СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. 10 - 11 классы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. 10 - 11 классы" предназначена для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ 2022 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. 10 - 11 классы"»

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Старобрянская СОШ»



«Утверждаю» Согласовано заместитель Программа рассмотрена и

директор: директора по УВР: одобрена на заседании МО

___________ _____________ протокол №___от «__»_____2021г.

/Владимирова М.А./ /Бурлакова О.Ю./ Руководитель ШМО_________

/Тютрина Н.М./








Рабочая программа

«Русский язык (подготовка к ЕГЭ)»

для учащихся 10-11 классов.

Учителя Тютриной Татьяны Александровны





























с. Старая Брянь

2021г




Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы

Элективный курс «Русский язык. (Подготовка к ЕГЭ)» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. На III ступени среднего (полного) общего образования базового уровня курс направлен на подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации.

Программа адресована учащимся 10-11 классов МБОУ «Старобрянская СОШ» и составлена из расчёта 1 час в неделю – 35 часов для учащихся 10 класса и 1 час в неделю – 35 ч для учащихся 11 класса. Программа составлена на 2021-2022 учебный год согласно учебному плану школы и образовательной Программе на 2021-22 учебный год

Раздел I.

Цели и задачи спецкурса

Программа спецкурса «Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения с элементами сочинения), а система уроков в 10-11 классах не всегда ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данного спецкурса является стремление помочь учащимся организовать систематическую и качественную подготовку к ЕГЭ.

Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

В связи с этим ставятся следующие цели:

• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ- 2022 г и изучаемым в школьной программе;

• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;

• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

• повышать уровень грамотности учащихся.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю в 10 и в 11 классах) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий. Ожидаемые результаты.

  • научиться понимать другого человека (автора текста, автора рецензии), уметь вступать в диалог с другим человеком, понимать проблему, позицию автора;

  • научиться излагать свои мысли и доносить их до другого человека, чтобы он смог тебя понять.

В результате успешного изучения курса:

Обучающиеся должны знать:

- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- стили речи, типы речи;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Обучающиеся должны уметь:

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

Данный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2022 года, а также перечень заданий КИМов 2022 года.

Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания – от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.

Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий с изменениями 2022 г.

В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д. Представлен большой теоретический материал, необходимый педагогу при подготовке занятий, и многочисленные упражнения, аналогичные экзаменационным заданиям.

В основу курса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной, Нарушевича А.Г

Курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.

Последовательность изучения тем.

1. Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ.

1. Стили и типы речи Стилистический анализ текста. Средства связи предложений. Лексическое значение слова. 6 ч

2. Орфоэпия.

Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.2 ч.

3. Лексика и фразеология. Лексические нормы

Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.5 ч

4. Словообразование.

Основные способы словообразования частей речи.

5. Грамматические нормы.

Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).6 ч

6. Орфография.

Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.13 ч

7. Практические, контрольные 2 ч

8. Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.

9. Синтаксис.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.

10. Синтаксические нормы русского языка.

Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.

11. Работа с текстом.

Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие “ключевого” слова.

12. Анализ языковых средств выразительности.

Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.

13. Подготовка к написанию сочинения

Знакомство с критериями оценки задания 25. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.

Раздел III. Учебно - тематический план

п/п

Тема

Количество часов


10 класс


1.

Типология заданий

1

2

Стилистический анализ текста. Средства связи предложений. Лексическое значение слова

6

3

Орфоэпия

2

4

Лексические нормы

5

5

Грамматические нормы

6

6

Орфография

13

7

Практические- контрольные

2


Итого:

35


11 класс


8

Повторение

4

9

Синтаксис и пунктуация

14

10

Работа с текстом. Сочинение – рассуждение.

12

11

Написание сочинения

5


Итого:

35

Общее количество часов:

70


Календарно-тематическое планирование 10 класс


Дата

Тема

Кол-во часов

Оснащение

Виды и формы контроля

10 класс

1


Типология заданий ЕГЭ.


1

Знакомство учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена.

Лекция, вводный контрольный тест.

2

3


Стили речи.

Типы речи

2

Повторение тем, связанных с выполнением задания 1.

Решение. Задание 1

Разные средства выражения речи

4

5


«Средства связи предложений в тексте»

2

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

Задание 2.

КИМы

6

7


Лексическое значение слова: многозначность, прямое и переносное значение слова.

