Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения Протокол № 5 от 15 мая 2018г. | «Согласовано» ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/28/s_5c77b55544105/1102221_1.jpeg) _________________________ ( роспись курирующего заместителя директора) 24 мая 2018г. | «Утверждено» приказом директора Лицея от _____________ 2018г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Технология»
(наименование учебного предмета)
Базовый, основное общее, 6 класс
(уровень образования)
70 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Вишнякова Ирина Петровна, учитель технологии
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2018 г.
Паспорт Рабочей программы
Название программы | Рабочая программа Технология. Обслуживающий труд. 6 класс |
Авторы учебника, учебно – методического комплекса, название учебника, год издания | Кожина О.А., Кулакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд.- М: Дрофа, 2013. |
Реализует требования ФГОС НОО | Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577) |
Общие цели рабочей программы с учетом специфики учебного предмета, курса | Базовыми для рабочей программы для 5-8 классов являются разделы «Кулинария», «Технологии ведения дома», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Рукоделие. Художественные ремесла», «Выполнение творческого проекта» Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | На изучение предмета «Технология» в 6 классе отводится 70 часов в год (35 учебных недель по 2 часа в неделю). |
Кол-во учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа | 70 часов |
Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа | Реализация творческого развития учащихся, осуществление профессиональной ориентации, учение безопасным приемам работы при приготовлении пищи и изготовлении швейных изделий. Групповая, индивидуальная, самостоятельная |
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:
. проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
•самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения обучающимися основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения обучающимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Обучающийсянаучится:
называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Обучающийся научится:
следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
проводить оценку и испытание полученного продукта;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Кулинария (16 ч)
Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)
Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.
Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.
Обмен веществ, пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.
Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.
Тема 2. БЛЮДА ИЗ МОЛОКА И КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ (4 ч)
Основные теоретические сведения
Молоко. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока
Домашние животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка, важенки (северный олень), самки зебу).
Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока.
Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация).
Приготовление топленого молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного (сухого или сгущенного) молока. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.
Кисломолочные продукты. Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов (простокваша, кефир, творог, сметана, варенец, ряженка, кумыс, йогурт, мацони и др.).
Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Приготовление заквасок из чистых бактериальных культур. Применение заквасок для приготовления простокваши в домашних условиях. Заквашивание молока с помощью простокваши. Соблюдение технологических условий приготовления простокваши (предварительное кипячение молока, соблюдение температурного режима сквашивания, соблюдение правил гигиены). Условия и сроки хранения простокваши.
Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки.
Ассортимент творожных изделий. Употребление творога, приготовленного в домашних условиях. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.
Практические работы
1.Кипячение и пастеризация молока.
2. Приготовление молочного супа или молочной каши.
3. Приготовление творога из простокваши.
4. Приготовление блюда из творога.
Примерный перечень блюд
1. Суп молочный рисовый.
2. Молочная лапша.
3. Манная каша.
4. Каша из овсяных хлопьев «геркулес».
5. Каша пшенная молочная с тыквой.
6. Сырники со сметаной.
7. Пудинг творожный со шпинатом, цукатами, орехами.
8. Запеканка творожная.
9. Макароны, запеченные с творогом.
Тема 3. БЛЮДА ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, пшенной, овсяной и др.). Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности.
Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение вбобовых витаминов группы В.
Способы варки макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке.
Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.
Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности блюд. Подача готовых блюд к столу.
Практические работы
1. Приготовление рассыпной, вязкой или жидкой каши (по выбору).
2. Приготовление гарнира из макаронных изделий.
Примерный перечень блюд
Каша гречневая из поджаренной крупы с маслом.
Пшенная каша с тыквой.
Овсяная каша.
Рисовая каша с маслом.
Биточки пшенные.
Гарнир из макаронных изделий к мясу.
Пюре из гороха или чечевицы.
Тема 4. БЛЮДА ИЗ РЫБЫ И НЕРЫБНЫХ ПРОДУКТОВ МОРЯ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Пищевая ценность речной рыбы в зависимости от времени года. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение их содержания в процессе хранения и кулинарной обработки.
Возможности кулинарного использования рыбы разных пород, рыбной икры и нерыбных продуктов моря. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы. Шифр на консервных банках.
