СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа тьютора ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработанна федеральному закону "Об образовавании Российской Федерации"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа тьютора ДОУ»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 8»


344049, г. Ростова-на-Дону email: [email protected]

Ул. Шаповалова , 1ж тел/факс: 310-39-29


Утверждаю

Заведующий МБДОУ №8

____________Т.Л. Кравченко

«___»_______2022г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЬЮТОРА


Беспаловой Дарьи Анатольевны

на 2022– 2023 учебный год


















ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ


1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1

Пояснительная записка


1.1.1.

Цели и задачи Программы


1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы


1.2.

Особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов


1.3

Планируемые результаты


1.3.1.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования


1.4.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе


2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


2.1.

Общие положения


2.2.

Описание направлений образовательной деятельности в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей- инвалидов


2.3.

Взаимодействие с педагогическими работниками


3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1.

Планирование образовательной деятельности


3.2.

Режим дня и распорядок


3.3.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов



Приложение 1. Циклограмма деятельности тьютора


ВВЕДЕНИЕ


Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Дошкольное образование – это первая ступень образования, призванная обеспечить социальную адаптацию обучающегося, содействовать его личностному, общественному и гражданскому самоопределению. Получение дошкольного образования является неотъемлемым условием эффективности дальнейшего образовательного процесса и формирования социально мобильной личности, ясно представляющие потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому актуальным становится включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную среду.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все, же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть.

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими обучающимися является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого обучающегося.

Группа обучающихся с ОВЗ не однородна, в неё входят обучающиеся с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными нарушениями развития. От обучающегося, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе обучающихся с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё данной категории.

В соответствии с возможностями и способностями обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с учетом специфики нарушений и особенностей здоровья каждого обучающегося, разработана Рабочая программа тьютора МБДОУ 8 в соответствии:

  • с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  • Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 № 1014;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО);

  • Адаптированной образовательной программой дошкольного образования обучающихся

(воспитанников) с тяжёлыми нарушениями речи (АОП ДО обучающихся с ТНР);

  • Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающегося с с задержкой психического развития и с учетом психофизических особенностей обучающегося с расстройствами аутистического спектра (АОП ДО для обучающегося с РАС);

-Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающегося с умственной отсталостью;

- Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающегося с задержкой психического развития (АОП ДО для обучающегося с ЗПР).

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение обучающихся, обеспечивающее связь индивидуальной коррекционной потребности обучающегося и поля возможностей её достижения.

Основные виды деятельности тьютора:

  • информационное обеспечение (педагоги, родители);

  • организационная деятельность (педагоги, родители);

  • учебно-методическая работа (педагоги);

  • диагностико-аналитическая деятельность (участники образовательных отношений);

  • коррекционно-развивающая деятельность (обучающиеся, педагоги).

Содержание Программы включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный согласно требований ФГОС ДО.

Целевой раздел определяет ее цели и задачи, принципы.

Содержательный раздел

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), в том числе, детей-инвалидов, в общество.

Организационный раздел описывает систему условий тьюторского сопровождения, необходимых для достижения целей программы, а именно описание:

  • особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;

  • способов и направлений поддержки детской инициативы;

  • особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;

  • особенностей режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их специальных образовательных потребностей.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
    1. Пояснительная записка

      1. Цели и задачи

Целью Программы является индивидуальное сопровождение обучающегося с ОВЗ, в том числе, ребенка-инвалида, в процессе становления его образовательного маршрута.

Задачи:
  • создание комфортных условий для нахождения в ДОУ (организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает обучающийся с ОВЗ);

  • социализация – включение обучающегося в среду сверстников, в формирование положительных межличностных отношений в коллективе;

  • помощь в усвоении Программы, преодоление затруднений в обучении;

  • организация сопровождения педагогическими работниками (воспитателем, учителем- логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре). Обеспечение преемственности и последовательности в работе с обучающимся;

  • осуществление взаимодействия с родителями: включение родителей в процесс обучения; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку; содействие родителям в получении информации об особенностях развития обучающегося, прогноза развития;

  • оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности обучающегося с ОВЗ.


