муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 8»
344049, г. Ростова-на-Дону email: [email protected]
Ул. Шаповалова , 1ж тел/факс: 310-39-29
Утверждаю
Заведующий МБДОУ №8
____________Т.Л. Кравченко
«___»_______2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЬЮТОРА
Беспаловой Дарьи Анатольевны
на 2022– 2023 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ | |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.1.1. | Цели и задачи Программы | |
1.1.2. | Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.2. | Особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов | |
1.3 | Планируемые результаты | |
1.3.1. | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования | |
1.4. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Общие положения | |
2.2. | Описание направлений образовательной деятельности в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей- инвалидов | |
2.3. | Взаимодействие с педагогическими работниками | |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Планирование образовательной деятельности | |
3.2. | Режим дня и распорядок | |
3.3. | Перечень нормативных и нормативно-методических документов | |
| Приложение 1. Циклограмма деятельности тьютора | |
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.
Дошкольное образование – это первая ступень образования, призванная обеспечить социальную адаптацию обучающегося, содействовать его личностному, общественному и гражданскому самоопределению. Получение дошкольного образования является неотъемлемым условием эффективности дальнейшего образовательного процесса и формирования социально мобильной личности, ясно представляющие потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Поэтому актуальным становится включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную среду.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все, же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть.
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими обучающимися является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого обучающегося.
Группа обучающихся с ОВЗ не однородна, в неё входят обучающиеся с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Диапазон различий в развитии обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными нарушениями развития. От обучающегося, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе обучающихся с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё данной категории.
В соответствии с возможностями и способностями обучающихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, с учетом специфики нарушений и особенностей здоровья каждого обучающегося, разработана Рабочая программа тьютора МБДОУ 8 в соответствии:
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013 № 1014;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО);
(воспитанников) с тяжёлыми нарушениями речи (АОП ДО обучающихся с ТНР);
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающегося с с задержкой психического развития и с учетом психофизических особенностей обучающегося с расстройствами аутистического спектра (АОП ДО для обучающегося с РАС);
-Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающегося с умственной отсталостью;
- Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающегося с задержкой психического развития (АОП ДО для обучающегося с ЗПР).
Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение обучающихся, обеспечивающее связь индивидуальной коррекционной потребности обучающегося и поля возможностей её достижения.
Основные виды деятельности тьютора:
информационное обеспечение (педагоги, родители);
организационная деятельность (педагоги, родители);
учебно-методическая работа (педагоги);
диагностико-аналитическая деятельность (участники образовательных отношений);
коррекционно-развивающая деятельность (обучающиеся, педагоги).
Содержание Программы включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный согласно требований ФГОС ДО.
Целевой раздел определяет ее цели и задачи, принципы.
Содержательный раздел
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), в том числе, детей-инвалидов, в общество.
Организационный раздел описывает систему условий тьюторского сопровождения, необходимых для достижения целей программы, а именно описание:
особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
способов и направлений поддержки детской инициативы;
особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
особенностей режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их специальных образовательных потребностей.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи
Целью Программы является индивидуальное сопровождение обучающегося с ОВЗ, в том числе, ребенка-инвалида, в процессе становления его образовательного маршрута.
Задачи:
создание комфортных условий для нахождения в ДОУ (организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает обучающийся с ОВЗ);
социализация – включение обучающегося в среду сверстников, в формирование положительных межличностных отношений в коллективе;
помощь в усвоении Программы, преодоление затруднений в обучении;
организация сопровождения педагогическими работниками (воспитателем, учителем- логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре). Обеспечение преемственности и последовательности в работе с обучающимся;
осуществление взаимодействия с родителями: включение родителей в процесс обучения; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку; содействие родителям в получении информации об особенностях развития обучающегося, прогноза развития;
оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности обучающегося с ОВЗ.