Механическая обработка рыбы
Санитарные условия механической обработки рыбы и рыбных продуктов. Краткая характеристика сырья: живая, свежая, мороженая, соленая рыба. Правила оттаивания мороженой рыбы. Обработка рыбы с костным скелетом. Способы разделки рыбы в зависимости от породы рыбы, размеров и кулинарного использования (очистка, отрубание плавников, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удаление чешуи, промывка).
Разделка соленой рыбы (вымачивание, потрошение, снятие кожи, удаление костей, пластование на чистое филе).
Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.
Сбор, обработка, хранение и использование рыбных отходов.
Блюда из вареной и жареной рыбы и нерыбных продуктов моря. Способы тепловой обработки рыбы. Правила варки рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками.
Знакомство с видами жарения: обжаривание, поджаривание, пассерование, жарение во фритюре, жарение в парах масла, на углях.
Виды растительных масел и кулинарных жиров. Перекаливание масла и его роль в процессе жарения. Оборудование, посуда, инвентарь для жарения. Способы жарения рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль панировки в процессе жарения. Приготовление панировки (мучной, красной, белой, сухарной) и льезона.
Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.
Практические работы
Определение свежести рыбы органолептическим методом.
Определение срока годности рыбных консервов.
Оттаивание и механическая обработка свежемороженой рыбы.
Механическая обработка чешуйчатой рыбы.
Разделка соленой рыбы.
Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Примерный перечень блюд
Треска отварная с картофелем.
Лещ вареный цельный.
Суп рыбный.
Крупные ерши в кляре.
Вареные раки (креветки).
Камбала, жаренная во фритюре.
Караси, жаренные со сметаной.
Котлеты из судака, щуки, хека, минтая и др.
Салат из крабов или кальмаров.
Сельдь с овощами.
Тема 5. СЕРВИРОВКА СТОЛА. ЭТИКЕТ (2 ч)
Правила сервировки стола к обеду и ужину. Праздничный стол. Украшение стола. Способы подачи блюд. «Сезонный стол». Правила этикета.
Практическая работа
Приготовление блюд для праздничного стола.
Тема 6. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБЕДА В ПОХОДНЫХУСЛОВИЯХ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.
Практическая работа
Расчет количества и состава продуктов для похода.
Тема 7. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)
Квашение капусты. Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах.
Механическая обработка капусты перед квашением (сортировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкование). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты, соли и приправ в тару. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты.
Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола.
Консервирование и маринование овощей. Особенности консервирования овощей в производственных и домашних условиях. Маринование без стерилизации (острые маринады).
Пастеризованные и стерилизованные слабокислые маринады. Состав маринадной заливки (вода, уксусная кислота, соль, сахар). Пряности для приготовления маринадов (душистый и красный перец, укроп, лавровый лист, корица, гвоздика, чеснок и др.).
Механическая обработка овощей и пряностей. Укладка их в банки. Время стерилизации (или пастеризации). Требования к крышкам для укупорки банок. Приготовление смеси маринованных овощей (ассорти).
Условия и сроки хранения консервированных овощей. Кулинарное применение маринованных овощей и салатов.
Практические работы
Засолка огурцов или томатов.
Квашение капусты с клюквой.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)
Тема 1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (2 ч)
Натуральные волокна животного происхождения, Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.
Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.
Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
1. Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
2. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений.
Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (4 ч)
История швейной машины. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.
Практические работы
1. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
2. Замена иглы в швейной машине.
3. Чистка и смазка швейной машины.
Тема 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ-8
Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической и клиньевой юбок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания.Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели кони-ческой юбки. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Чертежный шрифт. Правила нанесения размеров на чертеже. Построение лекальных кривых. Способы моделирования конических и клиньевых юбок. Форма, силуэт, стиль. Выбор индивидуального стиля в одежде.
Практические работы
1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
2. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину
3. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры.
4. Моделирование юбки выбранного фасона.
5. Подготовка выкройки юбки.
Тема 4. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСНЫХ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (14 ч)
Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос на ткань контурных и контрольных линий. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей юбки. Обработка застежки. Способы обработки нижнего среза юбки. Способы обработки верхнего среза юбки. Художественное оформление изделия. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы
1. Раскладка выкройки и раскрой ткани.
