Принята на педагогическом совете № от | Утверждена директор школы ______И.Н.Лапина приказ № от |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекисляйская средняя общеобразовательная школа им. Полякова»
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
класс 6
учителя Кутиной С.Е.
на 2019-2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Индивидуальный курс направлен на достижение следующих целей:
развитие логического мышления;
раскрытие творческих способностей ребенка;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
привитие интереса к предмету.
Кроме того, индивидуальные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Цели курса:
• выявление и развитие математических способностей учащихся;
• повышение активности учащихся;
• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
• воспитание интереса к математике;
• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Метапредметные:
учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
достигать более высоких показателей в основной учебе;
синтезировать знания.
Предметные:
повышать интерес к математике;
развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
развивать эмоциональную отзывчивость
развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
обогащать математический язык школьников;
расширить кругозора учащихся;
повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
Личностные:
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
воспитывать трудолюбие;
формировать систему нравственных межличностных отношений;
формировать доброе отношение друг к другу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся, посещающие кружок, в конце учебного года смогут научиться:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
После изучения данного курса учащиеся получат возможность научиться различать и находить:
различные системы счисления;
приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
различные системы мер;
приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания,
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
При разработке курса работы с одаренными детьми по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Программа курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5 классе, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
развитие у учащихся логических способностей;
формирование пространственного воображения и графической культуры;
привитие интереса к изучению предмета;
расширение и углубление знаний по предмету;
выявление одаренных детей;
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | План | Факт |
1 | Вводное занятие. Как люди научились считать. Из истории развития арифметики. | 1 | | |
2,3 | Задачи на сообразительность, внимание, смекалку | 2 | | |
4 | Логические задачи. Быстрый счет. | 1 | | |
5 | Задачи со спичками (спички и квадраты) | 1 | | |
6 | Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары. | 1 | | |
7 | Простые и составные числа. Деление с остатком. | 1 | | |
8,9 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 2 | | |
10 | Признаки делимости | 1 | | |
11 | Решето Эратосфена. Математические игры. | 1 | | |
12 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | 1 | | |
13 | Решение задач с помощью графов. | 1 | | |
14 | Геометрическая смесь. Задачи со спичками. | 1 | | |
15 | Решение олимпиадных задач. | 1 | | |
16 | Решение олимпиадных задач. | 1 | | |
17 | Решения задач математического конкурса «Кенгуру». | 1 | | |
18 | Решения задач математического конкурса «Кенгуру». | 1 | | |
19 | Расстановки, перекладывания. | 1 | | |
20 | Переливания, дележи, переправы. | 1 | | |
21 | Числовые ребусы. Числовые головоломки. | 1 | | |
22 | Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. | 1 | | |
23 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 | | |
24 | Решение логических задач. | 1 | | |
25 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 | | |
26 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 | | |
27 | Решение логических задач. | 1 | | |
28 | Решение логических задач. | 1 | | |
29 | Задачи на части. Дроби. | 1 | | |
30 | Проценты и дроби. | 1 | | |
31 | Решение логических задач. | 1 | | |
32 | Арифметические ребусы. | 1 | | |
33 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 | | |
34 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 | | |
ПЕРЕЧНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2009 г.
В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 2012 г.
«Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2008 г.
Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012 г.
Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 2010г.
Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 2012 г.
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2012 г.
Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,2010 г.
С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009 г.
Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010 г.