формирования у обучающихся основной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика, формировать устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности, повысить мотивацию у обучающихся к получению технического образования. Кроме этого, занятия робототехникой помогают развитию коммуникативных навыков обучающихся за счет активного взаимодействия в ходе групповой проектной деятельности.

Цель образовательной программы «Робототехника»: развитие способностей технического творчества у обучающихся посредством конструкторской и проектной деятельности.

Задачи программы: Обучающие:

  • ознакомление с устройством роботов;

  • ознакомление с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании роботов;

  • обучение основным технологиям сборки и программирования робототехнических устройств;

  • формирование общенаучных и технологических приемов конструирования и проектирования;

  • формирование целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире;

  • формирование технической грамотности;

  • реализация межпредметных связей с физикой, математикой, информатикой, технологией.

Развивающие:

  • развитие умений работать по предложенным инструкциям;

  • развитие умений довести решение задачи до работающей модели;

  • развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности;

  • развитие смекалки, находчивости, изобретательности;

  • развитие исследовательских умений;

  • развитие инженерного мышления, навыков эффективного использования роботов;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитывающие:

  • формирование устойчивого интереса к поисковой творческой

деятельности;

  • приобретение навыков коллективного и конкурентного труда;

  • повышение мотивации обучающихся к получению технического образования.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности

− критическое отношение к робототехнике и избирательность её восприятия;

− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

− развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

− развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;

− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Регулятивные универсальные учебные действия:

− умение принимать и сохранять учебную задачу;

− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

− умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;

− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

− способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;

− умение различать способ и результат действия;

− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;

− умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;

− способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

− умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

− умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится:

  • простейшим основам механики

  • различать виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

  • технологическому последовательному изготовлению несложных конструкций Сможет научиться:

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей. - реализовывать творческий замысел.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

− умение выслушивать собеседника и вести диалог;

− способность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

− умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

− умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

− владение монологической и диалогической формами речи.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности В результате освоения программы обучающиеся должны

знать:

− понимать роль и место робототехники в жизни современного общества;

− основные сведения из истории развития робототехники в России и мире;

− основные понятия робототехники, основные технические термины, связанные с процессами конструирования и программирования роботов;

− правила и меры безопасности при работе с электроинструментами;

− общее устройство и принципы действия роботов и основные характеристики основных классов роботов;

− порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах;

− методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;

− владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программировать собранные конструкции под задачи начального уровня сложности.

уметь:

− овладеть общей методикой расчета основных кинематических схем;

− знать основные принципы компьютерного управления, назначение и принципы работы цветового, ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных устройств;

− самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения;

− владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программировать собранные конструкции под задачи среднего уровня сложности;

− разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования типовые управления роботом;

− пользоваться компьютером, программными продуктами, необходимыми для обучения программе;

− подбирать необходимые датчики и исполнительные устройства, собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и отлаживать конструкции базовых роботов;

− правильно выбирать вид передачи механического воздействия для различных технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а также их основные узлы и системы;

− выполнять индивидуальные и групповые исследовательские работы. владеть:

− основной терминологией в области робототехники;

− основными навыками программирования на языке Sckratch, Arduino.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1 Введение в робототехнику

Вводное занятие. Основы безопасной работы. Инструктаж по технике

безопасности. Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов. Основные робототехнические соревнования.

Форма организации: беседа; вводная презентация. Вид деятельности: познавательная.

Тема 2 Первичные сведения о роботах

История робототехники от глубокой древности до наших дней. Идея создания роботов. Что такое робот. Определение понятия «робота». Классификация роботов по назначению. Виды современных роботов. Знакомство с набором Lego Education SPIKE Prime и Образовательный набор по электронике, электромеханике и микропроцессорной технике. Конструктор программируемых моделей инженерных систем. Расширенный. Образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов. Образовательный робототехнический комплект "СТЕМ Мастерская". Расширенный Основные элементы, основные приёмы соединения и конструирования. Конструирование первого робота.

Форма организации: беседа; практикум.

Вид деятельности: познавательная, творческая.

Тема 3 Изучение среды управления и программирования

Виды и назначение программного обеспечения. Основы работы в среде программирования Lego и Arduino. Изучение блоков: движение, ждать, сенсор, цикл и переключатель. Создание простейших линейных программ: движение вперед, назад, поворот на заданный угол, движение по кругу.

Форма организации: беседа; практикум.

Вид деятельности: познавательная, творческая.

Тема 4 Конструирование роботов Lego и Arduino

Способы передачи движения при конструировании роботов на базе конструкторов Lego и Arduino. Основы проектирования и моделирования электронного устройства на базе Lego и Ардуино. Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок. Редуктор.

Тестирование моторов и датчиков. Управление моторами. Состояние моторов. Встроенный датчик оборотов. Синхронизация моторов. Режим импульсной модуляции. Зеркальное направление. Датчики. Настройка моторов и датчиков. Тип датчиков.

Форма организации: практикум, решение задач. Вид деятельности: познавательная, творческая.

Тема 5 Создание индивидуальных и групповых проектов

Разработка проекта Распределение по группам. Формулировка задачи на разработку проекта группе. Описание моделей, распределение обязанностей в группе по сборке, отладке, программированию модели. Описание решения в виде блок-схем, или текстом. Созданию действующей модели. Уточнение параметров проекта. Дополнение проекта схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров Представление проекта. Разработка презентации для защиты проекта. Публичная защита проектов.

Форма организации: беседа; практикум.

Вид деятельности: познавательная, творческая.

Тема 6 Участие в соревнованиях

Изучение правил соревнований Конструирование робота Программирование робота. Сборка робота по памяти на время. Продолжительность сборки: 30-60 минут.

Проведение соревнования. Рассматриваем и изучаем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы робота.

Зачет - Выполнение комплексной работы по предложенной модели. Форма организации: соревнования роботов.

Вид деятельности: познавательная, творческая.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Введение в робототехнику

2

1.1

Вводное занятие. Основы безопасной работы

1

1.2

Основные робототехнические соревнования

1

2

Первичные сведения о роботах

7

2.1

История робототехники. Виды конструкторов

1

2.2

Знакомимся с набором Lego и Arduino. Основные элементы,

основные приёмы соединения и конструирования

3

2.3

Конструирование первого робота

3

3

Изучение среды управления и программирования

13

3.1

Виды и назначение программного обеспечения

1

3.2

Основы работы в среде программирования Lego и Arduino.

4

3.3

Создание простейших линейных программ на Lego. Среда программирования для Ардуино (IDE Arduino) и язык программирования Processing

8

4

Конструирование роботов Lego иArduino

20

4.1

Способы передачи движения приконструировании роботов на базе конструкторов Lego и Arduino.

10

4.2

Тестирование моторов и датчиков

10

5

Создание индивидуальных и групповых проектов

22

5.1

Разработка проекта

19

5.2

Представление проекта

3

6

Участие в соревнованиях

3

6.1

Изучение правил соревнований

1

6.2

Конструирование робота

1

6.3

Программирование робота

1

7

Итоговое занятие

1


Итого

68

Текущий контроль

Освоение данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы сопровождается текущим контролем успеваемости. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка образовательных достижений обучающихся, проводимая педагогом дополнительного образования в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

В рамках текущего контроля после окончания каждого полугодия обучения предусмотрено представление собственного проекта, оцениваемого по следующим критериям:

  • конструкция робота

  • перспективы его массового применения;

  • написание программы;

  • демонстрация робота

  • новизна в выполнении творческих заданий

  • презентация проекта.

Также уровень освоения программы контролируется с помощью соревнований, которые проводятся в группах, оценка соревнований проходит по следующим критериям:

  • конструкция робота

  • уровень выполнения задания (полностью или частично)

  • время выполнения задания

Соревнования на городском, районном и областном уровнях оцениваются по критериям прописанных в соответствующих положениях и регламентах соревнований.
































Список литературы


1. Бейктал, Дж. Конструируем роботов на Arduino. Первые шаги / Дж. Бейктал. - М.: Лаборатория знаний, 2016. - 320 c.
2. Бербюк, В. Е. Динамика и оптимизация робототехнических систем / В.Е. Бербюк. - М.: Наукова думка, 2014. - 192 c.
3. Бройнль, Томас Встраиваемые робототехнические системы. Проектирование и применение мобильных роботов со встроенными системами управления / Томас Бройнль. - Москва: РГГУ, 2012. - 520 c.
4. Каляев, И. А. Однородные нейроподобные структуры в системах выбора действий интеллектуальных роботов / И.А. Каляев, А.Р. Гайдук. - М.: Янус-К, 2015. - 280 c.
5. Каляев, И. А. Однородные нейроподобные структуры в системах выбора действий интеллектуальных роботов / И.А. Каляев, А.Р. Гайдук. - Москва: Гостехиздат, 2009. - 280 c.
6. Конструируем роботов на ScratchDuino. Первые шаги. - Москва: Мир, 2016. - 183 c.
7. Корсункий, В. А. Выбор критериев и классификация мобильных робототехнических систем на колесном и гусеничном ходу. Учебное пособие / В.А. Корсункий, К.Ю. Машков, В.Н. Наумов. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. - 862 c.
8. Корягин, А. В. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов / А.В. Корягин. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 254 c.
9. Краснова, С. А. Блочный синтез систем управления роботами-манипуляторами в условиях неопределенности / С.А. Краснова, В.А. Уткин, А.В. Уткин. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c.
10. Крейг, Джон Введение в робототехнику. Механика и управление: моногр. / Джон Крейг. - М.: Институт компьютерных исследований, 2013. - 564 c.
11. Куафе, Ф. Взаимодействие робота с внешней средой / Ф. Куафе. - Москва: ИЛ2009. - 465 c.
12. Мобильные роботы. Робот-колесо и робот-шар: моногр. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 532 c.
13. Перспективные направления развития информационно-коммуникационных технологий. - М.: Научная книга, 2007. - 272 c.
14. Потапова, Р. К. Речевое управление роботом. Лингвистика и современные автоматизированные системы / Р.К. Потапова. - Москва: СИНТЕГ, 2012. - 328 c.
15. Рэндал, У. Биард Малые беспилотные летательные аппараты. Теория и практика / Рэндал У. Биард, Тимоти У. МакЛэйн. - М.: Техносфера, 2015. - 312 c.
16. Тимофеев, А. В. Роботы и искусственный интеллект / А.В. Тимофеев. - М.: Наука, 2005. - 192 c.
17. Тывес, Л. И. Механизмы робототехники. Концепция развязок в кинематике, динамике и планировании движений / Л.И. Тывес. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c.
18. Удивительная техника. - М.: Эксмо, Наше слово, 2016. - 176 c.
19. Форд, Мартин Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы: моногр. / Мартин Форд. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 430 c.
20. Хиросэ, Шигео Бионические роботы. Змееподобные мобильные роботы и манипуляторы / Шигео Хиросэ. - М.: Институт компьютерных исследований, 2014. - 256 c.