2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
3. Обработка деталей кроя.
4. Скалывание и сметывание деталей кроя.
5. Проведение примерки, исправление дефектов.
6. Стачивание деталей изделия.
7. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
Тема 5. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (10 ч)
Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, егосвязь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.Свободная роспись по ткани. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, цветовое решение рисунка.
В соответствии с решением Научно- координационного совета по вопросам сохранения родного языка и традиционной культуры малочисленных народов ХМАО-Югры от 16.05.2017 г. включено знакомство с традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов Севера.
Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Роспись ткани с применением масляных красок.
Практические работы
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.
Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация.
Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике свободной росписи по ткани.
Раздел 3. Технология ведения дома (2 ч)
УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ (2 ч)
Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами.
Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий.
Влажная уборка дома.
Практические работы
Выполнение ремонта накладной заплатой.
Удаление пятен с одежды.
Штопка с применением швейной машины.
Раздел 4. Электротехнические работы (2 ч)
БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ (2 ч)
Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.
Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников. Пути экономии энергии в быту.
Практические работы
Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ.
Выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (10 ч)
Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
Изготовление сувенира.
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (2 ч)
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема урока | Дата | Виды контроля |
план | факт | |
Элементы материаловедения 4 часа |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Ткани животного происхождения и их свойства | 1-8.09 | | фронтальный опрос |
2 | Практическая работа «Исследование волокнистого состава тканей» | 1-8.09 | | практическая работа |
3 | Ткацкие переплетения. Прокладочные и клеевые материалы. | 10-15.09 | | контроль правильного выполнения переплетения |
4 | Выполнение саржевого и атласного переплетения. | 10-15.09 | | практическая работа |
Элементы машиноведения 2 часа |
5 | История швейной машины. Уход за швейной машиной. | 17-22.09 | | устный опрос |
6 | Регуляторы швейной машины. | 17-22.09 | | тест |
Конструирование и моделирование швейного изделия 6 часов |
7 | Из истории одежды. | 24-29.09 | | устный опрос |
8 | Снятие мерок для построения чертежа юбки.Конструирование юбок. | 24-29.09 | | контроль правильности снятия мерок |
9 | Расчет конструкции (чертежа)юбки. | 01-06.10 | | самостоятельная работа |
10 | Построение основы чертежа прямой юбки в М 1:4 | 01-06.10 | | контроль построения чертежа прямой юбки |
11 | Моделирование прямой юбки . | 8-13.10 | | устный опрос |
12 | Контрольная работа | 8-13.10 | | контрольная работа |
Технология изготовления швейного изделия 14 часов |
13 | Подготовка выкройки и ткани к раскрою. | 15-20.10 | | устный опрос |
14 | Раскладка выкройки юбки на ткани и раскрой юбки. | 15-20.10 | | контроль раскладки деталей кроя и правильность раскроя |
15 | Подготовка изделия к обработке. | 22-27.10 | | тестовое задание |
16 | Первая примерка. Дефекты посадки. | 22-27.10 | | устный опрос |
17 | Обработка вытачек и складок. | 29.10-10.11 | | контроль соблюдения технологической последовательности |
18 | Соединение деталей юбки. | 29.10-10.11 | | контроль соблюдения технологической последовательности |
19 | Обработка срезов. | 12-17.11 | | контроль соблюдения технологической последовательности |
20 | Обработка швов. | 12-17.11 | | контроль соблюдения технологической последовательности |
21 | Обработка застежки тесьмой-молнией. | 19-24.11 | | контроль соблюдения технологической последовательности |
22 | Обработка верхнего среза юбки. | 19-24.11 | | контроль соблюдения технологической последовательности |