2

Многозначные слова. Прямое и переносное значение.

Задания 3

Кимы, он-лайн-тесты


8

9


Типология заданий по орфоэпии.

Современные орфоэпические нормы.

Фонетические процессы в русском языке.

Этимология заданий по орфоэпии

2

Орфоэпический словник. Тренировочные упражнения по теме «Основные нормы современного литературного произношения».

Практикум. Тестирование. Словарная работа

Задание 4

10

11

12



Лексические нормы современного русского языка.

Употребление синонимов и антонимов, паронимов и омонимов, фразеологизмов, заимствованных слов, архаизмов, историзмов, неологизмов, стилистически ограниченной лексики

Лексические ошибки.

3

Лексические средства выражения речи

Словарь синонимов.

Словарь паронимов.

Словарь фразеологизмов.

Комбинированные занятия

Практикум- тестирование на отдельные темы.


Задания 5

Задания 6

13


Грамматические нормы

Правописание имён существительных.

Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных. 

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень)

1

Справочники,

орфографические словари.

Алгоритм выполнения задания.

Тестирование

Задание 7


14

15


Употребление числительных.

Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам. Употребление собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40, полтора и полтораста

2

Презентация

Алгоритм выполнения задания.

Задание 7

Практикум- тестирование на отдельные темы


16

17


Образование форм повелительного наклонения глаголов. Форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени). 

Употребление причастий

и деепричастий. Формы образования причастий. 
Формы образования деепричастий

2

Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении


Презентация.

Образование причастий, деепричастий. Их употребление.

Задание 7

Практикум- тестирование на отдельные темы


18


Склонение местоимений по падежам. Образование форм местоимений. Употребление местоимений.


1

Таблицы. Алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов. Употребление личных местоимений. Ошибки в образовании притяжательных местоимений. Тренировочные упражнения по теме «Морфологические нормы современного литературного языка».

Задание 7


Практикум- тестирование на отдельные темы

19

20


Орфография. Правописание корней. Теория и практика. Гласные в корне слова.



Орфограммы в приставках.

 «Ы - И после приставок»,

 «Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах».

2

- безударные проверяемые гласные в корне, безударные непроверяемые гласные в корне - чередующиеся гласные в корне

(неизменяемые приставки; приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце приставок); приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ;

«Ы И после приставок»,

 «Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах».


Тестирование

Контрольные срезы

Задание 9

Задание 10

21

22


Правописания суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН). Теория и практика. 

2

  • Суффиксы глаголов. Правописание
    -ОВА- ЕВА- ЫВА- ИВА- ВА. 

Суффиксы глаголов неопределенной формы (инфинитива)

Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени 

Суффиксы прилагательных 

 Суффиксы существительных 

Суффиксы наречий -О -А

Задание 11 ЕГЭ

Карточки

23

24


Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

2

Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий. Настоящее и будущее время.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени

 Сложности в определении гласной в страдательных причастиях прошедшего времени (выкачанный/выкаченный, развешанный/развешенный, замешанный - замешенный, пристреленный/пристрелянный и т.д.)

Задание 12 ЕГЭ

Карточки

25

26


Правописание Н/НН в частях речи.

2

Правописание Н/НН в прилагательных, причастиях, в наречиях, в существительных

Теория и практика.

Здание 15

27

28


Правописание НЕ, НИ. 

2

- Правописание не с частями речи (не с глаголами, деепричастиями, прилагательными, наречиями, существительными, причастиями, местоимениями, числительными, союзами, предлогами, частицами)   

- Список наречий меры и степени 

- Совсем и вовсе в сочетании с НЕ

- Правописание ни с частями речи

Задание 13

29

30

31


Правописание предлогов, союзов, частиц;

Правописание наречий;

Правописание сложных существительных и прилагательных;

Правописание пол/полу с сущ-ми и прил-ми

3

Алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи. Употребление предлога ПО с дательным и предложным падежом. Употребление предлогов ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, НАВСТРЕЧУ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР с дательным падежом.


Задание 14. Практикум

Тестирование



32

33


Контрольное тестирование

2

тесты


34

35


Резерв

2





Итого


35




Календарно-тематическое планирование 11 класс

1

2

3

4


 Повторение литературных норм.

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Синтаксические нормы

Орфографические нормы

4

повторение


Тестирование

5


Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами.

