ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АТКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Техническая механика
13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 11 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи» (приказ Минобрнауки РФ № 66 от 05.02.2018 г.) (базовая подготовка).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Техническая механика» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи.
Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать кинематические схемы;
проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
определять напряжения в конструкционных элементах;
производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
определять передаточное отношение.
знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
типы соединений деталей и машин;
основные сборочные единицы и детали;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК07.Соействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Профессиональная направленность реализуется через формирование элементов следующих профессиональных компетенций:
ПК1.1.Выполнять монтажные работы по возведению воздушных линий электропередачи;
ПК 1.2. Выполнять необходимые типовые расчеты конструктивных элементов линий электропередачи;
ПК 1.4. Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
ПК 3.4. Организовывать работы по реконструкции линий электропередачи.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 96 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 64 |
практические занятия (если предусмотрено) | 32 |
курсовая работа (проект)(если предусмотрено) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел1. Сопротивление материалов | 52 | |
Тема 1.1. Условия равновесия систем | Содержание учебного материала | 8 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Плоская система сходящихся сил. Проекции сил. Понятие пары сил, момента, правило знаков. Сложение пар сил, условие равновесия пар сил, момент силы относительно точки и оси. Виды нагрузок и опор. Понятие плоской системы произвольно расположенных сил. Условия равновесия плоской системы произвольно расположенных сил. | 4 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1.Практическое занятие «Определение опорных реакций статически определимых балок» | |
Самостоятельная работа обучающихся: - оформление отчета по практическому занятию | |
Тема 1.2. Основные положения сопротивление материалов | Содержание учебного материала | 4 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Роль, место и основные задачи сопротивления материалов. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкции. Силы внешние и внутренние. Метод сечений. Напряжение полное, нормальное, касательное. | 4 |
Тема 1.3. Растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 8 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1 Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Эпюры продольных сил. Нормальное напряжение. Эпюры нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука и следствие из него. Коэффициент Пуассона. Механические характеристики. Виды испытаний материалов. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Коэффициент запаса прочности. Условие прочности, расчеты на прочность. | 4 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1. Практическое занятие« Расчёт статически определимых систем на растяжение и сжатие» | |
Самостоятельная работа обучающихся: -подготовка к практическим занятиям; -составление проекта (презентации) по теме: «Испытание пластичных и хрупких материалов на сжатие». | |
Тема 1.4. Практические расчеты на срез и смятие | Содержание учебного материала | 4 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условности расчета, расчетные формулы, условие прочности. Допускаемые напряжения. Примеры расчетов. | |
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение индивидуального задания по расчёту стержня болта (заклепки) на срез и смятие. | |
Тема 1.5. Деформации при кручении | Содержание учебного материала | 8 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Кручение, Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого поперечного сечения. Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Расчеты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу. Выбор рационального сечения вала при кручении. | 4 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1. Практическое занятие «Расчёт на прочность и жёсткость при кручении круглого бруса » | |
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к практическим занятиям; - оформление отчета по практическому занятию. | |
Тема 1.6. Изгиб | Содержание учебного материала | 12 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Изгиб. Основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. Понятие о касательных напряжениях при изгибе. Понятие о теориях прочности. | 4 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 8 |
1. Практическое занятие« Расчёт на прочность при изгибе» | |
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка к практическим занятиям; - выполнение индивидуального задания на тему «Расчет на прочность одноопорной и двухопорной балок». | |
Тема 1.7. Устойчивость сжатых стержней | Содержание учебного материала | 8 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Устойчивость сжатых стержней. Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера, формула Ясинского. Категория стержней в зависимости от их гибкости. Примеры расчета на устойчивость. | 4 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1. Практическое занятие «Расчет на устойчивость сжатых стержней» | |
Раздел 2. Детали машин | 44 | |
Тема 2.1. Характеристика машин и механизмов. Соединение деталей | Содержание учебного материала | 8 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Требования, предъявляемые к машинам, сборочным единицам и их деталям. Основные понятия о надежности машин и их деталей. Ускорение, нормальное и касательное. Виды движения в зависимости от ускорения. | 4 |
2. Общие сведения о передачах. Назначение и классификация. Основные кинематические и силовые соотношения. Неразъемные соединения: сварные, клеевые, паяные. Разъемные соединения. Резьбовые соединения. Шпоночные и шлицевые соединения. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: -составление презентации (сообщения) по теме «Виды движений в кинематике»; -составление презентации по теме «Деталь, механизм, машина». | |
Тема 2.2. Передачи трением | Содержание учебного материала | 8 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Трение скольжения и трение качения. Угол трения, коэффициент трения. Работа постоянной силы при прямолинейном перемещении. Работа переменной силы на криволинейном пути. Теорема о работе равнодействующей. Работа силы тяжести. Мощность, коэффициент полезного действия. Работа и мощность при вращательном движении. | 4 |
2.Принцип работы фрикционных передач с нерегулируемым передаточным числом.. Общие сведение: принцип работы, устройство, достоинства и недостатки, классификация, область применения. Детали ременных передач. Основные геометрические соотношения в передачах. Расчет ременных передач по тяговой способности. | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: -составление конспекта по теме «Виды движения и преобразующие механизмы». | |
