Администрация МО «Селенгинский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Г. Гусиноозёрска
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол № __________ от «_____» ________2019г. | Принята на заседании методического совета школы Протокол № ___________ от «_____» ________2019г. | Утверждаю директор МБОУ СОШ № 1 Раева И.А. Приказ №____________ «____»__________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 7 класса
на 2019-2020г.г.
Разработчик: учитель физической культуры
Абдулаева Наталья Ивановна
Программа разработана на 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре для основной школы, ориентируясь на учебную программу для образовательных школ «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2011)
. Цель:
Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, настоящая программа в своём предметном
содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с поло возрастными
особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные
площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных
компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности
учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и
планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и
физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
В соответствии с Учебным планом, основной образовательной программой, годовым календарным графиком МБОУ СОШ№1 на изучение физической культуры в 5 классе отводится 3 часа в неделю , 105 часа в год. Общее количество учебного времени равномерно распределено между всеми видами физической подготовки. Большой удельный вес приходится на организацию и проведение занятий на свежем воздухе.
Рабочая программа создана на основе основных разделов физической культуры: теория, гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры. Часы, предусмотренные программой на лыжную подготовку, в данном планировании переданы на кроссовую подготовку.
Учебно-методический комплекс по предмету;
УМК учителя - Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2009 г.
УМК обучающегося:
-Физическая культура. 1-11 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение», 2012.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Знания о физической культуре
По окончании 5-го класса учащийся научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Учащийся получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
По окончании 5-го класса учащийся научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
По окончании 5-го класса учащийся получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
По окончании 5-го класса учащийся научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
По окончании 5-го класса учащийся получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Содержание
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения
учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к
занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической
культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении
накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции
востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся.
Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному
человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, при менять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который при обретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники
безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение
опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 7 КЛАССА
п/№ | Вид программного материала | Кол-во часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 | Основы знаний | | В процессе урока |
2 | Легкая атлетика | 22 | 11 | | | | | 11 |
3 | Баскетбол Футбол | 22 | 5 | 6 | | 5 | 6 | |
4 | Гимнастика + самбо | 33 | | 21 | 12 | |
5 | Лыжная подготовка | 13 | | | 13 | |
6 | Национальные компоненты | 15 | 5 | | | 10 |
| Всего часов: | 105 | 27 | 21 | 30 | 27 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/№ | № урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| | I ЧЕТВЕРТЬ | 27 |
| | ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 11 |
1 | 1 | Техника безопасности во время занятий на спортплощадке. Высокий старт. Бег до 2 мин. | 1 |
2 | 2 | Бег в равномерном темпе: мальчики 800м, дев. до 500 м. | 1 |
3 | 3 | Прыжки в длину с 9 – 11 шагов разбега. Бег 500 м. | 1 |
4 | 4 | Прыжки в длину с разбега. Метание малого мяча в горизонтальную цель. Бег 800 м | 1 |
5 | 5 | Бег 30 м - учет. Метание мяча 150 г с места на дальность. | 1 |
6 | 6 | Прыжки в длину с разбега (зачет). Кросс до 15 минут | 1 |