1

Запятая препинания в простом предложении с однородными членами.

Запятая в ССП

Задание 16.

КИМы 2022

6


Обособленные члены предложения.


1

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).

Задание 17

7


Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. 

1

1 Знаки препинания при обращениях

2 Частицы и междометия перед обращением

3 Местоимения ТЫ и ВЫ: обращение или нет?

4 Запятая при вводных словах и словосочетаниях

5  Не являются вводными словами

6 Омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи


Задание 18

Практика.

8


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

  • Знаки препинания в СПП с одним придаточным, с несколькими придаточными, с однородными придаточными, при сложных союзах.

Задание 19

КИМы, он-лайн-тестирование



Запятая в предложении с разными видами связи.



Правильное определение границ в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями. 

Знаки препинания на стыке союзов

20 задание

9

10


Пунктуационный анализ
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения .

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения .

Знаки препинания при прямой речи, цитировании .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении .

Тире в простом и сложном предложениях. 

2

 - ТИРЕ в простом предложении, тире в неполном предложении;

 Знаки препинания в БСП.  

Запятая ставится… 

Точка с запятой ставится…

Двоеточие ставится…

Тире ставится… 

Знаки препинания при прямой речи; 

Знаки препинания при цитировании; 

Знаки препинания при обобщающем слове. 


Задание 21.

Алгоритм.

Решение тестов.

11


 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. 

1

- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

- Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? 

- Какие из высказываний противоречат содержанию текста? 

- Какие из высказываний не противоречат содержанию текста? 

- В каком предложении выражена основная мысль? и др. 


Задание 22.

Работа с текстом

12


Типы речи: повествование, рассуждение, описание.

1

Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.).

Повествование, описание, рассуждение


Задание 23

Анализ текста

13


Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. 

1

- прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха).

- синонимы (контекстный синоним) 

- антонимы (контекстный антоним) 

- омонимы 

- фразеологизмы 

- заимствованные слова

- лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы) 

- ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы) 

- стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика 

Задание 24

Работа по памяткам

14


Средства связи предложений в тексте.  

Лексические средства связи.

Морфологические средства связи.

Синтаксические средства связи.


1

Средства связи предложений в тексте.

Союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

Задание 25

Опорный конспект

Тестирование

15

16


Речь. Языковые средства выразительности.

Метафора, эпитет, гипербола, метонимия, сравнение, фразеологизм, парцелляция, параллелизм, контекстные синонимы и антонимы и другие средства выразительности речи.

2

1 Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

2 Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

3 Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

4 Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

5 Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

26 задание

Опорный конспект

Тестирование

Таблица-Тропы, фигуры.

17

18


Контрольное тестирование с1 по 26 задание

2

Кимы 2022

Составление карты успешности и пробелов в знаниях.

19


Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению 27 задания.

1

Познакомить учащихся с требованиями к выполнению задания 25 ЕГЭ.

Лекция

20

21


Проблема - это вопрос, который волнует автора и на который он ищет ответ.

В публицистическом тексте проблема может быть сформулирована самим автором, а в художественном тексте необходим анализ текста, определение тематики, главных героев, морали текста.

2

1) Как сформулировать проблему
2) Список проблем, часто встречающихся в текстах ЕГЭ
3) Примеры формулировок проблемы от ФИПИ в сочинениях
4) Ошибки при формулировании проблемы

Критерий 1

Практикум

22

23


Комментарий – анализ исходного текста.




2

1. Как правильно написать комментарий;

2. Примеры комментариев;

3. Комментарии с пояснениями экспертов ЕГЭ;

4. Связь между примерами в комментарии.

Клише. Примеры комментариев.

Критерий 2

24

25


Авторская позиция в сочинении  ЕГЭ – это главная мысль, ради которой создавался текст, это вывод размышлений автора.

Осмысление авторской позиции текста.

2

Умение следить за логикой текста , подмечать важные для понимания проблемы части текста и использовать их для формулировки собственной позиции и позиции автора

Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте.

Комбинированное занятие

Критерий 3

26

27


Собственная позиция.

Собственное мнение – это не только согласие или несогласие с позицией автора. Это размышления, подкреплённые умозаключениями, аргументами.

Приёмы логического мышления.

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

2

Типы аргументации. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы.

Критерий 4

Комбинированное занятие

28


Логика, последовательность, речевая связность.