Принципы и подходы к формированию Программы
Успешность реализации программы будет достигнута при соблюдении следующих принципов:
признание объективности существования индивидуальных особенностей обучающегося с ОВЗ, в том числе, ребенка-инвалида, в образовательном процессе и необходимость включения коррекционной составляющей;
индивидуализации образовательного процесса;
максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
«не навреди», психологический контакт с обучающимся с ОВЗ, в том числе, ребенком- инвалидом, и атмосфера доверия.
Особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов
Список обучающихся, нуждающихся в сопровождении тьютора
№ | Программа | Группа | |
1. | АОП ДО обучающихся с ТНР | Старшая группа Подготовительная к школе группа | 14 детей 2 детей |
2 | АОП ДО обучающегося с ЗПР | Старшая группа | 1 ребенок |
3 | АОП ДО обучающегося с умственной отсталостью | Старшая группа | 1 ребенок |
4 | АОП ДО обучающегося с ЗПР с учетом психофизических особенностей обучающегося с РАС | Подготовительная группа | 1 ребенок |
Характеристика обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов
Характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи I уровня речевого развития У обучающегося с первым уровнем речевого развития речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. |
Характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи II уровня речевого развития В речи обучающегося присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности обучающегося значительно отстают от возрастной нормы. |
Характеристика обучающегося с III уровнем развития речи В речи обучающихся появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. |
Характеристика обучающегося с ЗПР недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью; отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма; недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия; низкая способность к приему и переработке перцептивной информации. с трудом выделяет объект из фона, удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов; - внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, действует импульсивно, часто отвлекается; с трудом переключается с одного задания на другое. испытывает трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций, не умеет обследовать предмет; особые трудности испытывает при овладении представлениями о величине, не выделяет и не обозначает отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина); затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали; нарушение тактильно-двигательного восприятия, что осложняет получение сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь; замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности; отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Память также отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. |
Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. |
Характеристика обучающегося с ЗПР (РАС) недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью; отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма; недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия; низкая способность к приему и переработке перцептивной информации. с трудом выделяет объект из фона, удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов; - внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, действует импульсивно, часто отвлекается; с трудом переключается с одного задания на другое. испытывает трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций, не умеет обследовать предмет; особые трудности испытывает при овладении представлениями о величине, не выделяет и не обозначает отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина); затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали; нарушение тактильно-двигательного восприятия, что осложняет получение сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь; замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности; отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Память также отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. |
Характеристика обучающегося с умственной отсталостью недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью; отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма; недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия; низкая способность к приему и переработке перцептивной информации. с трудом выделяет объект из фона, удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов; - внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, действует импульсивно, часто отвлекается; с трудом переключается с одного задания на другое. |
испытывает трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций, не умеет обследовать предмет; особые трудности испытывает при овладении представлениями о величине, не выделяет и не обозначает отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина); затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали; нарушение тактильно-двигательного восприятия, что осложняет получение сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь; замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности; отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением, письмом. Память также отличается качественным своеобразием. В первую очередь ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. |
Планируемые результаты
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АОП ДО |
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АОП ДО обучающихся (воспитанников) с ТНР К концу данного возрастного этапа обучающийся: обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры; владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1– 9, соотносит их с количеством предметов; - решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения; определяет времена года, части суток; владеет предпосылками овладения грамотой; стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности; имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства, воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; сопереживает персонажам художественных произведений; выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; |
знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. |
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования для обучающегося с легкой степенью интеллектуального нарушения: здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения; благодарить за услугу, за подарок, угощение; адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации; проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям; проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий; адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих; проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемно-практической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач; называть основные цвета и формы); соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией; выполнять задания на классификацию знакомых картинок; быть партнером в игре и в совместной деятельности со знакомыми сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности; знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или разминки в течение дня; самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх; самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы; положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль в детском саду и дома; проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно-гигиеническими навыками; - положительно относиться к труду взрослых и к результатам его труда. |
