СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Техническая механика"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническая механика" для студентов специальности "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи" 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Техническая механика"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АТКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Техническая механика



13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»
































2022г.










СОДЕРЖАНИЕ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6



11



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи» (приказ Минобрнауки РФ № 66 от 05.02.2018 г.) (базовая подготовка).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Техническая механика» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 Монтаж и эксплуатация линий электропередачи.

    1. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 читать кинематические схемы;

 проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;

 проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

 определять напряжения в конструкционных элементах;

 производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;

 определять передаточное отношение.

знать:  виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;

 типы кинематических пар;

 типы соединений деталей и машин;

 основные сборочные единицы и детали;

 характер соединения деталей и сборочных единиц;

 принцип взаимозаменяемости;

 виды движений и преобразующие движения механизмы;

 виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;

 передаточное отношение и число;

 методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК07.Соействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Профессиональная направленность реализуется через формирование элементов следующих профессиональных компетенций:

ПК1.1.Выполнять монтажные работы по возведению воздушных линий электропередачи;

ПК 1.2. Выполнять необходимые типовые расчеты конструктивных элементов линий электропередачи;

ПК 1.4. Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

ПК 3.4. Организовывать работы по реконструкции линий электропередачи.







































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

96

в том числе:

теоретическое обучение

64

практические занятия (если предусмотрено)

32

курсовая работа (проект)(если предусмотрено)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в форме экзамена






































2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел1. Сопротивление материалов

52


Тема 1.1.

Условия равновесия систем

Содержание учебного материала

8

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10



1.Плоская система сходящихся сил. Проекции сил. Понятие пары сил, момента, правило знаков. Сложение пар сил, условие равновесия пар сил, момент силы относительно точки и оси. Виды нагрузок и опор. Понятие плоской системы произвольно расположенных сил. Условия равновесия плоской системы произвольно расположенных сил.

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

1.Практическое занятие «Определение опорных реакций статически определимых балок»


Самостоятельная работа обучающихся:

- оформление отчета по практическому занятию


Тема 1.2. Основные положения сопротивление материалов

Содержание учебного материала

4

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10


1.Роль, место и основные задачи сопротивления материалов. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкции. Силы внешние и внутренние. Метод сечений. Напряжение полное, нормальное, касательное.

4

Тема 1.3.

Растяжение и сжатие


Содержание учебного материала

8

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10



1 Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Эпюры продольных сил. Нормальное напряжение. Эпюры нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука и следствие из него. Коэффициент Пуассона. Механические характеристики. Виды испытаний материалов. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Коэффициент запаса прочности. Условие прочности, расчеты на прочность.

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

1. Практическое занятие« Расчёт статически определимых систем на растяжение и сжатие»


Самостоятельная работа обучающихся:

-подготовка к практическим занятиям;

-составление проекта (презентации) по теме: «Испытание пластичных и хрупких материалов на сжатие».



Тема 1.4.

Практические расчеты на срез и смятие

Содержание учебного материала

4

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10


1.Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности.

Смятие, условности расчета, расчетные формулы, условие прочности. Допускаемые напряжения. Примеры расчетов.


Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение индивидуального задания по расчёту стержня болта (заклепки) на срез и смятие.


Тема 1.5.

Деформации при кручении

Содержание учебного материала

8

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10



1.Кручение, Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого поперечного сечения. Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Расчеты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу.

Выбор рационального сечения вала при кручении.

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

1. Практическое занятие «Расчёт на прочность и жёсткость при кручении круглого бруса »


Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к практическим занятиям;

- оформление отчета по практическому занятию.


Тема 1.6.

Изгиб

Содержание учебного материала

12

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4

ОК 01-05, 07, 09, 10



1.Изгиб. Основные понятия и определения. Классификация видов изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. Понятие о касательных напряжениях при изгибе. Понятие о теориях прочности.

