СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с одаренными детьми по математике 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с одаренными детьми по математике 6 класс»

Принята на педагогическом совете

№ от

Утверждена

директор школы ______И.Н.Лапина

приказ № от





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнекисляйская средняя общеобразовательная школа им. Полякова»

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области



Рабочая программа по внеурочной деятельности



«Занимательная математика»

класс 6

учителя Кутиной С.Е.

























на 2019-2020 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Индивидуальные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».

На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.

Индивидуальный курс направлен на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления;

  • раскрытие творческих способностей ребенка;

  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);

  • привитие интереса к предмету.

Кроме того, индивидуальные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:

  • адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;

  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.


Цели курса:


• выявление и развитие математических способностей учащихся;

• повышение активности учащихся;

• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;

• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;

• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;

• воспитание интереса к математике;

• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения


Метапредметные:

  • учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

  • учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

  • учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

  • демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;

  • достигать более высоких показателей в основной учебе;

  • синтезировать знания.


Предметные:

  • повышать интерес к математике;

  • развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

  • развивать эмоциональную отзывчивость

  • развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;

  • обогащать математический язык школьников;

  • расширить кругозора учащихся;

  • повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;

  • развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.


Личностные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

  • воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

  • развивать пространственное воображение;

  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

  • воспитывать трудолюбие;

  • формировать систему нравственных межличностных отношений;

  • формировать доброе отношение друг к другу.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Учащиеся, посещающие кружок, в конце учебного года смогут научиться:


  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.


После изучения данного курса учащиеся получат возможность научиться различать и находить:


  • различные системы счисления;

  • приёмы рациональных устных и письменных вычислений;

  • приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;

  • различные системы мер;

  • приёмы решения практических задач на  перегибание, плоские разрезания,

  • делимость.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


При разработке курса работы с одаренными детьми по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Программа курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5 классе, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Задачи факультативного курса по математике определены следующие:

  • развитие у учащихся логических способностей;

  • формирование пространственного воображения и графической культуры;

  • привитие интереса к изучению предмета;

  • расширение и углубление знаний по предмету;

  • выявление одаренных детей;

  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы.  Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во

часов

План

Факт

1

Вводное  занятие. Как люди научились считать. Из истории развития арифметики.


1



2,3

Задачи  на  сообразительность, 

 внимание,  смекалку

2



4

Логические  задачи.  Быстрый  счет.

1



5

Задачи  со  спичками (спички  и  квадраты)

1



6

Чередование.  Четность.  Нечетность.

Разбиение  на  пары.


1



7

Простые  и  составные  числа. 

 Деление  с  остатком.

1



8,9

Решение  олимпиадных  задач

прошлых  лет.


2



10

Признаки  делимости

1



11

Решето  Эратосфена.  

Математические  игры.

1



12

Методы  поиска  выигрышных  ситуаций.

1



13

Решение  задач  с  помощью  графов.

1



14

Геометрическая  смесь.  

Задачи  со  спичками.

1



15

Решение  олимпиадных  задач. 

1



16

Решение  олимпиадных  задач. 

1



17

Решения задач математического

конкурса «Кенгуру».

1



18

Решения задач математического

конкурса «Кенгуру».

1



19

Расстановки, перекладывания.

1



20

Переливания,  дележи, переправы.

1



21

Числовые  ребусы. 

 Числовые  головоломки.

1



22

Лист  Мебиуса.  Задачи  на  разрезание

  и  склеивание  бумажных  полосок.

1



23

Решение  текстовых  задач  

арифметическим  способом.

1



24

Решение  логических  задач.

1



25

Решение  олимпиадных  задач 

 прошлых  лет.

1



26

Решение  олимпиадных  задач 

 прошлых  лет.

1



27

Решение  логических  задач.

1



28

Решение  логических  задач.

1



29

Задачи  на  части.  Дроби.

1



30

Проценты  и  дроби.

1



31

Решение  логических  задач.

1



32

Арифметические  ребусы.

1



33

Решение  олимпиадных  задач 

 прошлых  лет.

1



34

Решение  олимпиадных  задач  

прошлых  лет.

1









ПЕРЕЧНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

  2. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2009 г.

  3. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 2012 г.

  4. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2008 г.

  5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012 г.

  6. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 2010г.

  7. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 2012 г.

  8. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2012 г.

  9. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,2010 г.

  10. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009 г.

  11. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010 г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!