Целевые ориентиры освоения Программы обучающегося пятого года жизни с задержкой психического развития. Социально-коммуникативное развитие. ребенок взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности; стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого; эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми; сам вступает в общение, использует вербальные средства; в игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создает взрослый; замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого; выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого; использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. Речевое развитие. понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев; различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы; понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов; понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы); проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы; называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок; отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах; отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами; речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность; повторяет двустишья и простые потешки; произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. |
Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития ребенка с РАС проявляет потребность в эмоциональном общении, реагирует на интонации и некоторые обращения взрослого, проявляет избирательное отношение к близким и посторонним людям; использует указательный жест и понимает несколько жестов: указательный, «до свидания», «иди ко мне», «нельзя» и т. п.; реагирует на имя - поворачивается, когда его зовут; различает интонацию поощрения и порицания взрослыми своих действий; в целом коммуникативная активность снижена, требуется стимулирующее воздействие взрослого; во взаимодействии с взрослым пользуется мимикой, жестами, интонацией; может произносить серии одинаковых слогов и повторять за взрослым некоторые звукоподражания и односложные слова, которые уже умеет произносить, иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из лепетных, одинаковых слогов; по просьбе взрослого может показать названный знакомый предмет ближайшего обихода, выполнить простейшие инструкции; познавательная активность недостаточная, но с помощью взрослого обследует разнообразные предметы, манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; непродолжительно слушает детские стишки, песенки, игру на музыкальных инструментах, рассматривает картинки игрушки, интерес к такой деятельности быстро пропадает; - ребенок адаптируется в условиях группы; начинает проявлять самостоятельность в некоторых бытовых и игровых действиях, стремится к результату в своих действиях; осваивает простейшие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. В плане речевого развития: - активно реагирует на простую и 2-х-звенную словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией; понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных; сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.); с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения; способен подражать движениям взрослых в плане общей и мелкой моторики. Осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой, предметами одежды); использует предметы по назначению, но самостоятельные бытовые действия технически несовершенны: плохо пользуется ложкой, редко пытается надеть предметы одежды, чаще ждет помощи взрослого; осваивает действия с предметами: поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, на выключатель, листает страницы книги; нанизывает кольца на пирамидку, но делает это неловко, часто без учета величины; вкладывает в отверстия вкладыши, используя многочисленные практические пробы и примеривание, однако эти действия недостаточно продуктивны и результативны; осваивает предметно-игровые действия – по подражанию и с помощью взрослого сооружает из кубиков постройку, катает машинку, но самостоятельно чаще ограничивается простыми манипуляциями с предметами, быстро теряет к ним интерес; коммуникативная активность снижена, но по инициативе взрослого включается в сотрудничество; использует мимику, жесты, интонации, но они недостаточно выразительны; в совместную деятельность с другими детьми по своей инициативе не включается; |
интерес к окружающим предметам и явлениям снижен, требуется стимуляция со стороны взрослого; ребенок уверенно самостоятельно ходит, переступает через барьеры, поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень, может подпрыгивать, держась за руки взрослого; затрудняется в прыжках на одной ноге; не удерживает равновесие, стоя и в движении; мелкая моторика развита слабо, затруднены тонкие движения, не сформирован «пинцетный захват», не любит играть с мозаикой. ребенок обращает внимание (фиксирует взгляд) рассматривает на взрослого, когда с ним разговаривают; вступает в контакт с взрослыми из ближайшего окружения; дифференцирует с воих» и «чужих»; фиксирует внимание на предмете и/или на его ярких деталях; реагирует на звук, находящийся вне поля зрения; указывает на интересующий его предмет; манипулирует с предметами: постукивает, перекладывает из руки в руку и др.; о витальных потребностях может сигнализировать с обращением ко взрослому; реагирует на словесное обращение, в том числе на обращение по имени; может принимать помощь взрослого и включаться в элементарную совместную деятельность; использует имеющиеся вокализации для контакта с окружающим миром; подражает некоторым движениям взрослого; в зависимости от индивидуальных особенностей развития - умеет передвигаться на четвереньках, сидеть, ходить; у ребенка сформированы стереотипы бытовых навыков; эмоционально позитивно реагирует на короткий тактильный контакт (не во всехслучаях); выражает отказ отталкивая предмет или возвращая его взрослому; самостоятельно выполняет действия с предметами, которые предполагают схожиеоперации (нанизывание колец, вкладывание стаканчиков); завершает задание и убирает материал; разъединяет детали конструктора и др.; оставляет графические следы маркером или мелком (линии, точки, каракули); соединяет крупные части конструктора; обходит, а не наступает на предметы, лежащие на полу; смотрит на картинку, которую показывает взрослый; следует инструкциям «стоп» или «подожди» без других побуждений или жестов; понимает значения слов «да», «нет», использует их вербально или невербально (невсегда); проделывает действия с куклой или машинками (с помощью взрослого); пользуется туалетом; моет руки с помощью взрослого. |
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования.
