СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Синтезатор" 2 класс Предмет Фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Синтезатор" 2 класс Предмет Фортепиано»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ




Рассмотрено

на заседании МС

протокол №_

от « _ »_______2021г.



Принято

на педсовете

протокол № ___

от « _» ________ 2021г.

Утверждаю

Директор

МБУ ДО Озерненская ДШИ

____________Е.В.Андреева

Приказ № __

от «___» _______2021г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Фортепиано 2 класс

(предмет, класс)


ФОРТЕПИАНО

(ДОП)


Морозова Марина Николаевна

(ФИО)


преподаватель

(должность)














2021 – 2022 учебный год




Пояснительная записка

Срок реализации 1 год

Рабочая программа «Фортепиано» 2класс дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального исполнительства «Синтезатор» составлена на основании следующих нормативных документов:

- Конституции Российской Федерации 12.12.1993г.

- Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:

- п.1 ч.2 ст.83

- ч.5 ст.12

- ч.21 ст.83

- Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559–1

- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

- Устава МБУ ДО Озерненская ДШИ.


Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.


Цель программы: развитие творческих и специальных музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры воспитанников посредством освоения основ музыкальной грамоты и овладения исполнительскими навыками на фортепиано.


Задачи обучения включают в себя:

- изучить основы теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоить средства музыкальной выразительности, знакомить с музыкальной терминологией).

- овладеть основами исполнительского мастерства (освоить двигательные навыки, развить беглость пальцев, овладеть различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями).

- обучить навыкам работы с нотной литературой, разбора музыкальных произведений и чтению с листа.


Цели и задачи программы 2 класса реализуется на уроках Фортепиано (1 академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного контроля, в концертных выступлениях. Количество учебных часов – 35 в год, в том числе 4часаконтрольных уроков (из расчета 35 недель в год).



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО


Учебно-тематический план по предмету «Фортепиано», 2 класс



раздела

Название разделов

Количество часов


1.

Работа над постановкой игрового аппарата

8

2.

Формирование основных навыков игры на инструменте

6

3.

Работа над инструктивным материалом

5

4.

Работа над полифоническими произведениями

2

5.

Работа над произведениями крупной формы

1

6.

Работа над произведениями малой формы.

7

7.

Работа над подготовкой к публичному выступлению

2


Контрольные уроки

4


Итого


35




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Работа над постановкой игрового аппарата(8ч.):

- воспитание правильной посадки;

- вырабатывать свободу движений, контролирование мышечной, плечевой и локтевой свободы;

- работа над собранностью руки, формирование цепкости пальцев;

- упражнения на координацию;

- система упражнений и создание условий для последующей беглости пальцев.


Формирование основных навыков игры на инструменте (6ч.):

- формированию исполнительских навыков, связанных с владением интонационной, темпо-ритмической, ладо-гармонической и артикуляционной выразительностью;

- работа над звукоизвлечением (естественность и мягкость звучания, качество исполнения legato, nonlegato, staccato);

- освоение приемов игры(legato, non legato, staccato);

- акцентирование внимания обучающегося на качестве звучания: связь качества звучания и способов звукоизвлечения;

- воспитание внимания обучающегося к качеству звучания: связь качества звучания и способов звукоизвлечения;

- расширение динамических и агогических нюансов, использование педали

- развитие элементарных навыков выразительного исполнения несложных пьес.


Работа над инструктивным материалом (5ч.):

- формирование технических навыков: удобство исполнения, звуковая ровность, основы беглости пальцев, свободные кистевые движения;

- работа над пальцевой техникой: упражнения Ганона, упражнения на развитие гибкости кисти;

- введение понятия «способы проучивания»;

- исполнение мажорных гамм (по выбору педагога) в 2 октавы отдельно каждой рукой, аккорды( тоническое трезвучие с обращениями) отдельно каждой рукой;

- внесение в репертуар этюдов более инструктивного характера в подвижном темпе.

Работа над полифоническими произведениями (2ч.):

- знакомство с полифоническими произведениями, с образцами старинной клавирной музыки

- воспитание у учащихся элементарных основ полифонического слышания.

- исполнение несложных пьес с элементами полифонии.


Работа над произведениями крупной формы (1ч.):

- изучение произведений крупной формы: легкие сонатины и вариации.

- формирование четкий представлений о структуре произведений.

- воспитание навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато.


Работа над произведениями малой формы (7ч.):

- работа над художественной стороной исполнения, включая в репертуар легкие образные и характерные пьески;

- введение в репертуар кантиленных пьес с более длинными фразами на легато, с более яркой и разнообразной динамикой;


Работа над подготовкой к публичному выступлению(2ч.):

- воспитание исполнительских навыков;

- работа над созданием художественного образа произведения: формирование конкретного исполнительского замысла с учетом программных названий, образных и эмоциональных ремарок;

-преодоление сценического волнения.


Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);

- традиционный урок;

- комбинированное практическое занятие;

- урок-игра;

- открытый урок с присутствием родителей

- дистанционный урок.

.