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

8

1. Практическое занятие« Расчёт на прочность при изгибе»


Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка к практическим занятиям;

- выполнение индивидуального задания на тему «Расчет на прочность одноопорной и двухопорной балок».


Тема 1.7. Устойчивость сжатых стержней

Содержание учебного материала

8

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10


1.Устойчивость сжатых стержней. Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера, формула Ясинского. Категория стержней в зависимости от их гибкости. Примеры расчета на устойчивость.

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

1. Практическое занятие «Расчет на устойчивость сжатых стержней»


Раздел 2. Детали машин

44


Тема 2.1. Характеристика машин и механизмов. Соединение деталей

Содержание учебного материала

8

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10


1.Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Требования, предъявляемые к машинам, сборочным единицам и их деталям. Основные понятия о надежности машин и их деталей. Ускорение, нормальное и касательное. Виды движения в зависимости от ускорения.


4

2. Общие сведения о передачах. Назначение и классификация. Основные кинематические и силовые соотношения. Неразъемные соединения: сварные, клеевые, паяные. Разъемные соединения. Резьбовые соединения. Шпоночные и шлицевые соединения.


4

Самостоятельная работа обучающихся:

-составление презентации (сообщения) по теме «Виды движений в кинематике»;

-составление презентации по теме «Деталь, механизм, машина».


Тема 2.2. Передачи трением

Содержание учебного материала

8

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10


1.Трение скольжения и трение качения. Угол трения, коэффициент трения. Работа постоянной силы при прямолинейном перемещении. Работа переменной силы на криволинейном пути. Теорема о работе равнодействующей. Работа силы тяжести. Мощность, коэффициент полезного действия. Работа и мощность при вращательном движении.


4

2.Принцип работы фрикционных передач с нерегулируемым передаточным числом.. Общие сведение: принцип работы, устройство, достоинства и недостатки, классификация, область применения. Детали ременных передач. Основные геометрические соотношения в передачах. Расчет ременных передач по тяговой способности.


4

Самостоятельная работа обучающихся:

-составление конспекта по теме «Виды движения и преобразующие механизмы».


Тема 2.3. Передачи зацеплением


Содержание учебного материала

12

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10


1.Общие сведения о зубчатых передачах: принцип работы, устройство, достоинство и недостатки, область применения. Классификация. Общие сведения, принцип работы, устройство, достоинства, недостатки, область применения червячных передач

4

2.Общие сведения о редукторах. Назначение, устройство, классификация. Конструкции одно- и двухступенчатых редукторов. Основные параметры редукторов. Общие сведения о цепных передачах: принцип работы, устройство, достоинства, недостатки, область применения. Детали цепных передач и смазка цепи. Геометрические соотношения. Критерии работоспособности.

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

1. Практическое занятие «Расчет зубчатых передач»


Самостоятельная работа обучающихся:

-подготовка к практическим занятиям;

-оформление отчета по практическому занятию.


Тема 2.4.

Валы и оси.

Опоры валов и осей

Содержание учебного материала

12

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10


1.Назначение, классификация валов и осей. Элементы конструкции. Материалы валов и осей.

Проверочный и проектировочный расчет валов и осей.

4

2. Подшипники скольжения: конструкция, достоинства и недостатки, область применения, материалы и смазки. Виды разрушения и основные критерии работоспособности. Расчет на износостойкость и теплостойкость. Подшипники качения: устройство, классификация, основные типы. Особенности работы и причины выхода из строя.

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

1. Практическое занятие «Сборка механических передач моделей по кинематическим схемам»


Самостоятельная работа обучающихся

- оформление отчета по практическому занятию.

-составление презентации (доклада) по теме: «Классификация передач».


Тема 2.5.

Техническое обслуживание и ремонт деталей машин

Содержание учебного материала

4

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 3.4


ОК 01-05, 07, 09, 10

1.Устройство и назначение инструментов, контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте деталей машин.