Тема 2.3. Передачи зацеплением | Содержание учебного материала | 12 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Общие сведения о зубчатых передачах: принцип работы, устройство, достоинство и недостатки, область применения. Классификация. Общие сведения, принцип работы, устройство, достоинства, недостатки, область применения червячных передач | 4 |
2.Общие сведения о редукторах. Назначение, устройство, классификация. Конструкции одно- и двухступенчатых редукторов. Основные параметры редукторов. Общие сведения о цепных передачах: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки, область применения. Детали цепных передач и смазка цепи. Геометрические соотношения. Критерии работоспособности. | 4 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1. Практическое занятие «Расчет зубчатых передач» | |
Самостоятельная работа обучающихся: -подготовка к практическим занятиям; -оформление отчета по практическому занятию. | |
Тема 2.4. Валы и оси. Опоры валов и осей | Содержание учебного материала | 12 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Назначение, классификация валов и осей. Элементы конструкции. Материалы валов и осей. Проверочный и проектировочный расчет валов и осей. | 4 |
2. Подшипники скольжения: конструкция, достоинства и недостатки, область применения, материалы и смазки. Виды разрушения и основные критерии работоспособности. Расчет на износостойкость и теплостойкость. Подшипники качения: устройство, классификация, основные типы. Особенности работы и причины выхода из строя. | 4 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1. Практическое занятие «Сборка механических передач моделей по кинематическим схемам» | |
Самостоятельная работа обучающихся - оформление отчета по практическому занятию. -составление презентации (доклада) по теме: «Классификация передач». | |
Тема 2.5. Техническое обслуживание и ремонт деталей машин | Содержание учебного материала | 4 | ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4 ОК 01-05, 07, 09, 10 |
1.Устройство и назначение инструментов, контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте деталей машин. | 4 |
Всего: | 96 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации учебной программы дисциплины «Техническая механика» имеется учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
аудиторная доска;
комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
видеотека по курсу.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- DVD-плейер;
- телевизор;
- аудиовизуальные средства – схемы и таблицы к лекциям в электронных презентациях.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст]/ Л.И.Вереина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с. – ISBN 978-5-4468-5113-3.
Асадулина Е.Ю. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА: СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ 2-е изд.: учебник и практикум для СПО [Текст]/ Е.Ю. Асадулина. – М.: Издательский центр «Юрайт», 2018. – 379 с. – ISBN 978-5-9916-59953-6.
Эрдеди, А.А. Теоретическая механика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / А.А.Эрдеди, Н.А.Эрдеди. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 528 с. –ISBN 978-5-7695-9607-0.
Олофинская, В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие[Текст] / В.П.Олофинская. – 2-е изд. – М.: Неолит, 2016. – 136 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9906768-7-9.
Опарин И.С. Основы технической механики: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / И.С. Опарин – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 144 с. –ISBN 978-5-4468-3676-5.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Портаев, Л.П. Техническая механика : учебник для техникумов [Текст] / Л.П.Портаев, А.А.Петраков, В.Л.Портаев; под ред. Л.П.Портаева. – М.: Стройиздат, 1987. – 464 с.
2. Никитин, Е.М. Теоретическая механиика для техникумов [Текст] / Е.М.Никитин. – 12-е изд. испр. – М.: Наука. Гл. ред. физ.мат. лит., 1988. – 336 с
3.2.3. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Лекции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technical-mechanics.narod.ru.
2. Лекции, примеры решения задач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isopromat.ru/.
3. Лекции, примеры решения задач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teh-meh.ucoz.ru.
4. Лекции, расчётно-графические работы, курсовое проектирование, методические указания;[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detalmach.ru/.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения групповых и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: видов машин и механизмов, принцип действия, кинематических и динамических характеристик; типов кинематических пар; типов соединений деталей и машин; основных сборочных единиц и деталей; принципа взаимозаменяемости; видов движений и преобразующих движения механизмы; видов передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условных обозначений на схемах; передаточных отношение и число; методики расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации: | демонстрировать уверенное владение основами технической механики; точно перечислять виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики; правильно перечислять виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки; владеть расчетами механических передач и простейших сборочных единиц общего назначения; демонстрировать знание методик расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформаций; | письменные и устные опросы обучающихся; тестирование проверка и анализ докладов и сообщений; тестирование проверка и анализ докладов и сообщений; наблюдение за ходом выполнения практических работ; наблюдение за ходом выполнения практических работ; |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определять передаточное отношение. | производит расчеты механических передачи простейших сборочных единиц общего назначения; использовать кинематические схемы; производить расчет напряжения в конструкционных элементах; | проверка индивидуальных заданий по решению технических задач; письменные и устные опросы обучающихся; аудиторные самостоятельные работы для проверки сформированности практических навыков; проверка и анализ содержания докладов. |
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.4 ПК 3.4 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 07 ОК 09 ОК 10 | читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определять передаточное отношение; | видов машин и механизмов, принцип действия, кинематических и динамических характеристик; типов кинематических пар; типов соединений деталей и машин; основных сборочных единиц и деталей; характера соединения деталей и сборочных единиц; принципа взаимозаменяемости; видов движений и преобразующих движения механизмы; видов передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условных обозначений на схемах; передаточных отношение и число; методики расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; |