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

1

Умение составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Каждое предложение сочинения должно быть связано с предыдущим(и).

Критерий 5

Комбинированное занятие

29


Точность и выразительность сочинения.

 

1

Умение четко донести смысл высказывания. Борьба с тавтологией, грамматическими и речевыми ошибками, канцелятитами.

Выразительность сочинения ЕГЭ заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приемов.

Критерий 6

Нора Галь «Берегись канцелярита».

Работа с Методическими рекомендациями И.П.Цыбулько.

30


Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, этические, фактические ошибки.

1

Примеры из сочинений ЕГЭ 2021 г

Критерий 7 - 12


31

32

33

34

35


Написание сочинений - рассуждений


5

Анализ сочинений по критериям



Итого

35







Организация образовательного процесса.

10-11 классы – совмещённые. Поэтому планирование занятий требует различных форм

Формы занятий: лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий, практические. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. В целях достижения положительного результата целесообразнее проводить занятия комбинированного типа. Практикуется работа на сайтах «Капканы ЕГЭ», «ЕГЭ. Русский на 5», «Решу ЕГЭ», www.gramota.ru

Структура контрольно-измерительных материалов

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 27 заданий.

С 1-26 задание с выбором ответа, который нужно правильно записать в бланк ответов.

27 задание – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ.

Практические работы проводятся по материалам учебных пособий:

- С.И. Львова, И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2021. Русский язык. Сборник заданий. М., “Просвещение. ЭКСМО”, 2021.;

- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания 27. М., “Экзамен”, 2021.

- Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений (Написание сочинения).- Педагогический университет «Первое сентября», 2020 г.

- КИМы 2022 г Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.


Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

С помощью сочинений и изложений проверяются:

умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».


Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя:

Д.И.Архарова. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2009.

Е.А. Влодавская. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. - М.: Экзамен, 2017.Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: 1997.

Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27 учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2020.

Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению 27 задания. – М.: Экзамен, 2019.

О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2018.

Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2020. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 20200.

Н.А.Сенина. Русский язык ЕГЭ – 2021. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2021.

Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.

Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение: ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2017.

Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2018.

Т.Ю.Угроватова. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2008.

И.П. Цыбулько, Ю.Н.Гостева. Сдаём ЕГЭ 2018-2019 годы. Русский язык. - М.: Дрофа, 2018.

Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2018. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2018.

Единый государственный экзамен 2022. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2018.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.

Для учащихся:

Г.Т.Егораева. Выполнение задания 27: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2021.

Г.Т.Егораева. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению 27 задания. – М.: Экзамен, 2021.

О.Д.Ивашова. Эффективная подготовка к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Экзамен, 2018.

Л.А.Кулюкина, А.А.Позднякова. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ: «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология». - М.: АСТ: Астрель, 2018.

М.Н.Махонина, Н.М.Девятова. Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык. 10-11 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2018.

Н.А. Сенина Русский язык ЕГЭ – 2021. Тренировочные тесты. - Ростов-на-Дону., Легион, 2021.

Е.С.Симакова. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Сочинение». - М.: АСТ: Астрель, 2017.

Г.Я. Солганик Синтаксическая стилистика. М., 1997.

Т.Н.Сокольницкая. Русский язык: сочинение-рассуждение. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2017.

Т.М.Пахнова. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2018.

Пучкова Л.И. ЕГЭ 2020. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2020 Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2019. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий.- М.: Эксмо, 2018.

Единый государственный экзамен 2022. Русский язык. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. - Авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. - М.: ACT: Астрель, 2021.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А.И. Дунаев, М.Я. Дымарский А.Ю., Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.: Высш. шк.; С.-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018.

А.В.Шуваева. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст». - М.: АСТ: Астрель, 2017

АДРЕСА САЙТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЕГЭ

www.ege.edu.ru

- портал информационной поддержки ЕГЭ (все нормативные документы, форум) www.math.mioo.ru

- МИОО (тренировочные задания по всем предметам)

www.fipi.ru

- Федеральный институт педагогических измерений (нормативные документы по ЕГЭ, демонстрационные версии КИМов по всем предметам)

www.final.ron.rbcsoft.ru

- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (нормативные документы)

www.mon.gov.ru

- Министерство образования и науки (нормативные документы)

www.edu.ru

- Российское образование. Федеральный образовательный портал. (нормативные документы)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!