пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа радости» (социальное направление) для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области на 2021-2022 учебный год.
Программа рассчитана на возраст детей 6,5-11 лет, занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы; 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2,3,4 классы – по 34 часа).
планируемые результаты освоения программы
В качестве результата изучения данного кружка предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
содержание курса
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Формирование психологического здоровья.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Формировать терпимость к мнению собеседника.
тематическое планирование
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 класс |
1. | Мои чувства | 14 |
2. | Чем люди отличаются друг от друга | 6 |
3. | Какой Я – какой Ты | 8 |
4. | Трудности первоклассника | 5 |
ИТОГО: | 33 часа |
2 класс |
1. | Я - фантазер | 10 |
2. | Я и моя школа | 9 |
3. | Я и моя родители | 6 |
4. | Я и мои друзья | 10 |
5. | | |
ИТОГО: | 34 часа |
3 класс |
1. | Умение владеть собой | 8 |
2. | Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений | 8 |
3. | Культура общения | 7 |
4. | Сотрудничество | 11 |
ИТОГО: | 34 часа |
4 класс |
1. | Мои силы, мои возможности | 11 |
2. | Я расту, я изменяюсь | 5 |
3. | Моё будущее | 5 |
4. | Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? | 3 |
5. | Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? | 11 |
ИТОГО: | 34 часа |
календарно-тематическое планирование
1 КЛАСС (33 часа)
№ п\п | Тема занятия |
Мои чувства (14 ч) |
1 | Знакомство. |
2 | Радость. Что такое мимика |
3 | Радость. Как её доставить другому человеку |
4 | Жесты |
5 | Радость можно передать прикосновением |
6 | Радость можно подарить взглядом |
7 | Страх |
8 | Страх. Его относительность |
9 | Как справиться со страхом |
10 | Гнев. С какими чувствами он дружит? |
11 | Как справиться с гневом? |
12 | Может ли гнев принести пользу? |
13 | Разные чувства |
14 | Акция «Творим добро своими руками» |
Чем люди отличаются друг от друга (6 ч) |
15 | Качества людей |
16 | Люди отличаются друг от друга своими качествами |
17 | Операция: «Поможем нашим растениям» |
18 | В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества |
19 | Акция " Подкорми птичек!" |
20 | Как мы видим друг друга |
Какой Я – какой Ты?(8 ч) |
21 | Кто Я? |
22 | Мой автопортрет |
23 | «Сотвори добро». Помоги ближнему |
24 | Моё настроение |
25 | Кто ты? |
26 | Акция «Добро в твоём сердце» |
27 | Я и другие |
28 | Я и одноклассники |
Трудности первоклассника (5ч) |
29 | Трудности первоклассника дома |
30 | Трудности первоклассника в школе |
31 | Трудности первоклассника на улице (поведение и общение) |
32 | Акция: «Ремонт учебников» |
33 | Итоговое занятие |
2 КЛАСС (34 часа) |
№ п\п | Тема занятия |
Я – фантазёр (10 ч) |
1 | Я - второклассник |
2 | Кого можно назвать фантазёром? |
3 | Я умею фантазировать |
4 | Марафон Милосердия |
5 | Мои сны. |
6 | Я умею сочинять |
7 | Операция: «Поможем нашим растениям» |
8 | Мои мечты |
9 | Операция: «Поможем нашим книжкам» |
10 | Фантазии и ложь |
Я и моя школа (9 ч) |
11 | Я и моя школа |
12 | Марафон: «Подлечи книжку» |
13 | Я и мой учитель |
14 | Я и мои одноклассники |
15 | Акция «Пополни библиотечный фонд» |
16 | Что такое лень? |
17 | Добрые дела нашего класса |
18 | Как справиться с «Немогучками»? |
19 | «Сотвори добро». Помощь библиотеке |
Я и мои друзья (10 ч) |
20 | Настоящий друг |
21 | Умею ли я дружить? |
22 | Акция «Вместе лучше!» |
23 | Трудности в отношениях с друзьями |
24 | Я и мои «колючки» |
25 | Ссора. Как правильно себя вести |
26 | Драка. Как её предотвратить? |
27 | Ссора и драка |
28 | «Сотвори добро». Помощь другу |
29 | Что такое одиночество? |
Я и мои родители (5 ч) |
30 | Я и мои родители |
31 | «Урок мудрости» (уважение к старшим») |
32 | «Сотвори добро». Помоги ближнему |
33 | Я умею просить прощения |
34 | Я умею прощать |
2 КЛАСС (34 часа) |
№ п\п | Тема занятия |
Умение владеть собой (8ч) |
1 | Я – третьеклассник |
2 | Я и мои цели |
3 | Акция «Творим добро своими руками» |
4 | Хозяин своего Я |
5 | «Сотвори добро». Помоги ближнему |
6 | Не хочу быть плохим |
7 | Хочу быть хорошим |
8 | Умей расслабиться |
Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 ч) |
9 | Мой любимый герой (примеры для подражания) |
10 | «Сотвори добро». Помоги библиотеке |
11 | Добро и зло (совесть) |
12 | Что такое хорошо и что такое плохо |
13 | Хорошие и дурные привычки |
14 | Акция «Добро в твоём сердце» |
15 | Конфликт |
16 | Моё поведение в трудных ситуациях |
Культура общения (7 ч) |
17 | Волшебные слова |
18 | Акция «Подкорми птичек!» |
19 | Учимся вежливо говорить |
20 | Я вам пишу |
21 | Мой день рождения |
22 | Мы смеёмся |
23 | Мальчик или девочка |
Что такое сотрудничество (11 ч) |
24 | Что такое сотрудничество? |
25 | Я умею понимать другого |
26 | Волшебная палочка - это наша речь |
27 | Я умею договариваться с людьми |
28 | Марафон Милосердия |
29 | Мы умеем действовать сообща |
30 | Мы умеем действовать сообща |
31 | Акция «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» |
32 | Что такое коллективная работа? |
33 | «Акция «Белые журавлики» |
34 | Копилка добрых дел |
2 КЛАСС (34 часа) |
№ п\п | Тема занятия |
Кто я? Мои силы, мои возможности (11 ч) |
1 | Кто я? |
2 | Какой я? Большой или маленький? |
3 | Мои способности |
4 | Акция «Подарок малышам» |
5 | Мой выбор, мой путь |
6 | Мой внутренний мир |
7 | Кто в ответе за мой внутренний мир? |
8 | Акция «Тихая перемена» |
9 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира |
10 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? |
11 | Что значит верить? |
Я расту, я изменяюсь (5 ч) |
12 | Моё детство |
13 | Нужно ли человеку изменяться? |
14 | «Книжкина больница» |
15 | Я расту, я изменяюсь |
16 | Акция «Береги воду!» |
Моё будущее (5 ч) |
17 | Акция «Покормите птиц зимою» |
18 | Моё будущее |
19 | Кем бы я хотел стать? |
20 | Акция «Мы уважаем старших! » |
21 | Хочу вырасти здоровым человеком. |
Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого нужно? (3 ч) |
22 | Кто такой интеллигентный человек? |
23 | Хочу вырасти интеллигентным человеком |
24 | Что такое идеальное «Я»? |
Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно? (10 ч) |
25 | Кто такой свободный человек? |
26 | Права и обязанности школьника |
27 | Акция «Подарок ветерану» |
28 | Что такое «право на уважение»? |
29 | Права и обязанности |
30 | Копилка добрых дел. |
31 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам |
32 | Как разрешить конфликты мирным путём? |
33 | Акция «Мы уважаем старших! » |
34 | Итоговое занятие |