23 | Обработка нижнего среза юбки швом в подгибку с закрытым срезом. | 26-01.12 | | контроль затехнологическими приемами |
24 | Окончательная отделка изделия. | 26-01.12 | | устный опрос |
25 | Подготовка к проектной деятельности. | 3-8.12 | | устный опрос |
26 | Контрольная работа по разделу «Изготовление юбки» | 3-8.12 | | контрольная работа |
5. Рукоделие 6 часов |
27 | Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутков. | 10-15.12 | | контроль параллельного соединения полос из цветных тканей |
28 | Практическая работа «Техника лоскутного шитья» | 10-15.12 | | контроль затехнологическими приемами |
краев 29 | Знакомство с традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов Севера. Региональный компонент. | 17-22.12 | | тест |
30 | Орнамент. Национальна одежда ханты и манси.(краеведение) | 17-22.12 | | устный опрос |
31 | Украшение одежды. | 24.12-12.01 | | фронтальный опрос |
32 | Изделия из бисера. Вышивка. | 24.12-12.01 | | контроль затехнологическими приемами |
Технология ведения дома 4 часа |
33 | Уход за одеждой и обувью . | 14-19.01 | | устный опрос |
34 | Хранение вещей. Выведение пятен. | 14-19.01 | | тестирование |
35 | Ремонт одежды. | 21-26.01 | | контроль за технологическими приемами |
36 | Выполнение аппликации. | 21-26.01 | | практическая работа |
Электротехника 2 часа |
37 | Эксплуатация бытовых электротехнических приборов. | 28-02.02 | | самостоятельная работа |
38 | Правила безопасной работы с электроприборами. | 28-02.02 | | устный опрос |
Проектирование и изготовление изделия 10 часов |
39 | Этапы выполнения творческого проекта. | 04-09.02 | | опрос |
40 | Выбор и обоснование темы проекта. | 04-09.02 | | устный опрос |
41 | Разработка конструкции изделия. | 11-16.02 | | контроль выполнения |
42 | Разработка технологической последовательности изготовления изделия. | 11-16.02 | | контроль выполнения |
43 | Изготовление изделия по творческому замыслу. | 18-23.02 | | контроль за технологическими приемами |
44 | Окончательная отделка изделия. | 18-23.02 | | практическая работа |
45 | Экономический расчет. | 25-02.03 | | индивидуальный опрос |
46 | Оформление результатов работы и анализ. | 25-02.03 | | контроль выполнения |
47 | Подготовка проектной документации. | 04-09.03 | | контроль критериев |
48 | Защита проекта. | 04-09.03 | | устный опрос |
Кулинария 22 часа |
49 | Техника безопасности. Физиология питания. | 11-16.03 | | тест |
50 | Минеральные вещества. | 11-16.03 | | устный опрос |
51 | Приготовление обеда в походных условиях. | 18-23.03 | | фронтальный опрос |
52 | Практическая работа «Каша походная» | 18-23.03 | | практическая работа |
53 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. | 25-06.04 | | контроль качества блюд |
54 | Практическая работа «Макароны с сыром» | 25-06.04 | | практическая работа |
55 | Молоко. Блюда из молока. Приготовление манной каши. | 08-13.04 | | контроль качества блюда |
56 | Практическая работа «Приготовление рисовой каши» | 08-13.04 | | практическая работа |
57 | Кисломолочные продукты и блюда из них. | 15-20.04 | | устный опрос |
58 | Практическая работа «Приготовление сырников» | 15-20.04 | | практическая работа |
59 | Рыба. Виды рыбы. Приготовление блюд из рыбы. | 22-27.04 | | устный опрос |
60 | Практическая работа «Приготовление заправочного супа с рыбными консервами» | 22-27.04 | | практическая работа |
61 | Морепродукты. Рыбные консервы. | 29-04.05 | | устный опрос |
62 | Практическая работа «Приготовление салата из морской капусты» | 29-04.05 | | практическая работа |
63 | Сервировка стола к ужину. | 06-11.05 | | тестирование |
64 | Правила этикета. | 06-11.05 | | устный опрос |
65 | Заготовка продуктов. Приправы и пряности для консервирования. | 13-18.05 | | устный опрос |
66 | Итоговая контрольная работа. | 13-18.05 | | контрольная работа |
краев 67 | Чум - «чудо» Севера. Региональный компонент. | 20-25.05 | | фронтальный опрос |
68 | Выполнение аппликации. (краеведение) | 20-25.05 | | контроль качества |
69 | Механическая обработка овощей и пряностей. Укладка их в банки. Время стерилизации. | 27-31.05 | | устный опрос |
70 | Условия и сроки хранения консервированных овощей. Кулинарное применение маринованных овощей и салатов. | 27-31.05 | | устный опрос |