Оценка качества дошкольного образования (соответствия образовательной деятельности, реализуемой учреждением, заданным требованиям ФГОС ДО и Программы) направлена, в первую очередь, на оценивание созданных учреждением условий образовательной деятельности, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление учреждением.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности учреждения на основе достижения обучающимися с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
В Программе предусмотрена система мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
карты развития обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов.
В соответствии с ФГОС ДО и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности:
поддерживает ценности развития и позитивной социализации обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
учитывает факт разнообразия путей развития обучающихся;
ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов учреждения в соответствии:
с разнообразием вариантов развития обучающегося в дошкольном детстве,
разнообразием вариантов образовательной среды,
На уровне учреждения система оценки качества реализации Программы решает задачи:
повышения качества реализации программы дошкольного образования;
реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам Программы;
обеспечения объективной экспертизы деятельности учреждения в процессе оценки качества Программы;
задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития учреждения.
Важнейшим элементом обеспечения качества дошкольного образования в учреждении является оценка качества психолого- педагогических условий реализации Программы в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне учреждения.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют родители (законные представители) воспитанника и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности учреждения.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Общие положения
В содержательном разделе представлены:
описание направлений образовательной деятельности в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов;
описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально- психологических особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений их развития.
В группе общеразвивающей направленности осуществляется реализация Программы, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
При включении воспитанника в группу общеразвивающей направленности, его образование осуществляется по Программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и заявлением родителя (законного представителя).
Описание направлений образовательной деятельности в соответствии с особенностями обучающихся с ОВЗ, в том числе, детей- инвалидов
№ | Направление | Участники образовательных отношений | Содержание деятельности |
1. | Информационное обеспечение | Педагоги | Оформление документации, создание и пополнение сайта, пополнение нормативно-правовой и методической базы, консультации для педагогов, родителей. Подготовить информационную базу, материал для консультации |
2 | Организационная деятельность | Помочь в усвоении Программы, преодолении трудностей в обучении. | Сопровождение обучающегося на занятиях, социализация обучающегося. |
3. | Учебно- методическая работа | Ведение рабочей документации | Ведение дневника наблюдений, индивидуальные консультации с педагогами |
4. | Диагностико- аналитическая деятельность | Провести диагностику и анализ развития обучающихся | Пополнение и корректировка данных по обучающимся с ОВЗ, наблюдение за его поведением в разных видах деятельности (общение со взрослыми, со сверстниками, игра, детский труд и самообслуживание, |
изобразительная и конструктивная деятельность) | |
5. | Коррекционно- развивающая деятельность | Способствовать полноценному психическому и личностному развитию обучающегося. | Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих игр и упражнений. Проведение упражнений по рекомендациям педагогов. |
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации Программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в детском саду осуществляется широкий доступ обучающегося и его родителей к информационно-методическим фондам детского сада (библиотека, дидактические материалы специалистов сопровождения, информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к данным об учреждениях, осуществляющих специализированную помощь.
Также уделяется внимание информационно-просветительской деятельности по вопросам образования родителей обучающегося и педагогических работников. Информационные мероприятия проводятся в форме родительских собраний и информационных стендов.
