Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы______И.Ю.Зубкова
протокол от ______________О.В.Ломова приказ от _________________
____________№____ _______________________ №____________
Рабочая программа
учебного курса
«Коррекционные занятия»
для учащихся 5-6 классов
на 2021/2022учебный год
Составитель:
Т.В. Липова, учитель-логопед
Барнаул, 2021
Актуальность программы:
Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются специальные /коррекционные/ школы, в которых осуществляется обучение и подготовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.
Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых логопедом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся коррекционной школы 8 вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ для обучающихся 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 5 к 7 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
Цель реализации программы:
Коррекция индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов.
Задачи программы:
изучать динамическую структуру познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развития;
стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;
формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;
развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;
содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;
развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;
развивать воображение;
развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;
способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Принципы реализации программы:
Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Количество учебных часов
5 класс: учебный год - 70 часов, в неделю -2 часа
6 класс: учебный год - 70 часов, в неделю -2часа
7 класс: учебный год - 35 часов, в неделю -1 час
Основания для разработки программы
Закон об образовании РФ.
Конвенция о правах ребёнка
Федеральная программа развития образования. 2000г.
Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения,
психологического обследования
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных
особенностей детей
Программа составлена для обучающихся 5-7 классов (VIII вида)
Форма реализации программы:
Организация занятий:
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем – дефектологом во второй половине дня. Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-5 человек). Индивидуальные занятия целесообразны в случае возникновения затруднений у учащихся с выполнением конкретных заданий-упражнений.
Планирование занятий осуществляется из расчёта 35 занятий в год, занятия направлены на коррекцию и развитие познавательной сферы и коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 1-2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 30-35 минут.
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Критерии эффективности занятий:
Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.
Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.
Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется детский вариант методики Д.Векслера; для отслеживания динамики познавательных процессов - методика Л.А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Для отслеживания характера изменения эмоционально-волевой сферы – методика Тэммл, Дорки, Амен и цветовой тест Люшера.
Предполагаемый положительный результат:
У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:
увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
совершенствуется фонематический слух;
развитие произвольного и непроизвольного внимания;
развитие мышления.
Предполагаемый отрицательный результат:
Неудача в работе с определенными детьми, что связано с негативизмом этих детей к групповой работе и нехватка времени для более полного контакта с ними. С такими учащимися рекомендуется проведение индивидуальной дополнительной работы.
Прогнозируемый результат:
Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
Форма работы:
групповая, индивидуальная и п/группам.
Основные методы:
игры, упражнения.
Продолжительность занятия:
30 - 35 мин.
Проведение занятий:
Один-два раза в неделю.
Количество человек:
4–5 человек.
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий в 5 классе
(2 занятия в неделю)
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО | ДАТА |
1 | Гласные звуки | 4 | |
1.1 | Слогообразующая роль гласного звука | 2 | |
1.2 | Ударение. Безударная гласная | 2 | |
2 | Согласные звуки | 6 | |
2.1 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю, ь | 2 | |
2.2 | Разделительный Ъ | 2 | |
2.3 | Звонкие и глухие согласные | 2 | |
3 | Работа на морфологическом уровне | 22 | |
3.1 | Корень слова. Подбор однокоренных слов | 2 | |
3.2 | Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок | 2 | |
3.3 | Образование новых слов с помощью суффиксов | 2 | |
3.4 | Имя существительное | 2 | |
3.5 | Имена существительные собственные и нарицательные | 2 | |
3.6 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 2 | |
3.7 | Род существительных | 2 | |
3.8 | Изменение существительных по числам | 2 | |
3.9 | Изменение существительных по падежам | 6 | |
4 | Работа на синтаксическом уровне | 20 | |
4.1 | Согласование существительного с глаголом в роде и числе | 2 | |
4.2 | Согласование прилагательного в роде и числе | 2 | |
4.3 | Выделение главных и второстепенных членов предложения | 2 | |
4.4 | Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные) | 4 | |
4.5 | Конструирование простых предложений с однородными членами | 4 | |
4.6 | Упражнения в составлении предложений из данных слов | 6 | |
5 | Развитие речи | 18 | |
5.1 | Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений | 2 | |
5.2 | Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений | 2 | |
5.3 | Пересказы текстов: подробный пересказ | 2 | |
5.4 | Пересказы текстов: выборочный пересказ | 2 | |
5.5 | Пересказы текстов: краткий пересказ | 2 | |
5.6 | Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии | 2 | |
5.7 | Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу | 2 | |
5.8 | Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам | 4 | |
| Всего за год: | 70 | |
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий в 6 классе
(2 занятия в неделю)
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО | ДАТА |
1 | Гласные звуки | 4 | |
1.1 | Слогообразующая роль гласного звука | 2 | |
1.2 | Ударение. Безударная гласная | 2 | |
2 | Согласные звуки | 6 | |
2.1 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю, ь | 2 | |
2.2 | Разделительный Ъ | 2 | |
2.3 | Звонкие и глухие согласные | 2 | |
3 | Работа на морфологическом уровне | 22 | |
3.1 | Корень слова. Подбор однокоренных слов | 2 | |
3.2 | Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок | 2 | |
3.3 | Образование новых слов с помощью суффиксов | 2 | |
3.4 | Имя существительное | 2 | |
3.5 | Имена существительные собственные и нарицательные | 2 | |
3.6 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 2 | |
3.7 | Род существительных | 2 | |
3.8 | Изменение существительных по числам | 2 | |
3.9 | Изменение существительных по падежам | 6 | |
4 | Работа на синтаксическом уровне | 20 | |
4.1 | Согласование существительного с глаголом в роде и числе | 2 | |
4.2 | Согласование прилагательного в роде и числе | 2 | |
4.3 | Выделение главных и второстепенных членов предложения | 2 | |
4.4 | Конструирование простых предложений (нераспространенные, распространенные) | 4 | |
4.5 | Конструирование простых предложений с однородными членами | 4 | |
4.6 | Упражнения в составлении предложений из данных слов | 6 | |
5 | Развитие речи | 18 | |
5.1 | Работа с деформированным текстом: составление рассказов из данных вразброс предложений | 2 | |
5.2 | Работа с деформированным текстом: составление двух рассказов из данных вразброс предложений | 2 | |
5.3 | Пересказы текстов: подробный пересказ | 2 | |
5.4 | Пересказы текстов: выборочный пересказ | 2 | |
5.5 | Пересказы текстов: краткий пересказ | 2 | |
5.6 | Творческие пересказы: составление рассказов по аналогии | 2 | |
5.7 | Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу | 2 | |
5.8 | Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам | 4 | |
| Всего за год: | 70 | |
| | | |
23