      1. Принципы и подходы к формированию Программы


Успешность реализации программы будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

  • признание объективности существования индивидуальных особенностей обучающегося с ОВЗ, в том числе, ребенка-инвалида, в образовательном процессе и необходимость включения коррекционной составляющей;

  • индивидуализации образовательного процесса;

  • максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

  • «не навреди», психологический контакт с обучающимся с ОВЗ, в том числе, ребенком- инвалидом, и атмосфера доверия.


    1. Особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов

Список обучающихся, нуждающихся в сопровождении тьютора


Программа

Группа


1.

АОП ДО обучающихся с ТНР

Старшая группа Подготовительная к школе группа

14 детей


2 детей

2

АОП ДО обучающегося с ЗПР

Старшая группа

1 ребенок

3

АОП ДО обучающегося с умственной отсталостью

Старшая группа

1 ребенок

4

АОП ДО обучающегося с ЗПР с учетом психофизических особенностей обучающегося с

РАС

Подготовительная группа

1 ребенок

Характеристика обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов

Характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи I уровня речевого развития

У обучающегося с первым уровнем речевого развития речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой

структуры слова.

Характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи II уровня речевого развития

В речи обучающегося присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще

существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности обучающегося значительно отстают от возрастной нормы.

Характеристика обучающегося с III уровнем развития речи

В речи обучающихся появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-

фонематического недоразвития.

Характеристика обучающегося с ЗПР

  • недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью;

  • отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма;

  • недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия;

  • низкая способность к приему и переработке перцептивной информации.

  • с трудом выделяет объект из фона, удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов;

- внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, действует импульсивно, часто отвлекается; с трудом переключается с одного задания на другое.

  • испытывает трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций, не умеет обследовать предмет;

  • особые трудности испытывает при овладении представлениями о величине, не выделяет и не обозначает отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина);

  • затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали;

  • нарушение тактильно-двигательного восприятия, что осложняет получение сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;

  • замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности;

  • отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом.

Память также отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания.

Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Характеристика обучающегося с ЗПР (РАС)

  • недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью;

  • отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма;

  • недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия;

  • низкая способность к приему и переработке перцептивной информации.

  • с трудом выделяет объект из фона, удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов,

словесного и графического отображения предметов;

- внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, действует импульсивно, часто отвлекается; с трудом переключается с одного задания на другое.

  • испытывает трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций, не умеет обследовать предмет;

  • особые трудности испытывает при овладении представлениями о величине, не выделяет и не обозначает отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина);

  • затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали;

  • нарушение тактильно-двигательного восприятия, что осложняет получение сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;

  • замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности;

  • отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом.

Память также отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Характеристика обучающегося с умственной отсталостью

  • недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью;

  • отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма;

  • недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия;

  • низкая способность к приему и переработке перцептивной информации.

  • с трудом выделяет объект из фона, удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов;

- внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать,

сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, действует импульсивно, часто отвлекается; с трудом переключается с одного задания на другое.

  • испытывает трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций, не умеет обследовать предмет;

  • особые трудности испытывает при овладении представлениями о величине, не выделяет и не обозначает отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина);

  • затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали;

  • нарушение тактильно-двигательного восприятия, что осложняет получение сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;

  • замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности;

  • отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом.

Память также отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания.

Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

    1. Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования


Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АОП ДО

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АОП ДО обучающихся (воспитанников) с ТНР

К концу данного возрастного этапа обучающийся:

  • обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

  • усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

  • умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

  • правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

  • выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

  • участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

  • регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

  • отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

  • устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

  • определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

  • владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1– 9, соотносит их с количеством предметов;

- решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

  • определяет времена года, части суток;

  • владеет предпосылками овладения грамотой;

  • стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

  • имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства, воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

  • сопереживает персонажам художественных произведений;

  • выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

  • осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

  • знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

  • владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для обучающегося с легкой степенью интеллектуального нарушения:

  • здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения;

  • благодарить за услугу, за подарок, угощение;

  • адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;

  • проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;

  • проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

  • адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

  • проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемно-практической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач; называть основные цвета и формы);

  • соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;

  • выполнять задания на классификацию знакомых картинок;

  • быть партнером в игре и в совместной деятельности со знакомыми сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;

  • знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или разминки в течение дня;

  • самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх;

  • самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;

  • положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль в детском саду и дома;

  • проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно-гигиеническими навыками;

- положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда.

