Приложение к образовательной программе
начального общего образования 1-4 классы
на 2020/2021 учебный год
Приказ № от 31.08.2018г.
ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
(ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рабочая программа
учебного курса «Шахматы»
для 4-ых классов
на 2020 - 2021 учебный год
Составитель: Бахарева З.Л.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12. 2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.05.2017г. №845 «О реализации шахматного образования в ХМАО-Югра»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.06.2017 № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования ( от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширение вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Покурской ОСШ. Учебник «Шахматы в школе» 4 год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 4 год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г. Рабочая программа рассчитана на 34 часа для 4 класса в год, 1 занятие в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень
Сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за дачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения
в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла
и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
3. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом существующих предметных связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
В основу программы заложен индивидуальный подход. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения, благодаря чему выстраиваются доверительные отношения между тренером и его воспитанниками.
Программа предполагает, что в процессе образования развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности, то есть разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут.
Занятие не урок, а творческое общение. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста, партий сыгранных его товарищами, анализа игры великих шахматистов.
4. Тематическое планирование 4 класс
(4-й год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
План | факт |
1 | Повторение пройденного материала. | 1 | | |
2 | Из истории возникновения соревнований по шахматам. | 1 | | |
3 | Матование одинокого короля разными фигурами. | 1 | | |
4 | Тактические комбинации и приёмы «связка», «Сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры». | 1 | | |
6 | Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» | 1 | | |
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
8 | Тактический приём «завлечение» | 1 | | |
9 | Тактический приём «отвлечение» | 1 | | |
10 | Тактический приём «уничтожение защиты» | 1 | | |
11 | Тактический приём «спёртый мат» | 1 | | |
12 | Сочетание тактических приёмов | 1 | | |
13 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
14 | Борьба за инициативу | 1 | | |
15 | Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля | 1 | | |
16 | Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля | 1 | | |
17 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
18 | Шахматный турнир | 2 | | |
19 | Шахматный турнир | 1 | | |
20 | Шахматный турнир | 1 | | |
21 | Шахматный турнир | 1 | | |
22 | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | 1 | | |
23 | Основы пешечного эндшпеля: проходная пешка, правило квадрата | 1 | | |
24 | Основы пешечного эндшпеля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | 1 | | |
25 | Основы пешечного эндшпеля: оппозиция и ключевые поля | 1 | | |
26 | Основы пешечного эндшпеля:король с пешкой против короля с пешкой. | 1 | | |
27 | Основы пешечного эндшпеля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | 2 | | |
28 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | 1 | | |
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
30 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов | 1 | | |
31 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен | 1 | | |
32 | Шахматный турнир | 1 | | |
33 | Шахматный турнир | 1 | |
34 | Шахматный праздник | 1 | | |
| Итого | 34ч. | | |