Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Жигаловская СОШ №1им. Г.Г. Малкова
Рабочая программа
Внеурочная деятельность: «Смысловое чтение»
Уровень образования: начальное общее образование
Количество часов: 135 часов
Составитель:
Кудрина О.А.,
учитель начальной классов
п. Жигалово, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1 КЛАСС. 33 ЧАСА
Раздел 1. «Введение». 2 часа. Мир вокруг нас. Из истории книг.
Раздел 2. «Занимательное чтение». 15 часов. Как добывают воск? Надёжная защита. Одежда для яблок. Самый крупный в мире цветок. Сказка о русалочке. Рисовые картины. Сложный договор. Вежливый кузнец. Футбольный мяч. Древесная лягушка. Танцы на пруду. Река в океане. Сцен в театре. Деньги и гроши. Бумажные осы.
Раздел 3. «Читаем сами». 5 часов. Водные дороги. Строительство паутины . Самая маленькая машина. Жизнь в живом капкане. Разные памятники.
Раздел 4. «Осмысленное чтение». 11 часов. Незаметный автомобильчик. Планета вода. Дым от костра.
Польза змеиного яда. Удав в кинотеатре. Ожоги от медуз.Маленький автобус. Первые автомобили. Прятки у жуков.Огоньки в лесу. Щедрый горшочек
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса Смысловое чтение» у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия.
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения находить алгоритм решения использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать собственное мнение.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
находить и формулировать классификацию с помощью простейших моделей (предметные рисунки, картинки).
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении поставленной задачи.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
извлечение из текста информации, данной в явном виде;
понимать смысл заглавия произведения;
выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
осознанно читать небольшие тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной форме на основе серии картинок.
определение главной мысли теста, авторского замысла и основных черт характера главного героя; уметь выражать свои впечатления по прочитанному тексту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ | Тема, раздел курса | Кол-во часов | ЭОР | Воспитательный компонент |
1 | Введение | 2 ч | https://100urokov.ru/predmety/urok-3-struktura-vidy-i-tipy-teksta | Воспитание отзывчивости, развитие умения слушать, сопереживать героям произведений, эмоционально реагировать на происходящее в тексте |
2 | Занимательное чтение | 15 ч | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/01/20/statya-na-temu-priemy-raboty-s-tekstom-v-nachalnoy-shkole | Воспитание ответственности, трудолюбия. Формирование личностных потребностей, ценностей и чувств. |
3 | Читаем сами | 5 ч | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/01/20/statya-na-temu-priemy-raboty-s-tekstom-v-nachalnoy-shkole | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. |
4 | Осмысленное чтение | 11 ч | https://infourok.ru/interpretaciya-teksta-na-urokah-v-nachalnoj-shkole-4927782.html | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
2 КЛАСС. 34 ЧАСА.
Раздел 1 « Мир вокруг нас ».16 час. Незаметные жирафы. Упитанные пингвины. Зайчонок и улитка. Зрение лягушки. Мудрость гномика. Обмен идеями. Муравьи-врачи. Дома на курьих ножках. Ожившие цветы. Необычная охота. Глаз бури. Хранитель воды. Горный серпантин. Вулканы холодильники Земли. Летающие костюмы. Старинный сундук
Раздел 2. «Я люблю читать». 14 час. Приготовление леденцов. Два художника. Девочка и попугай. Робот-уборщик. Хлебосольный гномик. Фотоохота. Редкое судебное дело. Горный лён. Многорукий гномик. Прудовые арбузы. Три новогодних праздника. Горные лыжи среди пустыни. Золотая деревенька.
Раздел 3. «Читаем и размышляем». 4 часа. Собираемся в путь. Сказочник. Гномик Ворчун. Викторина по прочитанным текстам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
извлечение из текста информации, данной в явном и неявном виде;
озаглавливать текст;
осознанно читать небольшие тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форм;
определение главной мысли теста, авторского замысла и основных черт характера главного героя; уметь выражать свои впечатления по прочитанному тексту;
работать с толковым и орфоэпическим словарями;
создавать проекты на заданную тему.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34 часа)
№ | Тема, раздел курса | Кол-во часов | ЭОР | Воспитательный компонент |
1 | Мир вокруг нас | 16 ч | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osobennosti-prepodavaniya-v-nachalnoj-shkole | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
2 | Я люблю читать | 14 ч | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-znakomstvo-s-uchebnikom-kakaya-bivaet-rech-klass-752746.html | Формирование речевых и эстетических потребностей, ценностей и чувств |
3 | Читаем и размышляем | 4 ч | https://100urokov.ru/predmety/urok-3-struktura-vidy-i-tipy-teksta | Формирование речевых и эстетических потребностей, ценностей и чувств |
3 КЛАСС. 34 ЧАСА.
