СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русская лапта"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности основного общего образования спортивная секция "Русская Лапта" предназначена для учащихся 5 класса.Цель данной программы состоит в возрождении народной подвижной игры "Русская Лапта" и распространении игрового опыта прошлых поколений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русская лапта"»

9


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 28»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

основного общего образования

секция «Лапта»




5 класс




Срок реализации программы 1 года





Программу составил:

Учитель физической культуры высшей категории

Веснина Наталия Владимировна




Структура программы:


1. Пояснительная записка.


2. Общая характеристика курса.


3.Личностные, метапредметные связи.


4. Содержание курса внеурочной деятельности.


5. Тематическое планирование.


6. Информационно-методическое обеспечение.


7. Планируемые результаты






г. Новосибирск

2018


1.Пояснительная записка

Рабочая программа секции «Лапта» составлена и разработана в соответствии с требованиями:

1.ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ МОН России от 17.12.2010 № 1897»).

2.Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской федерации.

Предмет изучения обучающей программы «Лапта» – история развития национальной игры «Русская лапта», ее содержание, правила, техника и тактика. Техника и тактика игры базируются на естественных и элементарных движениях человека, доступных овладению детьми, а переменный характер физических нагрузок не вызывает чрезмерного утомления и отрицательных эмоций. В мини-лапте исключены контакты игроков, снижена психическая напряженность и агрессивность.

Цель программы:

Возрождение народной подвижной игры «Лапта» и распространение игрового опыта прошлых поколений. Формирование физической культуры личности воспитанников, с учётом возрастных особенностей и оздоровление учащихся посредством игры «Лапта» Содержание занятий позволяют решать задачи физического воспитания:

Задачи программы:

развиваюшие:

  • на основе культурных традиций и известных разновидностей игры в лапту разработать спортивный вариант игры для детей и подростков;

  • адаптировать технологии спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания школьников;

  • формировать мотивационные механизмы ценностного отношения к исконным национальным традициям воспитания и поддержания здоровья подрастающего поколения;

образовательные:

  • формировать двигательные умения и навыки детей и подростков средствами народной игры;

  • комплексное воздействовать на развитие основных физических качеств учеников;

воспитательная:

  • воспитывать положительные психологические качества личности.

Учебное содержание каждого из разделов изложено для всех групп без разделения по годам обучения. Спортивные правила игры для взрослых адаптированы для учащихся детского и подросткового возраста.

Учебная программа по мини-лапте разработана на основе содержания национальной игры «Русская лапта» для учащихся 8–11 лет общеобразовательных школ, занимающихся в спортивных кружках или секциях детско-юношеских спортивных школ и детско-юношеских клубов спортивной подготовки.

2. Общая характеристика курса

Лапта — это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.

Богатые традиции игры в "Русскую лапту", имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение.

Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Особая ценность этой игры в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжить эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. В условиях средней школы в лапту можно играть круглогодично.

Игра доступна всем, так как включает в себя естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки. «Русская лапта» выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в изменяющихся ситуациях. Игровые поединки безопасны и достаточно просты в организации, не требуют от занимающихся специальной подготовки и могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой спортивной площадки.

Игровая деятельность ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс, поэтому обучающиеся не боятся, не комплексуют из-за того, что у них что-то не получается. Они полностью отдаются игре, так как игра имеет одну важную особенность: двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой - многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.

"Русская лапта" может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование лапты как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни,

формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что лапта должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.

Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.

Педагогические принципы и идеи.

Были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

  • гуманизация образования;

  • личностно-ориентированный подход;

  • научность;

  • интеграция;

  • осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;

  • соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Методы и формы работы:

  • эвристический;

  • исследовательский;

  • поощрения;

  • интеграции;

  • игровой;

  • беседы
















3. Личностные и метапредметные результаты

Личностные

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;

  • приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач во внеурочной деятельности;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектом и процессами;


4. Содержание курса

1.Теоретическая подготовка

1.1. Развитие русской лапты в России

Развитие лапты в России. Значение и место лапты в системе физического воспитания. Российские соревнования по русской лапте: чемпионат и Кубок России. Современная лапта и пути ее дальнейшего развития. Федерация русской лапты России. Лучшие команды России, тренеры и игроки.

1.2.Общая и специальная физическая подготовка

Значение всесторонней физической подготовки для укрепления здоровья, повышение функциональных возможностей всех систем организма.