Целевые ориентиры освоения Программы обучающегося пятого года жизни с задержкой психического развития.

Социально-коммуникативное развитие.

  • ребенок взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности;

  • стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого;

  • эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми;

  • сам вступает в общение, использует вербальные средства;

  • в игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создает взрослый;

  • замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

  • выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

  • осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого;

  • использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. Речевое развитие.

    • понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев;

    • различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы;

    • понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов;

    • понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы);

    • проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы;

    • называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок;

    • отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах;

    • отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами;

    • речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность;

    • повторяет двустишья и простые потешки;

  • произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития ребенка с РАС

  • проявляет потребность в эмоциональном общении, реагирует на интонации и некоторые обращения взрослого, проявляет избирательное отношение к близким и посторонним людям;

  • использует указательный жест и понимает несколько жестов: указательный, «до свидания», «иди ко мне», «нельзя» и т. п.; реагирует на имя -

поворачивается, когда его зовут; различает интонацию поощрения и порицания взрослыми своих действий;

  • в целом коммуникативная активность снижена, требуется стимулирующее воздействие взрослого; во взаимодействии с взрослым пользуется мимикой, жестами, интонацией; может произносить серии одинаковых слогов и повторять за взрослым некоторые звукоподражания и односложные слова, которые уже умеет произносить, иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из лепетных, одинаковых слогов; по просьбе взрослого может показать названный знакомый предмет ближайшего обихода, выполнить простейшие инструкции;

  • познавательная активность недостаточная, но с помощью взрослого обследует разнообразные предметы, манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых;

  • непродолжительно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки игрушки, интерес к такой деятельности быстро пропадает;

- ребенок адаптируется в условиях группы;

  • начинает проявлять самостоятельность в некоторых бытовых и игровых действиях, стремится к результату в своих действиях;

  • осваивает простейшие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

В плане речевого развития:

- активно реагирует на простую и 2-х-звенную словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией;

  • понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных;

  • сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.);

  • с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения;

  • способен подражать движениям взрослых в плане общей и мелкой моторики. Осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой, предметами одежды);

  • использует предметы по назначению, но самостоятельные бытовые действия технически несовершенны: плохо пользуется ложкой, редко пытается надеть предметы одежды, чаще ждет помощи взрослого;

  • осваивает действия с предметами: поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, на выключатель, листает страницы книги; нанизывает кольца на пирамидку, но делает это неловко, часто без учета величины; вкладывает в отверстия вкладыши, используя многочисленные практические пробы и примеривание, однако эти действия недостаточно продуктивны и результативны;

  • осваивает предметно-игровые действия – по подражанию и с помощью взрослого сооружает из кубиков постройку, катает машинку, но самостоятельно чаще ограничивается простыми манипуляциями с предметами, быстро теряет к ним интерес;

  • коммуникативная активность снижена, но по инициативе взрослого включается в сотрудничество; использует мимику, жесты, интонации, но они недостаточно выразительны;

  • в совместную деятельность с другими детьми по своей инициативе не включается;

  • интерес к окружающим предметам и явлениям снижен, требуется стимуляция со стороны взрослого;

  • ребенок уверенно самостоятельно ходит, переступает через барьеры, поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень, может подпрыгивать, держась за руки взрослого; затрудняется в прыжках на одной ноге; не удерживает равновесие, стоя и в движении;

  • мелкая моторика развита слабо, затруднены тонкие движения, не сформирован «пинцетный захват», не любит играть с мозаикой.

