Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покурская общеобразовательная средняя школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 30.08.2021 г. № 1 Руководитель МО___ /И.А. Рудковская / | СОГЛАСОВАНО зам. директора ________/_О.Д.Бас « 31 » августа 2021 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Покурская ОСШ ___________Л.В.Калинина « 31 » августа 2021 г. № 167 |
.
Рабочая программа
учебного курса «Шахматы»
для 1-ых, 2-ых классов
на 2021/2022 учебный год
Автор: З.Л.Бахарева,
учитель начальных классов,
первой категории
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12. 2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.05.2017г. №845 «О реализации шахматного образования в ХМАО-Югра»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.06.2017 № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования ( от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширение вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Покурской ОСШ. Учебник «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г. Учебник «Шахматы в школе» 2-ой год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 2-й год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г. Рабочая программа рассчитана для 1 класса на 16 часов в первом полугодии и для 2 класса на 17 часов (16 часов в первом полугодии. 1 час во втором полугодии).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень
Сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за дачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения
в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла
и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
3. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом существующих предметных связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
В основу программы заложен индивидуальный подход. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения, благодаря чему выстраиваются доверительные отношения между тренером и его воспитанниками.
Программа предполагает, что в процессе образования развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности, то есть разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут.
Занятие не урок, а творческое общение. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста, партий сыгранных его товарищами, анализа игры великих шахматистов.
Тематическое планирование
1 класс (1-ый год обучения)
№ п/п | Тема | Кол-во часов. | Дата проведения |
План | факт |
1. | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, Шахматы - мои друзья. | 1ч. | 07.09 | |
2. | Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. | 1ч. | 14.09 | |
3. | Шахматная нотация | 1ч. | 21.09 | |
4. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1ч. | 28.09 | |
5. | Ладья. Слон. | 1ч. | 05.10 | |
6. | Ферзь. Конь. | 1ч. | 12.10 | |
7. | Пешка. Превращение пешки. | 1ч. | 19.10 | |
8. | Король. Ценность фигур. | 1ч. | 26.10 | |
9. | Нападение. Взятие на проходе. | 1ч. | 09.11 | |
10. | Шах и защита от шаха. Мат. Пат, ничья. Рокировка. | 1ч. | 16.11 | |
11. | Основные принципы игры в начале партии | 1ч. | 23.11 | |
12. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1ч. | 30.11 | |
13. | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1ч. | 07.12 | |
14. | Материальное преимущество Нарушение основных принципов игры в начале партии | 1ч. | 14.12 | |
15. | Партии – миниатюры. Запись шахматной партии | 1ч. | 21.12 | |
16. | Шахматный этикет. Шахматный турнир. | 1ч. | 21.12 | |
| Итого: | 16 ч. | | |
(2-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
План | факт |
1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 | 07.09 | |
2. | Шахматные фигуры (повторение) | 1 | 14.09 | |
3. | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | 1 | 21.09 | |
4. | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй | 1 | 28.09 | |
5 | Защита шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 1 | 05.10 | |
6 | Защита шахматной партии: перекрытие, контрнападение | 1 | 12.10 | |
7 | Тактический приём «двойной удар», «связка». | 1 | 19.10 | |
8 | Тактический приём «ловля фигуры», «сквозной удар» | 1 | 26.10 | |
9 | Мат на последней горизонтали | 1 | 09.11 | |
10 | Тактический приём «открытый шах», «двойной шах» | 1 | 16.11 | |
11 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | 1 | 23.11 | |
12 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | 30.11 | |
13 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | 07.12 | |
14 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 1 | 14.12 | |
15 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 1 | 21.12 | |
16 | Основы анализа шахматной партии | 1 | 21.12 | |
17 | Шахматный турнир | 1 | 11.01 | |
| Итого: | 17 ч. | | |