СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский родной язык" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования  на основе  основной образовательной программы по  русскому родному языку и авторской программы для обучающихся 2 класса Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И. с учетом рабочей программы воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский родной язык" 2 класс»
























































Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Русский родной язык» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 года №373 (с изменениями на 31 декабря 2015 года)

  3. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и науки РФ" от 06 октября 2009г №373

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №22.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе основной образовательной программы по русскому родному языку и авторской программы для обучающихся 2 класса Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И. с учетом рабочей программы воспитания.

В усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа по Русскому родному языку для 2 класса МБОУ СОШ № 22 с углубленным изучением отдельных предметов г.Химки составлена в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы на 2021 -2022 уч. год. На изучение предмета «Русский родной язык» по авторской программе для 2-го класса отводится 17 часов в год (1 час в 2 недели). В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год общее количество часов составляет 17 часов.

Целью изучения предмета «Русский родной язык» в начальной школе является:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.


Важнейшими задачами курса являются

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,

  • формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:

  • В направлении гражданского воспитания:

  • формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

  • формирование ответственности в принципах коллективизма и социальной солидарности.

  • В направлении патриотического воспитания:

  • формирование ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,

  • заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества.

  • В направлении духовно-нравственного воспитания:

  • представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,

  • готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,

  • выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности.

  • В направлении эстетического воспитания:

        • готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

  • В направлении физического воспитания:

        • формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия осознания ценности жизни;

        • ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни;

        • осознания последствий и неприятия вредных привычек;

        • необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни.

  • В направлении трудового воспитания:

        • коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

        • осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей.

  • В направлении экологического воспитания:

  • понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;

  • способности применять знания, получаемые при изучении предмета;

  • экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

  • В направлении ценностей научного познания:

  • мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;

  • познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

  • интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • осознанию русского языка как основного средства мышления и общения;

  • восприятию русского языка как явления культуры русского народа, пониманию связи развития языка с развитием культуры и общества;

  • пониманию богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, вниманию к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;

  • стремлению к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;

  • положительной мотивации к созданию собственных текстов;

  • положительной мотивации к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.);

  • способности к адекватной самооценке;

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:

«Русский язык: прошлое и настоящее»

Обучающийся научится:

  • понимать роль языка как основного средства человеческого общения;

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры (дом, домашняя утварь, орудия труда);

  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

  • определять лексическое значение слова, в том числе опираясь на контекст;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, фразеологизмов, связанных с изученными темами.

Язык в действии

Обучающийся научится:

  • наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения;

  • определять прямое и переносное значение слов;

  • употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;

  • выбирать слова, соответствующие предмету мысли.

Секреты речи и текста

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • (самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  • пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач;

  • различать устную и письменную речь;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (7 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Зачем в русском языке такие разные предлоги. Нормы правильного и точного употребления предлогов.

Практическая работа. Редактирование письменного текста с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часа)

Особенности устного выступления.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка».

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.)

Практическая работа. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.


Тематическое планирование


Раздел

Кол-во часов

Реализация воспитательного потенциала урока (модуль «Школьный урок»)

Русский язык: прошлое и настоящее

8

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Урок-экскурсия (виртуальная)

Урок-игра

Язык в действии

5

Экологическое, патриотическое

Эстетическое

Ценностное научное познание

КВН

Секреты речи и текста

4

Гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, эстетическое воспитание, ценность научного познания

Защита проектов

Итого

17






Учебно-методическое и материально техническое обеспечение


  1. Русский родной язык. 2 класс. Учебник для общеобразоват.организаций О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2020

  2. Наш родной русский язык. Увлекательно развивающие задания для школьников. 2 класс. К УМК О.М. Александровой и др. / Ю.Н. Понятовская. – М.: Планета, 2021.

  3. Поурочные разработки по русскому родному языку. 2 класс. Пособие для учителя. / Т.Н. Ситникова. –М.: ВАКО, 2021.

  4. Технические средства обучения:

– персональный компьютер с принтером

– мультимедийный проектор

– интерактивная доска

– экспозиционный экран.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!