  • ребенок обращает внимание (фиксирует взгляд) рассматривает на взрослого, когда с ним разговаривают;

  • вступает в контакт с взрослыми из ближайшего окружения; дифференцирует с воих» и «чужих»;

  • фиксирует внимание на предмете и/или на его ярких деталях;

  • реагирует на звук, находящийся вне поля зрения;

  • указывает на интересующий его предмет;

  • манипулирует с предметами: постукивает, перекладывает из руки в руку и др.;

  • о витальных потребностях может сигнализировать с обращением ко взрослому;

  • реагирует на словесное обращение, в том числе на обращение по имени;

  • может принимать помощь взрослого и включаться в элементарную совместную деятельность;

  • использует имеющиеся вокализации для контакта с окружающим миром;

  • подражает некоторым движениям взрослого;

  • в зависимости от индивидуальных особенностей развития - умеет передвигаться на четвереньках, сидеть, ходить;

  • у ребенка сформированы стереотипы бытовых навыков;

  • эмоционально позитивно реагирует на короткий тактильный контакт (не во всехслучаях);

  • выражает отказ отталкивая предмет или возвращая его взрослому;

  • самостоятельно выполняет действия с предметами, которые предполагают схожиеоперации (нанизывание колец, вкладывание стаканчиков);

  • завершает задание и убирает материал;

  • разъединяет детали конструктора и др.;

  • оставляет графические следы маркером или мелком (линии, точки, каракули);

  • соединяет крупные части конструктора;

  • обходит, а не наступает на предметы, лежащие на полу;

  • смотрит на картинку, которую показывает взрослый;

  • следует инструкциям «стоп» или «подожди» без других побуждений или жестов;

  • понимает значения слов «да», «нет», использует их вербально или невербально (невсегда);

  • проделывает действия с куклой или машинками (с помощью взрослого);

  • пользуется туалетом;

  • моет руки с помощью взрослого.


    1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования.

Оценка качества дошкольного образования (соответствия образовательной деятельности, реализуемой учреждением, заданным требованиям ФГОС ДО и Программы) направлена, в первую очередь, на оценивание созданных учреждением условий образовательной деятельности, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление учреждением.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности учреждения на основе достижения обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

  • не подлежат непосредственной оценке;

  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;

  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;

  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;

  • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

В Программе предусмотрена система мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

  • педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

  • карты развития обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов.

В соответствии с ФГОС ДО и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности:

  1. поддерживает ценности развития и позитивной социализации обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;

  2. учитывает факт разнообразия путей развития обучающихся;

  3. ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;

  4. обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов учреждения в соответствии:

  • с разнообразием вариантов развития обучающегося в дошкольном детстве,

  • разнообразием вариантов образовательной среды,

На уровне учреждения система оценки качества реализации Программы решает задачи:

  • повышения качества реализации программы дошкольного образования;

  • реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам Программы;

  • обеспечения объективной экспертизы деятельности учреждения в процессе оценки качества Программы;

  • задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития учреждения.

Важнейшим элементом обеспечения качества дошкольного образования в учреждении является оценка качества психолого- педагогических условий реализации Программы в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне учреждения.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют родители (законные представители) воспитанника и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности учреждения.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
    1. Общие положения

В содержательном разделе представлены:

  • описание направлений образовательной деятельности в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;

  • описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально- психологических особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;

  • программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений их развития.

В группе общеразвивающей направленности осуществляется реализация Программы, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

При включении воспитанника в группу общеразвивающей направленности, его образование осуществляется по Программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и заявлением родителя (законного представителя).


    1. Описание направлений образовательной деятельности в соответствии с особенностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей- инвалидов

Направление

Участники образовательных отношений

Содержание деятельности

1.

Информационное обеспечение

Педагоги

Оформление документации, создание и пополнение сайта, пополнение нормативно-правовой и методической базы, консультации для педагогов,

родителей. Подготовить информационную базу, материал для консультации

2

Организационная деятельность

Помочь в усвоении Программы, преодолении трудностей в обучении.

Сопровождение обучающегося на занятиях, социализация обучающегося.

3.

Учебно-

методическая работа

Ведение рабочей документации

Ведение дневника наблюдений, индивидуальные консультации с педагогами

4.

Диагностико- аналитическая деятельность

Провести диагностику и анализ развития обучающихся

Пополнение и корректировка данных по обучающимся с ОВЗ,

наблюдение за его поведением в разных видах деятельности (общение со взрослыми, со сверстниками, игра, детский труд и самообслуживание,

изобразительная и конструктивная деятельность)


5.

Коррекционно- развивающая деятельность

Способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающегося.