Краткая характеристика средств общей физической и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий. Возрастная периодизация развития двигательных способностей. Средства и методы формирования основных двигательных качеств.

2. Техническая подготовка

Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки. Классификация и терминология технических приемов игры. Анализ выполнения технических приемов, применяемых в различных игровых ситуациях. Контрольные упражнения по технической подготовке для юных спортсменов. Основные ошибки в технике игры, пути их устранения.

3.Тактическая подготовка

Классификация тактики игры. Игра в нападении: удары битой, перебежки. Командная тактика: атакующие комбинации одновременных действий из кона и города.

Тактика игры в защите: расположение игроков в линию, веером. Ловля и передача с задней линии в переднюю часть игрового поля.

Осаливание игрока, несущего два очка. Зависимость тактического построения игры от тактики противника, индивидуальной подготовки игроков своей команды, размера игрового поля, метеорологических условий и других факторов.

4.Правила игры. Организация и проведение соревнований

Основные правила игры в мини-лапту. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.

Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Судейская коллегия и ее обязанности.

Судейская бригада, права и обязанности судей. Назначение судей.

Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная.

Технические требования, предъявляемые к игровому полю и инвентарю.



5. Тематический план


п/п

Разделы подготовки

Количество часов


1

Теоретическая подготовка

5

1.1

Развитие лапты

1

1.2

Общая и специальная физическая подготовка

1

1.3

Техническая подготовка

1

1.4

Тактическая подготовка

1

1.5

Правила игры. Организация и проведение соревнований

1

2

Общая физическая подготовка

8

2.1

Воспитание быстроты

2

2.2

Воспитание силы

2


Воспитание гибкости и координационных способностей

2

2.4

Воспитание выносливости

2

3

Специальная физическая подготовка

2

4

Техническая подготовка

8

5

Тактическая подготовка

7

6

Учебные игры

3

7

Практика судейства

в течение занятия

8

Контрольно-тестовые испытания

2

Всего часов

35


6. Информационно- методическое обеспечение


1. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996.

2. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003.

3. Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г. Русская лапта: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ. - Уфа: БГПУ, 2000. 6. Костарев А.Ю. Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.

4. Теоретическая подготовка юных спортсменов /Под общ. ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: ФиС, 1981.

5. Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г.

6. Валиахметов Р. М. «Лапта» 2007 г.

7. Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г.

8. Организация работы спортивных секций в школе. Автор-составитель А. Н. Каинов. 2009 г.






















7. Планируемые результаты

Воспитательные результаты внеурочной спортивно — оздоровительной деятельности учащихся распределяются по двум уровням:

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о российских спортивных традициях, о правилах подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Формы достижения результатов первого уровня: практические занятия, игра — путешествие, беседы.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре и спору, к труду, к родному Отечеству, к другим людям. Формы достижения результатов второго уровня: познавательная экскурсия, соревнование, конкурсы.


Контрольно-тестовые испытания

Передача мяча

Инвентарь: теннисные мячи, секундомер.

Упражнение в парах. Игроки располагаются за контрольными линиями лицом друг к другу. По команде «Марш!» учитель включает секундомер, ученики выполняют передачи. Если мяч упал, игрок продолжает передачу с того места, где подобрал его, и возвращается на исходную позицию. Фиксируется количество точных передач, сделанных парой за 25 сек.


Оценка результатов

Дистанция (м)

Время выполнения (сек.)

Количество передач (отметка)

мальчики

девочки

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

5

25

5

7

10

4

6

9

5

25

6

9

11

5

8

10




Удар на точность

Инвентарь: 4 теннисных мяча, бита.

Площадку размечают на четыре зоны за пределами штрафной линии. Ученик по заданию учителя выполняет пять ударов битой из зоны бьющего игрока. Номер зоны попадания называют произвольно. Время выполнения упражнения не ограничено.




Оценка результатов

Количество попаданий (отметка)

«3»

«4»

«5»

1

2

3

1

2

3



Попадание в цель

Инвентарь: 5 мячей, площадка размером 2×1,5 м.

Игроки располагаются за контрольной линией на оптимальном расстоянии от размеченной площадки и выполняют броски в прямоугольник по команде учителя. Попадание в линию засчитывается. Время выполнения упражнения не ограничено.


Оценка результатов

Расстояние (м)

Количество попаданий (отметка)

мальчики

девочки

«3»

«4»

«5»

8

8

1

2

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!