Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 13»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО воспитателей Зам. директора по УВР Директор КГКОУ ШИ 13
протокол № 1 __________ О.П.Потехина ____________ Н.В. Линькова
от «____»___________2017 г. «____»__________2017 г. «____»___________2017 г. .
Рабочая программа
«Цветущий сад в доме»
Составитель: воспитатель Панюшкина Т.А.
2017 год
Пояснительная записка.
Практически в каждом доме найдется несколько растений, или хотя бы один комнатный цветок. И даже не важно какой. Может это какое-то экзотическое деревце, вечнозеленое растение или обычная фиалка, но самое главное – оно есть. Существует такое выражение: «Комнатные растения – это наши зеленые друзья», но не все до конца понимают его значение. Уже давно было доказано, что наличие в комнате растения – это очень хорошо, причем не только с эстетической точки зрения. Растения способны оздоровить и освежить микроклимат в закрытом помещении. А некоторые врачи настоятельно рекомендуют обзаводиться комнатными растениями, потому что они способны поглощать углекислый газ, а вместо него выделять кислород. Таким образом, улучшается самочувствие, повышается работоспособность и наблюдается энергетический подъем. Еще одной интересной особенностью комнатных растений является возможность испарять влагу при помощи своих листьев, тем самым увлажняя воздух в помещении. За счет этого в комнате создается весьма благоприятный микроклимат для ее обитателей.
Но полезны комнатные растения не только со своей функциональной стороны, а еще и духовной. Как известно, большинство растений именно зеленого цвета. Ни для кого не секрет, что зеленый цвет обладает и некоторыми успокаивающими свойствами, благотворно действует на психику и внутреннее состояние человека, оказывает расслабляющее воздействие.
Комнатные и декоративные растения – это кусочек живой природы у нас дома. Любовь к комнатным цветам в раннем возрасте способствует восприятию и пониманию красоты природы, развивает любовь к родной земле. Лучших результатов в воспитании любви к природе, к растениям можно добиться только путем привития навыков выращивания и ухода за цветами. Программа «Цветущий сад в доме» рассчитана на младший возраст учащихся, так как именно с младшего школьного возраста нужно начинать воспитывать бережное отношение к природе. Дети не просто любуются красивыми растениями, они учатся преображать окружающий мир в лучшую сторону, оберегать природную красоту. Со временем любители цветов могут стать истинными природолюбами, профессионалами или просто неравнодушными людьми.
Педагогическая целесообразность программы «Цветущий сад в доме» состоит в том, что комнатные и декоративные растения в образовательном учреждении являются частичкой живой природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового, экологического воспитания.
Актуальность программы:
Знакомство и работа с комнатными и декоративными растениями способствует развитию умственно отсталого ребенка в различных направлениях - это и экологическое образование обучающихся - формирование трепетного отношения к природе, а также формирование у детей положительных нравственных и трудовых качеств личности. В ходе реализации программы у учащихся расширяется кругозор, они получают представление о богатстве мира природы, воспитываются чувства ответственности, проявляется интерес к работе.
Цели программы:
Задачи программы:
обогащать знания детей о растениях дома и сада.
воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними
прививать навыки выращивания и самостоятельного ухода за растениями,
развивать наблюдательность,
формировать ответственное отношение к труду.
воспитывать доброту и отзывчивость.
Реализация программы основывается на следующих принципах:
Методы, используемые при реализации программы:
метод наблюдений
словесный (беседа, рассказ)
наглядный (показ комнатных растений, видео и мультимедийных материалов, иллюстраций)
практический (практический уход за растениями).
Формы организации занятий по программе:
Учитывая особенности умственно отсталых детей, для успешного освоения программы используются комплексные занятия, включающие знакомство с теоретическим материалом о комнатных и декоративных растениях и практическую деятельность детей, экскурсии и т.п.
В проведении занятий используются и групповые и коллективные формы работы, а также индивидуальный подход.
Данная программа рассчитана на 1 год и включает в себя 34 занятия. Продолжительность занятии 40 минут
Ожидаемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Общение с природой благотворно влияет на психику ребёнка, делает его добрее, внимательнее к окружающему миру.
Благодаря работе с растениями, требующими бережного отношения, у ребят будет развиваться внимание, наблюдательность, трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.