Раздел 1. «Значение речи для нас». 16 час. Какой ты читатель? Проба пера. Фразеологизмы в жизни людей. Трудно ли учится в школе? Олицетворение в произведениях. О чудесах дружбы. Считалки и дразнилки. Откуда приходят слова? Школьные рыцари. Как тебя зовут?
Наши фамилии. Учитель-волшебник. Устаревшие слова.
Раздел 2. «Читаем, размышляем». 11 час. Поиграем в школу. Современные детские журналы. Цепная связь предложений в тексте. Комиксы. В сказку дверь мы приоткроем. Вчера и сегодня.
Раздел 3. «Преданья старины глубокой…». 7 час. Откуда мы родом? Культура общения. Мы - славяне. Словари и их виды. КВН «Вспомни тексты
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
извлечение из текста информации, данной в явном и неявном виде;
озаглавливать текст;
осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме, создавать текст на основе серии картинок, с использованием фразеологизмов и слов, выражений в переносном значении;
определение главной мысли теста, авторского замысла и основных черт характера главного героя; уметь выражать свои впечатления по прочитанному тексту;
работать с толковым и орфоэпическим словарями;
рассказывать и пересказывать повествовательный текст на основе плана;
редактировать текст в соответствии с темой и главной мыслью;
относить произведение к одному из жанров;
составлять план к тексту.
создавать проекты на заданную тему
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (34 часа)
№ | Тема, раздел курса | Кол-во часов | ЭОР | Воспитательный компонент |
1 | «Значение речи для нас». | 16 ч | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osobennosti-prepodavaniya-v-nachalnoj-shkole | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
2 | Читаем, размышляем | 11 ч | https://urok.1sept.ru/articles/688588 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/01/20/statya-na-temu-priemy-raboty-s-tekstom-v-nachalnoy-shkole | Формирование речевых и эстетических потребностей, ценностей и чувств |
3 | Преданья старины глубокой | 7 ч | https://urok.1sept.ru/articles/549252 | Формирование речевых и эстетических потребностей, ценностей и чувств |
4 КЛАСС. 34 ЧАСА.
Раздел 1. «Страницы нашей истории». 12 час. Великие русские князья. Героические страницы нашей истории. Из истории нашей Родины. Каким ты был, мой родственник, в годы ВОВ. Викторина дети войны. Моя родословная.
Раздел 2. «Обыкновенное чудо».12 час. Сказки для добрых соседей. О чудесах дружбы. Какие черты характера мы ценим в людях? Мир -в котором я живу.. Кроссворды и таблицы-карточки. Детская фантастика. Наши самые близкие люди. Рассказы о животных.
Раздел 3. «Русские писатели». 10 час. Любимые сказки А.С. Пушкина. Сказки, рассказы В.И. Даль. К.Д. Ушинский . Ветер и солнце. Проказы матушки зимы. К.И. Чуковский чтение сказок. Б.С. Житков рассказы. Читательская конференция.
Б.С. Житков рассказы
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
извлечение из текста информации, данной в явном и неявном виде;
работать с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения, соответствующих возрасту, литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций;
озаглавливать текст;
осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме, создавать текст на основе серии картинок, с использованием фразеологизмов и слов, выражений в переносном значении;
определение главной мысли теста, авторского замысла и основных черт характера главного героя; уметь выражать свои впечатления по прочитанному тексту;
работать с толковым и орфоэпическим словарями;
рассказывать и подробно и выборочно пересказывать повествовательный текст на основе плана;
редактировать текст в соответствии с темой и главной мыслью;
делить текст на части, озаглавливать части , составлять план к тексту.
создавать проекты на заданную тему.
составлять отзыв по прочитанному произведению, давать характеристику и оценку героям и их поступкам,
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (34 часа)
№ | Тема, раздел курса | Кол-во часов | ЭОР | Воспитательный компонент |
1 | Страницы нашей истории | 12 ч | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osobennosti-prepodavaniya-v-nachalnoj-shkole | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
2 | Обыкновенное чудо | 12 ч | https://100urokov.ru/predmety/urok-3-struktura-vidy-i-tipy-teksta | Формирование речевых и эстетических потребностей, ценностей и чувств |
3 | Русские писатели | 10 ч | https://urok.1sept.ru/articles/582806 | Формирование речевых и эстетических потребностей, ценностей и чувств |