7 | 7 | Учет - метание мяча на дальность. Бег с ускорением от 30 до 40 м, бег 40 м. | 1 |
8 | 8 | Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из различных положений стоя боком и грудью в направлении метания. | 1 |
10 | 9 | Бег 1500м (мал), 1000м (дев) Эстафеты, старт из различных исходных положений | 2 |
11 | 10 | Челночный бег, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения. | 1 |
| | СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ БАСКЕТБОЛ И ФУТБОЛ | 16 |
12 | 1 | Повторить технику передач и ловли мяча в баскетболе. Упражнения в парах на сопротивление. | 1 |
13 | 2 | Совершенствовать технику быстрых передач мяча различными способами со сменой мест в тройках. Упражнения на сопротивление. | 1 |
14 | 3 | Учить броску мяча по кольцу после ведения. Совершенствовать упражнения с баскетбольным мячом. Эстафета. | 1 |
15 | 4 | Совершенствовать бросок по кольцу после ведения. Элементы баскетбола. Эстафеты с ведением мяча. | 1 |
16 | 5 | Повторение элементов баскетбола. Учёт техники броска по кольцу после ведения. | 1 |
17 | 6 | Учить игре в баскетбол по упрощённым правилам 3х3. Комплекс упражнений с мячами. | 1 |
18 | 7 | Физическая подготовка в футболе | 1 |
19 | 8 | Воспитание гибкости, ловкости и быстроты средствами общей и специальной физической подготовки. | 1 |
20 | 9 | Техника передвижения. | 1 |
21 | 10 | Техника полевого игрока | 1 |
22 | 11 | ОФП | 1 |
| | НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНЕНТЫ | |
23 | 12 | Техника безопасности при игре в лапту. Оборудование. Инвентарь. Правила игры. | 1 |
24 | 13 | ОРУ. Подброс, ловля мяча. Передача. Ловля мяча в парах. Перекатывание мяча в присяде. Перебрасывание мяча в парах. Передача мяча из-за плеча. Ловля мяча одной рукой. | 1 |
25 | 14 | ОРУ. Удары по мячу сверху. Удары по мячу сбоку. Удары по мячу снизу. Удары по мячу «свечой». Стойка игрока. Передвижение. Подброс, ловля, передача. Игра в защите. Игра в нападении. Индивидуальные действия игроков при ударе сверху, с боку, «свечой». Индивидуальные действия игроков при пропуске мяча, летящего в его сторону. | 1 |
26 | 15 | ОРУ. Удары по мячу. Передача мяча. Ловля мяча. Стойка игрока. Передвижение. Подброс, ловля, передача. Групповые действия игроков в защите. Групповые действия игроков в нападении. Учебная игра. | 1 |
27 | 16 | ОРУ. Игры с мячом. Перекатывание, перебрасывание мяча. Игра в русскую лапту.. | 1 |
| | II ЧЕТВЕРТЬ | 21 |
| | САМБО | 11 |
28 | 1 | Правила техники безопасности. Гигиена, форма одежды | 1 |
29 | 2 | ОФП | 1 |
30 | 3 | Изучение: падения вперед, назад, на правый бок, на левый бок | 1 |
31 | 4 | Изучение: кувырки вперед, назад | 1 |
32 | 5 | Изучение: кувырки вперед, назад с самостраховкой | 1 |
33 | 6 | Повторение кувырки вперед, назад с самостраховкой | 1 |
34 | 7 | Упражнения на координацию | 1 |
35 | 8 | Самостраховка через партнера | 1 |
36 | 9 | Кувырки вперед и назад в самбо | 1 |
37 | 10 | Падения | 1 |
38 | 11 | ОФП | 1 |
| | ГИМНАСТИКА И АКРОБАТИКА | 10 |
39 | 12 | Правила безопасности на уроках гимнастики. Повторить строевые упражнения. | 1 |
40 | 13 | Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. Кувырки вперед и назад. | 1 |
41 | 14 | Лазанье по канату в три приема.Упражнения на гимнастической скамейке. | 1 |
42 | 15 | Кувырок вперед в стойку на лопатках (м); кувырок назад в полушпагат (д) | 1 |
43 | 16 | Подъем переворотом в упор толчком двумя (м); подъем переворотом на н/ж (д) | 1 |
44 | 17 | Стойка на голове с согнутыми ногами (м); мост из положения стоя с помощью (д) | 1 |
45 | 18 | Передвижение в висе, махом назад соскок (м); махом назад соскок с поворотом (д) | 1 |
46 | 19 | Разучивание акробатической комбинации (М-кувырок в стойку на лопатках; перекладина; Д- опорный прыжок) | 1 |
47 | 20 | Передвижение по гимнастической скамейке | 1 |
48 | 21 | Строевые упражнения. Опорный прыжок: согнув ноги (м); ноги врозь (д) | 1 |
| | III ЧЕТВЕРТЬ | 30 |
| | БАСКЕТБОЛ САМБО И ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | 30 |
49 | | БАСКЕТБОЛ | |
50 | 1 | Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. | 1 |
51 | 2 | Остановка мяча прыжком и в шаге. Игра «Мяч капитану». | 1 |
52 | 3 | Передача двумя руками от груди в движении в парах. | 1 |
53 | 4 | Передачи мяча в тройках с перемещением | 1 |
54 | 5 | Броски после ведения. Игра «Борьба за мяч» | 1 |
| | САМБО | 12 |
55 | 6 | Форма спортсмена, гигиена спортсмена краткие сведения о правилах соревнований | 1 |
56 | 7 | Упражнения на координацию | 1 |
57 | 8 | Изучение: самостраховки при падения вперед, назад, на правый бок, на левый бок. | 1 |
58 | 9 | Изучение: кувырки вперед, назад | 1 |
