СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык. Подготовка к ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа адресована учащимся 9 класса  и составлена из расчёта 1 час в неделю – 34 часа.  Большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения, сочинения-рассуждения (9.3) и выполнению заданий 2-8. Программа составлена в соответствии с требованиями ОГЭ по русскому языку  в 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык. Подготовка к ОГЭ"»


Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Старобрянская СОШ»



«Утверждаю» Согласовано заместитель Программа рассмотрена и

директор: директора по УВР: одобрена на заседании МО

___________ _____________ протокол №___от «__»_____2021г.

/Владимирова М.А./ /Бурлакова О.Ю./ Руководитель ШМО_________

/Тютрина Н.М./








Рабочая программа

«Русский язык (подготовка к ОГЭ)»

для учащихся 9 класса.

Учителя Тютриной Татьяны Александровны






























с. Старая Брянь

2021г








Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы

Рабочая программа «Русский язык. Подготовка к ОГЭ» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. На II ступени основного общего образования базового уровня курс направлен на подготовку обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации.

Программа адресована учащимся 9 класса МБОУ «Старобрянская СОШ» и составлена из расчёта 1 час в неделю – 34 часа. Программа составлена на 2021-2022 учебный год согласно учебному плану школы и образовательной программе на 2021-22 учебный год

В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения, рассматриваются все этапы работы над сжатым изложением. Учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

Программа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению-рассуждению.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Раздел I.

Цели и задачи спецкурса

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий
КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями КИМов ОГЭ.

Рабочая программа состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение (задание 1)

2. Сочинение (задание 9.3)

3. Задания 2-8





Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

    • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

    • умение адекватно воспринимать авторский замысел;

    • умение вычленять главное в информации;

    • умение сокращать текст разными способами;

    • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

    • умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данной программе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении, его структуре и особенностях, так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Планируемые результаты



Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



















Раздел II. Содержание тем учебного курса.

  1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

  1. Текст. Сжатое изложение (5 часов).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

  1. Текст. Сочинение (8 часов).

Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинения- рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения. Критерии оценки задания.

  1. Выполнение заданий 2-8 (16 часов).

Задание 2. Синтаксический анализ предложения.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Сложное предложени. ССП. СПП. БСП. Способы передачи чужой речи. Цитата.

Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.

Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи.

Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.

Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)

Задание 5. Орфографический анализ слов, предложений и текста.

Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.

Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Задание 6. Анализ содержания текста.

Соответствие высказывания содержанию текста.

Задание 7. Анализ средств выразительности.

Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста.

Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

  1. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

Диагностическая работа. Анализ ошибок.

Раздел III. Учебно - тематический план


Раздел

Часы

1

Введение.

2

2

Текст. Сжатое изложение

5

3

Текст. Сочинение

8


Выполнение заданий 2-8


4

Заключение. Итоговый контроль

3


ИТОГО




Календарно-тематическое планирование

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

9 класс (34 ч.)

Тема

Кол-во часов

Дата


Введение. Значение курса, его задачи

2


1

Особенности ОГЭ-2022 по русскому языку: цели, содержание, структура, учебные пособия. Демоверсия.

1

2

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Заполнение бланков экзаменационной работы.

1


Текст. Сжатое изложение (задание 1)

5


3

Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение.

1

4

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия. Отработка приема исключение

1

5

Приемы сжатия. Отработка приема обобщение.

1

6

Приемы сжатия. Отработка приема упрощение

1

7

Написание сжатого изложения

1


Сочинение (9.3)

8


8

Виды сочинений. Критерии оценки. Структура сочинения.

1

9

Учимся формулировать тезис.

1

10

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

1

11

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из жизненного опыта.

1

12

Учимся писать вывод сочинения.

1

13

Создание сочинения-рассуждения.

1

14

Создание сочинения-рассуждения.

1

15

Создание сочинения-рассуждения.

1


Подготовка к решению заданий 2-8

16


16

17

18

Задание 2. Синтаксический анализ предложения.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Сложное предложени. ССП. СПП. БСП. Способы передачи чужой речи. Цитата. 

3

19

20

Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).

2


21

Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи.

1


22

Оформление прямой и косвенной речи.

1


23

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях.

1


24

25

26


Задание 5. Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.
Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов.
Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

3


27

Задание 6. Анализ содержания текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.

1


28

Задание 7. Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи.

1


29

Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов

1


30

31

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

2



Заключение. Итоговый контроль

3


32

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

1


33

Диагностическая работа в форме ОГЭ.

1


34

Анализ ошибок

1













  1. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2022

году основного государственного экзамена по русскому языку

  1. Цыбулько. ОГЭ-2022. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ.



Словари и справочники

  1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

  3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

  5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

  7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!