4

Всего:

96









3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для реализации учебной программы дисциплины «Техническая механика» имеется учебный кабинет.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • аудиторная доска;

  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);

  • видеотека по курсу.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- DVD-плейер;

- телевизор;

- аудиовизуальные средства – схемы и таблицы к лекциям в электронных презентациях.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

  1. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст]/ Л.И.Вереина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с. – ISBN 978-5-4468-5113-3.

  2. Асадулина Е.Ю. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА: СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ 2-е изд.: учебник и практикум для СПО [Текст]/ Е.Ю. Асадулина. – М.: Издательский центр «Юрайт», 2018. – 379 с. – ISBN 978-5-9916-59953-6.

  3. Эрдеди, А.А. Теоретическая механика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / А.А.Эрдеди, Н.А.Эрдеди. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 528 с. –ISBN 978-5-7695-9607-0.

  4. Олофинская, В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий: Учебное пособие[Текст] / В.П.Олофинская. – 2-е изд. – М.: Неолит, 2016. – 136 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9906768-7-9.

  5. Опарин И.С. Основы технической механики: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / И.С. Опарин – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 144 с. –ISBN 978-5-4468-3676-5.


3.2.2. Дополнительные источники

1.  Портаев, Л.П. Техническая механика : учебник для техникумов [Текст] / Л.П.Портаев, А.А.Петраков, В.Л.Портаев; под ред. Л.П.Портаева. – М.: Стройиздат, 1987. – 464 с.

2.  Никитин, Е.М. Теоретическая механиика для техникумов [Текст] / Е.М.Никитин. – 12-е изд. испр. – М.: Наука. Гл. ред. физ.мат. лит., 1988. – 336 с

3.2.3. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Лекции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technical-mechanics.narod.ru.

2. Лекции, примеры решения задач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isopromat.ru/.

3. Лекции, примеры решения задач. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teh-meh.ucoz.ru.

4. Лекции, расчётно-графические работы, курсовое проектирование, методические указания;[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detalmach.ru/.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения групповых и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий.



Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

видов машин и механизмов, принцип действия, кинематических и динамических характеристик;

типов кинематических пар;

типов соединений деталей и машин;

основных сборочных единиц и деталей;

принципа взаимозаменяемости;

видов движений и преобразующих движения механизмы;

видов передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условных обозначений на схемах;

передаточных отношение и число;

методики расчета элементов

конструкций на прочность,

жесткость и устойчивость при различных видах деформации:





демонстрировать уверенное владение основами технической механики;


точно перечислять виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;



правильно перечислять виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки;


владеть расчетами механических передач и простейших

сборочных единиц общего назначения;


демонстрировать знание методик расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформаций;





письменные и устные опросы обучающихся;



тестирование

проверка и анализ докладов и сообщений;



тестирование

проверка и анализ докладов и сообщений;


наблюдение за ходом выполнения

практических работ;



наблюдение за ходом выполнения

практических работ;


Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

читать кинематические схемы;

проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;

проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

определять напряжения в конструкционных элементах;

производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;

определять передаточное отношение.



производит расчеты механических передачи простейших

сборочных единиц общего назначения;


использовать кинематические схемы;


производить расчет напряжения в конструкционных элементах;



проверка индивидуальных заданий по решению технических задач;

письменные и устные опросы обучающихся;

аудиторные самостоятельные работы для проверки сформированности практических навыков;

проверка и анализ содержания докладов.




Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 3.4

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 07

ОК 09

ОК 10



читать кинематические схемы;

проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;

проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;

определять напряжения в конструкционных элементах;

производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;

определять передаточное отношение;

видов машин и механизмов, принцип действия, кинематических и динамических характеристик;

типов кинематических пар;

типов соединений деталей и машин;

основных сборочных единиц и деталей;

характера соединения деталей и сборочных единиц;

принципа взаимозаменяемости;

видов движений и преобразующих движения механизмы;

видов передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условных обозначений на схемах;

передаточных отношение и число;

методики расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;