59 | 10 | Изучение: кувырки вперед, назад с самостраховкой | 1 |
60 | 11 | Обучение технике и тактике самбо, приемам борьбы стоя и лёжа | 1 |
61 | 12 | Подвижные игры и эстафеты с элементами самостраховок и самбо | 1 |
62 | 13 | Изучение падения на спину с самостраховкой через партнера | 1 |
63 | 14 | Повторение падений на спину, кувырки вперёд и назад с самостраховкой | 1 |
64 | 15 | Изучение броска задняя подножка | 1 |
65 | 16 | Изучение удержание сбоку | 1 |
66 | 17 | Изучение переворачивания с захватом руки и шеи из-под плеча | 1 |
| | ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | 13 |
67 | 18 | Правила безопасности на уроках лыжной подготовки. Повторить технику лыжных ходов. Попеременный двухшажный ход. | 1 |
68 | 19 | Скользящий шаг без палок и с палками. | 1 |
69 | 20 | Попеременный двухшажный ход | 1 |
70 | 21 | Повороты переступанием в движении | 1 |
71 | 22 | Скользящий шаг без палок и с палками | 1 |
72 | 23 | Одновременный двухшажный ход | 1 |
73 | 24 | Совершенствовать технику лыжных ходов. | 1 |
74 | 25 | Совершенствовать технику лыжных ходов. Подъем «полуелочкой» | 1 |
75 | 26 | Повороты плугом при спуске. Одновременный двухшажный ход | 1 |
76 | 27 | Торможение и поворот упором. Пройти на скорость 2 км – мальчики, 1 км – девочки. | 1 |
77 | 28 | Одновременный одношажный ход. Повороты на спуске плугом. | 1 |
78 | 29 | Подъем в гору скользящим шагом. Контрольная прикидка на 2 км. | 1 |
79 | 30 | Одновременный одношажный ход. Пройти до 3 км в медленном темпе. | 1 |
| | IV ЧЕТВЕРТЬ | 27 |
| | СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ФУТБОЛ | 6 |
80 | 1 | Комбинации из ранее изученных элементов в технике перемещений; стойка, остановки, ускорения. | 1 |
81 | 2 | Удары по мячу | 1 |
82 | 3 | Остановка мяча | 1 |
83 | 4 | Ведение мяча | 1 |
84 | 5 | Техника игры вратаря | 1 |
85 | 6 | Тактическая подготовка Тактика игры полевого игрока | 1 |
| | НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ | 10 |
86 | 7 | Стойки и передвижение игрока. Передача мяч сверху двумя руками в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах. Эстафеты. Игра по упрощенным правилам. Техника безопасности | 1 |
87 | 8 | Нижняя прямая подача мяча. Игра по упрощенным правилам. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни | 1 |
88 | 9 | Эстафеты. Нижняя прямая подача мяча. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам | 1 |
89 | 10 | Комбинации из разученных элементов в парах. Нижняя прямая подача мяча. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам | 1 |
90 | 11 | Передача мячанад собо й, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку | 1 |
91 | 12 | Стойки и передвижение игрока. Передача мяч сверху двумя руками в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах. Эстафеты. Игра по упрощенным правилам. Техника безопасности | 1 |
92 | 13 | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола Игры и игровые задания с ограни- ченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках | 1 |
93 | 14 | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом. Бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча. | 1 |
94 | 15 | Развитие творческих способностей: подвижные игры и эстафеты. | 1 |
| | ЛЕГКАЯ АТЛЕТКА | 11 |
95 | 1 | Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Игра «Перестрелка». | 1 |
96 | 2 | ОРУ со скакалками. Разучить технику прыжка в высоту с 3-шагов разбега. Игра «Перестрелка» | 1 |
97 | 3 | Совершенствовать прыжок в высоту с разбега. Игра «Перестрелка». | 1 |
98 | 4 | Разучить, и совершенствовать технику метания мяча по горизонтальной цели с 8 м. | 1 |
99 | 5 | Закрепить технику метания мяча по горизонтальной цели с 8 м. | 1 |
100 | 6 | Совершенствовать технику метания мяча по горизонтальной цели с 8 м. | 1 |
101 | 7 | Повторить старт с опорой на одну руку. Встречные эстафеты с предметами. Учёт в беге на 60 м. | 1 |
102 | 8 | Прыжки в длину с разбега, метание мяча. | 1 |
103 | 9 | Совершенствовать прыжки в длину с разбега, метание мяча. | 1 |
104 | 10 | Медленный бег до 5 мин. Учет метания мяча. | 1 |
105 | 11 | Подтягивание. Бег 1500 м. Итоги за год. | 1 |
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение программы отводится 3 ч в неделю с V по IX класс. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени — 20 % (70 часов) от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
1. Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
2.Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
3.Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
4.Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.