МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Рассмотрено на заседании МС протокол №_ от « _ »_______2022г. | Принято на педсовете протокол № ___ от « _» ________ 2022г. | Утверждаю Директор МБУ ДО Озерненская ДШИ ____________Е.В.Андреева Приказ № __ от «___» _______2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Аккомпанемент 3 класс
(предмет, класс)
СИНТЕЗАТОР
(ДОП)
Морозова Марина Николаевна
(ФИО)
преподаватель
(должность)
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Срок реализации 1 год
Рабочая программа «Аккомпанемент» 3 класс дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального исполнительства «Синтезатор» составлена на основании следующих нормативных документов:
- Конституции Российской Федерации 12.12.1993г.
- Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:
- п.1 ч.2 ст.83
- ч.5 ст.12
- ч.21 ст.83
- Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559–1
- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Устава МБУ ДО Озерненская ДШИ.
Программа «Аккомпанемент» направлена на воспитание
разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем
приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на
примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности .Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры.
Цель: наиболее широкое изучение различных видов музыкальной деятельности посредством музыкального контакта с инструментом, расширение общего музыкального кругозора.
Задачи:
- воспитывать и формировать практические навыки аккомпанирования, ансамблевой слаженности, развитие навыков коллективного музицирования;
- создавать возможности для самостоятельного «общения» с музыкальным произведением;
- воспитывать чувство стиля и художественного вкуса.
Цели и задачи программы реализуются на уроках Аккомпанемент (1 академический час в неделю), в мероприятиях промежуточного и итогового контроля. Количество учебных часов 35 часов, в том числе 4 часов контрольных уроков (из расчета 35 недель в одном учебном году).
Контроль и учет успеваемости учащихся является одной из форм учебного процесса. Текущий контроль, целью которого является поддержание домашних занятий, темпа продвижения ученика, осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Оценки по пятибалльной системе выставляются в журнал и в дневник.
Промежуточная аттестация определяет степень освоения учеником учебных задач на данном этапе. Формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки в конце учебных четвертей.
Тематический план и содержание тем учебного предмета
«Аккомпанемент»
№ раздела | Название темы | Количество часов |
1. | Аккомпанемент в песнях | 10 |
2. | Усложнение аккомпанемента | 11 |
3. | Пение под собственный аккомпанемент | 10 |
Контрольные уроки: | 4 |
Всего: | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ АККОМПАНЕМЕНТ
Аккомпанемент в песнях(10 ч.):
умение следить за партией солиста. Умение выразительно и гибко
аккомпанировать. Формы – куплетная, период ,сквозное развитие.
Усложнение аккомпанемента(11 ч.):
управляемость техническим процессом. Выработка пианистических движений. Работа над качеством звукоизвлечения. Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на синтезаторе.
Пение под собственный аккомпанемент (10 ч.):
обучение пению по собственному аккомпанементу происходит в процессе
изучения школьных и эстрадных песен и классических вокальных произведений.
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам изучения предмета «Аккомпанемент»
к концу обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:
- умение слушать партнера;
-навык постоянного слухового контроля;
-навык грамотного прочтения текста и выразительного исполнения музыкального произведения;
-умение свободно владеть основными приемами звукоизвлечения;
-умение осмысленно интерпретировать музыкально-художественный образ
исполняемого произведения.
Умение исполнять следующие типы аккомпанементов:
гармоническая поддержка;
чередование баса и аккорда;
аккордовая пульсация;
гармонические фигурации;
аккомпанемент смешанного стиля;
дублирование вокальной партии;
отклонения от вокальной партии.
Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
- традиционный урок
- комбинированное практическое занятие
- урок-игра
- открытый урок с присутствием родителей.
Технологии обучения:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;
- игровая технология;
- проблемно-поисковая технология;
- системно-деятельностная технология;
- здоровьесберегающая технология;
- технология эффективных уроков.
Виды и формы контроля:
- академический концерт;
- концертное выступление;
- контрольные уроки;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКЕ АККОМПАНЕМЕНТА
- гигиенические условия в кабинете должны соответствовать санитарным нормам, следует поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха, уровень;
- рациональная организация урока, использование активных форм и методов обучения: динамические паузы, гимнастика для глаз, проведение интегрированных уроков;
- число видов учебной деятельности, частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости;
- использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения;
- применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий;
- психологический комфорт на уроке - это важное условие для сохранения здоровья обучающегося;
- физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока;
- благоприятный психологический климат на уроке также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный учащимся на уроке, создает атмосферу творчества и взаимопонимания.
Годовые требования
В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 2-3-х произведений и регулярно читать с листа в классе и дома .В конце полугодия ученик должен сыграть 1 поизведение на классном вечере или концерте.
Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 произведений. Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры.
Следует познакомить ученика с навыками транспонирования. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.
В втором полугодии предусмотрена промежуточная аттестация , которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере, классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 1 произведение.
ТРЕБОВАНИЯ
к результатам изучения предмета «Аккомпанемент»
К концу обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:
-в основном концертмейстерском репертуаре (вокальном и инструментальном);
- в музыкальной терминологии;
- в аккомпанировании солисту (вокалисту и инструменталисту) несложных музыкальных произведений, в том числе с транспонированием;
- в создании необходимых условий для раскрытия исполнительских возможностей солиста, в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
- в разучивании с солистом его репертуара;
- в репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ АККОМПАНЕМЕНТ
Предмет | Отметка, балл | Показатели оценки |
Аккомпанемент | 5 (отлично) | - артистичное поведение на сцене; - увлечённость исполнением; - художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения; - слуховой контроль собственного исполнения; - корректировка игры при необходимой ситуации; - свободное владение специфическими технологическими видами исполнения; - убедительное понимание чувства формы; - выразительность интонирования; - единство темпа; - ясность ритмической пульсации; - яркое динамическое разнообразие. |
4 (хорошо) | - незначительная нестабильность психологического поведения на сцене; - грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности; - недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; - стабильность воспроизведения нотного текста; - выразительность интонирования; - попытка передачи динамического разнообразия; - единство темпа. |
3 (удовлетворительно) | - неустойчивое психологическое состояние на сцене; - формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки; - слабый слуховой контроль собственного исполнения; - ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач; - темпо-ритмическая неорганизованность; - слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов; - однообразие и монотонность звучания. |
2,1 (неудовлетворительно) | - частые «срывы» и остановки при исполнении; - отсутствие слухового контроля собственного исполнения; - ошибки в воспроизведении нотного текста; - низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; - отсутствие выразительного интонирования; - метро-ритмическая неустойчивость. |
Список литературы
1.Барсукова С.А. Джаз для детей. Для фортепиано. Младшие и средние классы детских музыкальных школ. Вып.1. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004г. – 48 с.
2.Бриль И.Практический курс джазовой импровизации. Учебное пособие. 3-е издание. Москва, 1985.
3.Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора. М.: Дека-ВС, 2006.
4. Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
5. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или фортепиано. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 46, [1] с. – (Любимые мелодии).
6. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие, Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 88, (2) с.
7. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. М.: Музыка, 2002.
8. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 3. М.: Музыка, 2002.
9. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
10. Стрелецкий С. Популярный учебник игры на синтезаторе. Учебное пособие. – М.: Изд. В. Катанский, 2008.
11.Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. – Новосибирск: Арт-Сервис, 2006.
Электронные ресурсы
http://www.studio.starport.ru/main/accbook.php
http://sintezator-online.ru/samouchitel-igryi-na-sintezatore/8-urok-5-avtoakkompanement-ispolzovanie-vstroennykh-stilej-funktsiya-vybora-tembra-v-odno-kasanie