Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Серебряно-Прудская средняя образовательная школа имени маршала В.И. Чуйкова»
Утверждена
приказом № от 01.09.2019 г.
Рабочая программа
Русский язык
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3)
3 класс
Составитель:
учитель высшей кв. категории
Бычкова Ирина Алексеевна
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
______________ /Павлихина Т.А./
«___» сентября 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) ) МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»
Адресность: ученица Тишининова Арина
2. Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится по 1,5 часа в неделю, курс рассчитан на 51 час (34 учебные недели), 68 уроков/51ч.
3. Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
проявлять устойчивое внимание к слову как к объекту изучения и использования в речи;
активное проявлять желание придумывать разные предложения с данным словом, распространять предложения, используя приём «постепенного ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения»;
проявлять интерес к речевому материалу дидактических игр, желание оказывать помощь товарищу в ходе игры;
уметь работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не отвлекаясь от выполнения собственного задания;
принимать активное участие в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»,
стремиться расшифровать словарную головоломку;
понимать важность овладения грамотным письмом;
- соблюдать формы записи простейшего диалога, правильное интонирование предложения-вопроса и предложения-ответа;
уметь объяснить, чем понравился герой записанного рассказа;
уметь оценить проделанную на уроке работу (Какое задание было самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось трудным? Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?).
Предметные результаты
Включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Минимальный уровень:
• списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием с помощью учителя;
• различать с гласные и согласные, ударные и безударные гласные с помощью учителя; дифференцировать оппозиционные согласные с помощью учителя;
• делить слова на слоги, переносить части слова при письме с
помощью учителя;
• списывать текст целыми словами (10-20 слов); включающий слова с изученными орфограммами;
• составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью опор и с помощью учителя;
• выделять предложения из текста;
• уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на наглядность с помощью учителя.
Достаточный уровень:
• записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
• различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
• делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
• списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 -25 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
• составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
• выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
• уметь располагать слова в алфавитном порядке.
Формы текущего контроля
Контроль за усвоением материала осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью обучающихся в специально созданных игровых ситуациях.
4. Содержание учебного курса 2-4 классов
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе.
Содержание учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».
Звуки и буквы
Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём».
Непроверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов- «родственников». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных в предыдущих классах, нахождение их в орфографическом словаре.
Арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ, учитель, яблоко (20 слов)
Берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица ( 2 класс 20 слов).
Разделы курса | Темы |
Повторение | Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. |
Звуки и буквы | Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме. Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Сравнение слов, отличающихся одним словом, количеством звуков, их расположением. Наглядное объяснение значения слова. Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников». Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной. Слог. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов. Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение. Слова со звуками \л\ и \р\. Дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ слов с чётким звуко-слоговым проговариванием. Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции - в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Условное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова. Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов. Сочетание согласных с шипящими. Правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова при письме. Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, твёрдости согласных - буквами а, о, у, ы. Буква ъ для обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы. Перенос слов с мягким знаком. Разделительный ъ перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении правильно произносить и записывать слова с разделительным ъ. Перенос части слова при письме. |
Слово | Названия предметов Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное называние. Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Вопросы что? или кто? к группе предметов и к их обобщающему названию. Группировка предметов и их названий. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением. Выделение названия предмета из предложения. Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных. Названия улиц, городов, сёл, деревень. Знание домашнего адреса. Названия действий Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению. Различение названий предметов и название действий по вопросам. Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? Подбор названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? кто что делают? кто что делал? кто что делала? кто что делали? Отгадывание названия предмета по названиям действий. Подбор к названию предмета нескольких названий действий. Названия признаков предмета Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов. Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Образование слов одной категории от другой по вопросу или образцу. Распространение предложений словами различных категорий. Предлоги Предлог как отдельное слово. 1-я группа: в, из, на, у, с; 2-я группа: к, от, по, над, под, о; 3-я группа: до, за, про, без, из. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве. Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи. Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме (с ударными окончаниями) в зависимости от предлога. |
