СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (с КТП) по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (с КТП) по литературе 6 класс (102 ч)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (с КТП) по литературе 6 класс»

Администрация Приморского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

с углубленным изучением иностранных языков

«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Приморского района Санкт-Петербурга



РАЗРАБОТАНА и ПРИНЯТА

(в соответствии с Уставом ГБОУ школы №43) Педагогическим советом

Решение от _____________, протокол №1



УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора ГБОУ школы №43

Приморского района Санкт-Петербурга

От ___________, №_____

Директор ГБОУ школы №43

__________Л.В. Расторгуева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

для 6 «А», 6 «Б» , 6 «Д» класса

3 часа в неделю (всего 102 часа)



Автор-составитель:

учитель русского языка

и литературы

Василькова Юлиана Сергеевна


САНКТ-ПЕТЕРУБРГ

2020 – 2021 уч.г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету Литература» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта обязательного общего образования, Примерной основной образовательной программы обязательного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Основной образовательной программой школы № 43, принятой в новой редакции и на основе авторской рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9кл.»/ Под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. М: «Просвещение», 2012 год (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной).

Цель:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Задачи:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом предмет «Литература» изучается с 5 по 9 класс. Общий объём учебного времени курса литературы в 6 классе составляет 102 часа (по 3 часа в неделю).

Содержание учебного предмета «Литература» в 6 классе

ВВЕДЕНИЕ

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов.

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

К.Р. Контрольная работа по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

К.Р. Контрольная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет

Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

К.Р. Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Р.Р. Сочинение-рассуждение по творчеству Н.С. Лескова. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа по разделу «Литература XIX века».

Р.Р. Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Степанович Грин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

P. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин.

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Василий Макарович Шукшин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Р.Р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов.

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

К.Р. Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Габдулла Тукай

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ…» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы Древней Греции

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера.

Мигель де Сервантес Сааведра

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год

Проект «Любимое произведение из курса литературы 6 класса».

К.Р. Итоговый тест.

Планируемые предметные результаты изучения курса «Литература»

Ученик научится

Раздел

Планируемый результат

Устное народное творчество

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

• различать произведения жанров фольклора;

• выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• проектировать маршрут исполнения проблемных зон в изученных темах.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX-XX вв.

Зарубежная литература

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства;

• определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

• владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов;

• характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

• обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки оценивать их;

• выявлять авторское отношение к героям произведения;

• аргументировать свою точку зрения.

Ученик получит возможность научиться

Раздел

Планируемый результат

Устное народное творчество

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX-XX вв.

Зарубежная литература

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Планируемые личностные и метапредметные результаты

Личностные

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Регулятивные УУД

  • ответственно относиться к выполнению всего объёма дел.

  • охотно принимать помощь, проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценки его собственных способностей как организатора;

  • находить и представлять дополнительную информацию по теме;

  • давать отчёт о своих действиях;

  • планировать учебные действия, вносить изменения в план учебных действий в связи с изменением условий;

  • фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы, обосновывать свои действия по исправлению ошибок;

  • оценивать свои действия, испытывать потребность во внешней оценке своих действий;

  • уметь самостоятельно определять проблему, ставить учебные и жизненно - практические цели (в том числе в проектах), проверять достижимость целей, самостоятельно определять порядок действий;

  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

  • составлять план и последователь-ность действий;

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

  • принимать решение в проблемной ситуации.




Познавательные УУД

  • осознанно планировать свой актуальный кругчтения,

  • владеть навыком осмысленного чтения;

  • структуриро-вать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • развивать мысль в логике поставленного вопроса;

  • аргументировать свою позицию;

  • уметь строить доказательство и опровержение;

  • применять приемы индуктивно-дедуктивного доказательства по ана­логии;

  • владеть навыками коллективного планирования, делового партнёрского общения при написании проектных и исследовательских работ;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • владеть поисковыми умениями, умениями и навыками работать в сотрудничестве;

  • анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • анализировать истинность утверждений.


Коммуникативные УУД

  • аргументировать свою точку зрения, подтверждать фактами, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • проявлять готовность к групповой форме работы, воспринимать вопросы к собеседнику.


Контроль и оценка планируемых результатов

В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов.

Входной контроль – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень достижения планируемых результатов в начале учебного года или перед изучением нового раздела. Главная функция – диагностическая.

