СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Коррекционные занятия» для учащихся 5-6 классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Коррекционные занятия» для учащихся 5-6 классов»

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа №2»


РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы______И.Ю.Зубкова

протокол от ______________О.В.Ломова приказ от _________________

____________№____ _______________________ №____________



Рабочая программа

учебного курса

«Коррекционные занятия»

для учащихся 5-6 классов

на 2021/2022учебный год







Составитель:

Т.В. Липова, учитель-логопед















Барнаул, 2021

Актуальность программы:


Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются специальные /коррекционные/ школы, в которых осуществляется обучение и подготовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых логопедом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся коррекционной школы 8 вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ для обучающихся 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 5 к 7 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.



Цель реализации программы:

Коррекция индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов.


Задачи программы:

  • изучать динамическую структуру познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развития;

  • стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;

  • формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;

  • развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;

  • содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;

  • развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;

  • развивать воображение;

  • развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;

  • способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.


  • развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).



Принципы реализации программы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.


Количество учебных часов

  • 5 класс: учебный год - 70 часов, в неделю -2 часа

  • 6 класс: учебный год - 70 часов, в неделю -2часа

  • 7 класс: учебный год - 35 часов, в неделю -1 час



Основания для разработки программы

  • Закон об образовании РФ.

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Федеральная программа развития образования. 2000г.

  • Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.


Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,

психологического обследования


Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных

особенностей детей


Программа составлена для обучающихся 5-7 классов (VIII вида)



Форма реализации программы:

  • Беседы, опросы, тесты.

  • Коррекционно-развивающие занятия.



Организация занятий:

Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем – дефектологом во второй половине дня. Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-5 человек). Индивидуальные занятия целесообразны в случае возникновения затруднений у учащихся с выполнением конкретных заданий-упражнений.

Планирование занятий осуществляется из расчёта 35 занятий в год, занятия направлены на коррекцию и развитие познавательной сферы и коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 1-2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 30-35 минут.


Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.


Критерии эффективности занятий:

Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.

Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.

Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется детский вариант методики Д.Векслера; для отслеживания динамики познавательных процессов - методика Л.А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Для отслеживания характера изменения эмоционально-волевой сферы – методика Тэммл, Дорки, Амен и цветовой тест Люшера.


Предполагаемый положительный результат:

У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

  • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;

  • совершенствуется фонематический слух;

  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;

  • развитие мышления.


Предполагаемый отрицательный результат:

Неудача в работе с определенными детьми, что связано с негативизмом этих детей к групповой работе и нехватка времени для более полного контакта с ними. С такими учащимися рекомендуется проведение индивидуальной дополнительной работы.


Прогнозируемый результат:

Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.


Форма работы:

групповая, индивидуальная и п/группам.


Основные методы:

игры, упражнения.


Продолжительность  занятия:

30 - 35 мин.


Проведение занятий:

Один-два раза в неделю.


Количество человек:

4–5 человек.


























Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий в 5 классе

(2 занятия в неделю)

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ДАТА

1

Гласные звуки

4


1.1

Слогообразующая роль гласного звука

2


1.2

Ударение. Безударная гласная

2


2

Согласные звуки

6


2.1

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю, ь


2



2.2

Разделительный Ъ

2


2.3

Звонкие и глухие согласные

2


3

Работа на морфологическом уровне

22


3.1

Корень слова. Подбор однокоренных слов

2


3.2

Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок

2


3.3

Образование новых слов с помощью суффиксов

2


3.4

Имя существительное

2


3.5

Имена существительные собственные и нарицательные

2


3.6

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

2


3.7

Род существительных

2


3.8

Изменение существительных по числам

2


3.9

Изменение существительных по падежам

6


4

Работа на синтаксическом уровне

20


4.1

Согласование существительного с глаголом в роде и числе

2


4.2

Согласование прилагательного в роде и числе

2


4.3

Выделение главных и второстепенных членов предложения

2


4.4

Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные)


4



4.5

Конструирование простых предложений с однородными членами

4


4.6

Упражнения в составлении предложений из данных слов

6


5

Развитие речи

18


5.1

Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений


2



5.2

Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений


2


5.3

Пересказы текстов: подробный пересказ

2


5.4

Пересказы текстов: выборочный пересказ

2


5.5

Пересказы текстов: краткий пересказ

2


5.6

Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии

2


5.7

Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу


2



5.8

Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам

4



Всего за год:

70


















Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий в 6 классе

(2 занятия в неделю)

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ДАТА

1

Гласные звуки

4


1.1

Слогообразующая роль гласного звука

2


1.2

Ударение. Безударная гласная

2


2

Согласные звуки

6


2.1

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю, ь


2



2.2

Разделительный Ъ

2


2.3

Звонкие и глухие согласные

2


3

Работа на морфологическом уровне

22


3.1

Корень слова. Подбор однокоренных слов

2


3.2

Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок

2


3.3

Образование новых слов с помощью суффиксов

2


3.4

Имя существительное

2


3.5

Имена существительные собственные и нарицательные

2


3.6

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

2


3.7

Род существительных

2


3.8

Изменение существительных по числам

2


3.9

Изменение существительных по падежам

6


4

Работа на синтаксическом уровне

20


4.1

Согласование существительного с глаголом в роде и числе

2


4.2

Согласование прилагательного в роде и числе

2


4.3

Выделение главных и второстепенных членов предложения

2


4.4

Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные)


4



4.5

Конструирование простых предложений с однородными членами

4


4.6

Упражнения в составлении предложений из данных слов

6


5

Развитие речи

18


5.1

Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений


2



5.2

Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений


2


5.3

Пересказы текстов: подробный пересказ

2


5.4

Пересказы текстов: выборочный пересказ

2


5.5

Пересказы текстов: краткий пересказ

2


5.6

Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии

2


5.7

Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу


2



5.8

Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам

4



Всего за год:

70









23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!