Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Белева Тульской области.
РАССМОТРЕНО МО учителей _музыки, _изобразительного искусства, _технологии, ОБЖ и физической культуры от « 26 » августа 2022 г. № 1 | ПРИНЯТО педсоветом МБОУ «СОШ №1» г.Белева Тульской области от « 30 » августа 2022 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «СОШ №1» г.Белева Тульской области от « 01 » августа 2022 г. № 127 |
дополнительная общеразвивающая программа «Пионербол»
Направленность: спортивная (командные спортивные игры)
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: 10 - 12 лет
Количество часов: 34ч.
Составитель:
учитель физической культуры
г. Белёв 2022
1. Пояснительная записка
Пионербол (по правилам волейбола)- мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре в волейбол.
Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.
Направленность
дополнительной общеразвивающей программы пионербола - физкультурно-спортивная.
Программа физического воспитания учащихся образовательной школы по пионерболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой пионербол, придерживаться принципов гармоничности, прикладности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимися умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в пионерболе.
Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Программа курса «Пионербол» для детей 10-12 лет рассчитана на один год, 102 часов, при 2-х разовых занятиях в неделю по 1ч. 10 мин. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.
Целью программы является обеспечение прав и возможностей учащихся на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;
создание условий для занятий пионерболом по месту учебы;
проведение соревнований по пионерболу среди учащихся общеобразовательных школ;
Основные задачи программы:
приобретение учащимися общеобразовательных школ знаний о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
укрепление здоровья учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
формирование средствами физической культуры нравственных качеств у детей;
совершенствование у учащихся жизненно-важных умений и навыков, относящихся к физической культуре:
развитие у учащихся основных физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
использование факторов отбора (критерии, методы, организацию) для дальнейшей спортивной ориентации в области футбола;
освоение учащимися физических упражнений из видов спорта, включенных в учебную программу (гимнастика, легкая атлетика и др.), а так же подвижных игр и технических действий игры в футбол;
освоение учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
привитие учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Для детей среднего и старшего школьного возраста необходимой является потребность в высокой двигательной активности. Он наиболее благоприятен для развития физических способностей – скоростных и координационных, а также способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
Режим занятий. Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год, 1 час в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу
Форма обучения- очная.
Формы организации занятий. Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных видеозаписей, просмотра соревнований).
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Ожидаемые результаты:
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
2. Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Снижение заболеваемости школьников.
4. Снижение психо-эмоциональных расстройств.
5. Повышение уровня физической подготовки школьников.
6. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
7. Снижение последствий умственной нагрузки.
8. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе
Учащиеся должны знать и иметь представление:
об особенностях зарождения, истории пионербола;
о физических качествах и правилах их тестирования;
основы личной гигиены, причины травматизма при занятии пионерболом и правила его предупреждения;
уметь организовать самостоятельные занятия по пионерболу, а также, с группой товарищей;
организовывать и проводить соревнования по пионерболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.
Учащиеся должны уметь:
выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
владеть тактико - техническими приемами пионербола;
знать основы судейства.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля |
Теория | Практика | Всего | |
| Понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма. | 1 | | 3 | Беседа |
| Основные положения правил игры в пионербол | 1 | | | Беседа |
| Нарушения, жесты судей, правила соревнований | 1 | | | Беседа |
| Специальная физическая подготовка: | | | 6 | |
| Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. | | 1 | | Тест |
| Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. | | 1 | | |
| Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. | | 1 | | Тест |
| Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. | | 1 | | |
| Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. | | 1 | | |
| Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. | | 1 | | зачет |
| Технико-тактические приемы | | | 25 | |
| Подача мяча | | 3 | | |
| Передачи | | 4 | | |
| Нападающий бросок | | 4 | | |
| Блокирование | | 3 | | |
| Комбинированные упражнения | | 3 | | тест |
| Учебно-тренировочные игры | | 5 | | зачет |
| Судейство игр | | 3 | | тест |
3. Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Техника безопасности. Стойка игрока, перемещения по площадке | 1 |
| Имитация передачи мяча, передача мяча через сетку. | 1 |
2 | Подача мяча. Верхняя подача и верхняя боковая | 1 |
3 | Передача нижняя прямая и нижняя боковая | 1 |
4 | Передача мяча через сетку двумя руками с места прыжком | 1 |
5 | Передача мяча через сетку одной рукой с места прыжком | 1 |
6 | Ловля мяча от прямой и боковой подачи, ловля сверху и перед собой двумя руками | 1 |
7 | Ловля мяча с падением в сторону, на спину, вперед | 1 |
8 | Техника нападающих бросков. Нападающий удар через сетку двумя руками в прыжке | 1 |
| Нападающий удар через сетку одной рукой в прыжке с передней линии | 1 |
9 | Нападающий удар через сетку со второй линии с трех шагов в прыжке с приземлением на переднюю линию без мяча | 1 |
10 | Нападающий удар через сетку одной и двумя руками с трех шагов в прыжке с передачи мяча из глубины площадки | 1 |
11 | Блокирование нападающих ударов: одиночное и вдвоем | 1 |
12 | Передачи мяча через сетку двумя руками или одной | 1 |
13 | Блокирование нападающего броска. Выполнение нападающего удара. | 1 |
14 | Взаимодействие игроков передней линии в нападении | 1 |
| Взаимодействие игроков второй линии и передней линии | 1 |
| Система игры в защите при страховке нападающего игроком задней линии | 1 |
15 | Обманные действия игроков, командные действия | 1 |
16 | Игра в пионербол по упрощенным правилам (для младшей группы игроков) | 1 |
17 | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков и на укороченной площадке | 1 |
18 | Отбивание мяча кулаком через сетку при падении на спину, на бок, перекатом | 1 |
19 | Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15 минут | 1 |
| Подвижные игры, эстафета с мячом и без мяча | 1 |
20 | Ловля мяча отраженного сеткой и от блока соперника | 1 |
21 | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача (пас) партнеру, нападающий удар | 1 |
22 | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 1 |
23 | Тактика свободного нападения | 1 |
24 | Тактика позиционного нападения без изменения позиций игроков (6:0) | 1 |
25 | Позиционное нападение с изменением позиций игроков | 1 |
26 | Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки | 1 |
27 | Тактические действия игроков в защите. Страховка игроков нападения | 1 |
28 | Закрепление техники перемещений и владения мячом. | 1 |
29 | Двусторонняя игра | 1 |
30 | Техника безопасности. Стойка игрока, перемещения по площадке | 1 |
31 | Имитация передачи мяча, передача мяча через сетку. | 1 |
32 | Подача мяча. Верхняя подача и верхняя боковая | 1 |
33 | Передача нижняя прямая и нижняя боковая | 1 |
34 | Передача мяча через сетку двумя руками с места прыжком | 1 |
Материально-техническое и информационное обеспечение
• Спортивный зал.
• Волейбольная сетка.
• Мячи волейбольные.
• Мячи набивные.
• Скакалки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Физическая культура. 1 – 4 классы. Составитель В.И.Лях. Издательство Просвещение 2001 год.
Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
2. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
3. Пионербол - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41-42. - С. 5,17.
4. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988