Консультативный блок
Цель консультативной работы – обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
Участники консультативной деятельности: педагогические работники МАДОУ № 18, обучающиеся, родители (законные представители).
Мероприятия: индивидуальные и групповые тематические консультации, выступления на методических объединениях воспитателей, участие в заседаниях ППк, выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
Основными формами тьюторского сопровождения являются индивидуальные и групповые консультации. При выборе конкретной формы обязательно должно соблюдаться требование гибкости и вариативности по отношению к обучающемуся.
Коррекционный блок
Формирование навыков самообслуживания | Сюжетно-ролевые игры Тематические беседы Пример Указания Объяснение Рассматривание иллюстраций ИКТ-технологии Мнемотаблица | Самостоятельное соблюдение режимных моментов. Соблюдение правил поведения. |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | Сформированность навыков самообслуживания. |
Владение навыками коммуникации | Выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. |
Взаимодействие с педагогическими работниками
Функция | Специалист | Роль тьютора. |
Трансляция знаний | Воспитатель | Адаптирует задания для конкретного обучающегося |
Душевное здоровье. | | Опирается на сильные стороны обучающегося. |
Преодоление | Педагог- | Использует психологические особенности как ресурс. |
трудностей в обучении. | психолог | Учитывая дефект, опирается на интересы обучающегося. |
Социализация | | Актуализирует положительные стороны личности обучающегося, содействует социализации в |
| | детском коллективе. |
Речевое развитие | Учитель-логопед | Закрепляет полученные навыки совместно с родителями |
Технологии сопровождения
№ | Вид деятельности | Срок |
1 | составление банка данных обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; проведение диагностик, наблюдение; посещение занятий; индивидуальные консультации; консультации с воспитателями; психологом, логопедом. консультации для родителей | Сентябрь |
2 | проведение диагностик, наблюдение; составление индивидуальных маршрутов для обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; составление маршрутных листов для обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; посещение занятий; проверка посещаемости обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; индивидуальные консультации для родителей; консультации с воспитателями; индивидуальные и групповые коррекционные занятия. | Сентябрь Октябрь |
3 | наблюдение; индивидуальное сопровождение обучающихся; заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; составление портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; уточнение индивидуальных маршрутов; проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; консультации с воспитателями; консультации для родителей; - индивидуальные и групповые коррекционные занятия | Ноябрь |
4 | наблюдение; индивидуальное сопровождение обучающихся, подготовка материалов к ППк; заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; проверка посещаемости обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; консультации с воспитателями; консультации для родителей; организация встреч с педагогом-психологом; организация родительского собрания; индивидуальные и групповые коррекционные занятия | Декабрь |
5 | наблюдение; индивидуальное сопровождение обучающихся; групповые занятия; заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; пополнение портфолио на обучащихся, охваченных тьюторским сопровождением; индивидуальные и групповые коррекционные занятия; мониторинг состояния здоровья обучающихся (консультации специалистов); предварительный анализ программы коррекционной работы. | Январь |
6 | наблюдение; индивидуальное сопровождение обучающихся; заполнение маршрутных листов на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением; консультации с воспитателями; индивидуальные и групповые коррекционные занятия; консультации для родителей. | Февраль |
7 | наблюдение; индивидуальное сопровождение обучающихся; заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; консультации с воспитателями; консультации для родителей; мониторинг индивидуальных достижений (подготовка к ПМПК и ППк). | Март |
8 | наблюдение; индивидуальное сопровождение обучающихся; заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением; пополнение портфолио на обучающихся, охваченных тьюторским сопровождением. | Апрель |
9 | наблюдение; индивидуальное сопровождение учащихся в период прохождения ПМПК и ППк; подведение итогов индивидуального мониторинга; составление программы сопровождения на новый учебный год; родительское собрание; анализ работы; оформление и представление результатов работы | Май |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Планирование образовательной деятельности
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса как одно из основных условий реализации Программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации.