У обучающихся накопится опыт сдерживания в поведении негативных поступков по отношению к растениям.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся правильно ухаживать за цветами:
Практическим результатом учебного года станет «мини - цветущий сад на подоконнике» из растений, изучаемых на внеклассных занятиях.
Календарно – тематический план «Цветущий сад в доме»
№ п/п | Тема занятия | Практическая работа | Кол-во часов | Дата | |
1. | Вводное занятие. Строение растения. | Рассмотрение цветов в классе и группе. Сравнение. | 1 | 07.09 | |
2. | Как растут комнатные растения. | Полив. | 1 | 14.09 | |
3. | Доктор на нашем подоконнике. Алоэ, Толстянка , Каланхое. | Пересадка Толстянки и Каланхое. | 1 | 21.09. | |
4. | Борьба с вредителями. | Работа по выявлению болезней и вредителей. Опрыскивание | 1 | 28.09 | |
5. | Игровая программа: «Умелый цветовод» | Практические конкурсы | 1 | 12.10 | |
Раздел 2. Новые комнатные растения. | |
6. | Растения в интерьере. | Размещение растений в группе. | 1 | 19.10 | |
7. | Растения в зимних садах, теплицах, оранжереях. | Игра «Отличие и сходство в уходе за растениями» | 1 | 26.10 | |
8. | Экскурсия в цветочный магазин. | Покупка комплексных удобрений. | 1 | 09.11 | |
9. | Нужна ли растениям подкормка? | Подкормка растений в группе и в доме. | 1 | 16.11 | |
10. | Профессия «Цветовод». | Практическая игра: «Я работаю в теплице». | 1 | 23.11 | |
11. | «Единственный в мире Рео» | Рисование | 1 | 30.11 | |
12. | Рео. | Посадка | 1 | 07.12 | |
13. | Рео. Легенды. | Лепка по сюжету легенды. | 1 | 14.12 | |
14. | Антуриум. Сказка о мужском счастье. | Аппликация. | 1 | 21.12 | |
15. | Антуриум | Посадка. | 1 | 11.01 | |
16. | Зигакактус. Миф о холодной Африке. | Игра «Такие разные кактусы» | 1 | 18.01 | |
17. | Зигакактус | Лепка из пластилина | 1 | 25.01 | |
18. | Зигакактус | Пересадка. | 1 | 01.02 | |
19. | Практическая работа по уходу за цветами. | Полив, рыхление, опрыскивание, уборка сухих листьев. | | 08.02 | |
21. | Хлорофитум. Одно из необходимых растений. | Рисование с натуры. | 1 | 15.02 | |
22. | Хлорофитум | Пересадка. | | 22.02 | |
23. | Хлорофитум | Поделка из пластиковых бутылок. | 1 | 01.03 | |
24. | Кливия. Цветок при дворе королевы Британии. | Рисование. | 1 | 15..03 | |
25. | Кливия. | Перевалка. | 1 | 22.03 | |
26. | Кливия. | Поделка из пластиковой бутылки. | 1 | 05.04 | |
27. | Бегония. Разновидности. | Сравнение известных видов. | 1 | 12.04 | |
28. | Бегония Клеопатра. Невероятная красота листьев. | Рисование с натуры. | 1 | 19.04 | |
29. | Бегония Клеопатра. | Пересадка. | 1 | 26.04 | |
30. | Герань душистая. Такое полезное растение. | Рисование с натуры. | 1 | 10.05 | |
Раздел 4.Подведение итогов. | |
|
|
| |
31. | Лэпбук на тему: Интересные факты о растениях. | Составление лэпбука. | 1 | 17.05 |
|
32. | Итоговое занятие. | Выставка альбомов, поделок, рисунков, фотографий и тд. | 1 | 24.05 |
|
| Итог. |
| 34 | |
|
Литература:
Е.Н. Журкова. Комнатные растения.
Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко. Как вырастить цветы.
Т. М. Клевенская. Цветы в интерьере.
В. Чуб. Комнатные растения.
Н. М. Верзилин. Путешествие с комнатными растениями.
Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник Комнатные растения в школе.
Г. Е. Киселев. Цветоводство.
П. И. Левданская, А. С. Мерлю. Комнатные цветочные.
растения.
С.В.Родионова. Все о цветах.