СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ» Начальная школа первый год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

примерная программа по шахматам для первого класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ» Начальная школа первый год обучения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ШАХМАТЫ»



Начальная школа первый год обучения



Барсанова Анатолия Степановича, первая квалификационная категория





Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Азбука Шахмат ” подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания.

Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Рекомендована учителям физической культуры общеобразовательных учреждений

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Основные формы и средства обучения:

  1. Практическая игра.

  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Азбука Шахмат” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.

1.4. Содержание программы и методические рекомендации.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Программой “Шахматы, первый год” предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Учебник для первого класса четырехлетней и трехлетней начальной школы “Шахматы, первый год” или “Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” подобно другим учебникам для первоклассников содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Самый элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству дидактических игр и заданий. Для изучения силы и слабости каждой шахматной фигуры приводится большое количество заданий. В учебнике или на демонстрационной доске дети сами решают задания, а поучительные положения разыгрывают друг с другом или с учителем. Много страниц учебника занимают задачи на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии, показывается, как наказывают за грубые ошибки одну из сторон.

Шахматы, первый год”.

I. Шахматная доска.

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

II. Шахматные фигуры.

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

III. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

V. Цель шахматной партии.

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах, мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.







Тематическое планирование.

Тематическое планирование 1 год

тема

Кол-во часов

1

Шахматная доска.

4

2

Шахматные фигуры.

9

3

Начальная расстановка фигур.

4

4

Ходы и взятие фигур.

8

5

Цель шахматной партии.

5

6

Игра всеми фигурами из начального положения.

3


всего

33



Календарно-тематическое планирование.



1 класс.

Тема

часы

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля.

1

2

Шахматная доска.

1

3

Горизонталь, вертикаль, диагональ.

1

4

Центр шахматной доски.

1

5

Белые фигуры, черные фигуры.

1

6

Ладья.

1

7

Слон.

1

8

Ферзь.

1

9

Конь.

1

10

Пешка.

1

11

Король.

1

12

Сравнительная сила фигур.

1

13

Ценность шахматных фигур

1

14

Начальное положение (начальная позиция).

1

15

Расположение каждой из фигур в начальном положении;

1

16

Правило“Каждый ферзь любит свой цвет”.

1

17

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

1

18

Правила хода и взятия каждой из фигур.

1

19

Игра “на уничтожение”.

1

20

Белопольные и чернопольные слоны,

1

21

Одноцветные и разноцветные слоны.

1

22

Качество. Легкие и тяжелые фигуры.

1

23

Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.

1

24

Взятие на проходе.

1

25

Превращение пешки.

1

26

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

1

27

Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля.

1

28

Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.

1

29

Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.

1

30

Длинная и короткая рокировка и ее правила.

1

31

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

1

32

Представления о том, как начинать шахматную партию.

1

33

Короткие шахматные партии.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!