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих игр и упражнений. Проведение упражнений по рекомендациям педагогов.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации Программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в детском саду осуществляется широкий доступ обучающегося и его родителей к информационно-методическим фондам детского сада (библиотека, дидактические материалы специалистов сопровождения, информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к данным об учреждениях, осуществляющих специализированную помощь.

Также уделяется внимание информационно-просветительской деятельности по вопросам образования родителей обучающегося и педагогических работников. Информационные мероприятия проводятся в форме родительских собраний и информационных стендов.

Консультативный блок

Цель консультативной работы – обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

Участники консультативной деятельности: педагогические работники МАДОУ № 18, обучающиеся, родители (законные представители).

Мероприятия: индивидуальные и групповые тематические консультации, выступления на методических объединениях воспитателей, участие в заседаниях ППк, выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.

Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые консультации. При выборе конкретной формы обязательно должно соблюдаться требование гибкости и вариативности по отношению к обучающемуся.

Коррекционный блок

Формирование навыков самообслуживания

Сюжетно-ролевые игры Тематические беседы Пример

Указания Объяснение

Рассматривание иллюстраций ИКТ-технологии Мнемотаблица

Самостоятельное соблюдение режимных моментов. Соблюдение правил поведения.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Сформированность навыков самообслуживания.

Владение навыками коммуникации

Выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

    1. Взаимодействие с педагогическими работниками

Функция

Специалист

Роль тьютора.

Трансляция знаний

Воспитатель

Адаптирует задания для конкретного обучающегося

Душевное здоровье.


Опирается на сильные стороны обучающегося.

Преодоление

Педагог-

Использует психологические особенности как ресурс.

трудностей в обучении.

психолог

Учитывая дефект, опирается на интересы обучающегося.

Социализация


Актуализирует положительные стороны личности обучающегося, содействует социализации в



детском коллективе.

Речевое развитие

Учитель-логопед

Закрепляет полученные навыки совместно с родителями


Технологии сопровождения

Вид деятельности

Срок

1

  • составление банка данных обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • проведение диагностик, наблюдение;

  • посещение занятий;

  • индивидуальные консультации;

  • консультации с воспитателями; психологом, логопедом.

  • консультации для родителей

Сентябрь

2

  • проведение диагностик, наблюдение;

составление индивидуальных маршрутов для обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • составление маршрутных листов для обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • посещение занятий;

  • проверка посещаемости обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • индивидуальные консультации для родителей;

  • консультации с воспитателями;

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Сентябрь Октябрь

3

  • наблюдение;

  • индивидуальное сопровождение обучающихся;

  • заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • составление портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • уточнение индивидуальных маршрутов;

  • проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • консультации с воспитателями;

  • консультации для родителей;

- индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Ноябрь

4

  • наблюдение;

  • индивидуальное сопровождение обучающихся, подготовка материалов к ППк;

  • заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • проверка посещаемости обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • консультации с воспитателями;

  • консультации для родителей;

  • организация встреч с педагогом-психологом;

  • организация родительского собрания;

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Декабрь

5

  • наблюдение;

  • индивидуальное сопровождение обучающихся;

  • групповые занятия;

  • заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • пополнение портфолио на обучащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;

  • мониторинг состояния здоровья обучающихся (консультации специалистов);

  • предварительный анализ программы коррекционной работы.

Январь

6

  • наблюдение;

  • индивидуальное сопровождение обучающихся;

  • заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • консультации с воспитателями;

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;

  • консультации для родителей.

Февраль

7

  • наблюдение;

  • индивидуальное сопровождение обучающихся;

  • заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • консультации с воспитателями;

  • консультации для родителей;

  • мониторинг индивидуальных достижений (подготовка к ПМПК и ППк).

Март

8

  • наблюдение;

  • индивидуальное сопровождение обучающихся;

  • заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

  • пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением.

Апрель

9

  • наблюдение;

  • индивидуальное сопровождение учащихся в период прохождения ПМПК и ППк;

  • подведение итогов индивидуального мониторинга;

  • составление программы сопровождения на новый учебный год;

  • родительское собрание;

  • анализ работы;

  • оформление и представление результатов работы

Май

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


    1. Планирование образовательной деятельности

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса как одно из основных условий реализации Программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации.

