МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2»
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей математики, информатики, физики МКОУ «Илирская СОШ №2» Протокол № от «» августа 202 г. Руководитель МО _________ | СОГЛАСОВАНО Заседание МС МКОУ «Илирская СОШ №2» Протокол № от «» августа 202 г. Зам. директора по УВР _________ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от «» августа 202 г. Директор МКОУ «Илирская СОШ №2» МО «Братский район» ___________ |
Рабочая программа
учебного предмета
«Вероятность и статистика»
для учащихся 7 класса
на 2023-2024 учебный год
Образовательная область: «Математика и информатика»
Разработала:
Малкова Т. В., учитель математики
I квалификационной категории
2023 г.
Содержание учебного предмета
Представление данных
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных.
Случайная изменчивость
Примеры случайной изменчивости.
Введение в теорию графов
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
Вероятность и частота случайного события
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
-
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
-
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
-
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
-
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
-
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
-
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
-
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
-
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
-
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
-
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
-
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
-
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
-
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
-
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
-
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
-
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
-
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
-
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
-
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
-
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
-
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
-
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
-
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
-
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
-
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел I. Представление данных (7 часов) |
1 | Представление данных в таблицах | https://m.edsoo.ru/863ec1f8 |
2 | Практические вычисления по табличным данным | https://m.edsoo.ru/863ec324 |
3 | Извлечение и интерпретация табличных данных | https://m.edsoo.ru/863ec78e |
4 | Практическая работа "Таблицы" | |
5 | Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм | https://m.edsoo.ru/863ed18e |
6 | Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм | https://m.edsoo.ru/863ed602 |
7 | Практическая работа "Диаграммы" | https://m.edsoo.ru/863ed72e |
Раздел II. Описательная статистика (9 часов) |
8 | Числовые наборы. Среднее арифметическое | https://m.edsoo.ru/863ed846 |
9 | Числовые наборы. Среднее арифметическое | https://m.edsoo.ru/863ed846 |
10 | Медиана числового набора. Устойчивость медианы | https://m.edsoo.ru/863edb3e |
11 | Медиана числового набора. Устойчивость медианы | |
12 | Практическая работа "Средние значения" | https://m.edsoo.ru/863edc6a |
13 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | https://m.edsoo.ru/863ee07a |
14 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | |
15 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | |
16 | Контрольная работа по темам "Представление данных. Описательная статистика" | https://m.edsoo.ru/863ee390 |
Раздел III. Случайная изменчивость (6 часов) |
17 | Случайная изменчивость (примеры) | https://m.edsoo.ru/863ee4bc |
18 | Частота значений в массиве данных | https://m.edsoo.ru/863ee69c |
19 | Группировка | https://m.edsoo.ru/863ee9d0 |
20 | Гистограммы | |
21 | Гистограммы | https://m.edsoo.ru/863eee1c |
22 | Практическая работа "Случайная изменчивость" | https://m.edsoo.ru/863eecc8 |
Раздел IV. Введение в теорию графов (4 часа) |
23 | Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа | https://m.edsoo.ru/863eef52 |
24 | Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл | https://m.edsoo.ru/863ef0ba |
25 | Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа | https://m.edsoo.ru/863ef236 |
26 | Представление об ориентированных графах | https://m.edsoo.ru/863ef3b2 |
Раздел V. Вероятность и частота случайного события (5 часов) |
27 | Случайный опыт и случайное событие | https://m.edsoo.ru/863ef4d4 |
28 | Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе | https://m.edsoo.ru/863ef646 |
29 | Монета и игральная кость в теории вероятностей | |
30 | Практическая работа "Частота выпадения орла" | https://m.edsoo.ru/863ef8a8 |
31 | Контрольная работа по темам "Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события" | https://m.edsoo.ru/863f0186 |
Раздел VI. Обобщение, систематизация знаний (3 часа) |
32 | Повторение, обобщение. Представление данных | https://m.edsoo.ru/863efa24 |
33 | Повторение, обобщение. Описательная статистика | https://m.edsoo.ru/863efbaa |
34 | Повторение, обобщение. Вероятность случайного события | https://m.edsoo.ru/863efec0 |