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Тематический контроль – проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, фиксация результата в виде оценки.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени четверть, полугодие, год.


Перечень работ по литературе, проводимых в течение учебного года

Форма контроля

Тема

Сроки

Сочинение

Сочинение-рассуждение по роману А.С. Пушкина «Дубровский»


Анализ

Контрольная работа №1 по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова.


Сочинение

Сочинение-рассуждение по творчеству Н.С. Лескова.


Сочинение

Сочинение-рассуждение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Ф.А. Искандера».


Анализ

Художественный анализ стихотворений.


Тестирование

Контрольная работа «Русская литература XIX-XX вв.»


Тестирование

Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера.



Учебно-методический комплект

Завершенная предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

В линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.

В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе.

В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

Состав УМК:

  • рабочая программа

  • учебник

  • дидактические материалы

  • рабочие тетради

  • фонохрестоматии на СД с методическими рекомендациями

  • методические советы

  • поурочные разработки

  • проверочные работы

  • хрестоматия художественных произведений (для 9 класса)

Фонохрестоматия позволит услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России. К фонохрестоматии прилагаются«Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретации текста.

Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературоведческие материалы.

Рабочие тетради предназначены для самостоятельной работы обучающихся; они помогают анализировать произведение, формировать собственное отношение к нему, создавать устные и письменные высказывания разного типа, вести диалог.

Поурочные разработки содержат конспекты уроков: содержание каждого урока и материалы для контроля уровня литературного развития учащихся.

Методические советы для учителя созданы с учетом наиболее интересного опыта изучения произведений, включенных в программу по литературе.

Проверочные работы по литературе для 5 – 9 классов. В книге содержатся рекомендации для проведения диагностических, текущих и итоговых проверочных работ по литературе, материалы для литературных игр контрольного характера и олимпиад по литературе.
Учитель сможет проследить динамику литературного развития каждого учащегося, в качестве инструмента для этого предложены критерии оценки письменных высказываний, а также аналитические таблицы.














Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 «А», «Б», «Д» класса на 2020/2021 уч.г


№ урока в году

№ урока по теме, разделу


Тема урока

Дата

6 «А»

6 «Б»

6 «Д»

план

факт

план

факт

план

факт

Введение (1 час)

1

1

Писатели – создатели, хранители и любители книг.







Устное народное творчество (2 часа)

2

1

Обрядовый фольклор.







3

2

Пословицы, поговорки. Загадки.







Из древнерусской литературы (2 часа)

4

1

Русская летопись. «Повесть временных лет»







5

2

«Сказание о белгородском киселе».







Из русской литературы XVIII века (1 час)

6

1

Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.







Из русской литературы XIX века (46 часов)



Иван Андреевич Крылов (3 часа)

7

1

«Весёлое лукавство ума». Жизнь и творчество И.А. Крылова







8

2

И.А. Крылов. Басня «Листы и корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.







9

3

И.А. Крылов. Басня «Ларчик» - пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.







Александр Сергеевич Пушкин (16 часов)

10

1

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину».







11

2

А.С. Пушкин. Стихотворение «Узник».







12

3

А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.







13

4

Лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений.







14

5

Роман «Дубровский». История создания романа. Глава I.







15

6

Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (Гл. II, III).







16

7

Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (Гл. IV, V).







17

8

Что заставило Дубровского стать разбойником? (Гл. VI, VII).







18

9

Учитель Дефорж (Гл. VIII-Х).







19

10

Маша Троекурова и Владимир Дубровский (Гл. ХI-ХVI).







20

11

Два мальчика (Гл. ХVII).







21

12

Развязка романа «Дубровский».







22

13

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по роману «Дубровский».







23

14

К.Р. Р.Р. Сочинение №1. Сочинение-рассуждение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».







24

15

А.С. Пушкин «Повести покойного И.П. Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои.







25

16

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести.







Михаил Юрьевич Лермонтов (3 часа)

26

1

М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».







27

2

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».







28

3

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком...».







Иван Сергеевич Тургенев (3 часа)

29


И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя.







30


Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».







31


Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».







Фёдор Иванович Тютчев (2 часа)

32

1

Природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…», «Листья».