Для обучающихся с ОВЗ, том числе, детей-инвалидов, предусмотрены занятия по коррекции недостатков сенсорных, двигательных, речевых и психических функций.

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.

Выделяются следующие формы работы: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, в соответствии с медицинскими показаниями.


    1. Режим дня и распорядок

При осуществлении режимных моментов учитываются также индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, том числе, детей-инвалидов. Чем ближе к индивидуальным особенностям обучающегося режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Распорядок дня учреждения соответствует возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ, том числе, детей-инвалидов и способствует их гармоничному развитию.


    1. Перечень нормативных и нормативно-методических документов


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 28 июня 2014 года).

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293

«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  3. Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

  5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. N 2/15)).

  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г.

  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г.

  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (раздел

«Коррекционная и инклюзивная педагогика»).






















































Приложение

Циклограмма рабочего времени

Тьютор

на 2022-2023 учебный год


День недели

Время

Вид деятельности

Понедельник

7.00-8.00




8.00-9.00




9.00 – 10.00

Прием обучающихся у родителей

Обеспечение соблюдений правил техники безопасности.

Помощь в переодевании.

Визуальный осмотр.

Обучение навыкам элементарной коммуникации (участие в утренней зарядке, прием пищи, личная гигиена)

Наблюдение за психофизическим состоянием

Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса.

Мотивирование процесса обучения: похвала, награда.

Отслеживание степени утомляемости обучающихся.

Поддержание ритуального характера образовательного процесса.

Вторник

7.00-8.00




8.00-9.00



9.00 – 10.00

Прием обучающихся у родителей.

Обеспечение соблюдений правил техники безопасности.

Помощь в переодевании.

Визуальный осмотр.

Обучение навыкам элементарной коммуникации (участие в утренней зарядке, прием пищи, личная гигиена)

Наблюдение за психофизическим состоянием.

Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса.

Мотивирование процесса обучения: похвала, награда.

Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении занятий.

Поддержание ритуального характера образовательного процесса.

Среда

9.30 – 10.30







10.30-12.30





12.30-13.30

Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса.

Мотивирование процесса обучения: похвала, награда.

Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении занятий.

Поддержание ритуального характера образовательного процесса.

Помощь обучающимся в переодевании.

Сопровождения обучающихся на прогулке.

Обучение навыкам коммуникации (игра с детьми на прогулке, умнее ходить за руку, соблюдение границ площадки)

Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении прогулки

Помощь обучающимся в переодевании.

Помощь в приеме пищи.

Организация отдыха в конце дня (тихий час)

Ведение документации

Четверг

7.00-8.00




8.00-9.00



9.00 – 10.00

Прием обучающихся у родителей.

Обеспечение соблюдений правил техники безопасности.

Помощь в переодевании.

Визуальный осмотр.

Обучение навыкам элементарной коммуникации (участие в утренней зарядке, прием пищи, соблюдение личной гигиены)

Наблюдение за психофизическим состоянием.

Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса.

Мотивирование процесса обучения: похвала, награда.

Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении занятий.

Поддержание ритуального характера образовательного процесса.

Пятница

7.00-8.00





8.00-9.00



9.00 – 10.00









10.30-12.30





12.30-13.30

Прием обучающихся у родителей

Обеспечение соблюдений правил техники безопасности.

Помощь в переодевании.

Визуальный осмотр.

Обучение навыкам элементарной коммуникации (участие в утренней зарядке, прием пищи, соблюдение личной гигиены)

Наблюдение за психофизическим состоянием

Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса.

Мотивирование процесса обучения: похвала, награда.

Отслеживание степени утомляемости обучающихся воспитанника на протяжении занятий.

Поддержание ритуального характера образовательного процесса.

Обучение навыкам коммуникации (работа в группе с педагогом, работа в группе с детьми)

Сопровождения обучающихся на прогулке.

Обучение навыкам коммуникации (игра с детьми на прогулке, умнее ходить за руку, соблюдение границ площадки)

Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении прогулки

Помощь воспитанникам в переодевании.

Помощь в приеме пищи.

Организация отдыха в конце дня (тихий час)

Ведение документации

Консультативная работа.


0.5 ставки - 18 часов












































0.5 ставки - 18 часов



2022