Технологии обучения:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

- игровая технология;

- проблемно-поисковая технология;

- системно-деятельностная технология;

- здоровьесберегающая технология;

-технология эффективных уроков.



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

- предметная компетенция;

- метапредметная компетенция;

- коммуникативная компетенция;

- личностная компетенция.


Виды и формы контроля:

- контрольные уроки;



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКЕ ФОРТЕПИАНО

- соответствие гигиенических условий санитарным нормам: чистота, определенная температура и свежесть воздуха.

- рациональная организация урока: использование активных форм и методов обучения (динамические паузы, гимнастика для глаз).

- проведение интегрированных уроков.

- использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения.

- применение игровых технологий в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий.

- создание психологического комфорта на уроке.

- физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока.

- благоприятный психологический климат на уроке также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный обучающимся на уроке, создает атмосферу творчества и взаимопонимания.


ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Фортепиано»

К концу 2 года обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:

- в закреплении основ нотной грамоты;

- в приемах организации пианистического аппарата;

- в знании основных музыкальных терминов;

- в строении музыкальных фраз, простых форм;

- в умении слушать мелодическую линию;

- в работе над выразительностью;

- во владении пальцевой техникой на примере исполнения гамм и этюдов;

- в исполнении более сложных разнохарактерных музыкальных произведений;

- в словесной характеристике исполняемого произведения;

- в передаче характера музыкального произведения в исполнении;

- в эмоциональном восприятии музыки;

- в чтении нот с листа.


Годовые требования

В течение годаобучающийся должен пройти 9–10 разнохарактерных произведений:

- 2-3 этюда;

- 2-3 разнохарактерные пьесы

- освоить основные приемы игры: nonlegato, legato, staccato.

Выбор репертуара для классной работы, контрольного урока ,академического концерта зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного обучающегося, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

В рамках промежуточной аттестации:

- контрольный урок в 1и 2 полугодии;


Примерный репертуарный список:

Пьесы

К. Караев. Веселое путешествие.

С. Майкапар. Вальс.

Бетховен Л. Немецкий танец до мажор.

Левитин Ю. Марш.

Рожавская Ю. Медленный вальс.

Кабалевский Д. Соч.27 "30 детских пьес"

Дремлюга Н. Песня. Веселая игра.

Лукомский Л. 10 пьес: Разговор, Вальс, Полька

Майкапар С. Соч. 28 «Бирюльки» Александров А.Н. Песенка.
Старинный танец Контрданс-Экосез

Барток Б. Пьеса ми минор. Пьеса до мажор Кригер И. Менуэт


Этюды

Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих №№ 2,3-7

Гнесина Е. "Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для начинающих"

Шитте Л. Соч. 108, "25 маленьких этюдов"

Николаев А. Этюды (по выбору)


Пьесы полифонического склада

Ж.Арман «Пьеса»

Д.Левидова «Пьеса»


Крупная форма

И.Беркович « Сонатина»

Л. Бетховен « Сонатина»



Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету фортепиано



Предмет

Оценка

Показатели оценки


Фортепиано








5

(«отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4

(«хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2,1 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы.



Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы учебного предмета Фортепиано созданы соответствующие условия: учебный кабинет (класс для индивидуальных занятий). Оборудование учебного кабинета: 2 фортепиано.

Технические средства: метроном, наличие аудиозаписей, магнитофон; зал для концертных выступлений; библиотечный фонд и фонд фонотеки, аудиозаписей. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине, соответствующими требованиям программы.


Литература:

Учебная:

  1. Адажио [Ноты]: сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано: 1 класс ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014.

  2. Фортепианная игра под общей редакцией А.Николаева.

  3. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано.1-й класс ДМШ



Дополнительная:

  1. Артоболевская, А. Хрестоматия маленького пианиста [Ноты]: учеб.пособие / А. Артоболевская. – М.: Интро-вэйв, 2003.

  2. Августинов Ю. «Учитесь играть на рояле» ч.1,Ленинград-«Музыка»-1989

  3. Августинов Ю.»Учитесь играть на рояле ч.2,Ленинград-«Музыка»-1988г

  4. Грифлина, И. Я учусь играть с листа на фортепиано [Ноты]: учеб.пособие: Тетр.1 / И. Грифлина, Н. Тарасова.–СПб.: Композитор, 2011.

  5. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих.

Составители: С. Ляховицкая и Л.Баренбойм, Ленинград – «Музыка» - 1990

  1. Симонова, Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста [Ноты]: учеб.пособие / Т. Симонова. – СПб.: Композитор, 2013.

  2. Фортепиано [Ноты]: 1 класс ДМШ: учеб.пособие / сост. Б.Е. Милич. – М.: Кифара, 2006.

  3. Юный пианист.Вып.1.Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона.



Электронные ресурсы

  1. http://www.muz-urok.ru/

  2. http://www.notarhiv.ru/

  3. http://notes.tarakanov.net/

  4. http://nlib.org.ua/

  5. http://www.free-scores.com

  6. http://igraj-poj.narod.ru/

  7. http://piano-notes.net/index.html









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!