33

2

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…»







Афанасий Афанасьевич Фет (3 часа)

34

1

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»







35

2

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета. Стихотворение «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»







36

3

«Хотим прекрасное в полёте удержать...» Поэтическое творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.







Николай Алексеевич Некрасов (4 часов)

37

1

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Автор и народ.







38

2

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога».







39

3

Трехсложные размеры стиха.







40

4

К.Р. Р.Р. Контрольная работа №1 по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова.







Николай Семёнович Лесков (5 часов)

41

1

Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша». Сказовая форма повествования.







42

2

Н.С. Лесков «Левша». Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович и его окружение.







43

3

Н.С. Лесков «Левша». Гордость писателя за народ. Судьба мастера.







44

4

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».







45

5

Р.Р. Сочинение №2. Сочинение-рассуждение по творчеству Н.С. Лескова.







Антон Павлович Чехов (4 часа)

46

1

А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.







47

2

Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и Тонкий». Юмористическая ситуация.







48

3

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и Тонкий».







49

4

«Среди героев Антоши Чехонте»: рассказы А.П. Чехова («Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.)







Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIX века (3 часа)



50

1

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град порой сольётся…»







51

2

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»







52

3

А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»







Из русской литературы ХХ века (29 часов)

Александр Иванович Куприн (2 часа)

53

1

А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Герой и прототип.







54

2

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор».







Александр Степанович Грин (4 часа)



55

1

А.С. Грин. «Алые паруса». Автор и его герои.







56

2

А.С. Грин. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести «Алые паруса».







57

3

«Алые паруса»: Ассоль и Грей.







58

4

«Под алым парусом» (посвящается А. Грину – писателю, подарившему миру мечту).







Андрей Платонович Платонов (2 часа)

59

1

А.П. Платонов. Литературный портрет писателя.







60

2

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»:образы-символы в сказке.







Произведения о Великой Отечественной войне (7 часов)

Поэты о ВОВ (2 часа)

61

1

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»







62

2

Д.С. Самойлов «Сороковые».







Виктор Петрович Астафьев (2 часа)

63

1

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Герои рассказа.







64

2

Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».







Валентин Григорьевич Распутин (3 часа)

65

1

В.Г. Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.







66

2

В.Г. Распутин «Уроки французского»: стойкость главного героя.







67

3

В.Г. Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.







Писатели улыбаются (6 часов)

В.М. Шукшин (2 часа)

68

1

В.М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя.







69

2

В.М, Шукшин. «Чудик», «Срезал».







Фазиль Искандер (4 часа)

70

1

Ф.А. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла».







71

2

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа и его сверстники.







72

3

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Смысл названия рассказа.







73

4

Р.Р. Сочинение №3. Рассуждение на тему «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Ф.А. Искандера».







Родная природа в поэзии ХХ века (5 часов)

74

1

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.







75

2

С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состояние героя.







76

3

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»







77

4

Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова.







78

5

К.Р. Контрольная работа №2. Художественный анализ стихотворений.







Литература народов России (2 часа)

79

1

Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему народу.







80

2

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ..,». Тема бессмертия народа.







Итоги «Русская литература» (1 час)

81

1

К.Р. Итоговая контрольная работа. «Русская литература XIX-XX вв.» (тестирование)







ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 ЧАСОВ)

Мифы Древней Греции (3 часа)

82

1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия».







83

2

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид».







84

3

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.







Геродот (2 часа)

85

2

Геродот. «Легенда об Арионе».







86


А.С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.







Гомер (4 часа)

87

1

Гомер. Слово о Гомере.







88

2

Гомер «Илиада» как героическая эпическая поэма.







89

3

Гомер «Одиссея» как героическая эпическая поэма.







90

4

К.Р. Контрольная работа №3 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера.







Мигель де Сервантес Сааведра (2 часа)

91

1

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.







92

2

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.







Фридрих Шиллер (1 час)

93

1

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.







Проспер Мериме (1 час)

94

1

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства.







Антуан де Сент-Экзюпери (2 часа)

95

1

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.







96

2

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.







Подведение итогов за год (3 часа)

97

1

Выявление уровня литературного развития учащихся.







98

2

Выявление уровня литературного развития учащихся.







99

3

Итоговая беседа о прочитанных за год произведениях.







Резервные уроки (3 часа)

100

1

Резервный урок.







101

2

Резервный урок.







102

3

Резервный урок.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!