СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Родной язык 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Родной язык 9 класс»

ГБОУ РО «Красносулинская школа-интернат спортивного профиля»

Рассмотрено и принято Утверждаю:

на заседании педагогического совета директор ГБОУ РО «Красносулинская

протокол от «___»______2021 г. №__ школа-интернат спортивного профиля

________ Л.П. Деревянченко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку

Учитель: Кичкина Н.В.

Класс: 9

Количество часов в неделю: 0,5 часа

Общее количество часов по плану: 16 часов

Общее количество часов согласно календарному учебному графику, расписанию уроков и с учетом праздничных дней – 15 часов

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.

Учебник: Русский родной язык. 9 класс. [Александрова О.М., Загоровская О.В.]. – М.: Просвещение.


Срок реализации программы 2021 - 2022 учебный год







раб. пос. Горный


Планируемые результаты освоения русского родного языка

  1. класса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса русского родного языка

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Русский родной язык», являются:

Личностные результаты изучения русского родного языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.

  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  1. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  2. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  4. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  5. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

  6. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  7. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  9. Умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский родной язык».

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Выпускник при реализации содержательной линии «Язык и культура» научится:

    • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;

    • понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

    • приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;

    • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

    • понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

    • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в исторических текстах;

    • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;

    • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

    • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);

    • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

    • понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;

    • характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;

    • понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;

    • характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);

    • комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;

    • понимать особенности освоения иноязычной лексики;

    • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

    • распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

    • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи» научится:

осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

    • осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

    • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен прилагательных; глаголов (в рамках изученного);

    • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

    • употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

    • понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;

    • правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;

    • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

    • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

    • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

    • опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

    • различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом

стилистических норм современного русского языка;

    • анализировать и различать типичные речевые ошибки;

    • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

    • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

    • объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

    • распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;

    • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка;

    • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

    • использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в

основе национального русского речевого этикета;

    • соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

    • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии;

    • понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;

    • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

    • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

    • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

    • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

    • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:

    • использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных,

    • художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

    • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;

    • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

    • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

    • анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

    • анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма;

    • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;

    • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

    • анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  2. использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  1. понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  2. овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Содержание курса русского родного языка 9 класс

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. ипичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. автология. Плеоназм. ипичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические

ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы приехать с

Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов

(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.



Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

1

06.09

2-3.

Ключевые слова русской культуры

2

13.09

20.09

4.

Крылатые слова и выражения в русском языке

1

27.09

5.

Развитие русского языка как закономерный процесс

1

04.10

6.

Основные тенденции развития современного русского языка

1

11.10

7.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке

1

18.10

8.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке

1

25.10

Перенос на 15.11

9.

Переосмысление значений слов в современном русском

языке

1

15.11

10.

Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке

1

22.11

11

Зачётная работа (реферат, доклад, проект, презентация)

1

29.11

12

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1

06.12

13

Лексические нормы современного русского литературного языка

1

13.12

14

Грамматические нормы современного русского литературного языка

1

20.12

15

Речевой этикет в деловом общении Правила сетевого этикета

1

27.12

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________Н.В. Кичкина

«___» ________2021 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!