МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Муниципальный район "Кизлярский район"
МКОУ "Новосеребряковская СОШ им.Крутова П.М."
РАССМОТРЕНО На заседании МО гуманитарного цикла ________________________ Магомедова Д.А. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной части ________________________ Наврузбекова З.М. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Манапов А.Ш. Приказ №6/8 от «30» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2439597)
учебного предмета «Родная литература (русская)»
9 класс
с.Новая Серебряковка 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 9 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
-
отбором произведений русской литературы, в которыхнаиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
-
более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
-
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
-
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
-
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
-
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
-
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
-
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
-
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
-
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
-
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
-
-
-
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
-
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
-
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
-
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 9 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно изучение литературы в 9 классе по программе основного общего образования рассчитано на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например: «Как не две тученьки не две грозныя…»
Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др.
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
Стихотворения (не менее трёх). Например: А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…», О. Э. Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др.
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В степи» и др.
А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трёх). Например: К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и др.
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи!..» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 8 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
-
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
-
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
-
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
-
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
-
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
-
представление о способах противодействия коррупции;
-
-
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
-
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
-
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
-
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
-
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
-
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
-
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
-
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
-
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
-
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
-
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
-
-
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-
осознание ценности жизни;
-
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
-
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
-
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
-
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
-
умение принимать себя и других, не осуждая;
-
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
-
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
-
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
-
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
-
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
-
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
-
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
-
-
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
-
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
-
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
-
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
-
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
-
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
-
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
-
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
-
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
-
-
-
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
-
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
-
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
-
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
-
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
-
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
-
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
-
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
-
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
-
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-
-
-
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
-
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
-
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
-
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
-
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
-
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
-
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
-
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
-
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
-
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
-
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
-
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
-
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
-
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
-
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
-
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
-
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
-
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
-
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
-
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
-
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
-
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
-
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
-
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
-
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
-
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
-
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
-
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
-
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
-
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
-
выявлять и анализировать причины эмоций;
-
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
-
регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
-
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
-
принимать себя и других, не осуждая;
-
открытость себе и другим;
-
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
2) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;
3) осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;
4) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
5) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | контрольные работы | практические работы |
1 | РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 13 | 1 | 1 | http://www.gramma.ru |
2 | РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | 9 | 1 | 1 | |
3 | РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША | 12 | 1 | 1 | http://philologos.narod.ru |
Всего 34 | 3 | 3 | |
Поурочное планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1 | Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня) | 1 | | | 01.09 | |
2 | Образ Певца и Воинов в стихотворении В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (в сокращении) | 1 | | | 08.09 | http://www.gramma.ru |
3 | «Великий день Бородина» под пером А.С. Пушкина. Герои Отечественной войны в изображении.И.И. Лажечникова и М. И. Цветаевой | 1 | | | 22.09 | http://www.gramma.ru |
4 | Петербург в русской литературе:А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…» | 1 | | | 29.09 | http://www.gramma.ru |
5 | Исторические места Петербурга в изображении О. Э. Мандельштама. «Петербургские строфы» | 1 | | | 06.10 | http://www.gramma.ru |
6 | А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). Авторская позиция. | 1 | | | 13.10 | http://www.gramma.ru |
7 | Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») | 1 | | | 20.10 | http://www.gramma.ru |
8 | Картины старого города в книге Л. В. Успенского «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики- сударики») | 1 | | | 27.10 | http://philologos.narod.ru |
9 | Степь раздольная. «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня) | 1 | | | 10.11 | http://philologos.narod.ru |
10 | Картины степной природы в стихотворении П. А. Вяземского «Степь». | 1 | | | 17.10 | |
11 | И. З. Суриков «В степи». Основные мотивы стихотворения. А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент) | 1 | | | 24.10 | |
12 | Защита проекта «Образ степи в фольклоре и литературе народов России» | 1 | | 1 | 01.12 | http://philologos.narod.ru |
13 | Проверочная работа № 1 по теме «Россия – родина моя» | 1 | 1 | | 08.12 | http://philologos.narod.ru |
14 | . Августовские Спасы. Виды спасов, их своеобразие | 1 | | | 15.12 | |
15 | Русские традиционные праздники в стихотворении К.Д. Бальмонта «Первый спас» | 1 | | | 22.12 | |
16 | Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Анализ стихотворения. | 1 | | | 29.12 | |
17 | Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» Анализ стихотворения. | 1 | | | 12.01 | http://philologos.narod.ru |
18 | «Умение видеть в малом». Е. И. Носов. «Яблочный спас» | 1 | | | 19.01 | http://philologos.narod.ru |
19 | Родительский дом. А. П. Платонов «На заре туманной юности» (главы) | 1 | | | 26.01 | |
20 | А. П. Платонов «На заре туманной юности» (главы) | 1 | | | 02.02 | http://philologos.narod.ru |
21 | Контрольная работа № 2 по теме «А. Платонов. «На заре туманной юности». Тестирование | 1 | 1 | | 09.02 | http://philologos.narod.ru |
22 | . «Выражение русской души». В. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»(рассказ из повести «Последний поклон») | 1 | | | 16.02 | http://philologos.narod.ru |
23 | . Великая Отечественная война. Н. П. Майоров. «Мы» | 1 | | | 01.03 | |
24 | Что такое война? М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» | 1 | | | 15.03 | |
25 | Военное поколение в рассказе Ю. М. Нагибина «Ваганов» | 1 | | | 22.03 | |
26 | Вера в лучшее в рассказе Е. И. Носова «Переправа» | 1 | | | 05.04 | http://philologos.narod.ru |
27 | Проверочная работа № 3 по рассказам Ю.М. Нагибина «Ваганов» и Е. Носова «Переправа» | 1 | 1 | | 12.04 | http://philologos.narod.ru |
28 | Трагическая судьба кавалерийской дивизии в романе А. Кешокова. «Сломанная подкова» | 1 | | | 19.04 | http://philologos.narod.ru |
29 | Судьбы русских эмигрантов. Что помогло выстоять русским людям, оказавшимся вдали от родины? Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» | 1 | | | 26.04 | |
30 | Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». Страницы жизни русских эмигрантов. | 1 | | | 02.05 | |
31 | А. Т. Аверченко. «Русское искусство». Средства создания комического. | 1 | | | 03.05 | http://philologos.narod.ru |
32 | Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент). Образ главного героя | 1 | | | 10.05 | http://philologos.narod.ru |
33 | И. А. Бродский. «Мой народ». Отношение поэта к народу. | 1 | | | 17.05 | |
34 | Образы родины в стихотворении С. А. Каргашина «Я- русский! Спасибо, Господи!» | 1 | | | 24.05 | |
| Всего | 34 | 3 | 1 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
"Литературное чтение на родном русском языке" для 9 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В./ Москва: «Просвещение 2023»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ribc37.ru/article/e-learning-resources
-
Копилка уроков https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi
-
Начальная школа https://n-shkola.ru
-
Началочка https://nachalo4ka.ru
-
Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru
-
Учительский сайт «Первое сентября» https://1-sept.ru
-
Учителю начальной школы https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/primary-school
Лист коррекции
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Реквизиты протокола заседания РМО | Согласовано с заместителем директора по УР (дата, подпись, расшифровка подписи | Реквизиты протокола педсовета | Реквизиты приказа о внесении изменений, дополнений |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |