СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Шахматы 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельсности Шахматы 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Шахматы 1 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА


«Согласовано»

Заместителя директора по УВР

МБОУ СОШ №10 г. Сальска

______________М.А. Носачева


«27 » августа 2021 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №10

г. Сальска

__________ М.А. Романенко


Приказ № 164 от

«01» сентября 2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению


«Шахматы»

Тищенко Юлии Ивановны

учителя начальных классов


1 «А» и 1 «Б» класс


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от «30» августа 2021 г.




2021-2022 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по шахматам для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 г. № 413 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1645); «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства просвещения России от 20 мая 2020 г. N 254. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85; Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72; Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81);

  • Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.12.4. 3598-20«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)»;

  • Авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год).Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС (ред. от 24.04.2015) «Об образовании в Ростовской области»;

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС (ред. от 24.04.2015) «Об образовании в Ростовской области»;

  • Устав МБОУ СОШ №10 г. Сальска;

  • Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №10 г. Сальска;

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 г. Сальска на 2021-2022 учебный год (приказ от 01.09.2021 № 170);

  • Программа воспитания СОО на 2021-2025 г.г. (приказ от 01.09.2021 № 170);

  • Учебный план МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ от 01.09.2021 № 170)

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ от 01.09.2021 № 170);

  • Расписание уроков МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2021-2022 учебный год (приказ от 01.09.2021 № 198).



Место курса в учебном плане


На реализацию программы внеурочной деятельности в 1 классах отводится 33 часа из расчета 1 час в неделю (33 недели). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2021 – 2022 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа рассчитана на 31 час в 1 «А» классе и 1 «Б» классе. Программа была сокращена мною на 2 часа за счет уплотнения раздела «Ходы и взятие фигур»

Личностные, метапредметные и предметные результаты


В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

  • Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

  • Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

  • Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

  • Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

  • Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.


Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

-определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Планируемые результаты

Личностные:

  1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  3. Наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

  4. Развитие творческого потенциала ребенка.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: 

  1. Осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний.

  2. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

  3. планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач.

  4. Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач.

  5. Определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога.

  6. Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников.

Познавательные УУД:

  1. Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной,  схематической,  условно-знаковой.

  2. Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

  4. Делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

  5. Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

  6. Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию.

  2. Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

  3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.

  4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве  партнера и самого себя.

      Предметные: 

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное  положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

 К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать (делать рокировку);

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.


Формы, периодичность и порядок текущего контроля

успеваемости обучающихся


Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Виды контроля:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Аппаратные средства

  • Компьютер, проектор, принтер, интерактивная доска.


Учебно-методические пособия для учителя

  • А.А. Тимофеев  "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011

  • Сборник  программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. 
    Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.

Электронные учебные пособия:

Диск с компьютерной программой «LEGO Chess – RUS».


Учебно-методические пособия для ученика


Шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей)

           

Дополнительная литература

  1. Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.

  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.

  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.

  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.

  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.

  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.

  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.

  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.

  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.

  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.

  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.

  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.

  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.

  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.

  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.

  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.

  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.

  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;

  24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.

  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

  27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.

  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.

  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.

  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.

  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.

  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.

  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.

  35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.

Содержание программы:


  1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА (2 часа).

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Легенда о возникновении шахмат.

Дидактические игры и задания:

  • «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

  • «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

  • «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.


  1. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (3 часа).

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания:

  • «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

  • «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

  • «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

  • «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

  • «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

  • «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.


  1. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР (4 часа).

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания:

  • «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

  • «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

  • «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.




  1. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (10 часов).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания:

  • «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

  • «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

  • «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

  • «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

  • «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

  • «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

  • «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

  • «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

  • «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

  • «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

  • «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

  • «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

  • «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

  • «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.


  1. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ (5 часов).

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания:

  • «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

  • «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

  • «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

  • «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

  • «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

  • «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

  • «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.


  1. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ (5 часов).

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания:

  • «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.


  1. ПОВТОРЕНИЕ (2 часа).


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема занятия

Вид деятельности

Дата



1«А»

I гр.


Факт

1 «Б»

I гр.

Тип/форма урока

Вид/форма контроля

1

История возникновения шахмат.

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные

06.09


07.09

Комбинирован

ный

Внешний контроль

2

Шахматная доска.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске.

13.09


14.09

соревнование

Внешний контроль

3

Шахматные фигуры.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

20.09


21.09

Комбинирован

Внешний контроль

4

Шахматные фигуры.

Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат".

27.09


28.09

Комбинирован

ный

Внешний контроль

5

Относительная ценность фигур.

Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая". Ценность каждой фигуры.

4.10


05.10

Комбинирован
ный

Внешний контроль

6

Начальная расстановка фигур.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет".

11.10


12.10

Комбинирован
ный

Внешний контроль

7

Начальная расстановка фигур.

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

18.10


19.10

Комбинирован

ный

Внешний контроль

8

Начальная расстановка фигур.

Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат".

25.10


26.10

Игра-соревнование

Внешний контроль

9

Начальная расстановка фигур.

Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

8.11


09.11

Комбинирован

ный

Внешний контроль

10

Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

15.11


16.11

Игра-соревнование

Внешний контроль

11

Ладья.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

22.11


23.11

Игра-соревнование

Внешний контроль

12

Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

29.11


30.11

Игра-соревнование

Внешний контроль

13

Ладья против слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

06.12


07.12

Комбинирован
ный

Внешний контроль

14

Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

13.12


14.12

Комбинирован
ный

Текущий

15

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

20.12


21.12

Комбинирован

текущий

16

Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

27.12


28.12

Комбинирован
ный

Внешний

17

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

10.01


11.01

Комбинирован
ный

самоконтроль

18

Пешка.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

17.01


18.01

Комбинирован
ный

Текущий

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

24.01


25.01

Комбинирован
ный

самоконтроль

20

Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).

31.01


01.02

Комбинирован
ный

самоконтроль

21

Король против других фигур.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

07.02


08.02

Комбинирован
ный

внешнний

22

Шах.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

21.02


22.02

Комбинирован
ный

текущий

23

Шах.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

28.02


1.03

Комбинирован
ный

текущий

24

Мат.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

14.03


15.03

Комбинирован
ный

текущий

25

Мат.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

28.03


29.03

Комбинирован
ный

внешний

26

Рокировка. Ничья.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

04.04


5.04

Комбинирован
ный

внешний

27

Условные обозначения перемещения, взятия.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

11.04


12.04

Комбинирован
ный

внешний

28

Ценность фигур.
Единица измерения ценности.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

18.04


19.04

Комбинирован
ный

внешний

29

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

25.04


26.04

Комбинирован
ный

внешний

30

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

16.05


17.05

Комбинирован
ный

внешний

31

Шахматная партия.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

23.05


24.05

Комбинирован
ный

Внешний