Для обучающихся с ОВЗ, том числе, детей-инвалидов, предусмотрены занятия по коррекции недостатков сенсорных, двигательных, речевых и психических функций.
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.
Выделяются следующие формы работы: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, в соответствии с медицинскими показаниями.
Режим дня и распорядок
При осуществлении режимных моментов учитываются также индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, том числе, детей-инвалидов. Чем ближе к индивидуальным особенностям обучающегося режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Распорядок дня учреждения соответствует возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ, том числе, детей-инвалидов и способствует их гармоничному развитию.
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 28 июня 2014 года).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293
«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. N664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. N 2/15)).
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (раздел
«Коррекционная и инклюзивная педагогика»).
Приложение
Циклограмма рабочего времени
Тьютор
на 2022-2023 учебный год
День недели | Время | Вид деятельности |
Понедельник | 7.00-8.00 8.00-9.00 9.00 – 10.00 | Прием обучающихся у родителей Обеспечение соблюдений правил техники безопасности. Помощь в переодевании. Визуальный осмотр. Обучение навыкам элементарной коммуникации (участие в утренней зарядке, прием пищи, личная гигиена) Наблюдение за психофизическим состоянием Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса. Мотивирование процесса обучения: похвала, награда. Отслеживание степени утомляемости обучающихся. Поддержание ритуального характера образовательного процесса. |
Вторник | 7.00-8.00 8.00-9.00 9.00 – 10.00 | Прием обучающихся у родителей. Обеспечение соблюдений правил техники безопасности. Помощь в переодевании. Визуальный осмотр. Обучение навыкам элементарной коммуникации (участие в утренней зарядке, прием пищи, личная гигиена) Наблюдение за психофизическим состоянием. Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса. Мотивирование процесса обучения: похвала, награда. Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении занятий. Поддержание ритуального характера образовательного процесса. |
Среда | 9.30 – 10.30 10.30-12.30 12.30-13.30 | Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса. Мотивирование процесса обучения: похвала, награда. Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении занятий. Поддержание ритуального характера образовательного процесса. Помощь обучающимся в переодевании. Сопровождения обучающихся на прогулке. Обучение навыкам коммуникации (игра с детьми на прогулке, умнее ходить за руку, соблюдение границ площадки) Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении прогулки Помощь обучающимся в переодевании. Помощь в приеме пищи. Организация отдыха в конце дня (тихий час) Ведение документации |
Четверг | 7.00-8.00 8.00-9.00 9.00 – 10.00 | Прием обучающихся у родителей. Обеспечение соблюдений правил техники безопасности. Помощь в переодевании. Визуальный осмотр. Обучение навыкам элементарной коммуникации (участие в утренней зарядке, прием пищи, соблюдение личной гигиены) Наблюдение за психофизическим состоянием. Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса. Мотивирование процесса обучения: похвала, награда. Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении занятий. Поддержание ритуального характера образовательного процесса. |
Пятница | 7.00-8.00 8.00-9.00 9.00 – 10.00 10.30-12.30 12.30-13.30 | Прием обучающихся у родителей Обеспечение соблюдений правил техники безопасности. Помощь в переодевании. Визуальный осмотр. Обучение навыкам элементарной коммуникации (участие в утренней зарядке, прием пищи, соблюдение личной гигиены) Наблюдение за психофизическим состоянием Помощь педагогу в подготовке и организации образовательного процесса. Мотивирование процесса обучения: похвала, награда. Отслеживание степени утомляемости обучающихся воспитанника на протяжении занятий. Поддержание ритуального характера образовательного процесса. |
Обучение навыкам коммуникации (работа в группе с педагогом, работа в группе с детьми) Сопровождения обучающихся на прогулке. Обучение навыкам коммуникации (игра с детьми на прогулке, умнее ходить за руку, соблюдение границ площадки) Отслеживание степени утомляемости обучающихся на протяжении прогулки Помощь воспитанникам в переодевании. Помощь в приеме пищи. Организация отдыха в конце дня (тихий час) Ведение документации Консультативная работа. |
0.5 ставки - 18 часов
0.5 ставки - 18 часов
2022