Предложение | Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать). Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Деление текста на предложения. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение. Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё. Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения. Работа с деформированным предложением (сначала слова даны в нужной форме, затем - в начальной форме с ударными окончаниями). Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения, разные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос. Вариативность ответов на один вопрос. Работа с диалогом (с постепенным увеличением количества реплик от 2 до 6). Различение вопросительной интонации в вопросе и повествовательной в ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов. Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. |
Связная и письменная речь | Последовательное расположение двух-трёх предложений на основе серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных картинок. Коллективный выбор заголовка из данных учителем. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица. Использование местоимений вместо существительного. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам. Различение рассказа и набора предложений. Определение того, о ком или о чём рассказ. Коллективный подбор заголовка к рассказу. Работа с деформированным текстом. Его восстановление. Коллективная запись текста после его анализа. Определение темы текста. Подбор заголовка. Изложение текста, воспринятого зрительно, по вопросам. Коллективная запись каждого предложения. Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам. Коллективное составление конца рассказа с последующей записью текста. |
Письмо и чистописание | Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Чёткое и графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений. Списывание с рукописного и печатного текстов сначала по слогам, затем целыми словами. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль. Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания. Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Контрольное списывание. Письмо по памяти. Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты. |
Учебно-методический комплект:
Якубовская Э. В., Коршунова Я. В. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 3 класса. В 2 частях. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Повторение (3ч) |
| 1. | Предложение и его схема. Выделение предложения из текста | 1 | 03.09 | |
| 2. | Предложения-вопросы и предложения – ответы. Завершение начатого предложения. | 0,5 | 05.09 | |
| 3. | Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. | 1 | 10.09 | |
Звуки и буквы (29ч) |
| 1. | Знакомство с алфавитом. | 0,5 | 12.09 | |
| 2. | Звуки гласные и согласные. | 1 | | |
| 3. | Ударение в словах. | 0,5 | | |
| 4. | Гласные ударные и безударные. | 1 | 17.09 | |
| 5. | Выделение ударной гласной в слове. | 0,5 | | |
| 6. | Деление слов на слоги. | 1 | 21.09 | |
| 7. | Контрольный диктант | 0,5 | | |
| 8. | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 1 | 24.09 | |
| 9. | Перенос части слова при письме. | 0,5 | 28.09 | |
| 10. | Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 1 | | |
| 11. | Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я. | 0,5 | 01.10 | |
| 12. | Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. | 1 | 05.10 | |
| 13. | Различение твердых и мягких согласных. Контрольный диктант. | 0,5 | 08.10 | |
| 14. | Написание ЖИ – ШИ в словах. | 1 | 12.10 | |
| 15. | Написание ЧА-ЩА в словах. | 0,5 | | |
| 16. | Написание ЧУ-ЩУ в словах. | 1 | 15.10 | |
| 17. | Парные звонкие и глухие согласные. | 0,5 | 19.10 | |
| 18. | Составление пар звонких и глухих согласных. | 1 | | |
| 19. | Различение Б-П, В-Ф | 0,5 | 22.10 | |
| 20. | Различение Г-К, Д-Т. | 1 | | |
| 21. | Различение Ж-Ш, З-С. | 0,5 | 26.10 | |
| 22. | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. | 1 | 09.11 | |
| 23. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 0,5 | | |
| 24. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | | |
| 25. | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 0,5 | 12.11 | |
| 26. | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 16.11 | |
| 27. | Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | 0,5 | 19.11 | |
| 28. | Правила правописания в словах. | 1 | 23.11 | |
| 29. | Закрепление знаний. Контрольный диктант. | 0,5 | | |
Слово (23ч) |
| 1. | Различение названий предметов по вопросам Кто? Что? | 1 | 26.11 | |
| 2. | Обобщающее название для групп однородных предметов. | 0,5 | | |
| 3. | Выделение названий предмета из предложения. | 1 | 30.11 | |
| 4. | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. | 0,5 | 03.12 | |
| 5. | Различение названий действий по вопросам Что делает? Что делают? | 1 | 07.12 | |
| 6. | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала? | 0,5 | | |
| 7. | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали? | 1 | | |
| 8. | Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали? | 0,5 | 10.12 | |
| 9. | Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают? | 1 | 14.12 | |
| 10. | Постановка вопросов к названиям действий. | 0,5 | | |
| 11. | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. Контрольный диктант. | 1 | 17.12 | |
| 12. | Определение признака предмета по вопросам: какой? Какая? Какое? Какие? | 0,5 | 21.12 | |
| 13. | Различение предметов по их признакам | 1 | 24.12 | |
| 14. | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 0,5 | 28.12 | |
| 15. | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | 14.01 | |
| 16. | Выделение названий признаков предмета из предложения. | 0,5 | | |
| 17. | Названия предметов, действий и признаков. | 1 | | |
| 18. | Предлоги В, НА, С, ИЗ, Усо словами. | 0,5 | 18.01 | |
| 19. | Предлоги К, ПО со словами. | 1 | | |
| 20. | Предлог ОТ со словами. | 0,5 | | |
| 21. | Предлоги НАД, ПОД, со словами. | 1 | | |
| 22. | Предлог О со словами. | 0,5 | | |
| 23. | Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами. | 1 | 21.01 | |
Предложение (7 ч) |
| 1. | Выделение предложения из текста. | 0,5 | 25.01 | |
| 2. | Предложение законченное и незаконченное. | 1 | 28.01 | |
| 3. | Распространение предложений | 0,5 | 01.02 | |
| 4. | Слова в предложении | 1 | 04.02 | |
| 5. | Порядок слов в предложении | 0,5 | 08.02 | |
| 6. | Составление предложений | 1 | 11.02 | |
| 7. | Контрольный диктант | 0,5 | 15.02 | |
Повторение (6ч.) |
| 1. | Слово. Правила правописания в слове. | 1 | 18.02 | |
| 2. | Названия предметов и признаков. | 0,5 | 22.02 | |
| 3. | Название действий. | 1 | 25.02 | |
| 4. | Предложение. | 0,5 | 01.03 | |
| 5. | Контрольный диктант. | 1 | 04.03 | |
| 6. | Итоговый урок. | 0,5 | 11.03 | |
9